По Иоанну 3 глава

Евангелие по Иоанну
Открытый перевод → В переводе Лутковского

 
 

Был один фарисей по имени Никодим, представитель еврейских властей.
 
И вот один человек, по имени Никодим, фарисей и старейшина иудейский,

Однажды ночью он пришел к Иисусу и сказал: — Рабби, мы знаем, что Ты — от Бога пришедший Учитель, потому что никто не сможет творить таких знаков, как ты, если Бог не с ним.
 
однажды ночью пришёл к Иисусу и сказал Ему: Равви! Мы знаем, что Ты Учитель, посланный Богом, ибо таких чудес, которые Ты совершаешь, никто не может совершить без помощи Божьей.

Иисус ответил: — Истинно, истинно говорю тебе: кто не родится вновь, тот не увидит Царства Божьего.
 
В ответ Иисус сказал ему: уверяю тебя: кто вновь не родится,1 тот не сможет увидеть Царства Божьего.

Никодим спросил: — Как может человек родиться, если он уже стар? Можно ли вернуться в утробу матери и родиться заново?
 
Никодим говорит Ему: разве может человек родиться, будучи стар? Неужели он может второй раз войти в утробу матери своей и родиться?

Иисус ответил: — Истинно, истинно говорю тебе: кто не родится из воды и Духа, тот не войдет в Царство Божье.
 
Иисус же ответил: уверяю тебя: кто не родится от воды и Духа, тот не сможет войти в Царство Божье.

Рожденное плотью — плоть, а рожденное Духом — дух.
 
Рожденное от плоти — есть плоть, а рожденное от Духа — есть дух.

Не удивляйся, что Я сказал тебе: «Вам нужно родиться свыше».
 
Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: вам необходимо вновь родиться.

Дух дышит, где пожелает: ты слышишь Его дыхание, но не знаешь, откуда Он пришел и куда идёт. Так бывает и с тем, кто рожден Духом.
 
Дух, как ветер,2 веет где хочет: шум ветра слышишь, а откуда он приходит и куда уходит — не знаешь, так что каждый может быть рожден от Духа.

Никодим спросил: — Как это может произойти?
 
В ответ Никодим спросил Его: как это может произойти?

Иисус ответил: — Как же ты, учитель Израиля, не понимаешь этого?
 
Иисус же сказал ему в ответ: ты — учитель народа израильского, а этого не понимаешь?

Истинно, истинно говорю тебе: мы о том, что знаем, говорим и то, что видели, подтверждаем, а вы наше свидетельство отвергаете.
 
Уверяю тебя: Я возвещаю о том, что знаю, и свидетельствую о том, что видел, а ты свидетельство Моё не понимаешь.3

Вы не верили, когда я говорил вам о земном. Как вы поверите, если буду говорить вам о небесном?
 
Если Я сказал тебе о земном — и ты не веришь, то как поверишь, если Я скажу тебе о небесном?

На небо не взошел никто, кроме сошедшего с неба, то есть Сына Человеческого.
 
Никто ведь не восходил на небо, кроме Сына Человеческого, Который пребывает на небесах и сошел с небес.

И как змею вознёс в пустыне Моисей, так вознести должны и Сына Человеческого,
 
И как Моисей вознес (медного) змея в пустыне, так должен быть вознесен и Сын Человеческий,

чтобы верующий обрел в Нём вечную жизнь.
 
чтобы каждый уверовавший в Него не погиб, но наследовал Жизнь Вечную.4

Бог так полюбил мир, что дал Единственного Сына, чтобы верующий в Него не погиб, но обрел вечную жизнь.
 
Ибо Бог так возлюбил мир, что отдал единородного Сына Своего, чтобы каждый уверовавший в Него не погиб, но наследовал Жизнь Вечную.

Ведь не затем Бог послал Сына в мир, чтобы мир судить, а затем, чтобы мир спасти через Него.
 
Ведь Бог послал в мир Сына Своего не для того, чтобы осудить мир, но чтобы мир был спасен Им.

Верующий в Него не подлежит суду, а над неверующим уже свершился суд, ибо он не поверил в единственного Сына Божьего.
 
Верующий в Него не будет судим, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал в единородного Сына Божьего;

А суд — это вот что: в мир пришел свет, но люди полюбили не свет, а тьму, потому что они делают только зло.
 
осуждение же заключается в том, что Свет пришёл в мир, но люди более возлюбили тьму, нежели Свет, ибо дела их — злы.

Кто совершает зло, тот ненавидит свет и на свет не выходит, чтобы не раскрылись его дела.
 
Ведь каждый, кто творит зло, — ненавидит Свет и не идет к Свету, чтобы не были изобличены дела его,

А кто по истине поступает, тот не боится света, потому что при свете видно, что все он делает с Богом.
 
а кто творит добро, — идет к Свету, чтобы видны были дела его, ибо они согласно воле Божьей совершаются.

После этого Иисус с учениками ушел за город, в Иудею; там Он проводил с ними время и омывал людей, погружая их в воду.
 
После этого Иисус отправился в путь с учениками Своими и, проходя по Иудее, крестил (людей) повсюду.

А Иоанн омывал в Эноне, недалеко от Салима, потому что там было многоводное место и народ приходил туда омываться.
 
А Иоанн Креститель пребывал в Еноне, близ Салима, где было достаточно воды, и многие приходили к нему и принимали крещение,

Иоанн тогда был ещё на свободе.
 
ибо Иоанн ещё не был заключен в темницу.

Однажды ученики Иоанна поспорили с одним евреем об очищении.
 
Тем временем между иудеями и учениками Иоанна возник спор об очищении,

Они подошли к Иоанну и спросили: — Рабби, помнишь ли ты Человека, Который подходил к тебе на том берегу Иордана и на Которого ты указывал? А теперь Он омывает и все идут к Нему.
 
и они пришли к Иоанну и сказали ему: равви! Тот, Который был с тобой на берегу Иордана и о Котором ты свидетельствовал, теперь Сам крестит, и все идут к Нему.

Иоанн ответил: — Невозможно взять на себя то, чего не дано тебе небом.
 
В ответ Иоанн сказал: человек сам ничего не может предпринять без благословения свыше.

Я говорил — и вы мне свидетели: «Я — не Помазанник, а лишь идущий перед Ним посланник».
 
Вы ведь сами слышали мои слова, что я — не Христос, но лишь тот, кто послан пред Ним.

У кого есть невеста, тот — жених. А друг жениха стоит рядом и слушает и, возглас жениха услышав, радуется. Так вот, эта радость пришла ко мне.
 
Жених тот, у кого есть невеста, а друг жениха — это тот, кто стоит рядом и, внимая ему, радуется словам жениха. Вот эта радость и переполняет меня,

Он должен расти, а я — уменьшаться.
 
поэтому Ему надлежит возвыситься, а мне — принизиться.

Кто приходит свыше, тот выше всех. Кто — от земли, тот земной и говорит о земном. Кто приходит с неба, тот — выше всех.
 
Он пришёл свыше — и потому превосходит всех; кто рожден из праха земного, прах и есть, и говорит о том, что ему как праху присуще; а Тот, Кто сошел с небес, — превосходит всех.

Он о том, что видел и слышал говорит, но Его свидетельство отвергают.
 
Он свидетельствует о том, что видел и слышал, но многие не принимают свидетельство Его.

Его свидетельство признать — значит подтвердить, что Бог не лжет.
 
А кто принял Его свидетельство, тот убедился в том, что Бог — источник Истины,

Ведь Божий посланник говорит слова Божьи, ибо Бог дает дух не частично, а полностью.
 
и что Тот, Кого послал Бог, говорит слова Божьи и Дух Божий дан Ему без меры,

Отец любит Сына и дал Ему власть надо всем.
 
ибо Отец любит Сына и всё отдал во власть Его.

Кто верит в Сына, тот обрел вечную жизнь, а кто не слушает Сына, тот не увидит жизни, но Божий гнев тяготеет над ним.
 
Уверовавший в Сына наследует Жизнь Вечную, а не верующий в Него — будет лишен Жизни Вечной и гнев Божий падет на него.

Примечания:

 
 
В переводе Лутковского
[3.1] «кто вновь не родится» — возм. перев.: «кто не родится свыше».
[3.2] «Дух, как ветер» — здесь игра слов, поскольку одно и то же слово означает и «дух» и «ветер».
[3.3] «Я говорю» — досл.: «Мы говорим»; и далее во всем стихе глаголы во множ. числе.
[3.4] в некоторых рукописях: «чтобы каждый верующий имел в Нем...».
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.