По Луке 7 глава

Евангелие по Луке
Открытый перевод → Учебной Библии МакАртура

Открытый перевод

1 Закончив эту речь, обращенную к народу, Иисус пошел в Кфар-Нахум.
2 У одного центуриона тяжело больной слуга, очень им ценимый, был при смерти.
3 Узнав об Иисусе, центурион послал к Нему еврейских старейшин, умоляя прийти и спасти слугу.
4 Придя к Иисусу, старейшины стали Его упрашивать: «Этому человеку надо помочь,
5 он любит евреев и даже построил нам синагогу».
6 Иисус пошел с ними, и когда Он уже подходил к дому центуриона, тот выслал ему навстречу друзей, чтобы передать:
— Господин мой, не трудись! Я недостоин принять Тебя под своим кровом.
7 Я даже прийти к Тебе не осмеливаюсь. Скажи только слово, и мой слуга исцелится!
8 Ведь и сам я служу, и солдаты мне подчиняются. Я говорю одному «иди» — и он уходит, другому «приди» — и он приходит, говорю слуге «сделай» — и он делает.
9 Услышав это, Иисус удивился и, обернувшись к сопровождавшей Его толпе, сказал:
—Воистину, такой веры Я не видел даже в Израиле!
10 И когда посланные вернулись домой, они узнали, что слуга исцелился.
11 Затем Иисус отправился в город Наин, и с Ним — ученики и множество народа.
12 Подходя к городским воротам, Он встретил толпу горожан, несших хоронить единственного сына одной вдовы.
13 Увидев её, Господь сжалился и сказал ей:
— Не плачь.
14 Подойдя, Он коснулся гроба, и носильщики остановились. Затем Он сказал:
— Юноша, приказываю тебе, встань!
15 Покойник сел и заговорил; Иисус передал его матери.
16 Страх охватил присутствующих, и они восславили Бога, восклицая: «Великий пророк появился у нас! Бог вспомнил о Своём народе!»
17 Весть об Иисусе разнеслась по всей Иудее и даже за её пределами.
18 Ученики Иоанна рассказали ему обо всем этом, и он, призвав двух учеников своих,
19 послал их к Господу с вопросом: «Ты ли Тот, кто должен явиться, или нам следует ждать другого?»
20 Представ перед Иисусом, те сказали:
— Иоанн Креститель послал нас к Тебе с вопросом: «Ты ли Тот, Кто должен явиться, или нам следует ждать другого?»
21 А к тому времени Иисус уже многих исцелил от болезней, недомоганий, злых духов, многим слепым даровал зрение.
22 Поэтому Он ответил посланцам: — Ступайте и расскажите Иоанну то, что видели и слышали:
Слепые прозревают,
хромые ходят,
прокаженные очищаются,
глухие слышат,
мертвые воскресают,
и к бедным приходит Добрая Весть.
23
Счастлив тот, кто Меня не отвергнет!
24 Когда посланцы Иоанна ушли, Иисус заговорил о нём, обращаясь к народу:
— На что вы ходили смотреть в пустыню? Не на тростник же, колеблемый ветром!
25 Тогда на что вы ходили смотреть? На человека в тонких одеждах? Но тех, кто носит дорогие одежды и живет в роскоши, надо искать во дворце.
26 Так кого же вы хотели увидеть? Пророка? Да, и это не просто пророк!
27 Он тот, о ком в Писании сказано:
Посылаю перед Тобой вестника:
он проложит Тебе путь.
28 Поверьте, нет среди всех рожденных большего пророка, чем Иоанн, но даже наименьший в Царстве Божьем — превосходит его.
29 (Услышав это, весь народ и даже откупщики воздали хвалу Богу за то, что были омыты Иоанном.
30 Только фарисеи и законники отвергли Божью волю, не приняв от него омовение.)
31 С кем Мне сравнить поколение это, на кого похоже оно?
32 Оно — словно дети на площади, которые говорят другим детям:
Мы играли на флейте, а вы не плясали,
Мы пели печальное, а вы не плакали!
33 Пришел Иоанн Креститель, который не ест и вина не пьет, и вы говорите: «В нём демон».
34 Пришел Сын Человеческий, который ест и пьёт, и вы говорите: «Это обжора и пьяница, приятель откупщиков и грешников».
35 Но правота Мудрости доказана теми, кто последовал за Нею.
36 Один из фарисеев пригласил Иисуса отобедать, и вот Он, придя в дом к тому фарисею, возлег за обеденный стол.
37 А одна грешница, жившая в том городе, узнала, что Он пирует у фарисея, принесла алебастровый сосуд с благовонием
38 и, став позади, у Него в ногах, с плачем начала омывать ему ноги слезами, отирать волосами, целовать и умащать благовонием.
39 Видя это, фарисей, пригласивший Его, подумал: «Если бы человек этот был пророком, Он бы знал, какая грешница прикасается к Нему».
40 Тогда Иисус обратился к нему:
— Симон, Я хочу тебе кое-что рассказать.
Тот ответил:
— Расскажи, Учитель.
41 — Было у ростовщика двое должников: один задолжал ему пятьсот денариев, а другой пятьдесят.
42 Видя, что платить им нечем, тот простил долг им обоим. Кто из них больше ему благодарен?
43 Симон ответил:
— Думаю, тот, кому он больше простил.
Иисус сказал:
— Ты совершенно прав!
44 Затем, взглянув на ту женщину, Он сказал Симону:
— Видишь её? Я пришел к тебе в гости, и ты не дал Мне воды, чтобы омыть ноги. А она омыла Мне ноги слезами и вытерла волосами своими.
45 Ты не удостоил меня поцелуя, а она, с тех пор как Я вошел, не перестает целовать Мне ноги.
46 Ты не умастил Мне голову маслом, а она полила благовонием ноги Мои.
47 Поэтому, говорю тебе, прощаются ей многие грехи, ибо она и любит много. А кому мало прощается, тот и любит мало.
48 Женщине Иисус сказал:
— Твои грехи прощены.
49 Пирующие стали между собой шептаться: «Кто Он такой, что даже грехи прощает?»
50 А Он сказал женщине:
— Вера спасла тебя. Иди с миром.

Учебной Библии МакАртура

7:2 У… сотника слуга См. пояснение к Мф 8:5. Нежная забота сотника о рабе, занимающем низкое положение, была противоположна той репутации, которую приобрели в Израиле офицеры римской армии. Но это один из трех изображенных в Новом Завете сотников, которые засвидетельствовали истинность своей веры (см. пояснение к Мф 27:54; ср. Деян 10).

7:3 Иудейских старейшин Матфей в 8:5−13 не упоминает о том, что сотник обратился к Иисусу через этих посредников. То, что иудейские вожди, вероятно, были готовы передать его просьбу Иисусу, является критерием уважения, которое этот человек имел в общине. Он любил иудейский народ и каким-то образом был инициатором строительства местной синагоги (ст. 5). Очевидно, что Сам Бог привлекал его ко Христу (ср. Ин 6:44, 65). Как всякий человек, осознающий грех, он глубоко чувствовал свою собственную недостойность (см. пояснение к 5:8), поэтому он использовал посредников, а не говорил с Иисусом лично (ст. 6−7).

7:6 недостоин См. пояснение к Мф 8:8.

7:11 Наин Небольшой город юго-восточнее Назарета.

7:12 единственного сына См. пояснение к 9:38.

7:14 прикоснулся к одру Действие, обычно считавшееся по закону оскверняющим. Иисус наглядно иллюстрировал, насколько Он был невосприимчивым к подобным осквернениям. Когда Он прикоснулся к одру, нечистота не коснулась Его: скорее Его сила немедленно рассеяла присутствие всякой смерти и осквернения (см. пояснения к ст. 39; 8:44). Это был первый из трех случаев, когда Иисус воскресил умерших людей (ср. 8:49−56; Ин 11). Стих 22 означает, что Христос также воскресил других людей, не упомянутых конкретно.

7:18 Иоанну ученики его Очевидно, Иоанну Крестителю (даже во время его заключения) продолжали рассказывать о служении Христа ученики, которые действовали как его вестники. Ср. Деян 19:1−7.

7:19 Ты ли Тот, Которому должно прийти? Иоанн не был из тех людей, которые колеблются (ст. 24). Мы не должны думать, что его вера ослабевала или что он потерял уверенность во Христе. Но при столь многих неожиданных поворотах событий (Иоанн в тюрьме, а Христос сталкивается с неверием и враждебностью) Иоанн хотел получить уверение от Самого Христа. Именно это Иисус и дал ему (ст. 22−23). См. пояснение к Мф 11:3−11.

7:22 пойдите, скажите Иоанну Стихи 22−23 цитируются из Ис 35:5−6; Ис 61:1. Это были мессианские обещания (Ис 61:1 является тем же местом из Писания, которое Иисус читал в синагоге в Назарете; см. пояснение к 4:19). Ученики Иоанна должны были рассказать, что Иисус делал именно то, что Писание предсказывало о Мессии (ст. 21), даже если план исполнения пророчества разворачивался не совсем так, как представлял его Иоанн Креститель.

7:23 кто не соблазнится Эти слова предназначались не для упрека Иоанну Крестителю, а для его ободрения (ср. ст. 28).

7:27 Процитировано из Мал 3:1.

7:28 См. пояснение к Мф 11:11.

7:29 воздали славу Богу Простые люди и отверженные мытари, которые услышали проповедь Иоанна Крестителя, сознавали, что его призыв к покаянию был от Бога и был справедливым.

7:30 законники См. пояснение к 10:25.
отвергли волю Божию Призыв Иоанна к покаянию был выражением Божьей воли. Отвергая покаяние, они отвергли Иоанна Крестителя и Самого Бога.

7:32 подобны детям Для упрека фарисеям Христос употребил едкую иронию. Он намекал, что они вели себя по-детски: им нельзя угодить, потому что они твердо решили быть недовольными, приглашали ли их «плясать» (намек на радостный стиль служения Христа, — «есть и пить» с грешниками; ст. 34) или побуждали «плакать» (намек на призыв Иоанна Крестителя к покаянию и на более аскетическую манеру служения Иоанна; ст. 33).

7:34 ест и пьет Т.е. живет обычной жизнью. Этот фрагмент объясняет, почему манера служения Иоанна так разительно отличалась от манеры Иисуса, хотя у них была одинаковая миссия (см. пояснение к Мф 4:17). Различие их методов разбивало все отговорки фарисеев. Именно то, что фарисеи, по их заявлению, хотели видеть в Иисусе — строгое воздержание и спартанский образ жизни, — характеризовало служение Иоанна Крестителя, однако они отвергли и его. Истинная проблема заключалась в испорченности их сердец, но они упорно не хотели это признать.
друг… грешникам См. пояснения к 5:30−33; 15:2.

7:35 оправдана премудрость всеми чадами ее Т.е. истинная мудрость проявляется через определенные действия и доказывается плодами — тем, что она создает. Ср. Иак 2:14−17.

7:36 Некто из фарисеев Его звали Симон (ст. 40). По-видимому, он не был благожелателен к Иисусу (ср. ст. 44−46). Несомненно, его намерением было либо поймать Иисуса в ловушку, либо найти какую-нибудь причину, чтобы обвинить Его (ср. 6:7).

7:37 алавастровый сосуд См. пояснение к Мф 26:7. Событие во многих отношениях похожее на события, описанные в Мф 26:6−13; Мк 14:3−9; Ин 12:2−8, но это определенно другой случай. Тот произошел в Вифании, возле Иерусалима, во время пасхальной недели. При помазании в Вифании именно Мария, сестра Марфы и Лазаря, помазала Иисуса. Здесь событие происходит в другом месте и изображает «женщину… которая была грешница», т.е. блудница. Нет основания отождествлять эту женщину также с Марией Магдалиной, как сделали некоторые (см. пояснение к 8:2).

7:38 став позади у ног Его По обычаю Он возлежал у низкого стола. Вероятно, все были шокированы тем, что в дом фарисея пришла женщина такой скверной репутации. Часто такие обеды с участием лиц, занимающих высокий пост, были открыты для зрителей, но, вероятно, никто не ожидал прихода блудницы. Такой поступок требовал от нее большого мужества, и он показывает отчаяние, с которым она искала прощения. Ее «плач» являлся выражением глубокого раскаяния.

7:39 какая женщина Фарисей не чувствовал ничего, кроме презрения к грешникам. Симон был уверен, что, если бы Иисус знал ее репутацию, Он бы прогнал ее, ибо по ветхозаветному закону ее прикосновение к Нему должно осквернять Его. См. пояснения к ст. 14; 8:44.

7:40 Обратившись к нему, Иисус сказал Иисус знал мысли Симона (ср. 5:22; см. пояснение к Мф 9:4), явно доказывая последнему, что Он на самом деле был Пророком.

7:41 динариев Каждый динарий равнялся плате за день труда (см. пояснение к Мф 22:19), таким образом, это была большая сумма — почти полная заработная плата за два года.

7:44 воды Мне на ноги Явная оплошность. Умыть ноги гостю было весьма важным правилом при соблюдении установленных норм и правил (см. пояснения к Ин 13:4−5). Не предложить гостю воды для умывания ног было равносильно оскорблению, подобно, как если бы в современной западной культуре кто-то не предложил гостю снять пальто.

7:47 за то, что она возлюбила много Это не предполагает, что она была прощена, потому что она возлюбила. Притча (ст. 41−43) описывает безусловное прощение, а любовь была следствием. Поэтому считать любовь женщины основанием для прощения было бы искажением того урока, который преподает здесь Иисус. И ее вера (ст. 50), а не помазание ног Иисуса была тем инструментом, которым она получила прощение.

7:49 грехи прощает См. пояснения к 5:20−21; Мф 9:1−3; Мк 2:7.

7:50 вера твоя спасла тебя Не все исцеленные Иисусом были спасены, а только те, кто проявил истинную веру. Ср. 17:19; 18:42; Мф 9:22; см. пояснение к Мк 5:34.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.