По Матфею 25 глава

Евангелие по Матфею
Открытый перевод → Учебной Библии МакАртура

Открытый перевод

1 Тогда, в Царстве Небесном, будет как с десятью девушками, которые, взяв светильники, вышли встречать жениха87.
2 Пять из них были глупыми, а пять — благоразумными.
3 Глупые не взяли с собой масло для светильников,
4 а благоразумные вместе со светильниками захватили и сосуды с маслом.
5 Жених долго не появлялся, и все девушки задремали.
6 В полночь раздался клич: “Идёт жених, выходите его встречать!”
7 Девушки, пробудившись, стали поправлять светильники.
8 И глупые обратились к благоразумным: “Дайте нам масла: наши светильники гаснут”.
9 Но те им отказали: “Нет, нам с вами масла не хватит. Лучше пойдите и купите его у торговцев”.
10 Пока глупые девушки ходили за маслом, пришёл жених. Девушки, стоявшие наготове, вошли вместе с ним на пир, и двери за ними закрылись.
11 Позже подошли девушки, ходившие за маслом, и стали кричать: “Господин, господин наш, открой нам!”
12 А он ответил: “Говорю вам истину: я вас не знаю”.
13 Итак, бодрствуйте, ибо вы не знаете ни дня, ни часа.
14 Или будет как с человеком, который, собираясь на чужбину, позвал рабов и вручил им своё состояние.
15 Одному он дал пять талантов, другому — два, третьему — один: каждому по его дарованиям, и уехал.
16 Обладатель пяти талантов пошёл и, пустив их в дело, получил доход в пять талантов.
17 Точно так же получивший два таланта нажил ещё два.
18 А получивший один талант зарыл хозяйские деньги в землю.
19 И вот, после долгого отсутствия вернулся хозяин и потребовал от рабов отчёта.
20 Раб, получивший от него пять талантов, принёс ему десять и сказал: “Господин мой, ты дал мне пять талантов. Смотри, я заработал ещё пять!”
21 Хозяин ответил: “Отлично, мой верный, надёжный слуга! Раз ты был верен в малом, я назначу тебя распорядителем многого. Радуйся вместе со своим господином!”
22 Пришёл также раб, получивший два таланта, и сказал: “Господин мой, ты дал мне два таланта. Смотри, я заработал ещё два!”
23 Хозяин ответил: “Отлично, мой верный, надёжный слуга! Раз ты был верен в малом, я назначу тебя распорядителем многого. Радуйся вместе со своим господином!”
24 Явился и раб, получивший один талант, и сказал: “Господин! Я знаю, что ты — человек жестокий: пожинаешь там, где не сеял, и собираешь там, где не рассыпал.
25 Из страха перед тобой я зарыл талант твой в землю. Вот, возьми своё!”
26 Хозяин ответил: “Негодный, ленивый раб! Ты ведь знал, что я люблю пожинать, где не сеял, и собирать, где не рассыпал.
27 Ты должен был пустить мои деньги в рост, чтобы, вернувшись, я получил на них прибыль.
28 Заберите у него талант и отдайте обладателю десяти!
29 Ибо кто имеет, тот получит ещё больше и будет иметь в избытке, а у неимущего отнимут и то, что он имеет.
30 А никчемного раба пусть выбросят вон, во тьму: там будут рыдать и скрежетать зубами”.
31 Когда Сын Человеческий придёт со славой в окружении всех ангелов, Он воссядет на царском престоле
32 и к Нему будут собраны все народы. И Он отделит одних людей от других, как пастух отделяет овец от козлов,
33 и поставит овец по правую руку от себя, а козлов — по левую.
34 И скажет Царь стоящим справа: “Идите ко Мне! Вас благословил мой Отец. Владейте царством, приготовленным для вас при сотворении мира.
35 Ибо Я был голоден, и вы дали Мне есть, страдал от жажды, и вы дали Мне пить, был чужестранцем, и вы дали Мне кров,
36 был нагим, и вы дали Мне одежду, был больным, и вы обо Мне позаботились, был узником, и вы Меня навестили”.
37 Тогда спросят праведные: “Господин наш, когда мы видели Тебя голодным — и накормили, страдающим от жажды — и напоили?
38 Когда мы видели Тебя чужестранцем — и приютили, нагим — и одели?
39 Когда мы видели Тебя больным или узником — и навестили?”
40 А Царь им скажет: “Говорю вам истину: всё, что вы сделали для одного из этих братьев Моих наименьших, вы сделали для Меня”.
41 Потом Он скажет стоящим слева: “Прочь от меня! Вы прокляты. Ступайте в вечный огонь, приготовленный для Дьявола и ангелов его.
42 Ибо Я был голоден, а вы не дали Мне есть, страдал от жажды, а вы не дали Мне пить,
43 был чужестранцем, а вы не приютили Меня, был нагим, а вы не дали Мне одежды, был больным и узником, а вы Меня не навестили”.
44 Тогда спросят и они: “Господин наш, когда же мы видели Тебя голодным или страдающим от жажды, чужестранцем или нагим, больным или узником — и не позаботились о Тебе?”
45 А Он им на это скажет: “Говорю вам истину: чего вы не сделали для одного из этих наименьших, того вы не сделали для Меня”.
46 И пойдут они в муку на века, а праведные — в жизнь на века».

Учебной Библии МакАртура

25:1−13 Притча о десяти девах дана для того, чтобы подчеркнуть то, насколько важно быть готовым к приходу Христа в любое время — даже если Он придет позже, чем ожидалось. Это обусловлено тем, что, когда Он придет, для неготовых второго шанса уже не будет (ст. 11−12).

25:1 десяти девам Т.е. подругам невесты. Свадьба начинается в доме невесты, потом приезжает жених и процессия следует за женихом, когда он забирает невесту в свой дом для завершения торжества. Если жених приезжал ночью, то «светильники», являвшиеся по сути факелами, были необходимы для освещения пути свадебной процессии.

25:14−30 Притча о талантах рисует нам трагедию растраченных впустую возможностей. Человек, отправившийся в путешествие, олицетворяет Христа, а слуги — верующих, на которых лежит разная степень ответственности. Верность — вот что от них требуется (см. пояснение к ст. 23), но притча предполагает, что все, кто верен, должны приносить какой-то плод. Человек, не принесший плода («негодный раб»), изобличен в лицемерии и полностью уничтожен (ст. 30).

25:15 талантов Талант являлся единицей веса, а не какой-то особенной монетой, и потому талант золота был более ценен, чем талант серебра. Талант серебра был значительной суммой денег. Современное значение слова «талант» — это врождённый дар, способность. Оно произошло от ошибочного мнения о том, что в этой притче говорится о ревности в использовании чьих-то природных дарований.

25:23 радость господина твоего Раб, имевший пять талантов, так же, как и раб, имевший два таланта, получили равновеликое вознаграждение, что указывает на то, что награда основана не на количестве, а на верности.

25:24 человек жестокий Слова раба очерняют господина и представляют его как жестокого и безжалостного деспота, который «жнет и собирает» то, на что не имеет права. Нерадивый раб не является образом истинного верующего, так как очевидно, что он не знал по-настоящему своего господина.

25:26 ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал Повторяя обвинение слуги, господин этим отнюдь не подтверждал его правдивость. Он осудил раба с помощью его собственных слов. Если раб полагал, что его господин действительно являлся таким, каким он его изобразил, то у него было тем больше оснований не быть нерадивым. Его обвинения в адрес хозяина (даже если бы они были справедливыми) не оправдывали его собственную лень.

25:29 всякому имеющему дастся и приумножится См. 13:12. Снискавшие Божью милость не только имеют жизнь вечную и Его покровительство, но и наследуют безмерные благословения (ср. Рим 8:32). Но те, кто пренебрегает «богатство благости, кротости и долготерпения Божия» (Рим 2:4), зарывая его в землю и стремясь вместо этого к ничтожным и временным благам мира сего, потеряют все то, что имеют (ср. 6:19; Ин 12:25).

25:30 тьму внешнюю… плач и скрежет зубов См. пояснение к 22:13.

25:31 сядет на престоле славы Своей Здесь говорится о земном царствии Христа (см. также в Отк.

20:4−6). Суд, описанный в ст. 32−46, отличается от великого суда у белого престола в Откр 20:11−15. Этот суд предваряет Тысячелетнее Царство Христа и будет производиться лишь над теми, кто будет жив во время Его Второго пришествия. Иногда об этом суде говорят как о суде народов, но Его приговор будет касаться отдельных личностей какой-то нации, а не народа в целом (ср. ст. 46).

25:32−33 овец Т.е. верующих (10:16; Пс 78:13; Иез 34). Им дано место «по правую… сторону» — место благодати.
козлов Это образ неверующих, которым предназначено место позора и отвержения.

25:34 уготованное вам Эти слова подчеркивают, что спасение является даром милости Божьей, а не чем-то другим, заслуженным делами, описанными в ст. 35, 36. «Прежде создания мира» они были избраны Богом, чтобы быть святыми (Еф 1:4), в чем предназначены соответствовать образу Христа (Рим 8:29). Потому дела, одобряемые в ст. 35−36, являются плодами спасения, а не основанием для него. Дела не являются основанием для входа в Царствие, а только свидетельством проявления Божьей милости в их жизни. Дела являются объективным доказательством для суда, как свидетельство спасающей веры (ср. Иак 2:14−26).

25:40 одному из сих братьев моих меньших Здесь говорится об остальных последователях. Некоторые отнесут эти слова к Израилю; другие — ко всем нуждающимся людям. Но здесь Христос хвалит именно тех, «которые по правую сторону Его» (ст. 34) за то, как они принимали Его посланников. См. пояснение к 18:5.

25:46 муку вечную… жизнь вечную Одно и то же греческое слово использовано в обоих случаях. Наказание грешников так же бесконечно, как блаженство праведных. Грешники и не уничтожены, но им и не дано второго шанса. В Писании наказание грешников в вечности описывается как «огонь вечный» (ст. 41); «огонь неугасимый» (3:12); «вечное поругание и посрамление» (Дан 12:2); место, где «и червь их не умирает, и огонь их не угасает» (Мк 9:44−49); место «мук» и пламени (Лк 16:23, 24); место «вечной погибели» (2Фес 1:9); место мучений «в огне и сере», где «дым мучения их будет восходить во веки веков» (Откр 14:10−11); и «озеро огненное и серное», где грешники «будут мучиться день и ночь во веки веков» (Откр 20:10). Здесь Иисус показывает, что наказание само по себе вечно — не только дым и пламя. Грешники навечно являются предметом ярости и гнева Божьего. Они сознательно страдают от стыда, презрения и угрызений совести, а также пламенного гнева оскорбленной святости на протяжении вечности. Даже ад признает справедливость совершенного Божьего суда (Пс 75:11); те, кто находятся там, будут знать, что их наказание справедливо и им некого винить, кроме себя (ср. Втор 32:3−5).

Примечания:

 
Открытый перевод
[87] В некоторых рукописях: жениха и невесту.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.