По Матфею 25 глава

Евангелие по Матфею
Открытый перевод → Комментарии МакДональда

Открытый перевод

1 Тогда, в Царстве Небесном, будет как с десятью девушками, которые, взяв светильники, вышли встречать жениха87.
2 Пять из них были глупыми, а пять — благоразумными.
3 Глупые не взяли с собой масло для светильников,
4 а благоразумные вместе со светильниками захватили и сосуды с маслом.
5 Жених долго не появлялся, и все девушки задремали.
6 В полночь раздался клич: “Идёт жених, выходите его встречать!”
7 Девушки, пробудившись, стали поправлять светильники.
8 И глупые обратились к благоразумным: “Дайте нам масла: наши светильники гаснут”.
9 Но те им отказали: “Нет, нам с вами масла не хватит. Лучше пойдите и купите его у торговцев”.
10 Пока глупые девушки ходили за маслом, пришёл жених. Девушки, стоявшие наготове, вошли вместе с ним на пир, и двери за ними закрылись.
11 Позже подошли девушки, ходившие за маслом, и стали кричать: “Господин, господин наш, открой нам!”
12 А он ответил: “Говорю вам истину: я вас не знаю”.
13 Итак, бодрствуйте, ибо вы не знаете ни дня, ни часа.
14 Или будет как с человеком, который, собираясь на чужбину, позвал рабов и вручил им своё состояние.
15 Одному он дал пять талантов, другому — два, третьему — один: каждому по его дарованиям, и уехал.
16 Обладатель пяти талантов пошёл и, пустив их в дело, получил доход в пять талантов.
17 Точно так же получивший два таланта нажил ещё два.
18 А получивший один талант зарыл хозяйские деньги в землю.
19 И вот, после долгого отсутствия вернулся хозяин и потребовал от рабов отчёта.
20 Раб, получивший от него пять талантов, принёс ему десять и сказал: “Господин мой, ты дал мне пять талантов. Смотри, я заработал ещё пять!”
21 Хозяин ответил: “Отлично, мой верный, надёжный слуга! Раз ты был верен в малом, я назначу тебя распорядителем многого. Радуйся вместе со своим господином!”
22 Пришёл также раб, получивший два таланта, и сказал: “Господин мой, ты дал мне два таланта. Смотри, я заработал ещё два!”
23 Хозяин ответил: “Отлично, мой верный, надёжный слуга! Раз ты был верен в малом, я назначу тебя распорядителем многого. Радуйся вместе со своим господином!”
24 Явился и раб, получивший один талант, и сказал: “Господин! Я знаю, что ты — человек жестокий: пожинаешь там, где не сеял, и собираешь там, где не рассыпал.
25 Из страха перед тобой я зарыл талант твой в землю. Вот, возьми своё!”
26 Хозяин ответил: “Негодный, ленивый раб! Ты ведь знал, что я люблю пожинать, где не сеял, и собирать, где не рассыпал.
27 Ты должен был пустить мои деньги в рост, чтобы, вернувшись, я получил на них прибыль.
28 Заберите у него талант и отдайте обладателю десяти!
29 Ибо кто имеет, тот получит ещё больше и будет иметь в избытке, а у неимущего отнимут и то, что он имеет.
30 А никчемного раба пусть выбросят вон, во тьму: там будут рыдать и скрежетать зубами”.
31 Когда Сын Человеческий придёт со славой в окружении всех ангелов, Он воссядет на царском престоле
32 и к Нему будут собраны все народы. И Он отделит одних людей от других, как пастух отделяет овец от козлов,
33 и поставит овец по правую руку от себя, а козлов — по левую.
34 И скажет Царь стоящим справа: “Идите ко Мне! Вас благословил мой Отец. Владейте царством, приготовленным для вас при сотворении мира.
35 Ибо Я был голоден, и вы дали Мне есть, страдал от жажды, и вы дали Мне пить, был чужестранцем, и вы дали Мне кров,
36 был нагим, и вы дали Мне одежду, был больным, и вы обо Мне позаботились, был узником, и вы Меня навестили”.
37 Тогда спросят праведные: “Господин наш, когда мы видели Тебя голодным — и накормили, страдающим от жажды — и напоили?
38 Когда мы видели Тебя чужестранцем — и приютили, нагим — и одели?
39 Когда мы видели Тебя больным или узником — и навестили?”
40 А Царь им скажет: “Говорю вам истину: всё, что вы сделали для одного из этих братьев Моих наименьших, вы сделали для Меня”.
41 Потом Он скажет стоящим слева: “Прочь от меня! Вы прокляты. Ступайте в вечный огонь, приготовленный для Дьявола и ангелов его.
42 Ибо Я был голоден, а вы не дали Мне есть, страдал от жажды, а вы не дали Мне пить,
43 был чужестранцем, а вы не приютили Меня, был нагим, а вы не дали Мне одежды, был больным и узником, а вы Меня не навестили”.
44 Тогда спросят и они: “Господин наш, когда же мы видели Тебя голодным или страдающим от жажды, чужестранцем или нагим, больным или узником — и не позаботились о Тебе?”
45 А Он им на это скажет: “Говорю вам истину: чего вы не сделали для одного из этих наименьших, того вы не сделали для Меня”.
46 И пойдут они в муку на века, а праведные — в жизнь на века».

Комментарии МакДональда

З. Притча о десяти девах (25:1−13)

25:1−5 Первое слово «тогда», отсылая назад, к главе 24, четко относит эту притчу ко времени, предшествующему возвращению Царя на землю, и к периоду Его возвращения. Иисус уподобляет Царство Небесное того времени десяти девам, которые, взявши светильники свои, вышли навстречу жениху. Пять из них были мудрыми и запасли масло для своих светильников; другие же не имели его. В ожидании жениха все уснули.

Пять мудрых представляют истинных учеников Христа во время великой скорби. Светильники говорят об их исповедании веры, а масло обычно считается символом Духа Святого. Неразумные девы представляют тех, которые говорят, что хранят мессианскую надежду, но никогда не были обращенными и потому не имеют Святого Духа. Жених — это Христос, Царь; Его задержка символизирует период между Его двумя пришествиями. Тот факт, что все десять дев заснули, показывает, что внешне они не очень отличались.

25:6 В полночь прозвучала весть о том, что жених идет. Из предыдущей главы мы узнали, что Его приход будет предвозвещен устрашающими знамениями.

25:7−9 Тогда девы встали и поправили светильники свои — все хотели приготовиться. Неразумные, у которых не хватало масла, просили других, чтобы те дали им немного, но их послали к продающим. Отказ мудрых кажется эгоистичным, но в духовной области никто не может дать Духа другому человеку. Конечно, Святой Дух не покупается, но Библия использует литературные образы покупки спасения без денег и без платы, назначенной за него.

25:10−12 Когда же они пошли, пришел жених. Сирийский вариант и Вульгата говорят, что он пришел со Своей невестой. Это вполне соответствует пророческой картине. Господь Иисус вернется с брака со Своей Невестой, Церковью (1Фес 3:13). (Венчание произойдет на небе (Еф 5:27) после восхищения.) Верный остаток прошедших через великую скорбь войдет с Ним на брачный пир. Брачный пир является подходящим описанием радости и благословения земного Царства Христа. Мудрые девы вошли с ним на брачный пир, и двери затворились.

Было слишком поздно для того, чтобы еще кто-то мог войти в Царство. Когда пришли прочие девы и стали искать вход, жених отрекся от них, сказав, что никогда не знал их — ясное доказательство того, что они никогда не были рождены свыше.

25:13 Урок этой притчи, как сказал Иисус, — бодрствовать, потому что ни день, ни час Его пришествия не известны. Верующие должны жить, сознавая, что Господь может прийти в любой момент. Поправлены ли ваши светильники и наполнены ли маслом?

И. Притча о талантах (25:14−30)

25:14−18 Следующая притча также учит, что в момент возвращения Господа будут и верные, и неверные рабы.

Эта история вращается вокруг человека, который, прежде чем отправиться в далекое путешествие, собрал своих рабов и дал им разную сумму денег, каждому по его силе. Один получил пять талантов, другой получил два и последний — один. Они должны были пустить эти деньги в оборот так, чтобы господин получил прибыль. Человек, получивший пять талантов, приобрел другие пять талантов. Человек с двумя талантами также удвоил свои деньги.

Но человек, получивший один талант, пошел, вырыл яму и закопал его. Не трудно видеть, что тот человек — это Христос, а долгое путешествие — период между пришествиями. Три раба — это израильтяне, живущие в великую скорбь, ответственные за то, чтобы представлять интересы отсутствующего Господа. Им была поручена ответственность согласно их индивидуальным способностям.

25:19−23 По долгом времени приходит господин рабов тех и требует у них отчета. Это описание второго пришествия. Первые два раба получили абсолютно одинаковую похвалу: «Хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего». Испытание их служения заключалось не столько в том, как много они заработали, сколько в том, как усердно они трудились. Каждый из них полностью использовал свои способности и заработал стопроцентную прибыль. Они представляют истинных верующих, наградой которых будет наслаждение благословениями Тысячелетнего Царства.

25:24−25 У третьего раба не было ничего, кроме отговорок и оскорблений в адрес своего господина. Он обвинил его в том, что тот был жестокий и нерассудительный, жнущий, где он не сеял, и собирающий, где не рассыпал.

Он извинял себя тем, что, парализованный страхом, зарыл свой талант. Этот раб, без сомнения, был неверующим; никакой искренний раб не допустит таких мыслей о своем хозяине.

25:26−27 Господин упрекнул его в том, что он ленивый и лукавый. Почему же он, думая так о своем хозяине, не отдал его деньги торгующим, чтобы получить прибыль? Между прочим, в стихе 26 господин не соглашается с выдвинутыми против него обвинениями. Скорее, он говорит: «Если ты считал меня таким хозяином, то тем более у тебя было основание заставить твой талант работать. Твои слова обвиняют тебя, а не оправдывают».

25:28−29 Если бы этот человек приобрел своим талантом еще один талант, то получил бы такую же похвалу, как и другие. Вместо этого все, что ему пришлось показать, — яма в земле! Его талант забрали и отдали человеку, имеющему десять талантов. За этим следует закон, установленный в духовной сфере: «Всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет». Тем, которые желают быть полезными для славы Божьей, даются средства. Чем больше они делают, тем больше им предоставляется возможности делать для Него. И наоборот, мы теряем то, что не употребляем. Атрофия — награда за леность.

Упоминание о торгующих в ст. 27 предполагает, что если мы не умеем использовать для Господа то, что имеем, то мы должны отдать его другим, которые умеют. Торгующими, в этом случае, могут быть миссионеры, Библейские общества, христианские издательства, евангельские радиопрограммы и т.д. В мире, подобном нашему, нельзя найти оправдание, почему деньги не пущены в оборот. Пиерсон дает полезные рекомендации:

«Робкие души, непригодные для смелого и независимого служения на пользу Царству, могут объединить свою неспособность со способностями и смекалкой других, которые сделают их дары и то, чем они обладают, полезными для Господа и Церкви Его... Раб имеет деньги или какие-то другие дары, которые могут пригодиться, но у него не хватает веры и предусмотрительности, практической энергии и мудрости. Божьи «торгующие» могут показать ему, как принести пользу Господину... Церковь отчасти живет так, что сила одного члена может помочь слабости другого, и взаимными действиями всех станет больше силы у наименьших и наиболее слабых». (Our Lord's Teachings About Money (tract), pp. 3−4.)

25:30 Негодный раб был выброшен, изгнан из Царства. Он разделил исполненную мук судьбу грешников. Не его неспособность инвестировать свой талант навлекла на него осуждение, а, скорее всего, недостаток добрых дел показал, что ему не хватало спасающей веры.

К. Царь судит народы (25:31−46)

25:31 Этот раздел описывает суд над народами, который не нужно путать с судилищем Христовым и судом перед великим белым престолом.

Судилище Христово — время, когда будет произведен смотр и награждение только верующих, состоится после восхищения (Рим 14:10; 1Кор 3:11−15; 2Кор 5:9−10). Суд перед великим белым престолом состоится в вечности после Тысячелетнего Царства. Умершие грешники будут осуждены и брошены в озеро огненное (Откр 20:11−15).

Суд над народами, или язычниками (греческое слово может означать и то, и другое), состоится на земле после того, как Христос придет, чтобы царствовать, что ясно утверждает стих 31: «Когда же придет Сын Человеческий во славе Своей и все святые ангелы с Ним...»

Если мы правы в том, что отождествляем этот суд с Иоиля 3, местонахождение его — долина Иосафата за пределами Иерусалима (3:2). Народы будут судимы согласно тому, как они относились к собратьям Христа, евреям, во время великой скорби (Иоиль 3:1 — 2:12−14; Мф 25:31−46).

25:32 Важно отметить, что здесь упоминаются три разряда людей: «овцы», «козлы» и «братья Христа». Первые две группы, над которыми Христос совершает суд, — это язычники, живущие в дни великой скорби. Третий разряд — это верные Христу братья Его, евреи, которые, несмотря на усиливающиеся преследования, отказались отречься от Его имени во время великой скорби.

25:33−40 Царь помещает «овец» по правую сторону, а «козлов» — по левую. Потом Он приглашает «овец» войти в Его славное Царство, уготованное им от создания мира. На каком основании?

Потому что они кормили Его, когда Он был голоден; напоили, когда Он жаждал; принимали Его, когда Он был странником; одели Его, когда Он был наг; посетили Его, когда Он был болен, и пришли к Нему в темницу. Праведные «овцы» даже не знали, что они когда-то сделали такое добро Царю; при жизни их поколения Он не был на земле. Тогда Он объяснил им, что, оказав помощь одному из Его меньших братьев, они оказали помощь Ему. Сделанное одному из Его учеников вознаграждается, как сделанное Ему лично.

25:41−45 Неправедным «козлам» было сказано, чтобы они шли от Него в огонь вечный, уготованный дьяволу и ангелам его, потому что оказались неспособными позаботиться о Нем в дни ужасного «бедственного времени для Иакова». Когда они станут извинять себя, говоря, что никогда не видели Его, Он напомнит им, что пренебрегая Его последователями, они подтвердили, что пренебрегают Им Самим.

25:46 Таким образом, «козлы» пойдут в муку вечную, а «овцы» — в вечную жизнь. Но здесь возникают две проблемы. Во-первых, создается впечатление, что народы спасаются или гибнут массово. Во-вторых, повествование производит такое впечатление, что «овцы» спасаются благодаря своим добрым делам, а «козлы» осуждены за то, что оказались неспособными делать доброе. Что касается первого затруднения, то нужно помнить, что Бог именно так обращается с народами. Ветхозаветная история изобилует примерами, когда народы были наказаны за их грехи (Ис 10:12−19; Ис 47:5−15; Иез 25:6−7; Ам 1:3, 6; Ам 9:11, 13; Ам 2:1, 4, 6; Авд 1:10; Зах 14:1−5). Нет основания не верить, что народы и в дальнейшем будут испытывать святое возмездие. Это не значит, что каждый в отдельности человек этого народа будет вовлечен в результат данного возмездия. Принципы Божественной справедливости будут применяться как на общенациональной, так и на индивидуальной основе.

Слово «ethne», переведенное в этом отрывке как «народы», может равнозначно переводиться словом «язычники». Некоторые считают, что данный отрывок описывает суд над язычниками-индивидуумами. Если суд совершится над народами или над индивидуумами, возникает проблема, как такая громадная масса людей может собраться перед Господом в Палестине?

По-видимому, правильнее считать, что на суд будут собраны представители народов или отдельных классов.

Что касается второй проблемы, этот отрывок нельзя применять к учению о спасении посредством добрых дел. Единое свидетельство Библии заключается в том, что спасение — по вере, а не через добрые дела (Еф 2:8−9). Но учение Библии подчеркивает также, что истинная вера творит и добрые дела. Если добрых дел нет, это указывает на то обстоятельство, что человек никогда не был спасен. Поэтому мы должны понимать это место так: язычники спасаются не потому, что оказали добро еврейскому остатку, а потому что эта доброта отражает их любовь к Богу. Необходимо упомянуть три других момента. Первый: сказано, что Царство уготовано праведным от создания мира (ст. 34), в то время как ад уготован дьяволу и ангелам его (ст. 41). Бог желает благословить людей; первоначально ад не был задуман для человеческого рода. Но если люди добровольно отказываются от жизни, естественно, они избирают смерть.

Второй момент: Господь Иисус говорил о вечном (то же самое, что и постоянном) огне (ст. 41), о вечной муке (ст. 46) и о вечной жизни (ст. 46).

Тот, Кто учил о вечной жизни, учил и о вечном наказании. Так как то же слово «вечный» применяется при описании и жизни, и осуждения, то признавать одно и отвергать другое будет крайне непоследовательно. Если слово, переведенное как «вечный», не означает «постоянный», то в греческом языке нет слова, которое передавало бы этот смысл. Но мы знаем, что оно действительно означает «постоянный», потому что употреблено в описании вечности Бога (1Тим 1:17).

И наконец, Суд над язычниками настойчиво напоминает нам о том, что Христос и Его народ — единое целое: что касается их, касается Его. Мы имеем широкий потенциал для того, чтобы оказать добро Ему, делая его любящим Бога.

Примечания:

 
Открытый перевод
[87] В некоторых рукописях: жениха и невесту.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.