Деяния 8 глава

Деяния Апостолов
Открытый перевод → Учебной Библии МакАртура

Открытый перевод

1 Савл же одобрял его убийство. И в этот день произошло большое гонение на церковь в Иерусалиме; и все, кроме Посланников, были рассеяны по окрестностям Иудеи и Самарии.
2 Стефана же погребли набожные люди, и совершили о нём великий плач.
3 А Савл громил церковь, входя в дома и, вытаскивая мужчин и женщин, отдавал в тюрьму.
4 Между тем, рассеявшиеся разошлись, благовествуя слово.
5 Так Филипп, придя в самарийский город, возвещал им Христа.
6 И толпы единодушно внимали тому, что говорил Филипп, слушая и видя знаки, которые он творил.
7 Ибо из многих, одержимых нечистыми духами, они выходили, крича громким голосом, а многие парализованные и хромые были исцелены.
8 И была большая радость в этом городе.
9 А один мужчина, по имени Симон, раньше занимался в городе колдовством и удивлял народ Самарии, называя себя кем-то великим.
10 Ему внимали все, от мала до велика, говоря: «Это Божья сила, называемая Великой».
11 А внимали ему потому, что он удивлял их колдовством долгое время.
12 Когда же поверили Филиппу, благовествующему о Царстве Божьем и о имени Иисуса Христа, то мужчины и женщины приняли омовение.
13 Поверил и сам Симон и, омытый, не отходил от Филиппа. И, видя совершающиеся знаки и чудеса, изумлялся.
14 Посланники в Иерусалиме, услышав, что Самария приняла Божье слово, послали к ним Петра и Иоанна,
15 которые, прийдя, помолились о них, чтобы они получили Духа Святого.
16 Ведь Он не сходил ещё ни на одного из них, а только они были омыты во имя Господа Иисуса.
17 Тогда возложили на них руки, и они получили Духа Святого.
18 А Симон, увидев, что через возложение рук Посланников даётся Дух Святой, принёс им деньги,
19 говоря:
— Дайте и мне эту власть, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Дух Святой.
20 Но Пётр сказал ему:
— Серебро твоё пусть вместе с тобой пойдёт в погибель, потому что ты задумал дар Божий приобрести за деньги.
21 Нет тебе в этом ни доли, ни жребия, ибо твоё сердце не право пред Богом.
22 Итак, покайся в этом своём зле и моли Господа — не простится ли тебе замысел твоего сердца;
23 Ибо вижу тебя находящегося в горькой злобе и в путах несправедливости.
24 Симон же сказал в ответ:
— Помолитесь вы за меня Господу, чтобы не постигло меня ничто из того, что вы сказали.
25 Они же, свидетельствую и возвещая слово Господа, пошли обратно в Иерусалим, благовествуя во многих сёлах Самарии.
26 Ангел же сказал Филиппу:
— Встань и иди на юг на дорогу, которая спускается от Иерусалима к Газе, которая пустынна.
27 Он встал и пошёл. И вот, один эфиоп, евнух, вельможа эфиопской царицы Кандакии, поставленный над всей её казной, приезжавший для поклонения в Иерусалим,
28 возвращался и, сидя в своей колеснице, читал пророка Исаию.
29 Дух сказал Филиппу:
— Подойди к этой колеснице вплотную.
30 Подбежавший Филипп, услышав, что тот читает пророка Исаию, сказал:
— Понимаешь ли то, что читаешь?
31 Он же сказал:
— Смогу ли, если кто не наставит меня?
И попросил Филиппа, взойдя, сесть с ним.
32 А фрагмент Писания, которое он читал, был такой:
«Как овца, Он был веден на убой,
и как ягнёнок пред остригшим его безгласен,
так Он не открывает уст Своих.
33
В унижении Его лишили правосудия.
Кто возвестит Его поколение?
Потому что отнимается от земли Его жизнь».
34 Отвечая, евнух сказал Филиппу:
— Умоляю тебя, о ком это говорит пророк? О себе или о ком-то другом?
35 И Филипп открыл уста и, начав с этого Писания, благовествовал ему Иисуса.
36 И, двигаясь по дороге, они подъехали к какой-то воде, и евнух говорит:
— Вот вода. Что препятствует мне быть омытым?
37 [ отсутствует в NA ]
38 И он приказал остановить колесницу; и оба сошли в воду: и Филипп, и евнух, — и омыл его.
39 Когда же они вышли из воды, Дух Господень унёс Филиппа. И евнух больше не видел его, а поехал своей дорогой, радуясь.
40 А Филипп оказался в Азоте; и, проходя, благовествовал всем городам, пока не пришёл в Кесарию.

Учебной Библии МакАртура

8:1 одобрял Смертельная ненависть Павла ко всем верующим проявилась здесь в отношении Стефана (1Тим 1:13−15).
кроме Апостолов Они остались из-за своей преданности Христу, чтобы поддерживать других братьев и продолжать евангелизацию в этом регионе (ср. 9:26−27).
рассеялись Гонения, которыми руководил Павел из Тарса, привели к рассеянию верующих Иерусалимской церкви и породили первую миссионерскую волну. Главная сила удара пришлась на еллинистов, к которым, вероятнее всего, принадлежал Стефан (ср. 11:19−20).

8:2 благоговейные Возможно, набожные иудеи (ср. 2:5; Лк 2:25), которые открыто протестовали против казни Стефана.

8:3 терзал церковь Так переведенное слово («терзать») в греческом встречается во внебиблейских текстах в значении разрушения города или гибели от клыков дикого животного.

8:4 ходили Это слово часто употребляется в Деян в значении миссионерского труда (ст. 40; 9:32; 13:6; 14:24; 15:3, 41; 16:6; 18:23; 19:1, 21; 20:2).

8:5 Филипп Ср. 6:5. Имя первого миссионера и евангелиста в Писании (21:8).
город Самарийский Самария — древняя столица Северного Царства Израиля, которое впоследствии пало под ударами ассирийцев (722 г. до Р. Х.) после 200 лет идолослужения и противления Богу. В результате движения больших потоков людей язычники из других регионов смешались с Иудеями и их потомки стали называться самарянами (см. пояснения к Ин 4:9, 20)

8:7 нечистые духи См. пояснение к 5:16.

8:9 волхвовал Занимался волшебством: смесью науки и суеверия, включая астрологию и оккультизм (см. пояснения ко Втор 18:9−12; Откр 9:21).

8:10−11 великая сила Божия Симон утверждал, что имеет общение с Богом. Отцы ранней церкви называли его одним из основателей гностицизма, которые утверждали, что существует ряд сверхъестественных превращений, достигающих в итоге божественного состояния. Они назывались «Силы», и люди верили, что Симон находится на вершине лестницы превращений.

8:13 уверовал… Симон Его вера основывалась на корыстолюбии и никак не могла считаться настоящей. Ср. Ин 2:23−24. Он считал ее полезным явлением, необходимым для получения той силы, которой, по его мнению, обладал Филипп. Сопровождая Филиппа, он имел также возможность поддерживать контакт со своими поклонниками.

8:15 приняли Духа Святого См. пояснение к 2:4.

8:16 еще ни на одного из них Этот стих не утверждает о том, что христиане принимают Духа Святого вслед за спасением. Это был переходный период, в течение которого Апостолы должны были подтвердить включение новой группы людей в Церковь. Из-за враждебности, существовавшей между Иудеями и Самарянами, последним важно было принять Духа в присутствии вождей Иерусалимской церкви, чтобы слиться всем в единую Церковь. Эта задержка показала также потребность Самарян в переходе под апостольскую власть. Такой же переходный период имел место, когда к Церкви присоединялись язычники (10:44−46; ср. 15:6−12; 19:6).

8:17 возложили руки на них Это означало апостольское утверждение и солидарность. См. пояснение к 6:6.
они приняли Духа Святого То, что это действительно произошло, подтверждалось говорением на языках, как в Пятидесятницу (см. пояснение к 2:4), как это было с язычниками, когда они приняли Духа (10:46), как это было с последователями Иоанна (19:6). По мере того, как к Церкви прилагались самаряне, язычники и ветхозаветные верующие, устанавливалось и единство Церкви. На место одного народа — свидетеля Бога (Израиля) пришла церковь, состоящая из иудеев, язычников, полукровных самарян и верующих Ветхого Завета, которые стали верующими Нового Завета (19:1−7). Для демонстрации единства церкви было необходимо, чтобы повторилось то, что случилось с уверовавшими иудеями, а именно: присутствие Апостолов и сошествие Духа, обозначенное говорением на языках (2:5−12).

8:22−24 Хотя он определенно пребывал в страхе, Симон не хотел каяться и искать прощения, а хотел лишь избежать последствий своего греха.

8:26 в Газу Один из пяти главных городов Филистии. Первоначальный город был разрушен в первом столетии до Р. Х., а новый город был построен на побережье.

8:27 евнух Может означать оскопленного мужчину или, чаще всего, правительственного чиновника. Вполне вероятно, что к нему относилось и первое и второе, поскольку Лука говорит о нем, как о евнухе, и о его высоком положении при дворе царицы — хранителя сокровищ (что-то наподобие современного министра финансов). Как физический евнух, он не имел права входить в храм (Втор 23:1) и не мог стать прозелитом.
Кандакии Возможно, не имя, а официальный титул (вроде фараона или кесаря), который носили в той земле королевы-матери.
Ефиопской Ефиопия — в ту пору большое царство, расположенное на юг от Египта.

8:28 читал пророка Исаию Он знал о том, как важно искать Бога через Писание (Лк 24:25−27; Ин 5:39, 46; Рим 10:12−15).

8:32−33 место из Писания Ис 53:7−8.

8:34 о ком пророк говорит это? Его непонимание вполне объяснимо. Даже иудейские знатоки Писания расходились во мнениях по этому месту. Одни считали, что агнец для заклания — это Израиль, другие полагали, что Исаия говорит о себе самом, а кому-то виделся образ Мессии.

8:37 Этот стих отсутствует в наиболее древних рукописях.

8:39 Филиппа восхитил Илия (3Цар 18:12; 4Цар 2:16) и Иезекииль (Иез 3:12, 14; Иез 8:3) также были взяты от земли чудесным образом. Это было сильнейшим подтверждением для присутствующих того, что Филипп был представителем Бога.

8:40 Азоте Азот — так в первом столетии назывался древний филистимский город Ашдод, расположенный в 20 милях (32 км) на север от Газы.
Кесарию Возможно, там жили Филипп и его семья (21:9; см. пояснение к 9:30).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.