— Если Ты Сын Божий, вели этому камню превратиться в хлеб.
— В Писании сказано: «Не только хлебом жив человек».
— Я дам Тебе власть над всем этим и всю славу. Все это отдано мне, и я могу передать это тому, кому захочу.
— В Писании сказано: «Господу, Богу твоему, поклоняйся, и служи только Ему».
— Если Ты Сын Божий, бросайся вниз!
— В Писании сказано: «Не испытывай Господа, Бога твоего».
Дух Господа пребывает на Мне,
ибо Он помазал Меня,
чтобы Я принес бедным добрую весть.
Он послал Меня, чтобы Я объявил
пленным — свободу, слепым — прозренье,
чтобы Я отпустил на волю всех угнетённых
и провозгласил год милости Господней.
— Сегодня исполнились слова Писания, которые Я только что прочел вам.
— Вы, конечно, ответите мне пословицей «врач, вылечись сам». Повтори, мол, и здесь, у Себя на родине, совершенное Тобой в Кфар-Нахуме.
— Что Тебе нужно от нас, Иисус Назаретянин? Ты пришёл погубить нас? Знаю я, кто Ты. Ты Святой Божий!
— Замолчи и покинь этого человека.
Повалив человека на пол, демон покинул его, не причинив никакого вреда.
— Я должен возвестить Царство Божье и другим городам, ради этого Я послан.
4:1 поведен был Духом См. пояснение к Мф 4:1.
4:2 сорок дней Он был искушаем Очевидно, искушение Христа охватывало полных 40 дней Его поста (см. пояснение к Мф 4:2). И Матфей и Лука дают сжато выраженное изложение только трех определенных искушений. Лука изменяет порядок последних двух искушений в рассказе Матфея. Порой Лука располагал материал скорее логически, чем хронологически (см. во Введении: Исторический фон и предпосылки написания; см. пояснение к 1:3). Может, у Луки была какая-то цель, чтобы здесь поступить так — возможно, чтобы завершить свой рассказ об искушении Иисуса в Иерусалимском храме (ср. ст. 9), очень важном месте в повествовании Луки (см. во Введении: Исторические и теологические темы).
4:3−13 См. пояснение к Мф 4:3−10.
4:4 Иисус цитировал Втор 8:3.
4:8 Иисус цитировал Втор 6:13.
4:10, 11 Сатана цитировал Пс 90:11−12.
4:12 Иисус цитировал Втор 6:16.
4:13 до времени Для Христа искушения сатаны не окончились здесь, но продолжали существовать во время Его служения (ср. Евр 4:15) и достигли высшей точки в Гефсимании (22:39−46).
4:14 возвратился… в Галилею О служении Иисуса между Его крещением и Его возвращением в Галилею синоптические Евангелия в значительной степени умалчивают, но Иоанн записал довольно широкое служение в Иерусалиме и Иудее (Ин 2:12 — 4:1). Вследствие этого, молва о Нем распространилась очень быстро.
4:15 синагогах См. пояснение к Мк 1:21.
4:16 пришел в Назарет Лука в ст. 23 подтвердил (см. пояснение там же), что Христос совершил служение в Капернауме. Однако Лука намеренно поместил этот эпизод в начале своего рассказа об общественном служении Христа. Это пример расположения Лукой фактов скорее в логическом, чем в хронологическом порядке (см. во Введении: Исторический фон и предпосылки написания; см. пояснение к 1:3).
по обыкновению Своему Назарет был Его родным городом, поэтому, вероятно, Он был хорошо известен всем, кто регулярно посещал эту синагогу.
4:18 Он помазал Меня Т.е. Сам Дух был помазающим (ст. 1, 14).
4:19 лето Господне благоприятное Или «год Господней милости». Христос читал место из Ис 61:1−2. Он остановился на середине ст. 2. Окончание стиха предсказывает наказание в день Божьего отмщения. Поскольку эта часть стиха относится ко Второму пришествию, Он ее не читал.
4:20 сел По обычаю учитель почтительно стоял во время чтения Священного Писания (ст. 16) и смиренно сидел при наставлении. См. пояснение к Мф 5:1.
4:21 исполнилось Писание сие Это было недвусмысленным утверждением, что Он является Мессией, Который исполнил пророчество. Они правильно поняли, что Он имел в виду, но не могли принять такие возвеличивающие утверждения от Человека, Которого они хорошо знали как Сына плотника (ст. 22; ср. Мф 13:55).
4:23 Капернауме Очевидно, вследствие Своих чудотворных дел в Капернауме Христос уже приобрел славу. Об этом первом годе общественного служения в Писании есть несколько подробностей. Большая часть из того, что нам известно о тех месяцах, находится в Евангелии от Иоанна, и оно предполагает, что в основном Христос служил в Иудее. Однако Ин 2:12 коротко, без лишних деталей, упоминает, посещение Капернаума. Ин 4:46−54 описывает, как Христос во время пребывания в Кане исцелил сына царедворца, который лежал больной в Капернауме. Так же нам известно, что Христос уже призвал некоторых Своих учеников, которые были жителями северного побережья Галилейского моря (Ин 1:35−42; см. пояснение к Мф 4:18). Может быть, Он в течение этого первого года служения не однажды посетил их. В любом случае он пробыл там достаточно долго, чтобы творить чудеса, и слава о Нем распространилась по всей Галилее (ср. ст. 14).
4:25−27 И вдова из Сарепты (3Цар 17:8−24), и сириец Нееман (4Цар 5) были язычниками. Оба они жили во времена широко распространенного неверия в Израиле. Иисус имел в виду, что Бог оставил без внимания всех вдов и прокаженных в Израиле, однако оказал милость двум язычникам. Божья забота о язычниках и отверженных — это одна из тематических нитей, которые проходят через Евангелие от Луки (см. во Введении: Исторические и теологические темы).
4:28 исполнились ярости Это первое упоминание Лукой враждебного сопротивления служению Христа. Намек Христа, что Божья милость может быть отнята от них, но оказана язычникам, по-видимому, и возбудил ярость жителей Назарета.
4:30 прошел посреди них Подтекст такой, что это было чудесным избавлением, первым из многих подобных случаев, когда Он избежал преждевременной смерти от рук толпы (ср. Ин 7:30; Ин 8:59; Ин 10:39).
4:32 властью См. пояснение к Мф 7:29.
4:33 бесовского См. пояснение к Мф 8:16.
4:34 Святой Божий Бесы всегда тотчас же узнавали Христа (ср. ст. 41; 8:28; Мф 8:29; Мк 1:24; Мк 3:11; Мк 5:7).
4:38 теща же Симонова Петр был женат (ср. 1Кор 9:5), хотя нигде в Писании не дается никаких подробностей о его жене.
сильною горячкою в Мф 8:14−15 и Мк 1:30−31 также описывают это чудо. Но только Лука, врач, отмечает, что горячка была «сильная», и записывает способ, к которому Иисус прибегнул для ее исцеления (ст. 39).
4:40 по захождении же солнца Означающего окончание субботы (шаббата). Толпы пришли, как только они по закону получили право на такой переход.
4:41 Ты Христос, Сын Божий См. пояснение к ст. 34.
4:43 Царствие Божие Это выражение, такое выдающееся во всем остальном Евангелии Луки, представлено здесь впервые. См. пояснение к Мф 3:2.