По Матфею 18 глава

Евангелие по Матфею
Открытый перевод → Учебной Библии МакАртура

Открытый перевод

1 В это время к Иисусу подошли ученики и спросили: «Кто самый главный в Царстве Небесном?»
2 Подозвав ребёнка, Он поставил его перед ними
3 и сказал: «Говорю вам истину: если вы не переменитесь и не уподобитесь малым детям, не войти вам в Царство Небесное.
4 А кто сочтёт себя таким же незначащим, как этот ребёнок, тот и есть самый главный в Царстве Небесном.
5 И кто примет такое дитя во имя Моё, тот принимает Меня.
6 А всякому, кто заставляет оступиться одного из этих меньших, верящих в Меня, лучше быть брошенным с жёрновом на шее в пучину морскую.
7 Горе миру, ибо в нём трудно не оступиться! Но горе вдвойне тому, из-за кого это случится!
8 Если рука или нога даёт тебе повод оступиться, отруби её и кинь прочь! Лучше тебе, лишившись руки и ноги, войти в жизнь, чем с руками и ногами быть брошенным в вечный огонь.
9 И если глаз побуждает тебя оступиться, вырви его и кинь прочь! Лучше тебе, лишившись глаза, войти в жизнь, чем, сохранив оба глаза, быть брошенным в огонь Ге-Хинном.
10 Не смотрите свысока ни на кого из этих меньших, ибо, поверьте, их ангелы на небе непрестанно видят Отца Моего Небесного лицом к лицу.58
11 [ отсутствует в NA. Часть рукописной традиции добавляет: Ведь и Сын Человеческий пришел спасти пропавшее. ]
12 Как по-вашему, если у хозяина ста овец заблудилась одна, разве он не пойдёт её искать, оставив девяносто девять в горах?
13 И если удастся её отыскать, то, поверьте, он будет рад ей больше, чем остальным девяноста девяти.
14 Так и Отец ваш Небесный не хочет, чтобы хоть один из этих меньших пропал.
15 Если твой брат провинился перед тобой, объяснись с ним с глазу на глаз. Если он тебя послушает, ты вновь приобрёл брата.
16 А если он не послушает, приведи с собой одного или двух братьев, чтобы всякое дело решалось при двух или трёх свидетелях59.
17 Если он и их не послушает, представь это дело церкви. Но если он и церковь не послушает, считай его иноверцем и откупщиком.
18 Я говорю вам истину:
что вы на земле запретите, то запретят и на небе,
а что на земле разрешите, то разрешат и на небе.
19 И ещё говорю вам: если двое из вас единодушно попросят о чём-нибудь на земле, их просьба будет исполнена Отцом Моим на небе,
20 ибо где двое или трое соберутся во имя Моё, там и Я среди них».
21 Тогда Пётр подошёл к Нему и спросил: «Господин мой, сколько раз брат может передо мной провиниться, а я ему должен прощать? Семь раз?»
22 Иисус ответил: «Говорю тебе, прощай не семь раз, а семьдесят семь.
23 Ибо Царство Небесное — это как если бы царь решил получить долги со своих слуг.
24 Первым привели к нему слугу, задолжавшего десять тысяч талантов.
25 Так как заплатить тому было нечем, господин велел продать его вместе с женой, детьми и всем имуществом, чтобы вернуть себе долг.
26 Но слуга, бросившись ему в ноги, взмолился: “Прошу тебя, подожди — и я верну тебе всё!”
27 Сжалившись над ним и простив ему долг, господин отпустил его.
28 А слуга, выйдя от господина, разыскал другого слугу, который задолжал ему сотню денариев, и, схватив его за горло, стал душить и требовать: “Верни долг!”
29 Тогда тот, пав ему в ноги, взмолился: “Прошу тебя, подожди — и я верну тебе долг!”
30 Но он, не пожелав слушать, добился, чтобы этого слугу бросили в тюрьму и держали, пока не выплатит долг.
31 Остальные слуги, видевшие это, возмутились, пошли к господину и всё рассказали.
32 Тогда господин велел позвать того слугу и сказал ему: “Негодяй! Ты разжалобил меня, и я простил тебе долг.
33 Что же и ты не пожалел товарища своего, как пожалел тебя я?”
34 И в гневе господин отдал того слугу палачам, чтобы пытали его, пока он не выплатит весь долг.
35 Вот так и Отец мой Небесный поступит с вами, если вы не будете прощать друг друга от всего сердца!»

Учебной Библии МакАртура

18:1−35 Это четвертая из пяти проповедей, вокруг которых Матфей строит свое повествование (см. во Введении: Исторические и теологические темы). Тема этого места Писания — подобие верующего ребенку.

18:3 не будете как дети Так Иисус характеризует обращение к Богу. Как и заповеди блаженства, это место описывает веру как простую, беспомощную, доверчивую зависимость тех, кто не имеет никаких собственных средств. Как дети, они не имеют никаких достижений и достоинств, за которые они могли бы хвалить или одобрять себя.

18:5 кто примет См. пояснение к 10:41.
одно такое дитя Он говорит не о настоящих детях, но о детях в смысле ст. 3, 4 (тех, которые смирились как дети), т.е. истинных верующих (ст. 6). См. пояснения к 10:42; 19:14.

18:6 мельничный жернов Камень, использовавшийся для перемалывания зерна. В буквальном смысле «ослиный мельничный жернов» — камень настолько большой, что нужен был осел, чтобы поворачивать его. Эту форму казни использовали язычники, и именно по этой причине этот камень был особенно омерзительным для иудеев.

18:7 Горе миру Предполагается, что те из мира, кто соблазнит христиан, вынудит их споткнуться и согрешить, будут судимы за это. Но не должно быть так, что сами верующие, прямо или косвенно, ведут других к греху. Таким лучше умереть. Ср. Рим 14:13, 19, 21; Рим 15:2; 1Кор 8:13.

18:8−9 отсеки… брось от себя См. пояснение к 5:29.

18:10 не презирайте Т.е. не пренебрегать или принижать другого верующего безразличным или недоброжелательным отношением.
Ангелы их Эти слова не предполагают, что у каждого верующего есть собственный ангел-хранитель. Напротив, местоимение «их» имеет обобщающее значение и говорит о том, что фактически ангелы служат всем верующим. Эти ангелы представлены «всегда» видящими лицо Бога, чтобы услышать Его повеление и помочь верующему, когда это необходимо. Если кто-либо обращается с верующим с презрением, это крайне легкомысленно и опасно, поскольку Бог и святые ангелы заботятся об их благополучии.

18:14 погиб Это слово может (а в данном контексте так оно и есть) означать скорее духовное падение, нежели вечную погибель. Но это не предполагает, что Божьи дети вообще умрут (ср. Ин 10:28).

18:15 Предписания о дисциплине в церкви в ст. 15−17 должны рассматриваться в свете притчи о потерянной овце в ст. 12−14. Цель таких действий — возвращение брата или сестры на путь истины. Если эти действия будут успешны, «то приобрел ты брата своего». Шаг № 1 — «обличи его» наедине.

18:16 если же не послушает Т.е. если он не раскается, делайте шаг № 2: «возьми с собою еще одного или двух», чтобы исполнить принцип Втор 19:15.

18:17 скажи церкви Если он все еще отказывается раскаяться, то об этом должно быть сообщено всей общине (ст. 17) — чтобы все могли с любовью добиться примирения согрешившего брата (шаг № 3). Но если и это не удастся, то шаг № 4 означает, что грешник должен быть отлучен и рассматриваться церковью как «язычник и мытарь» (см. пояснение к 5:46). Смысл не в том, чтобы просто наказать грешника или полностью избегать его, но чтобы удалить его из сообщества церкви, как оказывающего пагубное влияние, и с этого времени относиться к нему не как к брату, а как к объекту евангелизации. Ведь в конечном счете грех, за который он был отлучен, глубоко укоренился в его сердце.

18:18 свяжете на земле… связано на небесах См. пояснение к 16:19.

18:19 двое из вас согласятся на земле Это обещание применимо к вопросу о дисциплине, затронутому в ст. 15−17. «Двое из вас», о которых говорится здесь, возвращает нас к двум или трем свидетелям, задействованным в шаге № 2 дисциплинарного процесса (см. пояснение к ст. 15).

18:20 двое или трое По иудейским обычаям требуется по крайней мере 10 человек (миньян), чтобы основать синагогу или даже совершить коллективную молитву. Здесь Христос обещает быть даже среди меньшего количества людей — когда «двое или трое» собраны во имя Его для наказания (см. пояснение к ст. 15).

18:21 до семи ли раз Петр считал себя великодушным. Раввины, цитируя некоторые стихи из Амоса (1:3, 6, 9, 11, 13), учили, что (как и Бог простил врагов Израиля три раза) прощать кого-либо более трех раз излишне.

18:22 седмижды семидесяти Бесконечное число раз. См. пояснение к Лк 17:4.

18:23 рабами Так как здесь упоминаются огромные суммы денег, то, скорее всего, «рабами» были правители провинций, которые задолжали царю деньги, полученные от сбора налогов.

18:24 десять тысяч талантов Это невообразимая сумма денег. Талант являлся самой большой денежной единицей, и «десять тысяч» на простом языке обозначает бесконечное число.

18:25 продать его Продав членов семьи в рабство, царь возвращал часть утерянных денег.

18:27 простил ему Здесь показано, как, сострадая умоляющему грешнику, Бог великодушно прощает ему неоплатный долг. Ср. Кол 2:14.

18:28 сто динариев Сумма, эквивалентная трехмесячному заработку. По обычным меркам эта сумма не была незначительной, но в сравнении с тем долгом, который был прощен рабу, это были жалкие гроши.

18:29 потерпи… все отдам тебе Ср. ст. 26. Прощённый человек услышал те же слова мольбы, что он произносил перед своим властелином, но совсем не проявил сострадания (ст. 30).

18:31 Товарищи… огорчились Непрощение является грехом, отвратительным для верующих. Больше всего это оскорбляет Бога, который строго наказывает Своих непрощающих детей (ст. 32−34). См. пояснение к ст. 34; ср. 6:15.

18:34 разгневавшись, государь Святой и справедливый Бог всегда гневается, когда совершается грех, в том числе если грешат Его дети (ср. Евр 12:5−11).
истязателям Не палачам. Эти слова иллюстрируют суровое наказание, а не вечное осуждение.
всего долга Первоначальный долг настолько огромен, что не может быть уплачен, а человек все еще не имеет средств. Поэтому не похоже, чтобы раб был опять обременен тем же долгом, который уже был прощен ему. Скорее всего за то, что он должен своему господину, он будет платить путем перенесения наказания до тех пор, пока не научится прощать других.

Примечания:

 
Открытый перевод
[58] Часть рукописной традиции добавляет ст. 11: Ведь и Сын Человеческий пришел спасти пропавшее.
[59] Втор 19:15.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.