По Луке 7 глава

Евангелие по Луке
Открытый перевод → Комментарии МакДональда

Открытый перевод

1 Закончив эту речь, обращенную к народу, Иисус пошел в Кфар-Нахум.
2 У одного центуриона тяжело больной слуга, очень им ценимый, был при смерти.
3 Узнав об Иисусе, центурион послал к Нему еврейских старейшин, умоляя прийти и спасти слугу.
4 Придя к Иисусу, старейшины стали Его упрашивать: «Этому человеку надо помочь,
5 он любит евреев и даже построил нам синагогу».
6 Иисус пошел с ними, и когда Он уже подходил к дому центуриона, тот выслал ему навстречу друзей, чтобы передать:
— Господин мой, не трудись! Я недостоин принять Тебя под своим кровом.
7 Я даже прийти к Тебе не осмеливаюсь. Скажи только слово, и мой слуга исцелится!
8 Ведь и сам я служу, и солдаты мне подчиняются. Я говорю одному «иди» — и он уходит, другому «приди» — и он приходит, говорю слуге «сделай» — и он делает.
9 Услышав это, Иисус удивился и, обернувшись к сопровождавшей Его толпе, сказал:
—Воистину, такой веры Я не видел даже в Израиле!
10 И когда посланные вернулись домой, они узнали, что слуга исцелился.
11 Затем Иисус отправился в город Наин, и с Ним — ученики и множество народа.
12 Подходя к городским воротам, Он встретил толпу горожан, несших хоронить единственного сына одной вдовы.
13 Увидев её, Господь сжалился и сказал ей:
— Не плачь.
14 Подойдя, Он коснулся гроба, и носильщики остановились. Затем Он сказал:
— Юноша, приказываю тебе, встань!
15 Покойник сел и заговорил; Иисус передал его матери.
16 Страх охватил присутствующих, и они восславили Бога, восклицая: «Великий пророк появился у нас! Бог вспомнил о Своём народе!»
17 Весть об Иисусе разнеслась по всей Иудее и даже за её пределами.
18 Ученики Иоанна рассказали ему обо всем этом, и он, призвав двух учеников своих,
19 послал их к Господу с вопросом: «Ты ли Тот, кто должен явиться, или нам следует ждать другого?»
20 Представ перед Иисусом, те сказали:
— Иоанн Креститель послал нас к Тебе с вопросом: «Ты ли Тот, Кто должен явиться, или нам следует ждать другого?»
21 А к тому времени Иисус уже многих исцелил от болезней, недомоганий, злых духов, многим слепым даровал зрение.
22 Поэтому Он ответил посланцам: — Ступайте и расскажите Иоанну то, что видели и слышали:
Слепые прозревают,
хромые ходят,
прокаженные очищаются,
глухие слышат,
мертвые воскресают,
и к бедным приходит Добрая Весть.
23
Счастлив тот, кто Меня не отвергнет!
24 Когда посланцы Иоанна ушли, Иисус заговорил о нём, обращаясь к народу:
— На что вы ходили смотреть в пустыню? Не на тростник же, колеблемый ветром!
25 Тогда на что вы ходили смотреть? На человека в тонких одеждах? Но тех, кто носит дорогие одежды и живет в роскоши, надо искать во дворце.
26 Так кого же вы хотели увидеть? Пророка? Да, и это не просто пророк!
27 Он тот, о ком в Писании сказано:
Посылаю перед Тобой вестника:
он проложит Тебе путь.
28 Поверьте, нет среди всех рожденных большего пророка, чем Иоанн, но даже наименьший в Царстве Божьем — превосходит его.
29 (Услышав это, весь народ и даже откупщики воздали хвалу Богу за то, что были омыты Иоанном.
30 Только фарисеи и законники отвергли Божью волю, не приняв от него омовение.)
31 С кем Мне сравнить поколение это, на кого похоже оно?
32 Оно — словно дети на площади, которые говорят другим детям:
Мы играли на флейте, а вы не плясали,
Мы пели печальное, а вы не плакали!
33 Пришел Иоанн Креститель, который не ест и вина не пьет, и вы говорите: «В нём демон».
34 Пришел Сын Человеческий, который ест и пьёт, и вы говорите: «Это обжора и пьяница, приятель откупщиков и грешников».
35 Но правота Мудрости доказана теми, кто последовал за Нею.
36 Один из фарисеев пригласил Иисуса отобедать, и вот Он, придя в дом к тому фарисею, возлег за обеденный стол.
37 А одна грешница, жившая в том городе, узнала, что Он пирует у фарисея, принесла алебастровый сосуд с благовонием
38 и, став позади, у Него в ногах, с плачем начала омывать ему ноги слезами, отирать волосами, целовать и умащать благовонием.
39 Видя это, фарисей, пригласивший Его, подумал: «Если бы человек этот был пророком, Он бы знал, какая грешница прикасается к Нему».
40 Тогда Иисус обратился к нему:
— Симон, Я хочу тебе кое-что рассказать.
Тот ответил:
— Расскажи, Учитель.
41 — Было у ростовщика двое должников: один задолжал ему пятьсот денариев, а другой пятьдесят.
42 Видя, что платить им нечем, тот простил долг им обоим. Кто из них больше ему благодарен?
43 Симон ответил:
— Думаю, тот, кому он больше простил.
Иисус сказал:
— Ты совершенно прав!
44 Затем, взглянув на ту женщину, Он сказал Симону:
— Видишь её? Я пришел к тебе в гости, и ты не дал Мне воды, чтобы омыть ноги. А она омыла Мне ноги слезами и вытерла волосами своими.
45 Ты не удостоил меня поцелуя, а она, с тех пор как Я вошел, не перестает целовать Мне ноги.
46 Ты не умастил Мне голову маслом, а она полила благовонием ноги Мои.
47 Поэтому, говорю тебе, прощаются ей многие грехи, ибо она и любит много. А кому мало прощается, тот и любит мало.
48 Женщине Иисус сказал:
— Твои грехи прощены.
49 Пирующие стали между собой шептаться: «Кто Он такой, что даже грехи прощает?»
50 А Он сказал женщине:
— Вера спасла тебя. Иди с миром.

Комментарии МакДональда

VI. СЫН ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ РАСШИРЯЕТ СВОЕ СЛУЖЕНИЕ (7:1 — 9:50)

А. Исцеление слуги сотника (7:1−10)

7:1−3 Закончив Свою речь, Иисус оставил народ и вошел в Капернаум. Там Его искали иудейские старейшины, пришедшие просить, чтобы Он помог слуге языческого сотника. Очевидно, этот сотник был особо милостив к еврейскому народу и даже построил для него синагогу. Подобно всем другим сотникам в НЗ, он представлен в хорошем свете (Лк 23:47; Деян 10:1−48).

Очень необычно, что хозяин столь по-доброму расположен к рабу, как этот сотник. Когда слуга был болен, сотник попросил иудейских старейшин умолять Иисуса, чтобы Он его исцелил. Насколько нам известно, этот римский офицер — единственный человек, искавший у Иисуса благословения для слуги.

7:4−7 Старейшины народа оказались в странном положении. Они не верили в Иисуса, однако дружба с сотником заставила их в момент нужды идти к Иисусу. О сотнике они сказали, что он достоин. Но когда сотник встретил Иисуса, он сказал: «Я не достоин», что означало: «Я не столь важный».

Согласно Евангелию от Матфея, сотник пошел прямо к Иисусу. Здесь, у Луки, он послал старейшин. В этом нет противоречия. Вначале он послал старейшин, а затем сам вышел к Иисусу.

Смирение и вера сотника вызывают удивление. Он не считал себя достойным, чтобы Иисус вошел под кров его дома. Он также не считал себя достойным прийти к Иисусу лично. Однако у него было достаточно веры, чтобы признать, что Иисус может исцелять без личного присутствия. Одно Его слово устранит болезнь.

7:8 Далее сотник объясняет, что имеет представление о власти и ответственности. В этой области у него есть значительный опыт. Он сам подвластный человек римского правительства и отвечает за исполнение его приказов. Кроме того, у него самого есть в подчинении воины, которые тотчас повинуются его приказам. Он осознавал, что Иисус имеет такую же власть над болезнями, как римское правительство имело над ним, и что у Него есть подчиненные.

7:9−10 Не случайно Иисус удивился при виде веры этого языческого сотника. Никто в Израиле не исповедовал абсолютную власть Иисуса с таким дерзновением. Такая большая вера никогда не остается без награды. Когда посланные вернулись в дом сотника, то нашли слугу выздоровевшим. Это один из двух случаев в Евангелии, когда мы читаем о том, что Иисус удивился. Он удивился вере этого языческого сотника, и Он удивился при виде неверия Израиля (Мк 6:6).

Б. Воскрешение сына вдовы (7:11−17)

7:11−15 Наин — это городок к юго-западу от Капернаума. Когда Иисус приблизился к нему, то увидел похоронную процессию, выходящую из города. Хоронили единственного сына вдовы. Господь сжалился над лишившейся надежды матерью. Прикоснувшись к носилкам, на которых лежало тело, — очевидно, для того чтобы остановить процессию, — Иисус велел юноше встать. Тотчас жизнь вернулась в тело, и парень сел. Таким образом Тот, Кто есть Господь над смертью, как и над болезнью, вернул парня его матери.

7:16−17 Всех присутствующих объял страх. Люди стали свидетелями небывалого чуда. Мертвый вернулся к жизни. Они уверовали, что Господь Иисус — это великий Пророк, посланный Богом. Однако, говоря: «Бог посетил народ Свой», они, вероятно, не понимали того, что Иисус — это Сам Бог. В их понятии чудо свидетельствовало о том, что Бог трудился среди них, но не лично. Их мнение о чуде распространилось по всей окрестности.

Врач Лука записывает истории о воскрешении Иисусом трех «единственных детей»: сына вдовы, дочери Иаира (8:42) и ребенка, одержимого бесами (9:38).

В. Сын Человеческий ободряет Своего предтечу (7:18−23)

7:18−20 Вести о чудесах Иисуса просочились к Иоанну Крестителю в темницу замка Махар на восточном побережье Мертвого моря. Если Иисус действительно Мессия, то почему Он не проявит Свою власть, чтобы освободить Иоанна из рук Ирода? Итак, Иоанн послал двоих из учеников своих, чтобы они спросили у Иисуса, действительно ли Он Мессия или Христу еще надлежит прийти. Нам может показаться странным то, что Иоанн вообще задает вопрос о мессианстве Иисуса.

Однако мы должны помнить о том, что даже самые лучшие из людей переживают краткие упадки веры. Также и физические страдания могут привести к серьезной душевной депрессии.

7:21−23 Иисус ответил на вопрос Иоанна, напомнив ему, что Он совершал чудеса, какие, по предсказанию пророков, должен был совершать Мессия (Ис 35:5−6; Ис 61:1). Затем, как постскриптум, Он добавил Иоанну: «Блажен, кто не соблазнится о Мне!» Это можно понимать как укор: Иоанн соблазнился о том, что Иисус не взял бразды правления и не явил Себя так, как этого ожидал народ. Однако это можно также истолковать как призыв к Иоанну не оставлять своей веры. С. Дж. Мур говорит:

«Я не знаю других более трудных моментов испытания веры, чем те, когда Иисус умножает свидетельство Своей власти и не использует ее... Нужно большое доверие, когда посланцы возвращаются со словами: «Да, Он обладает всей властью, и Он именно Тот, за Кого ты Его принимаешь; но Он ни единого слова не сказал о твоем освобождении из темницы...» Никаких объяснений; вера поощряется, темничные двери остаются закрытыми; и, кроме всего, это слово: «Блажен, кто не соблазнится о Мне!» И это все!» (C. G. Moore, quoted by W. H. Griffith Thomas, Outline Studies in the Gospel of Luke, p. 129.)

Г. Сын Человеческий с похвалой отзывается о Своем предтече (7:24−29)

7:24 Что бы ни говорил Иисус Иоанну лично, перед народом Он мог лишь его похвалить. Когда народ во множестве собирался в пустыне у Иордана, то что они намеревались найти? Ненадежного, непостоянного, колеблющегося и ищущего выгоды человека? Никто никогда не мог обвинить Иоанна в том, что он трость, колеблемая ветром.

7:25 Ожидали ли они увидеть его в шикарной модной одежде, живущего в роскоши и удобствах? Нет, такие люди обитают при дворах царских, стремясь насладиться всеми доступными при дворе удовольствиями и завести бесконечные контакты для личной выгоды и успеха.

7:26 Они ходили смотреть пророка — воплощенную совесть, — который возвещал Слово Бога Сущего, невзирая на то, чего это будет ему стоить. Он был больше пророка.

7:27 Он сам был субъектом пророчества и обладал уникальной привилегией представлять Царя. Иисус сослался на Малахию (3:1), чтобы показать, что обетование об Иоанне было дано в ВЗ. Однако при этом Он произвел очень интересную замену местоимений. В Мал 3:1 читаем: «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною». Иисус же выразил это так: «Вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою». Местоимение «Мною» заменено на «Тобою».

Годет объясняет эту замену следующим образом:

«С точки зрения пророка Тот, перед Кем приготовлялся путь, был одним и тем же — Иеговой. Отсюда у Малахии «предо Мною». Но Иисусу, Который, говоря о Себе, никогда не смешивал Себя с Отцом, необходимо внести различие. Он не Иегова, Который говорит о Себе, но Иегова, говорящий к Иисусу; отсюда форма «пред лицем Твоим». Согласно этому свидетельству, разве не следует из данной цитаты, что в представлении и пророка, и Иисуса приход Мессии — это приход Иеговы?» (F. L. Godet, Commentary on the Gospel of Luke, I:350.)

7:28 Иисус продолжил похвалу Иоанну, заверив, что из рожденных женами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя. Это превосходство указывает не на его личный характер, а на его положение как предтечи Мессии. Были и другие мужи, которые в усердии, чистоте и самоотверженной преданности были столь же велики, как он. Однако никто другой не обладал привилегией возвестить о приходе Царя. В этом — уникальность Иоанна.

И все же Господь добавил, что меньший в Царстве Божьем больше его. Наслаждаться благословениями Царства — это больше, чем быть предтечей Царя.

7:29 Иисус, вероятно, продолжает говорить об Иоанне и в стихе 29, поэтому добавленное слово «Его» следовало бы писать с маленькой буквы. Он напоминает о том, как была принята проповедь Иоанна. Весь народ, а также такие общепризнанные грешники, как мытари, покаялись и были крещены в Иордане. Поверив услышанному от Иоанна и поступив согласно его проповеди, они воздали славу Богу, то есть они признали за Богом право требовать, чтобы народ израильский покаялся прежде, чем Христос сможет царствовать над ними. Использованное здесь словосочетание «воздали славу» показывает, что оно не может означать «прославить»; никто не может дать славу Богу. Оно скорее означает признание Бога справедливым в Своих постановлениях и требованиях.

Д. Сын Человеческий критикует сей род (7:30−35)

7:30−34 Фарисеи и законники отказались от Иоаннова крещения и тем самым отвергли Божье изволение в отношении их блага. Фактически было невозможно угодить тому роду людей, над которыми они начальствовали.

Иисус уподобил их детям, сидящим на улице. Они не хотели играть ни в свадьбу, ни в похороны. Они были капризны, своенравны, непредсказуемы и упрямы. Какое бы служение ни являл среди них Бог, они находили на него возражение. Иоанн Креститель показал им пример неприхотливости, аскетизма и самоотречения. Им это не понравилось; более того, они критиковали его как одержимого. Сын Человеческий ест и пьет с мытарями и грешниками, то есть с теми, кого Он пришел благословлять. И этим фарисеи не довольны. Они назвали Его чревоугодником и пьяницей. Пост или пир, похороны или свадьба, Иоанн или Иисус — ничто и никто не может угодить им! Райл предостерегает:

«Мы должны отказаться от стремления угождать каждому. Это невозможно, и попытка делать это — напрасная трата времени. Мы должны довольствоваться тем, чтобы идти вслед за Христом, и пусть мир говорит все, что ему вздумается. Что бы мы ни делали, мы никогда их не удовлетворим и не сможем воспрепятствовать их злобным замечаниям. Они сначала нашли, в чем обвинить Иоанна Крестителя, а затем его благословенного Учителя. Они будут продолжать придираться и искать вину учеников Учителя, пока хоть один из них останется на земле». (Ryle, St. Luke, I:230.)

7:35 «И оправдана премудрость всеми чадами ее». Премудрость здесь подразумевает Самого Спасителя. Небольшое меньшинство учеников, которые почитают ее, являются ее чадами. И хотя основная масса народа отвергает Иисуса, все же Его истинные последователи оправдают Его заявления, живя в любви, святости и посвящении.

Е. Грешница помазала Спасителя миром (7:36−39)

7:36 Ниже следует событие, которое может послужить нам примером того, как мудрость оправдана одним из своих чад, а именно грешной женщиной.

Доктор Г. С. Вудринг весьма верно сказал: «Если Бог не может заставить религиозных вождей ценить Христа, то это сделает блудница». Симон фарисей пригласил Иисуса в свой дом вкусить с ним пищи, возможно, из любопытства, а может, из враждебности.

7:37−38 В это самое время в комнате появилась грешная женщина. Мы не знаем, кто она; предание указывает, что это была Мария Магдалина, но это не подтверждается Св. Писанием. Эта женщина принесла алавастровый сосуд с миром. Когда Иисус прилег на диване для принятия пищи, повернувшись головой к столу, она стала позади у Его ног. Она начала обливать ноги Его слезами и отирала волосами головы своей и целовала ноги Его непрерывно. Затем она мазала Его дорогими благовониями. Такое поклонение и жертва показали ее убеждение в том, что для Иисуса нет ничего слишком хорошего.

7:39 Отношение Симона было совсем другим. Он думал, что пророки, как и фарисеи, должны отделяться от грешников. Если бы Иисус действительно был пророк, заключил он, то не позволил бы грешнице оказывать Ему такую любовь.

Ж. Притча о двух должниках (7:40−50)

7:40−43 Иисус прочел мысли Симона и вежливо попросил у него разрешения нечто сказать ему. Чрезвычайно умело Господь поведал историю о заимодавце и двух должниках. Один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят. Но как они не имели чем заплатить, то он простил долг обоим. В этот момент Иисус спросил Симона, который из должников полюбит заимодавца больше. Фарисей правильно ответил: «Думаю, тот, которому более простил». Признав это, он осудил себя, как показал ему далее Иисус.

7:44−47 С того момента, как Господь пришел в дом, женщина изливала на Него свою любовь. В противоположность ей фарисей оказал Ему весьма холодный прием, не позаботившись даже о соблюдении обычной вежливости, такой как помыть гостю ноги, поцеловать его в щеку и дать масла для помазания головы. Почему он так поступил? Причина в том, что женщина сознавала, как много ей прощено, в то время как Симон вовсе не ощущал себя великим грешником. «Кому мало прощается, тот мало любит».

Иисус не допускал, что фарисей не был великим грешником. Он скорее подчеркнул, что Симон никогда по-настоящему не признавал обширность своей вины и не был прощен. Если бы он осознал это, то возлюбил бы Господа столь же глубоко, как и блудница.

Мы все большие грешники. Мы все можем познать великое прощение. Мы все можем возлюбить Господа.

7:48 Затем Иисус при всех объявил женщине, что грехи ее прощаются. Она не была прощена благодаря своей любви к Христу; ее любовь была результатом прощения. Она много возлюбила, потому что ей много было прощено. Иисус воспользовался этим случаем, чтобы при всех объявить о прощении ее грехов.

7:49−50 Другие гости спрашивали про себя о праве Иисуса прощать грехи. Плотское сердце ненавидит благодать. Однако Иисус вновь заверил женщину в том, что вера ее спасла ее, и отпустил ее с миром. Это то, чего не могут сделать психиатры. Они могут объяснить комплекс вины, но не могут дать радости и мира, которые дает Иисус.

Некоторые христиане неправильно истолковывают поведение нашего Господа, Который вкушал пищу за столом фарисея, защищая практику поддерживать близкие отношения с необращенными людьми, посещать их развлечения и участвовать в их удовольствиях. Райл предупреждает:

«Тому, кто пользуется подобным аргументом, хорошо бы помнить то, как вел Себя Господь в этом случае. Он исполнял «дело Своего Отца», с которым и пришел к столу фарисея. Он обличил фарисея в запинающем его грехе. Он объяснил ему природу прощения грехов по благодати и секрет истинной любви к Нему. Он провозгласил спасающую суть веры. Если христиане, которые приводят аргументы в пользу близких взаимоотношений с необращенными, будут посещать их дома в духе нашего Господа, будут говорить и вести себя так, как делал это Он, то пусть они всячески продолжают эту практику. Но говорят ли они и ведут ли себя за столами своих необращенных знакомых так, как поступал Иисус за столом Симона? Хорошо бы им ответить на этот вопрос». (Ibid., p. 239.)



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.