По Иоанну 13 глава

Евангелие по Иоанну
Открытый перевод → В переводе Лутковского

 
 

Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел Егo час и Он должен перейти из этого мира к Отцу, и любя своих в этом мире, открыл им совершенство Своей любви.
 
А накануне праздника Пасхи,1 зная, что приближается время, когда Он покинет этот мир и возвратится к Отцу, Иисус, Который любил (учеников) Своих, остающихся в этом мире, до конца раскрыл им силу любви Своей.

Во время ужина, когда Дьявол уже внушил мысль Иуде, сыну Шимона из Карийота, выдать Иисуса,
 
И вот во время ужина, когда диавол уже склонил сердце Иуды, сына Симона Искариота, к тому, чтобы предать Его,

Тот, зная, что Отец дал ему власть надо всем и что, придя от Бога, Он к Богу уходит,
 
Иисус, зная, что Отец всё предоставил решать Ему Самому и что Он Сам, придя от Бога, к Богу и возвращается,

встал из-за стола, снял верхнюю одежду и подпоясался полотенцем.
 
поднялся из-за стола, снял верхнюю одежду и, взяв полотенце, перепоясался им.

Затем, наполнив водой умывальную чашу, Он начал омывать ноги ученикам и вытирать полотенцем.
 
Затем, налив воды в таз для омовения, Он стал омывать ноги ученикам Своим и вытирать полотенцем, которым был перепоясан.

Когда очередь дошла до Шимона Петра, тот Его спросил: — Ты, господин мой, собираешься омыть ноги мне?
 
2 И так, подходит Он к Симону Петру, а тот говорит Ему: Господи, Тебе ли мыть ноги мои?

Иисус ответил: — Что Я делаю, тебе сейчас не понять, поймешь потом.
 
В ответ Иисус сказал ему: сейчас ты не догадываешься о том, что Я делаю, но после поймешь это.

Петр говорит: — Ни за что не дам Тебе омыть мои ноги! Иисус ответил: — Если Я не омою тебя, не будет у тебя общей доли со Мной.
 
Петр говорит Ему: да не будет того вовеки, чтобы Ты мыл ноги мои! Иисус же ответил ему: если Я не омою тебя, ты не достоин быть рядом со Мною.

Шимон Петр воскликнул: — Господин мой, тогда не только ноги — омой мне и руки и голову!
 
Симон Петр говорит Ему: Господи, тогда не только ноги омой мне, но и руки, и голову.

Иисус ответил: — Омывшийся целиком больше не нуждается в омовениях, он совершенно чист. Так что вы чисты, но не все.
 
Иисус говорит ему: омытому если и нужно что омыть, то только ноги, ибо он весь чист; и вы чисты, но не все.

Он знал, кто выдаст Его, а потому и добавил: «Вы не все чисты».
 
Это Он потому сказал: не все вы чисты, — что знал, кто предаст Его.

Итак, омыв им ноги и одевшись, Он снова возлег за столом и сказал: — Понятно ли вам, что Я сделал?
 
А когда он омыл ноги их и надел одежду Свою, то вновь сел за стол и сказал им: знаете ли вы, что такое Я сделал вам?

Вы почетаете меня Учителем и Господином и верно делаете, ибо так оно и есть.
 
Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно делаете, ибо так оно и есть.

Но если Я, Господин и Учитель, омыл вам ноги, то и вы должны омывать ноги друг другу.
 
Итак, если Я, Господь и Учитель, омыл вам ноги, то и вы должны омывать ноги друг другу.

Я вам подал пример: как Я поступил, так поступайте и вы.
 
Я подал вам пример, чтобы вы относились друг к другу так же, как и Я отношусь к вам.

Истинно, истинно говорю вам: раб не превосходит своего господина, и вестник — пославшего его.
 
Уверяю вас: раб не более значителен, чем господин его, и посланник не более значителен, чем тот, кто послал его.

Теперь вы это знаете. Благословенны вы, когда так и поступаете!
 
Блаженны вы, если, зная это, вы и поступать будете так же.

Я говорю не о всех вас, Я знаю тех, кого выбрал. Но должны исполниться слова Писания: «Кто ест со мной хлеб, тот против меня замышляет недоброе».
 
Говорю же не о всех вас, ибо Я знаю, кого избрал. Но да сбудутся слова, сказанные в Писании: кто ел хлеб вместе со Мною, тот решил повергнуть Меня. (Пс 40:10)

Я говорю вам об этом сейчас, до того как это случилось, чтобы, когда случится, вы поверили, что Я — это Я.
 
Говорю вам о том прежде, чем оно сбылось, дабы, когда это сбудется, вы удостоверитесь, что Я Тот, Кто Я есть. (Втор 32:39)

Истинно, истинно говорю вам: кто принимает посланного Мной, тот Меня принимает, а кто Меня принимает, тот принимает Пославшего Меня.
 
Уверяю вас: кто принимает посланника Моего, тот Меня принимает, а кто Меня принимает, тот принимает Того, Кто послал Меня.

Сказав это, Иисус внутренне содрогнулся и изрек: — Истинно, истинно говорю вам: один из вас меня выдаст.
 
После этого Иисус со скорбью душевной пояснил сказанное: уверяю вас: один из вас предаст Меня.

Ученики посмотрели друг на друга, не понимая, о ком Он говорит.
 
Ученики же, переглядываясь друг с другом, недоумевали, о чём Он говорит.

Рядом с Иисусом возлежал ученик, которого Он любил.
 
А рядом с Иисусом сидел один из самых любимых учеников Его,

Шимон Петр кивнул ему, чтобы тот узнал, о ком идёт речь.
 
и Симон Петр кивнул ему, (давая понять), чтобы тот разузнал, о ком Иисус говорит.

Тот ученик, положив голову на грудь Иисуса, спросил: — Господин мой, кто он?
 
И тот, припав к плечу Иисуса, спросил у Него: Господи, кто он?

Иисус ответил: — Тот, кому я дам, обмакнув, кусок хлеба, — и, обмакнув хлеб, подал его Иуде, сыну Шимона из Карийота.
 
Иисус же ответил ему: тот, кому Я, обмакнув, подам кусок хлеба. И, обмакнув, подал его Иуде, сыну Симона Искариота.

Как только Иуда взял кусок, в него вошёл Сатана. Иисус сказал ему: — То, что делаешь, делай быстро.
 
И как только Иуда (съел) этот кусок, в него вошел сатана. Тогда Иисус говорит ему: делай своё дело скорее.

Никто из возлежавших не понял, о чём Он это сказал.
 
Из сидящих же никто не понял, что Он сказал ему,

А так как Иуда распоряжался денежным ящиком, некоторые подумали, что Иисус сказал: «Купи нам, что нужно, к празднику», — или поручил подать бедным.
 
а поскольку Иуда носил ящик для пожертвований, то одни подумали, что Иисус велел ему купить то, что нужно для праздника, другие — чтобы он дал что-нибудь нищим.

Иуда, взяв хлеб, немедленно вышел. А была ночь.
 
И вот, съев этот кусок хлеба, Иуда вышел: а уже была ночь.

Когда он вышел, Иисус сказал: — Теперь прославлен Сын Человеческий и Бог в Нём прославлен.
 
После того как он вышел, Иисус сказал: Сын Человеческий уже прославлен, а чрез Него — и Бог прославлен.

Но если Бог в Нём прославлен, то Бог и Его в Себе прославит и прославит уже скоро.
 
Если же Бог прославлен чрез Него, то и Бог не замедлит прославить Его Своей славой.

Дети мои! Ещё недолго Я буду с вами. Вы будете Меня искать, но, говорю вам, как сказал евреям: «Куда Я иду, вам туда не дойти».
 
Дети Мои! Недолго Мне осталось быть с вами. Я уже говорил об этом иудеям, а теперь и вам говорю: будете искать Меня, но туда, куда Я пойду, вы не сможете придти.

Я даю вам новое повеление: любите друг друга. Как Я полюбил вас, так и вы друг друга любите.
 
Я даю вам новую заповедь: любите друг друга; любите друг друга так, как Я любил вас.

По этой взаимной любви в вас будут узнавать Моих учеников.
 
И если будет между вами любовь, все будут знать, что вы — Мои ученики.

Шимон Петр спросил его: — Господин, куда Ты идешь? Иисус ответил: — Куда Я иду, сейчас ты туда не можешь за Мной пойти, но позже пойдёшь за Мной.
 
Тут Симон Петр спрашивает у Него: Господи, куда Ты пойдешь? Иисус же ответил ему: сейчас ты ещё не можешь последовать за Мною туда, куда Я пойду, но после — последуешь.

Петр спросил: — Господин мой, почему я не могу пойти за Тобой сейчас же? Я жизнь отдам за Тебя!
 
А Петр говорит ему: Господи: почему я ещё не могу последовать за Тобою? Я жизнь свою готов отдать за Тебя!

Иисус ответил: — Жизнь отдашь за Меня? Истинно, истинно говорю вам: ещё не пропоет петух, как ты трижды от Меня отречешься.
 
В ответ Иисус сказал: ты жизнь свою готов отдать за Меня? Так вот, уверяю тебя: не успеет петух пропеть, как ты трижды отречешься от Меня.

Примечания:

 
 
В переводе Лутковского
[13.1] накануне праздника Пасхи — из Евангелия недвусмысленно следует, что так называемая «тайная вечеря», на которой было установлено таинство причастия «тела» и «крови» Христа — не совершалась (во всяком случае, автору об этом не известно). Прощальный ужин с учениками накануне Пасхи (ср. стих 29, а также 18.28; 19.14) невозможно отождествить с пасхальной трапезой, о которой согласно друг с другом повествуют синоптические Евангелия. В соответствии с общим «духовным» смыслом Евангелия Иоанна можно догадаться, что, по его мнению, истинная Пасха свершилась на Голгофе, где была принесена истинная жертва за «грехи мира» (ср. «кровь и вода» в 19.34).
[13.2] Первый, к кому подошел Иисус, был Петр. Ноги гостям всегда омывал раб, и Петр возражает против рабского уничижения Иисуса.
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.