По Матфею 13 глава

Евангелие по Матфею
Открытый перевод → Комментарии МакДональда

Открытый перевод

1 В тот же день Иисус вышел к морю и сел у берега.
2 Вокруг него собралась большая толпа, и тогда Он перешёл в лодку. Народ стоял на берегу,
3 а Он говорил им о многом, рассказывая притчи:

«Вышел сеятель в поле,

4 и когда он сеял, часть зёрен упала у дороги — прилетели птицы и склевали их.
5 Другие зёрна упали на каменистую почву, где земли было мало, и тотчас проросли, ибо слой земли был тонким.
6 Но взошло солнце и опалило ростки. А глубоких корней у них не было, и они засохли.
7 Другие зёрна упали в колючие кусты — кусты разрослись и заглушили побеги.
8 А те зёрна, что упали в хорошую землю, дали урожай — в сто крат, либо в шестьдесят или тридцать.
9 Пусть имеющий уши услышит!»
10 Ученики подошли к Нему и спросили: «Почему Ты учишь их притчами?»
11 Он ответил: «Вам дано знать тайны Царства Небесного, а им не дано.
12
Кто имеет, тому будет дано,
чтобы он имел в избытке.
Кто не имеет, у того будет отнято
и то, что у него есть.
13 Потому Я и учу их притчами, что смотрят они, но не видят, слушают, но не слышат и не могут понять.
14 Так исполняется пророчество Исайи:
Будете слушать, но не поймёте,
будете смотреть, но не увидите.
15
Очерствело сердце этого народа,
они еле слышат и закрыли глаза.
Не хотят они видеть и слышать,
не хотят ничего понимать,
а не то вернулись бы ко Мне
и Я бы их исцелил
42.
16 Счастливы ваши глаза, ибо они видят, и ваши уши, ибо они слышат.
17 Говорю вам истину: многие пророки и праведники хотели увидеть то, что вы видите, и услышать то, что вы слышите, но им не довелось.
18 Вот вы и послушайте, что означает притча о сеятеле.
19 Если кто слышит слово о Царстве и не понимает, то приходит Враг и выдёргивает всё, что посеяно в его сердце. Это и есть посеянное у дороги.
20 Посеянное на каменистой почве — это тот, кто слышит слово и тут же с радостью его принимает,
21 но лишён корня и постоянства, так что во время притеснений и гонений за слово он сразу же отступается.
22 Посеянное в колючих кустах — это тот, кто слышит слово, но мирские заботы и страсть к богатству заглушают это слово, и оно остаётся бесплодным.
23 А посеянное в хорошую землю — это тот, кто слышит слово и понимает его. Вот он и приносит урожай — в сто крат, либо в шестьдесят или тридцать».
24 Он поведал им ещё одну притчу: «Царство Небесное — это как если бы человек посеял на своём поле пшеницу,
25 а когда все спали, пришёл его недруг, посеял поверх пшеницы сорную траву и ушёл.
26 Пшеница взошла и заколосилась, но проросли и сорняки.
27 Работники пошли и сказали хозяину: “Господин наш, разве не пшеницу ты посеял на поле? Откуда же там сорняки?”
28 Хозяин ответил: “Это сделал мой недруг”. Работники предложили: “Хочешь, мы пойдём и прополем пшеницу?”
29 Но хозяин сказал: “Не надо. Как бы заодно с сорняками вы не выдернули и пшеницу!
30 Пусть и то и другое растёт до жатвы. А когда придёт время жатвы, я велю жнецам, чтобы они сперва вырвали сорную траву, связали её в снопы и сожгли, а пшеницу собрали в закрома”».
31 Он поведал им и другую притчу: «Царство Небесное — как горчичное семечко, которое человек посадил на своём поле.
32 Это самое маленькое из зёрен, но оно вырастает выше всех огородных кустов и становится деревом, в ветвях которого птицы вьют гнёзда43».
33 Он рассказал им ещё одну притчу: «Царство Небесное — как дрожжи. Женщина взяла горстку дрожжей на целых три меры муки — и получилось тесто».
34 Всему этому Иисус учил людей в притчах, а без притчи не говорил ничего,
35 чтобы исполнилось сказанное через пророка:
Буду говорить притчами,
поведаю то, что скрыто
от сотворения мира
44.
36 Отпустив народ, Он вошёл в дом. Тогда ученики попросили Его: «Растолкуй нам притчу о сорняках на поле».
37 Он сказал: «Сеющий пшеницу — это Сын Человеческий,
38 поле — это мир, а пшеница — наследники Царства. Сорняки — это наследники Врага,
39 тот, кто их посеял, — это Дьявол, жатва — окончание Века, а жнецы — ангелы.
40 И как собирают сорную траву и сжигают в огне, так будет и при окончании Века:
41 Сын Человеческий пошлёт своих ангелов и они заберут из его Царства всё, на чём спотыкаются люди, и всех, кто нарушает Закон,
42 и бросят в печь, в огонь45. Там будут рыдать и скрежетать зубами.
43 А праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца своего. Пусть имеющий уши услышит!
44 Царство Небесное — как закопанный на поле клад. Один человек нашёл его, снова закопал и на радостях пошёл, продал всё, что имел, и купил то поле.
45 И ещё, Царство Небесное — это как если бы купец, что скупает хороший жемчуг,
46 вдруг встретил одну бесценную жемчужину. Тогда он всё распродаст и купит её.
47 И ещё, Царство Небесное — как заброшенный в море невод, куда попадает всякая рыба.
48 Как только он наполнится, рыбаки вытаскивают его на берег, отбирают хорошую рыбу и бросают в корзины, а негодную выбрасывают вон.
49 Так будет и при окончании Века: придут ангелы, заберут виновных прочь от правых,
50 и бросят в печь, в огонь. Там будут рыдать и скрежетать зубами.
51 Вы поняли всё это?» Ученики ответили: «Да».
52 И Он сказал им: «Так вот, всякий книжник, что стал учеником Царства Небесного, похож на хозяина, который выносит из дому и новое и старое».
53 Рассказав эти притчи, Иисус отправился дальше.
54 Придя в родной город, Он стал учить в синагоге, а люди поражались и спрашивали: «Откуда у Него эта мудрость и сила?
55 Разве Он не плотников сын? Его мать зовут Мариам, а Его братья — Иаков, Иосиф, Шимон и Иуда?
56 И разве не здесь, не у нас, все Его сёстры? Так откуда же у Него всё это?»
57 И Он стал для них камнем преткновения. А Иисус сказал:
«Пророка чтят повсюду,
но не в его городе
и не в его доме».
58 Там Он сотворил мало чудес из-за их неверия.

Комментарии МакДональда

VIII. ОТВЕРЖЕННЫЙ ИЗРАИЛЕМ ЦАРЬ ПРОВОЗГЛАШАЕТ НОВУЮ, ПРОМЕЖУТОЧНУЮ ФОРМУ ЦАРСТВА (Гл. 13)

ПРИТЧИ ЦАРСТВА

Мы приблизились к критическому моменту в Евангелии от Матфея. Иисус указал, что земные взаимоотношения отныне должны быть заменены духовными связями и что теперь главное — не еврейское происхождение, а послушание Богу Отцу. Отвергнув Царя, книжники и фарисеи неизбежно отвергали и Царство. Теперь с помощью серии притч Господь Иисус показывает, какую новую форму примет Царство в промежуток времени между Его отвержением и Его окончательным приходом как Царя царей и Господа господствующих. Шесть из этих притч начинаются словами: «Царство Небесное подобно...»

Для того чтобы увидеть эти притчи в правильной перспективе, давайте вспомним наши рассуждения о Царстве в 3-й главе. Царство Небесное — это сфера, в которой признается Божье правление. Оно имеет два аспекта: 1) внешнее исповедание, включающее всех, кто говорит, что признает Божье правление, и 2) внутреннее содержание, включающее только тех, которые вошли в Царство через обращение. Мы читаем о пяти фазах Царства: 1) ветхозаветная фаза, в которой оно было предсказано пророками; 2) фаза, в которой оно «приблизилось», или присутствовало, в лице Царя; 3) промежуточный период, когда наряду с отвержением Царя и Его возвращением на небо на земле есть люди, заявляющие, что они — подданные Царя; 4) его явное присутствие во время Тысячелетнего Царства; 5) и, наконец, вечное Царство. Каждую библейскую ссылку на Царство можно отнести к одной из этих фаз. В 13-й главе речь идет о третьей фазе. В этот период времени, от Пятидесятницы до восхищения, созидается внутреннее содержание Царства (истинные верующие) из тех же людей, что и Церковь. Это единственное, что объединяет Церковь и Царство; в остальном они не схожи. Помня о вышесказанном, давайте рассмотрим эти притчи.

А. Притча о сеятеле (13:1−9)

13:1 Иисус вышел из дома, в котором исцелил бесноватого, и сел у моря Галилейского. Многие, изучающие Библию, видят этот дом как образ народа израильского, а море — как язычников. Таким образом, это перемещение Господа символизирует разрыв с Израилем; в промежуточный период Царство будет проповедано народам.

13:2 Множество народа собралось на берегу. Он вошел в лодку и начал поучать народ притчами. Притча — это история, подчеркивающая какое-то духовное или моральное наставление, нередко со скрытым смыслом. Семь последующих притч повествуют нам о том, чему будет подобно Царство в промежуток времени между первым и вторым пришествиями.

Первые четыре притчи были рассказаны народу, а последние три предназначались исключительно ученикам.

Первые две и седьмую Господь объяснил ученикам, давая тем самым возможность разъяснять их другим с помощью данных Им ключей.

13:3 Первая притча рассказывает о сеятеле, посеявшем семя на четырех разных видах почвы. Как и следовало ожидать, результаты в каждом отдельном случае были разными.

13:4−8

ПОЧВА РЕЗУЛЬТАТЫ ПОСЕВА
1. Сильно утоптанная дорога. 1. Птицы поклевали семена.
2. Тонкий слой почвы на каменистом основании. 2. Семя быстро взошло, но не имело корня; солнце опалило его, и оно засохло.
3. Земля, заросшая терниями. 3. Семя взошло, но его рост был невозможен из-за терний.
4. Добрая земля. 4. Семя взошло, выросло и принесло плод. Некоторые стебли принесли плод в сто крат, иные в шестьдесят, иные в тридцать.

13:9 Иисус заканчивает притчу загадочным предупреждением: «Кто имеет уши слышать, да слышит!» В этой притче Он передавал народу одно важное сообщение, а ученикам совсем другое. Никто не должен упустить важный смысл Его слов.

Так как Господь Сам изъясняет эту притчу в 18−23 стихах, мы сдержим свое любопытство, пока не дойдем до этого отрывка.

Б. Назначение притч (13:10−17)

13:10 Ученики удивлялись, почему Господь говорил к народу скрытым языком притч. Поэтому они попросили Иисуса объяснить Его метод.

13:11 Отвечая ученикам, Иисус провел разграничение между неверующим множеством народа и верующими учениками. Народ, типичные представители разных слоев нации, явно отвергал Его, хотя их отвержение не будет абсолютным до креста. Им не позволено знать тайны Царства Небесного, тогда как Его последователям дана будет помощь в понимании.

Тайна в НЗ — это факт, никогда дoселе неизвестный человеку, который человек не в состоянии постигнуть в отрыве от Божественного откровения, но который сейчас открылся ученикам. Тайны Царства — это до того времени неизвестные истины, касающиеся Царства в его промежуточной форме. Сам факт, что Царство будет иметь переходный период, до сих пор был тайной. Притчи описывают некоторые особенности Царства во время отсутствия Царя. Некоторые называют это «таинственной формой Царства» не потому, что в нем есть что-то таинственное, а просто потому, что об этой форме до сих пор ничего не было известно.

13:12 Может показаться несправедливым, что эти секреты должны быть удержаны от народа и открыты ученикам. Но Господь дает обоснование этому: «Ибо, кто имеет, тому дано будет и приумножится; а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет». Ученики имели веру в Господа Иисуса, поэтому им даны способности для большего понимания. Они приняли свет, потому они и получат больше света. Еврейский народ, напротив, отверг Свет мира, поэтому перед ним поставлено препятствие не только в получении большего количества света, но он потеряет и то малое, что имел. Свет отвергнутый — это Свет, от которого отказались.

13:13 Мэтью Генри сравнивает притчи со столпом облачным и огненным, который освещал путь израильтянам и приводил в замешательство египтян. Притчи будут открываться тем, кто в этом искренне заинтересован, и «будут раздражать тех, кто относится к Иисусу враждебно». Следовательно, это был не просто каприз Господа, а отработка принципа, заложенного в нашу жизнь, — сознательная слепота влечет за собой юридическую слепоту. Вот почему Он говорил с евреями притчами. Г. С. Вудгинг выразил это так: «Поскольку они не любили истину, они не достигли света истины». (H. Chester Woodring, Неопубликованные заметки к занятиям по Ев. от Матфея, Emmaus Bible School, 1961.)

Они утверждали, что видят, т.е. знают Божественную истину, но Воплощенная истина стояла перед ними, и они решительно отказались ее видеть. Они говорили, что слышат Слово Божье, но Живое Слово Бога было среди них, а они не повиновались Ему. Они не пожелали понять чудесный факт Воплощения, за что и были лишены способности понимать.

13:14−15 Они были живым исполнением пророчества Исаии (6:9−10). Сердце Израиля огрубело, и уши стали нечувствительны к голосу Бога. Евреи сознательно отказались видеть своими глазами. Они знали, что если бы они слышали, видели и покаялись, то Бог исцелил бы их. Но они в своей болезни и нужде отказались от Его помощи. Поэтому наказание для них заключалось в том, что они будут слушать и не уразумеют, будут смотреть и не поймут.

13:16−17 Ученикам была дана огромная привилегия, потому что они видели то, чего раньше никто не видел. Пророки и праведники ВЗ желали жить во время пришествия Мессии, но их желание не исполнилось. Ученики имели честь жить в этот переломный период истории, видеть Мессию, быть свидетелями Его чудес и слышать несравненное учение, исходившее из Его уст.

В. Объяснение притчи о сеятеле (13:18−23)

Объяснив, почему Он пользуется притчами, Господь теперь приступает к разъяснению притчи о четырех видах почвы. Он не говорит, кто сеятель, но мы можем быть уверены, что это или Он Сам (ст. 37), или те, которые проповедуют о Царстве (ст. 19). Почва — это слушающие весть о Царстве.

13:19 Сильно утоптанная дорога — это те, которые отказываются принимать Благую Весть. Они слышат ее, но не понимают — не потому, что не могут, а потому, что не хотят. Птицы иллюстрируют сатану; он похищает посеянное семя из сердец таких слушателей. Он сотрудничает с ними в бесплодии, которое они сами избрали. Фарисеи были этими слушателями с твердой почвой.

13:20−21 Когда Господь говорил о каменистой почве, Он имел в виду тонкий слой земли, покрывавший скалу. Она представляет собой людей, которые слышат Слово и принимают с радостью. Сначала у сеятеля может подняться настроение от того, что его проповедь так успешна. Но скоро он получит более глубокий урок, что не всегда хорошо, когда весть принимается с радостью и улыбками. Сначала должно быть осуждение греха, сокрушение и раскаяние. Гораздо более обнадеживающе видеть идущего к Голгофе со слезами, а не беззаботно, с радостью, льющейся через край. Неглубокая земля приносит и поверхностное исповедание, там нет глубины для корня. Когда же исповедание такого человека подвергается испытанию палящим солнцем, или преследованиям, он решает, что оно этого не стоит, и отказывается от всякого исповедания принадлежности Христу.

13:22 Заросшая терниями земля представляет другой класс людей, которые слушают Слово поверхностно. Внешне они кажутся истинными подданными Царства, но через некоторое время их интерес к нему заглушается заботами мира сего и обольщением богатством. В их жизни нет плода для Бога. Ланг приводит в пример сына сребролюбивого отца, имеющего огромное коммерческое предприятие.

Этот сын слышал Слово в юности, но погрузился в бизнес. «Скоро он стал перед выбором: угождать своему Господу или отцу. Таким образом, тернии находились в почве, когда зерно было посеяно и возрастало: заботы века сего и обольщение богатством были рядом. Он дал себя уговорить отцу, полностью посвятил свое время бизнесу, дорос до главы концерна, но когда достиг успехов в жизни, вынужден был признаться, что небесные ценности он отверг. Он хотел уже оставить свои занятия и намеревался относиться к духовным ценностям более прилежно, но Бог поругаем не бывает. Этот человек вышел в отставку и неожиданно через несколько месяцев умер. Он оставил 90 000 фунтов стерлингов, а духовную жизнь потерял. Тернии заглушили Слово, и оно оказалось бесплодным». (G. H. Lang, The Parabolic Teaching of Scripture, p. 68.)

13:23 Добрая земля символизирует истинного верующего. Он слушает Слово, воспринимает и понимает его посредством послушания тому, что слышит. Хотя такие верующие не все приносят одинаковое количество плодов, они своими плодами показывают, что имеют жизнь Божью.Плод здесь, скорее, проявление христианского характера, чем души, приобретенного для Христа. Слово «плод» в Новом Завете обычно обозначает плод Духа (Гал 5:22−23).

О чем должна сказать эта притча толпам народа? Очевидно, она предупреждала об опасности слушать и не быть послушным. Она также рассчитана на то, чтобы настроить отдельных людей на искреннее принятие Слова с последующим доказательством — принесением плода для Бога. Что же касается учеников, то притча служила подготовкой их и будущих последователей Иисуса к обескураживающему факту, что сравнительно немногие из услышавших весть о спасении подлинно спасены. Она оберегает верных подданных Христа от иллюзии, что весь мир будет обращен через распространение Благой Вести. Эта притча также предупреждает учеников о том, что у Евангелия есть три больших противника: 1) дьявол (птицы — лукавый); 2) плоть (палящее солнце — скорби и гонения) и 3) мир (тернии — заботы века сего и обольщение богатством).

В заключение ученикам показано, в каких огромных размерах возвращается заложенное в человека. В тридцать раз — возврат в 3 000 процентов, в шестьдесят раз — 6 000 процентов и в сто раз — 10 000 процентов от посеянного. Фактически результаты каждого истинного случая обращения невозможно измерить. Незаметный учитель воскресной школы посеял семя в сердце Дуайта Муди. Муди покорил других. Они, в свою очередь, других. Учитель воскресной школы послужил началом цепной реакции, которая никогда не остановится.

Г. Притча о пшенице и плевелах (13:24−30)

Предыдущая притча ярко иллюстрировала тот факт, что в Царство Небесное входят те, которые служат Царю на словах, и те, которые являются Его истинными учениками. Первые три вида почвы служат типичным примером Царства в его широком кругу — внешнее исповедание. Четвертый вид почвы представляет Царство как меньший круг — истинно верующих.

13:24−26 Вторая притча — о пшенице и плевелах — также представляет эти два аспекта Царства. Пшеница символизирует истинно верующих, плевелы — просто исповедующих веру.

Иисус сравнивает Царство с человеком, который посеял доброе семя на поле своем; но пока люди спали, его враг пришел и посеял плевелы между пшеницей. Унгер говорит, что самый простой плевел, распространенный на полях Святой Земли, — это остистая сорная трава, «ядовитая трава, которую почти невозможно отличить от пшеницы, когда она пускает побеги. Но когда посевы начинают колоситься, пшеницу и плевелы можно различить без особого труда». (Merrill F. Unger, Unger's Bible Dictionary, p. 1145.)

13:27−28 Когда рабы увидели, что плевелы оказались смешанными с добрым зерном, они спросили хозяина, как это случилось. Он сразу же догадался, что это работа его врага. Рабы были готовы вырвать сорняки тотчас же.

13:29−30 Но хозяин приказал им подождать до жатвы. Потом жнецы разъединят их. Зерно будет собрано в амбары, а плевелы будут сожжены. Почему хозяин приказал повременить с отделением плевел от пшеницы? В природе корни пшеницы и плевел так тесно переплетаются, что их фактически невозможно вырвать один без другого.

Эту притчу наш Господь объясняет в стихах 37−43, поэтому мы пока отложим дальнейший комментарий.

Д. Притча о зерне горчичном (13:31−32)

Далее Спаситель сравнивает Царство Небесное с горчичным зерном, которое Он называет самым малым из всех семян, самым малым в опыте Его слушателей. Когда человек посеял одно из таких семян, оно выросло в дерево. Это феноменальный рост. Нормальное горчичное дерево больше похоже на куст, чем на дерево. Дерево было таким большим, что птицы могли вить гнезда в его ветвях.

Зерно символизирует скромное начало Царства. Вначале Царство было сравнительно маленьким и чистым из-за преследований. Но, благодаря покровительству и защите государства, оно пережило бурный патологический рост. Потом прилетели птицы и поселились в нем. Для птиц здесь использовано то же самое слово, что и в стихе 4; Иисус объяснил, что птицы означают лукавого (ст. 19). Царство стало местом гнездовья для сатаны и его приспешников. Сегодня за ширмой христианства скрываются такие отвергающие Христа учения, как унитаризм, «Христианская наука», мормонизм, свидетели Иеговы и «Унифицированная церковь» (Муна). Итак, здесь Господь предупредил учеников, что во время Его отсутствия Царство будет испытывать феноменальный рост. Они не должны обманываться и сравнивать этот рост с успехом. Это будет нездоровый рост. Хотя нежное семя станет аномальным деревом благодаря его большим размерам, оно будет «жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу, пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице...» (Откр 18:2).

Е. Притча о закваске (13:33)

Далее Иисус сравнивает Царство с закваской, которую женщина положила в три меры муки. В конце концов вся мука заквасилась. Эту притчу объясняют просто: мука — это мир, а закваска — Евангелие, которое будет проповедано по всему миру, пока не спасутся все. Однако такой взгляд опровергается Писанием, историей и текущими событиями.

Закваска в Библии всегда символизирует какой-то вид зла. Когда Бог велел Своему народу освободить дома от квасного (Исх 12:15), они поняли это. Человека, который ел что-нибудь квасное с первого до седьмого дня праздника Опресноков, следовало истребить из израильского народа. Иисус предупреждал против закваски фарисейской и саддукейской (Мф 16:6, 12) и закваски Иродовой (Мк 8:15). В 1 Коринфянам 5:6−8 закваска означает порок и зло, а в контексте Галатам 5:9 показано, что здесь она означает ложное учение. Вообще закваска означает или пагубное учение, или греховное поведение.

Итак, в этой притче Господь предупреждает, чтобы мы не позволяли власти зла делать свое дело в Царстве Небесном. Притча о горчичном зерне иллюстрирует проявление порока во внешней сфере Царства; эта притча показывает, что будет иметь место и внутренняя испорченность.

Мы считаем, что в этой притче мука символизирует пищу для Божьего народа, как мы находим в Библии. Закваска — это пагубное учение. Женщина — это ложная пророчица, которая учит и вводит в заблуждение (Откр 2:20). Разве это не показательно, что женщины были основательницами некоторых ложных культов? Несмотря на то что Библия запрещает им учить в Церкви (1Кор 14:34; 1Тим 2:12), некоторые открыто не повинуются этому, заняли места авторов доктрин и осквернили пищу Божьего народа разрушительными ересями.

Дж. Г. Брукс говорит:

«Если возникнет возражение, что Христос не уподобил бы Царство Небесное чему-то греховному, следует ответить, что Он уподобляет Царство тому, что содержит плевелы и пшеницу, хорошую и плохую рыбу, распространяется на негодного раба (Мф 18:23−32), допускает человека, который не имел брачной одежды и погиб (Мф 22:1−13)». (J. H. Brookes, I Am Coming, p. 65.)

Ж. Использование притч служит исполнением пророчества (13:34−35)

(13:34−35) Иисус рассказал первые четыре притчи народу. Использовав такой метод учения, Господь исполнил пророчество Асафа в Псалме 77:2, что Мессия будет говорить притчами, провозглашая то, что хранилось в тайне от создания мира. Особенности переходной формы Царства Небесного, скрытые до этого времени, теперь открылись.

З. Объяснение притчи о плевелах (13:36−43)

13:36 Следующая часть поучений Господа была произнесена в доме. Здесь ученики могут представлять собой верующий остаток Израиля. Повторное упоминание о доме приводит нас к мысли, что Бог не навеки отверг Свой народ, который Он наперед знал (Рим 11:2).

13:37 В Своем толковании притчи о пшенице и плевелах Иисус отождествляет Себя с сеятелем. В дни Своего земного служения Он сеял Сам непосредственно и сеял через Своих учеников во все последующие века.

13:38 Поле есть мир. Важно сделать ударение, что поле — мир, а не Церковь. Доброе семя — это сыны Царства. Может показаться смешной и странной мысль о человеческих существах, посаженных в землю. Но суть в том, что эти сыны Царства посеяны в миру. В годы Своего публичного служения Иисус засевал мир учениками, которые были верными подданными Его Царства. Плевелы — сыны лукавого. Сатана умеет подражать всему святому. Он засевает мир теми, кто похож на учеников Христа, кто разговаривает, как они, кое в чем поступает, как они, но при этом не является настоящим последователем Царя.

13:39 Враг — сатана, противник Бога и всего Божьего народа. Жатва — кончина века, конец периода Царства в его промежуточной форме, который наступит с возвращением Христа в силе и славе, чтобы царствовать. Господь не относит кончину века к концу периода Церкви; если ввести сюда Церковь, это приведет к смущению.

13:40−42 Жнецы — это ангелы (см. Откр 14:14−20). В течение настоящего периода Царства не делается никакого насильственного отделения пшеницы от плевел. Им позволено расти вместе. Но во второе пришествие Христа ангелы соберут все соблазны и всех делающих беззаконие и бросят их в печь огненную, где они будут плакать и скрежетать зубами.

13:43 Праведные подданные Царства, которые будут находиться на земле во время великой скорби, войдут в Царство Отца их, чтобы наслаждаться Тысячелетним царствованием со Христом. Они будут сиять, как солнце, т.е. сверкать в славе. Опять Иисус добавляет таинственное предостережение: «Кто имеет уши слышать, да слышит!»

Эта притча не оправдывает терпимого отношения к присутствию безбожных людей в поместной церкви, как некоторые ошибочно считают. Помните, что поле — это мир, а не Церковь. Поместным церквам вполне определенно повелевается извергнуть из своей среды виновных в определенных безнравственных грехах (1Кор 5:9−13).

Эта притча просто учит, что в сокровенной форме Царство Небесное будет содержать настоящее и притворное, истинное и поддельное и такое состояние продлится до конца века.

Потом Божьи посланники отделят притворных, которых постигнет осуждение, от истинных, которые будут радоваться славному царствованию Христа на земле.

И. Притча о спрятанном сокровище (13:44)

Таким образом, все притчи учат, что в Царстве Небесном будут хорошие и плохие, истинные и лицемерные подданные. Следующие две притчи показывают нам, что будет два вида истинных подданных: 1) верующие евреи до и после периода Церкви; 2) верующие евреи и язычники в нынешнем веке. В притче о сокровище Иисус сравнивает Царство с сокровищем, спрятанным на поле. Человек находит его, утаивает его, потом с радостью продает все, что имеет, и покупает то поле. Можно предположить, что человек — это Сам Господь Иисус. (Он подразумевается и в человеке из притчи о пшенице и плевелах, ст. 37.) Сокровище представляет богобоязненный остаток верующих евреев, который был во время земного служения Иисуса и будет после восхищения Церкви (см. Пс 134:4, где Израиль называется особым Божьим сокровищем). Они спрятаны в поле, рассеяны по всему миру, в действительности неизвестны никому, кроме Бога. Иисус изображен здесь как человек, нашедший это сокровище, потом идущий на крест и отдающий все, что Он имел, чтобы купить мир (2Кор 5:19; 1Ин 2:2), где это сокровище спрятано. Искупленный Израиль будет выведен из потаенного места, когда придет его Освободитель с Сиона и установит долгожданное Мессианское Царство.

Эту притчу иногда относят к грешнику, оставившему все, чтобы приобрести Христа — величайшее сокровище. Но такое толкование противоречит учению о благодати, согласно которому спасение не оплачивается (Ис 55:1; Еф 2:8−9).

К. Притча о драгоценной жемчужине (13:45−46)

Царство также уподобляется купцу, ищущему хороших жемчужин. Когда он находит жемчужину необыкновенной цены, он приносит в жертву все, что имеет, чтобы купить ее.

В известном гимне «Я нашел жемчужину величайшей цены...» нашедший — грешник, а жемчужина — Спаситель. Но мы возражаем, потому что грешнику не нужно продавать все и покупать Христа.

Мы скорее верим, что купец — это Господь Иисус. Драгоценная жемчужина — это Церковь. На Голгофе Он продал все, чтобы купить эту жемчужину. Так же как жемчужина формируется внутри устрицы через страдания, причиняемые раздражением, так и Церковь сформировалась посредством ран, нанесенных пронзенному телу Спасителя.

Интересно, что в притче о сокровище Царство уподобляется самому сокровищу. Здесь же Царство уподобляется не жемчужине, а купцу. В чем разница?

В предыдущей притче ударение делалась на сокровище — искупленном Израиле. Царство тесно связано с народом Израиля. Оно предлагалось этому народу сначала, и в будущей форме Царства евреи будут его главными подданными.

Как мы упомянули, Церковь и Царство — не одно и то же. Все находящиеся в Церкви находятся в Царстве, в его промежуточной форме, но не все, находящиеся в Царстве, находятся в Церкви. Церковь не будет в Царстве в его будущей форме, но будет царствовать со Христом над обновленной землей. Во второй притче ударение делается на Самом Царе и той огромной цене, какую Он заплатил, чтобы завоевать Себе невесту, которая будет разделять Его славу в день Его провозглашения Царем.

Как жемчужина выходит из моря, так и Церковь, иногда называемая Невестой Христа, большей частью состоит из язычников. Это не игнорирует факт присутствия в ней обращенных израильтян, здесь просто констатируется, что основная характеристика Церкви та, что она представляет собой людей, призванных из разных народов во Имя Иисуса. В Деян 15:14 Иаков подтвердил это как величественную цель Бога в настоящее время.

Л. Притча о неводе (13:47−50)

13:47−48 Заключительная притча из этой серии сравнивает Царство с решетом или неводом, закинутым в море и захватившим рыб всякого рода. Рыбаки пересортировали рыбу и собрали хорошую в сосуды, а плохую выбросили вон.

13:49−50 Наш Господь изъясняет эту притчу. Время — кончина века, т.е. конец периода великой скорби. Это время второго пришествия Христа. Рыбаки — это ангелы. Хорошая рыба — это праведники, т.е. спасенные как из евреев, так и из язычников. Плохая рыба — это грешники, т.е. неверующие люди из всех народов. Происходит отделение, как мы видели в притче о пшенице и плевелах (ст. 30, 39−43). Праведники войдут в Царство Отца их, в то время как грешники будут отправлены в то место, где горит огонь, где плач и скрежет зубов. Однако это не окончательное осуждение. Суд состоится перед Тысячелетним Царством; окончательное осуждение будет после того, как окончится тысяча лет (Откр 20:7−15).

Габелин так комментирует эту притчу:

«Невод опускается в море, которое, как мы видели ранее, представляет собой народы. Эта притча относится к проповеди вечного Евангелия, которая будет происходить во время великой скорби (Откр 14:6−7). Плохих от хороших отделят ангелы. Это нельзя отнести ни к настоящему времени, ни к Церкви, но к тому моменту, когда Царство будет накануне своего установления. Будут использованы ангелы, что ясно видно из книги Откровения. Грешники будут ввержены в печь огненную, а праведные останутся на земле для Тысячелетнего царствования». (Gaebelein, Matthew, p. 302.)

М. Богатство истины (13:51−52)

13:51 Закончив учить притчами, Великий Учитель спросил Своих учеников, все ли они поняли. Они ответили: «Да». Их ответ может удивить нас или вызвать даже чувство зависти к ним. Наверное, мы не можем ответить «да» так уверенно.

13:52 Если поняли, значит обязаны рассказать другим. Ученики должны быть каналами, а не терминалами благословений. Теперь эти двенадцать стали книжниками, наученными Царству Небесному, т.е. учителями и истолкователями истины. Они стали подобны хозяину, который выносит из своей сокровищницы старые и новые вещи.

В ВЗ они имели богатый клад того, что мы можем назвать старой истиной. Когда Христос учил их притчами, они получили то, что было для них совершенно новым. Из этой огромной кладовой знаний они должны делиться славной истиной с другими.

Н. Иисуса отвергают в Назарете (13:53−58)

13:53−56 Окончив эти притчи, Иисус оставил берега Галилеи и последний раз направился в Назарет. Когда Он учил их в их синагоге, народ удивлялся премудрости Его и чудесам, о которых им рассказывали. Для них Он был всего лишь сыном плотника. Они знали, что Его матерью была Мария и Его братья Иаков, Иосий, Симон и Иуда... и Его сестры еще жили там же, в Назарете! Как мог мальчишка, выросший в их городе, говорить и делать такие вещи, за которые приобрел эту известность?

Это озадачивало их, и они решили, что лучше держаться за свое невежество, чем признать истину.

13:57−58 Они соблазнились о Нем. Это побудило Иисуса указать им, что истинный пророк обычно ценится далеко от своего дома. В местности, где Он жил раньше, фамильярное отношение к Нему родственников содействовало распространению презрительного отношения к Нему. Неверие очень мешало работе Спасителя в Назарете. Он исцелил там лишь немногих больных (см. Мк 6:5). Так случилось не потому, что Он не мог это сделать; человеческая испорченность не может ослабить силу Божью. Он благословлял людей, не имевших желания получить это благословение; восполнял нужду там, где ее не осознавали; исцелял тех, кто негодовал, когда им говорили, что они больны.

Примечания:

 
Открытый перевод
[42] Ис 6:9сл греч.
[43] Пс 103:12 греч.
[44] Пс 77:2.
[45] Дан 3:6.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.