По Луке 3 глава

Евангелие по Луке
Открытый перевод → Учебной Библии МакАртура

Открытый перевод

1 В пятнадцатый год правления Тиберия Цезаря, при Понтии Пилате, наместнике Иудеи, при Ироде, тетрархе Галилеи, его брате Филиппе, тетрархе Итуреи и Трахонитиды, и Лисании, тетрархе Авилены,
2 при первосвященниках Анне и Кайафе, слово Божье пришло к Иоанну, сыну Захарии, который был в пустыне.
3 И он пошел по берегам Иордана, призывая народ совершить омовение обращения, к прощению грехов,
4 как написано у пророка Исайи:
— Голос призывает в пустыне:
Приготовьте путь Господу,
расчистите тропы Ему!
5
Пусть заполнятся все низины
и сравняется всякий холм,
пусть извилистый путь станет прямым,
а неровная дорога — гладкой.
6
Пусть увидят люди спасенье от Бога!
7 Он говорил толпам, приходившим к нему совершить омовение:
— Отродье змеиное! Кто надоумил вас спасаться от грядущего гнева?
8 Поступайте же так, чтобы видно было, что вы обратились! И не надейтесь на то, что вы потомки Авраама. Знайте: даже из этих камней Бог может создать Аврааму потомство!
9 Уже топор лежит у корней, и всякое дерево, не приносящее добрых плодов, срубят и бросят в огонь.
10 Народ его спрашивал: «Что же нам делать?»
11 Иоанн отвечал:
— Тот, у кого две рубахи, пусть поделится с тем, у кого нет ни одной; сытый пусть поделится пищей с голодным.
12 Пришли к нему креститься и откупщики. Они спросили:
— Учитель, что нам надо делать?
13 Он сказал:
— Не взимайте сверх того, что положено.
14 Спрашивали его и солдаты: «А что нам делать?» Он сказал:
— Не вымогайте денег, угрожая доносом, и довольствуйтесь своим жалованием.
15 Народ выжидал и все раздумывал: «не Помазанник ли это?»
16 Иоанн сказал им:
— Я вас омываю водой, но за мной идет Тот, кто сильнее меня, Кому я даже обувь снять недостоин. Он будет вас омывать Святым Духом и огнём.
17 В руке у Него лопата, чтобы расчистить гумно и собрать зерно в житницу, а мякину Он сожжет огнём неугасимым.
18 Этими и многими другими словами Иоанн, проповедуя, возвещал народу добрую весть.
19 Но тетрарх Ирод, обличаемый им за связь с Иродиадой, женой своего брата,
20 прибавил к прочим своим преступлениям ещё и то, что бросил Иоанна в тюрьму.
21 И вот, когда весь народ совершал омовение, вместе со всеми совершил омовение и Иисус. Когда Он молился, небо разверзлось
22 и Святой Дух в облике голубя спустился на Него. С неба раздался Голос:
— Ты Сын Мой любимый, угодный Мне.
23 Иисусу тогда было около тридцати лет, и считали его сыном Иосифа, которого породили Эли,
24 Маттат, Левий, Малки, Яннай, Иосиф,
25 Маттатия, Амос, Наум, Хесли, Наггай,
26 Махат, Маттатия, Шимеи, Иосиф, Йода,
27 Иоанн, Реша, Зоровавель, Шеалтиэл, Нери,
28 Малки, Адди, Косам, Элмадам, Эр,
29 Иисус, Элиэзер, Йорим, Маттат, Левий,
30 Симон, Иуда, Иосиф, Йонам, Элиаким,
31 Мелеа, Менна, Маттата, Натан, Давид,
32 Иессей, Овед, Боаз, Шелах, Нахшон,
33 Амминадав, Админ, Арни, Хецрон, Парец, Иуда,
34 Иаков, Исаак, Авраам, Терах, Нахор,
35 Серуг, Реу, Пелег, Эвер, Шелах,
36 Кенан, Арпахшад, Шем, Ной, Ламех,
37 Мафусал, Енох, Яред, Махалалеэл, Кенан,
38 Энош, Сиф, Адам, Бог.

Учебной Библии МакАртура

3:1 пятнадцатый год правления Тиверия кесаря Вследствие способа, которым Тиверий пришел к власти, трудно установить эту дату точно. Когда Римский сенат объявил Августа императором (см. пояснение к 2:1), они сделали это при условии, что его власть закончится вместе с его смертью и не перейдет к его наследникам. Идея была в том, что сенат, а не сам император, должен был избирать наследника на престол. Однако Август обошел эту трудность, назначив соправителя, которому он намеревался постепенно дать императорскую власть. Когда он пережил своего первого избранника, следующим в преемники Август выбрал своего зятя Тиверия, которого он усыновил и сделал своим наследником в 4 г. по Р.Х. (Август не любил Тиверия, но через него надеялся передать власть своим внукам.) Тиверий сделался соправителем в 11 г. по Р.Х., затем автоматически стал единоличным правителем по смерти Августа 19 августа 14 г. по Р.Х. Если хронология Луки ведется от назначения Тиверия соправителем, то 15-й год был бы 25 или 26 г. по Р.Х. Если Лука вел исчисление от смерти Августа, эта дата пришлась бы между 19 августа 28 г. и 18 августа 29 г. по Р.Х. Еще одно обстоятельство усложняет установление точной даты: иудеи исчисляли срок правителя от иудейского Нового года, следующего за вступлением на престол, поэтому, если Лука использовал иудейскую систему, действительные даты могли быть и более поздними.
Понтий Пилат… Ирод… Филипп См. пояснение к Мф 2:22.
Лисаний Правитель области северо-западнее Дамаска. История фактически молчит о нем.

3:2 При первосвященниках Анне и Каиафе См. пояснение к Деян 4:6. Согласно Иосифу Флавию, Анна служил первосвященником в 6−15 гг. по Р.Х. и был смещен римскими властями. Тем не менее он удерживал фактическую власть, как видно из того факта, что его преемниками были пять его сыновей и Каиафа, зять (см. пояснение к Мф 26:3). Каиафа был первосвященником в течение времени, которое описывает Лука, но Анна все еще контролировал власть. Это ясно видно из факта, что Христа после Его ареста привели сначала к Анне, а потом к Каиафе (см. пояснение к Мф 26:57).
в пустыне См. пояснение к Мф 3:1.

3:3 крещение покаяния См. пояснение к Мф 3:6.
для прощения грехов Т.е. чтобы символически засвидетельствовать прощение, уже полученное во время покаяния (см. пояснение к Деян 2:38).

3:4 прямыми сделайте стези Ему Процитировано из Ис 40:3−5 (см. пояснение там же). Монарх, путешествующий по пустынным районам, обычно имел группу людей, которые шли впереди, чтобы убедиться, что на дороге не было обломков пород, препятствий, рытвин и других опасностей, затруднявших путешествие, или устранить их. В духовном смысле Иоанн призывал народ израильский приготовить свои сердца к приходу их Мессии.

3:6 всякая плоть Т.е. язычники так же, как и иудеи (см. пояснение к 2:31). Все четыре Евангелия цитируют Ис 40:3 (Мф 3:3; Мк 1:3; Ин 1:23). Только Лука добавляет ст. 5, 6 — используя, таким образом, хорошо знакомый текст из Исаии, чтобы подчеркнуть свою тему всемирного значения Евангелия (см. во Введении: Проблемы толкования).

3:7 от будущего гнева Возможно, ссылка на предстоящее разрушение Иерусалима. Но, конечно, это выражение поднимается выше любого земного бедствия к эсхатологическому пролитию Божьего гнева в день Господень, и особенно к последнему суду, где этот гнев будет справедливым уделом всех нераскаявшихся (ср. Рим 1:18; 1Фес 1:10; Евр 10:27). См. пояснение к Мф 3:7.

3:8 камней Ср. 19:4). Возможно, эта образность вторит таким ветхозаветным стихам, как Иез 11:19; 36:26. Бог может полновластно обратить каменное сердце в верующее сердце. Он может воздвигнуть детей Аврааму из неодушевленных предметов, если захочет, или даже из жестокосердных язычников (ср. Гал 3:29).
детей Аврааму Истинные дети Авраама — это не просто физические потомки, а те люди, которые следуют его вере, доверяя Слову Божьему, как доверял он (Рим 4:11−16; Рим 9:8; Гал 3:7). Полагаться на свое физическое происхождение — значит переместить центр веры с Самого Бога на себя, а это является духовной смертью (ср. Ин 8:39−44).

3:9 секира при корне См. пояснение к Мф 3:10.

3:11 две одежды Верхняя одежда наподобие рубашки. Носить можно было только по одной. Здесь Иоанн подчеркивал неизбежность предстоящего наказания. Не время было копить излишнее имущество.

3:12 мытари См. пояснение к Мф 5:46.

3:14 воины Несомненно, это были представители оккупационной римской армии, которых ненавидел иудейский народ за их жестокость и язычество. Возможно, этим отдельным воинам было поручено оказывать содействие мытарям (ст. 12). То обстоятельство, что на проповедь Иоанна откликнулись такие люди, показывает могущественное влияние, которое имело его служение, и особенно на отверженных обществом (ср. Мф 21:31−32).
никого не обижайте Здесь и в ст. 13 Иоанн требовал честности и благородства в практических вопросах повседневной жизни, а не монашеского образа жизни или фанатичного аскетизма. Ср. Иак 1:27.

3:16 крещу См. пояснение к Мф 3:11.
ремень обуви Расстегнуть ремень сандалии перед умыванием ног было низкой работой раба (см. пояснение к Ин 13:5).

3:17 лопата См. пояснение к Мф 3:12.

3:19 обличаемый… за Иродиаду См. пояснение к Мф 14:3.

3:20 заключил Иоанна в темницу На самом деле, это событие произошло гораздо позже, во время служения Иисуса (Ин 3:22−24; Мф 14:1−12). Но Лука расположил свой материал по Иоанну Крестителю скорее тематически, чем хронологически (см. во Введении: Исторический фон и предпосылки написания).

3:21 крестившись См. пояснение к Мф 3:15.
молился Один Лука отмечает, что Иисус молился. Молитва является одной из тем Луки (см. во Введении: Исторические и теологические темы).

3:22 Дух Святой См. пояснение к Мф 3:16, 17. В этом стихе различаются все три Личности Троицы — веское доказательство против ереси модализма, которая предполагает, что Бог является одной Личностью, которая проявляется в трех различных формах по отдельности.
в телесном виде Т.е. в физическом и видимом для всех (ср. Мф 3:16; Ин 1:32).
как голубь Олицетворение кротости (Мф 10:16).
Сын Мой возлюбленный См. пояснение к Мф 3:17.

3:23−28 Родословная у Луки движется назад, от Иисуса к Адаму; у Матфея она движется вперед, от Авраама до Иосифа. Целая часть (от Иосифа до Давида) родословной у Луки полностью отличается от такой же части, данной Матфеем. Две родословные легко согласуются, если генеалогию у Луки рассматривать как родословную Марии, а вариант Матфея как родословную Иосифа. Таким образом, царская линия пройдена через законного отца Иисуса, а Его физическое происхождение от Давида установлено родословной Марии. В отличие от Матфея (см. пояснение к Мф 1:3), Лука в свою родословную не включает ни одной женщины — даже самой Марии. Иосиф «был сын Илиев» посредством женитьбы (у Илии не было своих собственных сыновей), и, таким образом, назван здесь в ст. 23 представителем поколения Марии. Сам Моисей учредил прецендент для такого рода замещения в Чис 27:1−11; Чис 36:1−12. Из мужских имен, перечисленных от Илия (ст. 23) до Рисая (ст. 27), есть единственных два имени, которые соответствуют именам между Давидом и Иисусом в родословии Матфея. Для объяснения см. пояснения к Агг 2:23; Мф 1:12.

3:23 лет тридцати Вероятно, Лука не устанавливал точный возраст. Скорее, это было приблизительной цифрой, поскольку обычным возрастом для вступления в должность пророка (Иез 1:1), священника (Чис 4:3, 35, 39, 43, 47) или царя (Быт 41:46; 2Цар 5:4) было 30 лет.
как думали Лука уже установил факт рождения от Девы (1:34−35); здесь он еще раз пояснил, что Иосиф не был истинным отцом Иисуса.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.