По Матфею 17 глава

Евангелие по Матфею
Открытый перевод → Учебной Библии МакАртура

Открытый перевод

1 Шесть дней спустя Иисус поднялся на высокую гору, взяв с Собой лишь Петра, Иакова и его брата Иоанна.
2 И Его облик изменился у них на глазах: лицо Его засияло как солнце, а одежда стала белой как свет.
3 И вот, они увидели Моисея и Илию, беседующих с Иисусом.
4 Пётр воскликнул: «Господин наш, нам так хорошо здесь! Хочешь, я сделаю три шалаша: для Тебя, для Моисея и для Илии?»
5 Не успел он договорить, как над ними явилось светлое облако. Из облака раздался голос: «Вот Сын Мой любимый — Он угоден Мне! Слушайте Его!»
6 Ученики, услышав голос, в ужасе пали ниц.
7 Тут подошёл Иисус и, прикоснувшись к ним, сказал: «Вставайте, не бойтесь!»
8 Они подняли головы — и никого, кроме Иисуса, не увидели.
9 Когда они спускались с горы, Иисус сказал: «Никому не рассказывайте об этом видении, пока Сын Человеческий не воскреснет из мёртвых».
10 Ученики спросили: «А почему книжники говорят, что сначала придёт Илия?»
11 Он ответил: «Верно, должен придти Илия и всё восстановить.
12 Но я говорю вам: Илия уже пришёл, а люди не узнали его и обошлись с ним по своему произволу. Так же пострадает от их рук и Сын Человеческий».
13 Тогда ученики поняли, что он говорит об Иоанне Омывающем.
14 Как только они вернулись к народу, подбежал к нему человек, пал на колени и взмолился:
15 «Господин мой, пожалей моего сына! У него падучая с ужасными приступами: он падает то в огонь, то в воду.
16 Я приводил его к твоим ученикам, но они помочь не смогли».
17 Иисус воскликнул: «Поколение неверующих и развращённых! Долго ли ещё Я буду с вами? Долго Мне придётся вас терпеть? Приведите его ко Мне».
18 Уняв демона, Он изгнал его, и с тех пор мальчик был здоров.
19 Потом, наедине, ученики спросили Иисуса: «Почему мы не смогли его изгнать?»
20 Он ответил: «Из-за недостатка веры54. Говорю вам истину: будь у вас веры54 хоть с горчичное семечко, вы приказали бы этой горе: “Перейди отсюда туда!” — и она перешла бы. И не было бы для вас ничего невозможного».55
21 [ отсутствует в NA. Часть рукописной традиции добавляет: А эту породу можно изгнать только постом и молитвой. ]
22 А когда они шли по Галилее, Иисус сказал: «Сын Человеческий будет отдан в руки людские
23 и казнён, но на третий день воскреснет». При этих словах учеников охватила скорбь.
24 Когда они пришли в Кфар-Нахум, к Петру подошли сборщики денег на Храм56 и спросили: «Не даст ли ваш учитель дидрахму на Храм?»
25 «Конечно», — ответил Пётр. Он вошёл в дом, но не успел ещё ничего сказать, как Иисус спросил его: «Шимон, с кого по-твоему берут пошлину и налог земные цари? Со своих сыновей или с чужих людей?»
26 Пётр ответил: «С чужих». Тогда Иисус ему сказал: «Значит, сыновья свободны от налогов.
27 Но чтобы нам не смущать тех людей, отправляйся к морю, забрось крючок — и у первой же рыбы, какую поймаешь, найдёшь во рту статир57. Возьми и отдай за нас обоих».

Учебной Библии МакАртура

17:1 По прошествии дней шести Точное упоминание прошедшего промежутка времени не характерно для Евангелия от Матфея. Похоже, что Матфей тщательно проводит связь между обещанием в 16:28 и следующими за ним событиями. Марк также говорит о шести днях (Мк 9:2), но Лука, возможно ведя подсчет от исповеди Петра до дня Преображения Христа, отдельно, в начале и в конце этого временного отрезка, говорит о том, что прошло «около восьми дней» (Лк 9:28).
Петра, Иакова и Иоанна Эти трое, будучи ближайшими учениками Христа (см. пояснение к 10:2), часто уединялись с Иисусом (26:37; Мк 5:37; Мк 13:3).

17:2 преобразился Внешность Христа ярко переменилась, так что ученики могли увидеть Его во славе.

17:3 Моисей и Илия Отражение закона и пророков соответственно, оба из которых предсказали смерть Христа, о которой, как говорит Лука, они вели беседу (Лк 9:31).

17:4 три кущи Здесь, несомненно, идет упоминание о палатках, использовавшихся для празднования праздника кущей, когда израильтяне на протяжении семи дней жили в них (Лев 23:34−42). Петр выражал желание остаться в том месте.

17:5 Его слушайте Петр ошибочно ставил Моисея и Илию на один уровень с Христом. Христос был Тем Единственным, на Кого указывали Илия и Моисей. Голос Отца (ст. 5) прервал Петра, когда «он еще говорил». Слова были те же, что были сказаны с Небес во время крещения Христа (3:17).

17:6 пали на лица свои Обычная реакция при осознании того, что рядом присутствует Святой Бог вселенной. Ср. Ис 6:5; Иез 1:28; Откр 1:17.

17:9 никому не сказывайте о сем видении См. пояснения к 8:4 и 12:16.

17:10 как же… Илии надлежит придти прежде? Вопрос основан на том, что такое пророчество записано в Мал 4:5−6. См. пояснение к 11:14.

17:12 Илия уже пришел См. пояснение к 11:14. Иудейские лидеры не распознали Иоанна Крестителя (хотя ученики узнали его — ст. 13). Иоанн пришел в духе и силе Илии, а иудейские лидеры убили его. Мессия также «пострадает от них».

17:17 о род неверный и развращенный! Стих 20 говорит, что Господь имел в виду учеников и их слабую веру (см. пояснение к 15:33).

17:19 почему мы не могли изгнать его? Когда Христос послал учеников на служение (10:6−8), Он открыто дал им власть совершать такого рода чудеса. Менее чем через год они потерпели неудачу в том, в чем однажды преуспели. Христос объяснил им, что причиной их неудачи явился недостаток веры (ст. 20). Недостаток состоял не в нехватке доверия; они были удивлены, что они не могли изгнать этого беса. Проблема скорее была в том, что они уповали не на Бога, а на свой дар исцелять (см. пояснение к ст. 20).

17:20 веру с горчичное зерно Настоящая вера, по определению Христа, всегда связана с полным повиновением Божьей воле. То, чему Он здесь учит, — это совсем не психология позитивного мышления. Он говорил, что и источником и объектом веры — даже слабой, размером с горчичное зерно — является Бог. И «у Бога не останется бессильным никакое слово» (Лк 1:37). См. также пояснение к 21:21.
ничего не будет невозможного Здесь Христос высказывает определяющую мысль, которая точно дополняется 1Ин 5:14: все, что мы просим, должно быть «по воле Его».

17:21 только молитвою и постом Это место опять говорит о том, что основной проблемой учеников было то, что они не уповали на Бога (см. пояснения к ст. 19−20). Но этот стих отсутствует в наиболее распространенных рукописях.

17:22 будет предан Его предаст ученик — Иуда Искариот. См. пояснения к 26:47, 50.

17:24 собиратели дидрахм Налог в размере половины шекеля (что эквивалентно двухдневному заработку) собирался со всех лиц мужского пола и употреблялся на содержание храма (Исх 30:13−14; 2Пар 24:9). Так как цари не собирали налогов со своих собственных сыновей, то формально и Иисус, как сын Бога, был свободен от этого налога (ст. 26). Но во избежание нарушения Он заплатил за Петра и за Себя (ст. 27). Ср. Рим 13:1−7; Тит 3:1; 1Пет 2:13−17.

Примечания:

 
Открытый перевод
[54] По другому чтению: Из-за неверия.
[55] Часть рукописной традиции добавляет ст. 21: А эту породу можно изгнать только постом и молитвой.
[56] В послепленную эпоху каждый взрослый член еврейской общины должен был ежегодно выплачивать налог на поддержание храмового культа, составляющий два стандартных дневных заработка (полшекеля = одна дидрахма).
[57] Статир — монета, соответствующая одному шекелю.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.