Деяния 24 глава

Деяния Апостолов
Открытый перевод → Учебной Библии МакАртура

Открытый перевод

1 А через пять дней прибыл первосвященник Анания с несколькими старейшинами и неким ритором Тертуллом, которые заявили прокуратору жалобу на Павла.
2 А когда тот был позван, Тертул начал его обвинять, говоря:
— Благодаря тебе мы обрели прочный мир и, в силу твоей заботы, для этого народа проводятся полезные преобразования,
3 которые повсеместно, со всей благодарностью мы принимаем, превосходнейший Феликс.
4 И, чтобы не утруждать тебя более, прошу выслушать нас кратко, со свойственным тебе снисхождением.
5 Найдя этого человека заразой и зачинщиком мятежа среди евреев, живущих всей земле, и вожаком назорейской секты.
6 Он попытался даже осквернить Храм, его мы и задержали.
7 [ отсутствует ]
8 Ты можешь сам, рассудив обо всём, узнать от него, в чём мы его обвиняем.
9 И евреи согласились, заявив что это так.
10 И, когда правитель сделал ему знак говорить, Павел ответил:
— Зная, что ты с давних лет судишь этот народ, я с радостью выскажусь в своё оправдание.
11 Ты можешь узнать, что прошло не более двенадцати дней, как я пришел для поклонения в Иерусалим.
12 И не нашли меня ни в Храме с кем-либо спорящим, ни приводящим в возбуждение толпу, ни в синагогах, ни в городе,
13 и не могут доказать тебе то, в чём теперь обвиняют меня.
14 Но признаюсь тебе в том, что следуя Пути, который они называют сектой, я служу Богу отцов, веря всему, что написано в Законе и Пророках,
15 имея надежду на Бога, что произойдёт воскресение праведных и неправедных, что и сами они ожидают.
16 Поэтому и сам стараюсь всегда иметь непорочную совесть перед Богом и людьми.
17 А после многих лет я пришёл принести моему народу подаяния и приношения,
18 как и нашли меня, очищенного в Храме, не с толпой, и не с мятежом,
19 некоторые асийские евреи, которым следовало бы стоять перед тобой и обвинять, если бы они что-нибудь имели против меня.
20 Или пусть сами скажут, какое они нашли преступление, когда я предстал пред Синедрионом,
21 кроме одного только слова, которое я провозгласил, стоя среди них: «За воскресение мертвых я судим вами сегодня!».
22 А Феликс, имея более точные сведения о Пути, отослал их, сказав:
— Когда придёт трибун Лисий, я рассмотрю ваше дело, —
23 отдав распоряжение сотнику при содержании Павла под стражей дать послабление и не запрещать никому из его близких помогать ему.
24 А спустя несколько дней Феликс, прибыв со своей женой Друзиллой, еврейкой, послал за Павлом и слушал его о вере в Христа Иисуса.
25 И когда он рассуждал о праведности, воздержании и грядущем суде, Феликс испугался и ответил:
— Сейчас иди, а когда у меня будет удобный случай, я тебя вызову, —
26 в то же время также надеясь, что Павел даст ему денег. Поэтому он часто посылал за ним и с ним беседовал.
27 А когда исполнилось два года, Феликса сменил Порций Фест. И, желая угодить евреям, Феликс оставил Павла под арестом.

Учебной Библии МакАртура

24:1 Через пять дней Очень короткий срок, за который иудейским начальником нужно было оформить дело, нанять обвинителя («ритора») и прибыть в Кесарию. Возможно, они боялись, что Феликс отменит слушание дела Павла, если они не успеют все сделать вовремя.
первосвященник Анания См. пояснение к 23:2.
старейшинами Это наиболее влиятельные члены синедриона (см. пояснение к 4:5). Тертуллом Возможно, римлянин, но вероятнее всего, елллинист (ср. ст. 6).

24:3 Феликс Правитель Иудеи с 52 по 59 г. по Р. Х. Феликс был бывшим рабом, но его брат (фаворит императора Клавдия) сумел сделать его правителем. Римская верхушка была о нем невысокого мнения, и он ничем особенным не отличился на своем посту. Он разгромил египтянина и его сторонников (см. пояснение к 21:38), но жестокость Феликса возмущала иудеев и привела к его отставке по решению императора Нерона через два года после разбирательства по делу Павла (ст. 27).

24:5−7 Высказав обязательные комплименты в адрес Феликса, Тертулл изложил суть обвинения против Павла. В него входили подстрекательство к мятежу (нарушение римского закона), сектантство (нарушение иудейского закона), и богохульство (нарушение Божьего закона).

24:5 язвою Это слово, отражавшее ненависть синедриона к Апостолу и христианству, не содержало конкретного обвинения.
возбудителем мятежа Первое (и в римском суде самое серьезное) обвинение, выдвинутое против Павла: подстрекательство к мятежу. Римляне не прощали возмутителей и мятежников (об этом иудеи узнают через несколько лет, в 66 г. по Р. Х.). Сумей иудейские начальники обосновать такое обвинение, Павел получил бы суровое наказание, возможно даже смертный приговор. Тертулл избегал называть какие-либо конкретные обстоятельства, поскольку правитель мог передать дело Павла другому правителю, в чьей области произошли указанные события. Иудеи хотели, чтобы дело рассматривал правитель, на которого они имели определенное влияние.
представителем Назорейской ереси Второе обвинение, выдвинутое против Павла, заключалось в сектантстве (ереси). Презрительные слова Тертулла о христианстве как о «назорейской ереси» (ср. 6:14; Ин 1:46; Ин 7:41, 52) имели своей целью создать образ Павла как предводителя мессианской секты, представляющей угрозу Риму.

24:6 осквернить храм Третье обвинение против Павла заключалось в богохульстве. Устами своего «ритора» иудейские начальники повторяли лживые обвинения асийских иудеев (21:28). Стараясь оправдать избиение Павла злобствующей толпой, они заявили (хотя это была ложь) о том, что задержали его.

24:6−8а даже… к тебе Во многих старинных рукописях это место опущено. В таком случае возникает вопрос: о ком говорит Тертулл перед Феликсом. Если данное место Писания уместно, то Тертулл просит Феликса разобраться с Павлом; но тогда Апостол просто отмел бы лживые обвинения Тертулла. Если данный отрывок стоит на своем месте, то получается, что Тертулл безосновательно обвинял Лисия в превышении своих полномочий и вмешательстве в дела Иудеев. Тогда ему нужно было бы заявить, что расследование Лисия подтвердило лживые обвинения иудеев. Это помогло бы объяснить, почему Феликс решил отложить слушания и послать за Лисием (ст. 22).

24:7−8а Еще одна ложь, направленная на то, чтобы запутать дело. Очевидно, что в насилии была виновна толпа; Лисий же прекратил беспорядок и спас Павла.

24:10−21 Третья из шести речей Павла в свою защиту (ср. 22:1−21; 22:30 — 23:10; 25:1−12; 26:1−29; 28:17−19).

24:10 многие годы… судишь Сейчас Феликс был правителем, а до того служил под началом правителя Самарии. В отличие от Тертулла, Павел не льстит Феликсу, но напоминает о его знакомстве с иудейскими законами, обычаями и нравами. Таким образом, он призывает Феликса вынести справедливый приговор.

24:11 двенадцать дней Пять из них прошли в ожидании прибытия в Кесарию его обвинителей (ст. 1). Несколько из оставшихся 7 дней были посвящены обрядам очищения (см. пояснения к 21:24, 27). Павел хочет сказать, что даже если бы он хотел организовать восстание, то у него на это не было бы времени.

24:14 которое См. пояснение к 9:2.
в законе и пророках Под «законом и пророками» подразумевается Ветхий Завет (см. Мф 7:12). Саддукеи отвергали многое из Ветхого Завета (см. пояснение к 23:8), что принималось фарисеями, но и они и фарисеи одинаково отвергали свидетельство Ветхого Завета об Иисусе Христе (ср. Лк 24:27, 44; Ин 1:45; Ин 5:39, 46) Павел, напротив, рассматривал весь Ветхий Завет как Богодухновенное Слово и верил всему, что говорилось в Ветхом Завете.

24:15 надежду на Бога Великой наградой для иудеев было воскресение (Иов 19:25−27; Дан 12:2). Именно Павел, а не скептики-саддукеи, держался русла традиционной иудейской теологии.

24:16 непорочную совесть См. пояснение к 23:1.

24:17 милостыню… и приношения Единственное упоминание в Деяниях о доставленных денежных средствах, которые Павел собрал для нуждающихся верующих в Иерусалиме (см. пояснение к 19:21). Миссия Павла была сугубо гуманитарной и не имела ничего общего с организацией беспорядков.

24:18 очистившегося См. пояснение к 21:24.

24:19 Асийские Иудеи См. пояснение к 21:27.

24:21 учение о воскресении мертвых Вера в воскресение не была преступлением ни по иудейскому, ни по римскому закону. Павел не был также виновен в том долгом споре, который вели между собой саддукеи и фарисеи и который разгорелся с еще большей силой после заявления Павла.

24:22 отсрочил дело Свидетели якобы имевшего место преступления Павла (асийские иудеи) не смогли явиться на слушание по этому делу. Не было доказательств и у иудейских старейшин. Единственным решением, которое мог принять Феликс в свете римского законодательства, было объявить Павла невиновным, что привело бы иудеев в ярость и, возможно, создало бы последующие проблемы. Поскольку первой обязанностью Феликса как правителя было поддержание порядка, он решил, что лучшим решением будет отсутствие решения, и отложил решение под тем предлогом, что ему необходимо получить дополнительную информацию от Лисия.
когда придет тысяченачальник В письменном отчете Лисия уже было сказано, что проблема спора касается иудейского закона (23:29) и что Павел не виновен в каком-либо преступлении (23:29). Трудно понять, что еще он смог бы добавить, и нет свидетельств о том, что Феликс когда-либо вызывал Лисия к себе.
я обстоятельно узнаю об этом учении Возможно, от его жены Друзиллы, которая была иудейкой (24:24).

24:24 Друзиллою Младшая дочь Агриппы I (см. пояснение к 12:1) и третья жена Феликса. Сраженный ее красотой Феликс увел ее от прежнего мужа. В момент суда над Павлом ей еще не было 20 лет.

24:25 о правде… воздержании… будущем суде Бог требует правды от всех людей вследствие Своей святой природы (Мф 5:48; 1Пет 1:15−16). Чтобы соответствовать этой абсолютной норме, необходимо воздержание. Если мужчины или женщины не способны на воздержание и соответствие нормам Божией праведности, то их ждет отнюдь не спасение, а суд.
Феликс пришел в страх Живший с женщиной, которую он увел от первого мужа, Феликс явно имел проблемы с «правдой» и «воздержанием». Осознание неизбежности «суда» взволновало его, и он поспешил отпустить Павла.
когда найду время Прошло время, и Феликс легкомысленно упустил возможность покаяться (см. 2Кор 6:2).

24:26 Павел даст ему денег Римский закон запрещал взяточничество, но оно было, тем не менее, широко распространено.

24:27 на место Феликса поступил Порций Фест См. пояснение к ст. 3. В отличие от бывшего раба Феликса, Фест был римским патрицием. О его пребывании на посту правителя мало что известно (он умер через два года), но иудейский историк Иосиф Флавий отзывался о нем лучше, нежели о его предшественнике и его преемнике.
доставить удовольствие Иудеям Он сделал это потому, что в Риме накопилось множество жалоб о его жестокости, что впоследствии и стало причиной его смещения. Он жестоко подавил мятеж в Кесарии, и возмущенные иудеи сумели направить жалобу в Рим и добиться его смещения. Император Нерон отозвал его в Рим, где его ждало бы суровое наказание, если бы не заступничество Палласа, его влиятельного брата.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.