Деяния 16 глава

Деяния Апостолов
Открытый перевод → Учебной Библии МакАртура

Открытый перевод

1 Он до Дервии и Листры. И вот, там был один ученик, по имени Тимофей, сын верующей еврейки, но отца — грека.
2 Он имел доброе свидетельство от братьев в Листре и Иконии.
3 Павел захотел, чтобы он пошёл с ним. И, взяв, обрезал его из-за евреев, бывших в тех местах, так как все знали о его отце, что он был грек.
4 И, проходя города, они передавали соблюдать установления, определённые Посланниками и старейшинами в Иерусалиме.
5 Итак, церкви укреплялись в вере и численно умножались каждый день.
6 Они прошли область Фригии и Галатии, так как Святой Дух воспрепятствовал им возвестить слово в Асии.
7 Дойдя до Мисии, они пытались отправиться в Вифинию, и Дух Иисуса не позволил им.
8 Миновав же Мисию, они пришли в Троаду.
9 И ночью у Павла было видение: какой-то человек, македонец, стоял, умоляя его и говорил: «Перейди в Македонию и помоги нам».
10 После того, как он увидел это, мы тотчас постарались уйти в Македонию, заключая, что Бог призвал нас благовествовать там.
11 Итак, отплыв из Троады, мы прибыли прямо в Самофракию, а на другой день в Неаполь,
12 и оттуда в Филиппы, город первой части Македонии, колонию. В этом городе мы оставались несколько дней.
13 А в субботний день вышли за ворота к реке, где, как мы думали, было место для молитвы, и сев, разговаривали с собравшимися женщинами.
14 А одна женщина по имени Лидия, торгующая пурпуром, из города Фиатиры, почитающая Бога, слушала. Господь открыл её сердце внимать тому, что возвещал Павел.
15 А когда приняла омовение она и её домашние, то попросила нас, говоря:
— Если вы рассудили, что я верна Господу, то входите в мой дом и живите.
И убедила нас.
16 А когда мы шли к месту молитвы, нам встретилась одна рабыня, в которой был дух Пифона и которая приносила своим господам большой доход, занимаясь прорицанием.
17 Она, следуя за Павлом и за нами, кричала:
— Эти люди — рабы Бога Всевышнего, которые возвещают вам путь спасения.
18 И она делала это много дней. Но Павел, досадуя, повернулся и сказал духу:
— Приказываю тебе именем Иисуса Христа выйти из неё.
И он в тот же час вышел.
19 А её господа, увидев, что ушла их надежда на заработок, схватили Павла и Силу и потащили на площадь к властям.
20 И, приведя их к стратегам, сказали:
— Эти люди, евреи, будоражат наш город
21 и возвещают обряды, которые нам, римским гражданам, не позволяется ни перенимать, ни совершать.
22 И толпа восстала против них, а стратеги, сорвав с них одежды, велели бить палками
23 и, нанеся им множество ударов, бросили в тюрьму, велев тюремщику надёжно стеречь их.
24 Получив такое повеление, тот бросил их во внутреннюю тюрьму и забил их ноги в колодки.
25 Около полуночи Павел и Сила, молясь, пели гимны хвалы Богу, а узники слушали их.
26 И вдруг произошло сильное землетрясение, так что затрясся фундамент тюрьмы. И тотчас распахнулись все двери, и у всех распались оковы.
27 Тюремщик, проснувшись и увидев отрытые двери тюрьмы, выхватил меч и приготовился убить себя, думая, что заключённые бежали.
28 Но Павел закричал громким голосом, говоря:
— Не делай себе никакого зла, ибо мы все здесь!
29 Потребовав огня, он вбежал и в трепете упал перед Павлом и Силой,
30 и, выведя их наружу, сказал:
— Господа, что мне делать, чтобы спастись?
31 Они же сказали:
— Поверь в Господа Иисуса, и ты будешь спасён, и твой дом.
32 И возвестили слово Господа ему и всем в его доме.
33 И забрав их в тот ночной час, он обмыл их раны и тотчас принял омовение сам и все его домашние.
34 И, приведя их наверх в дом, преподнёс пищу, и возрадовался всем домом тому, что поверил в Бога.
35 А когда наступил день, стратеги послали ликторов сказать: «Отпусти тех людей».
36 Тюремщик сообщил об этом Павлу:
— Стратеги прислали освободить вас. Итак, выходите и идите с миром.
37 Но Павел сказал им:
— Нас, римских граждан, без суда принародно били и бросили в тюрьму, а теперь тайно выгоняют? Нет уж! Пусть придут и сами нас выведут.
38 И ликторы передали эти слова стратегам. А те испугались, услышав, что это римские граждане.
39 И, придя, уговаривали их и, выведя, просили уйти из города.
40 Они же, выйдя из тюрьмы, пришли к Лидии и, увидев братьев, ободрили их и ушли.

Учебной Библии МакАртура

16:1 Дервии и Листры См. пояснение к 14:6.
некоторый ученик… Тимофей Достойнейший юноша, «истинный сын в вере». (1Тим 1:2; ср. 2Тим 1:2), который впоследствии стал правой рукой Павла (1Кор 4:17; 1Фес 3:2; Флп 2:19; см. во Введении к 1-му Посланию к Тимофею ). Он фактически заменил Иоанна Марка. С согласия старейшин местной церкви (1Тим 4:14; 2Тим 1:6) он присоединился к Павлу и Силе.
отец Еллин В греческом тексте есть контекстуальный намек, что его отца уже не было в живых. Как иудей и одновременно язычник Тимофей имел доступ к двум культурам, что представляло ценность для миссионерского служения.

16:3 обрезал его Это было сделано ради расположения к нему иудеев и возможности проповедовать в синагогах (см. пояснение к 6:9) вместе с Павлом и Силой. Если бы Тимофей не был обрезан, иудеи могли бы подумать, что он отказался от иудейства, чтобы жить как язычник.

16:4 определения Постановления Иерусалимского совета (см. пояснения к 15:23−29).

16:6 Духом Святым… в Асии Павлу не удалось исполнить свое намерение потрудиться в Малой Азии (современная Турция) и в таких городах, как Ефес, Смирна, Филадельфия, Лаодикия, Колоссы, Сардис, Пергам и Фиатир.

16:7−8 Мисии… Троаду Это северо-западная область Малой Азии.

16:7 Вифинию Отдельная римская провинция на северо-востоке от Мисии.
Дух не допустил их Поскольку Дух Святой не позволил им двигаться на север, им не оставалось ничего другого, как идти в Троаду, порт на Эгейском море.

16:9−10 Это было второе из шести видений, полученных Павлом (ср. 9:3−6; 18:9−10; 22:17−18; 23:11; 27:23−24).

16:10 мы Переход от местоимения третьего лица к местоимению первого означает, что теперь и Лука присоединился к Павлу, Силе и Тимофею (см. во Введении: Автор и время написания).
Македонию Греческая провинция на противоположном берегу. Там находились города Филиппы и Фессалоника. Переход туда означал продвижение благой вести из Азии в Европу.

16:11 Самофракию Остров в Эгейском море на полпути между Малой Азией и континентальной Грецией. Они переночевали там, чтобы не плыть ночью.
Неаполь Это порт города Филиппы.

16:12 Филиппы См. во Введении к Посланию к Филиппийцам. Расположены на суше в 10 милях (16 км) от Неаполя. Название город получил от имени Филиппа II Македонского (отца Александра Великого). колония Филиппы стали римской колонией в 31 г. до Р. Х., но имели право на самоуправление, были освобождены от пошлин и налогов и владели землей.

16:13 к реке Очевидно, в этом городе не было 10 иудеев, владевших собственными домами, которые могли бы иметь синагогу. В таких случаях устраивались собрания под открытым небом, у реки или моря. Вероятнее всего, это место находилось при пересечении ведущей из города дороги и реки Гангит.
собравшимися там женщинами Еще одно указание на то, что в городе было мало иудеев мужчин. Женщины сами собирались для молитвы, чтения Ветхого Завета и обсуждения прочитанного.

16:14 из города Фиатир… Лидия Ее родной город находился в римской провинции Лидия, возможно, этим и объясняется ее имя.
торговавшая багряницею Тканями багряного или пурпурного цвета. Одежду из таких тканей носили только правители или очень богатые люди. Дело Лидии приносило ей значительный доход, что позволяло ей содержать большой дом и принимать миссионеров (ст. 15) и верующих Филиппийской церкви (ст. 40).
чтущая Бога Как и Корнилий, она верила в Бога Израиля, но не стала полной прозелиткой (ср. 10:2).
Господь отверз сердце ее Еще одно доказательство того, что спасение совершается по изволению Всевышнего (см. пояснение к 13:48).

16:15 дом См. пояснение к 11:14. Ср. ст. 31.

16:16 духом прорицательным Буквально «духом пифона». Это выражение исходит из греческой мифологии. Пифон — это змея, которая охраняла Дельфийского оракула. В действительности эта девушка имела контакт с демонами, которые, возможно, могли предсказывать будущее. См. пояснения к Втор 18:9−12.

16:17 Бога Всевышнего В Ветхом Завете этот титул Бога употребляется около 50 раз в значении Бога Израиля (см. Быт 14:18−22; Пс 77:35; Дан 5:18).

16:18 именем Иисуса Христа повелеваю тебе Демон вышел из девушки, повинуясь повелению Павла и его апостольской власти. Способность изгонять бесов была характерна для Апостолов Иисуса Христа (Мк 3:15; 2Кор 12:12).

16:20 Иудеями, возмущают наш город Уже тогда существовал антисемитизм. Император Клавдий примерно в то же время издал декрет, повелевавший изгнать иудеев из Рима (18:2). Возможно, этим объясняется то, что схвачены были только Павел и Сила, поскольку Лука был язычником, а Тимофей полуязычником.

16:21 проповедуют обычаи… нам Римлянам… ни принимать В принципе, римляне не должны были связываться с какими-либо иностранными религиями, которые не были санкционированы государством. Но обвинение в том, что благовестники возмущают город, было насквозь лживым.

16:22 воеводы В каждой римской колонии было два таких человека, которые выполняли судебные функции. В данном случае они не следовали Римскому Праву, потому что они не исследовали обвинения, не провели надлежащего слушания и не дали Павлу и Силе слова для защиты.
бить Это наказание было незаконным, поскольку они не были признаны виновными. Служители (ст. 35), подчинявшиеся воеводам, наносили удары палками. Павел перенес такое наказание еще дважды (2Кор 11:25).

16:24 во внутреннюю темницу… в колоду Самая надежная часть тюрьмы. Темничный страж для большей надежности «ноги их забил в колоду». Эта особая мера была рассчитана для причинения боли: ноги узника разводились как можно шире.

16:27 двери темницы отворены… хотел умертвить себя Чтобы избежать позорной и мучительной казни. Римский воин, по недосмотру которого убегал узник, расплачивался своей жизнью (12:19; 27:42).

16:31 веруй в Господа Иисуса Христа Нужно верить в то, что Он говорил о Себе (Ин 20:31), и верить в то, что Он делал (1Кор 15:3−4; см. пояснение к Рим 1:16).
ты и весь дом твой Все его родственники, слуги и гости, которые могли принять Евангелие и поверить (см. пояснение к 11:14). Это не касается несовершеннолетних детей. Ср. ст. 15.

16:37 римских граждан Нанесение побоев римским гражданам было серьезным преступлением, тем более, что над Павлом и Силой не было суда. Над воеводами возникла угроза лишиться своих постов и привилегий (см. пояснение к ст. 12).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.