Деяния 12 глава

Деяния Апостолов
Открытый перевод → Комментарии МакДональда

Открытый перевод

1 В это же время царь Ирод поднял руку на некоторых из к церкви, чтобы причинить им зло,
2 и убил мечом Иакова, брата Иоанна.
3 И увидев, что это угодно евреям, вслед за этим арестовал и Петра, — были же дни опресноков, —
4 схватив, посадил в тюрьму, передав стеречь его четырём четвёркам солдат, желая после Пасхи вывести его к народу.
5 Итак, Петра охраняли в тюрьме, церковь же усердно молилась Богу о нём.
6 Когда же Ирод собирался вывести его, в ту ночь Пётр спал между двумя солдатами, скованный двумя цепями, а двери тюрьмы охраняли стражники.
7 И вот, в тюрьме засиял свет и явился ангел Господень. Толкнув Петра в бок, он разбудил его, сказав:
— Вставай скорее.
И с его рук упали цепи.
8 И сказал ему ангел:
— Подпояшься и обуйся.
Он так и сделал.
— Одень свой плащ и следуй за мной.
9 И, выйдя, он следовал за ним, однако не знал, что происходящее благодаря ангелу — реально, а думал, что видит видение.
10 Пройдя первый и второй караул, они подошли к воротам, ведущим в город, которые открылись им сами по себе. Выйдя, они прошли одну улицу, и вдруг ангел исчез.
11 И Пётр, придя в себя, сказал: «Теперь я точно знаю, что Господь послал Своего ангела и избавил меня от руки Ирода и от всего, что ждал еврейский народ».
12 И, осмотревшись, пришёл к дому Марии, матери Иоанна, называемого Марком, где многие собрались и молились.
13 Когда же он постучался в ворота, вышла послушать служанка, по имени Рода,
14 и, узнав голос Петра, от радости не открыла ворот, а вбежав, сообщила, что за воротами стоит Пётр.
15 Ей же сказали:
— Бредишь?
Но она стояла на своём. Они же говорили:
— Это его ангел.
16 Между тем Пётр продолжал стучать. Открыв, они увидели его и удивились.
17 Он же, сделав знак рукой молчать, рассказал им, как Господь вывел его из тюрьмы и сказал:
— Сообщите Иакову и братьям.
И, выйдя, отправился в другое место.
18 А когда настал день, среди воинов возникло большое смятение: что случилось с Петром?
19 Ирод же, поискав его и не найдя, допросил стражников и приказал их казнить. И уйдя из Иудеи в Кесарию, оставался там.
20 [ отсутствует в NA ]
21 Он был крайне раздражен на Тирян и Сидонян; они же, с общего согласия, явились к нему и, склонив на свою сторону Власта, царского постельничего, просили мира, так как область их кормилась от царской области.
22 В назначенный день Ирод, одевшись в царскую одежду, сел на возвышении и держал к ним речь.
23 А народ восклицал:
— Голос бога, а не человека!
24 И тотчас поразил его ангел Господа за то, что он не отдал славы Богу, и, изъеденный червями, он умер.
25 А слово Божье росло и умножалось.
26 Варнава же и Савл, исполнив служение, возвратились из Иерусалима, взяв с собой и Иоанна, называемого Марком.

Комментарии МакДональда

В. Гонения Ирода на христиан и его смерть (12:1−23)

12:1−2 Сатана без устали продолжал нападки на Церковь. В этот раз преследования начал царь Ирод. Это был Ирод Агриппа I, внук Ирода Великого. Римский император Клавдий назначил его царем Иудеи. Ирод соблюдал закон Моисея и шел на все, чтобы угодить иудеям. Придерживаясь этой политики, он преследовал некоторых из принадлежащих к церкви и убил Иакова, брата Иоаннова, мечом.

Это тот самый Иаков, который вместе с Петром и Иоанном был на горе Преображения с нашим Господом; и это его мать просила, чтобы ее два сына сидели рядом с Христом в Его Царстве.

Глава 12 позволяет провести интересное исследование путей Господних для Его народа. Иаков погиб от рук врага, а Петр чудесным образом был спасен. Человеческий разум задается вопросом, почему предпочтение было отдано Петру. Вера же основывается на любви и мудрости Божьей, зная, что:

Зло, что Господь благословил, нам благом обернется;
Добро, коль не освящено, лишь болью отзовется.
И справедливым будет то, что кажется обидой,
Все в воле Божьей, и она — сама тебе наградой.

(Фредерик В. Фабер)

12:3−4 Иудеи с такой радостью восприняли казнь Иакова, что Ирод решил сделать то же самое и с Петром. Однако к тому времени уже начались дни опресноков, а во время религиозных праздников не принято казнить. К тому же иудеи были слишком заняты своими обрядами и не оценили бы ту услугу, которую собирался им оказать Ирод. Поэтому он на время праздников приказал посадить Петра в темницу. Апостола охраняли шестнадцать солдат в четырех четверицах.

12:5 Церковь в Иерусалиме горячо молилась о Петре, особенно потому, что смерть Иакова была еще слишком свежа в их памяти. Дж. К. Морган пишет: «Сила прилежной непрестанной молитвы была могущественней Ирода, могущественней самого ада».

12:6−11 В ту ночь, когда Ирод решил вывести его, Петр крепко спал в оковах между двумя воинами. Кто-то назвал его сон триумфом веры. Он, вероятно, помнил Господне обетование о том, что доживет до старости (Ин 21:18) и поэтому знал, что Ирод не сможет убить его раньше. Внезапно явился Ангел Господень, и камера озарилась светом. Легко толкнув Петра в бок, ангел велел ему скорее встать. Тут же оковы упали с рук его. Затем коротко и четко ангел приказал Петру одеться, обуться, завернуться в плащ и идти за ним. Изумленный, Петр тем не менее следовал за ангелом, минуя первую и вторую стражу тюрьмы. Когда они пришли к железным воротам, те отворились сами, как будто в них был вставлен современный фотоэлемент. Лишь после того как они прошли одну улицу города и ангел исчез, Петр пришел в себя и осознал, что это не сон, но что Господь чудесным образом избавил его из руки Ирода и иудеев.

12:12 Когда Петр остановился, чтобы подумать, он вспомнил, что ученики молятся в доме Марии, матери Иоанна Марка. Вероятно, это было молитвенное собрание, длившееся всю ночь, так как спасение Петра из тюрьмы произошло в ранние утренние часы.

12:13−15 Петр постучался у ворот и стал ждать. Служанка по имени Рода (греч. «Роза») вышла послушать, но так разволновалась, когда услышала голос Петра, что забыла отворить ворота. Она вбежала в дом сообщить эту прекрасную новость молящимся. Те подумали, что она сошла с ума и, не колеблясь, сказали ей об этом, но она утверждала, что апостол действительно стоит у ворот. Они говорили: «Это, должно быть, его ангел», но она продолжала настаивать, что это Петр.

Этих христиан часто упрекают за неверие в силу молитвы: они действительно удивились, когда Бог ответил на их молитвы. Но такая критика, вероятно, вызвана нашей собственной неуверенностью. Вместо того чтобы упрекать других, нам следует радоваться, что Бог отвечает и на такую молитву, без веры. Все мы склонны быть «неверящими верующими».

12:16−17 Петр же в это время стоял у ворот, продолжая стучать. Когда они наконец отворили и он вошел, все их сомнения исчезли и они разразились криками радости. Он быстро успокоил их, коротко рассказал о своем чудесном спасении, попросил сообщить об этом Иакову (вероятно сыну Алфея) и братьям и затем вышел. Куда он отправился, неизвестно.

12:18−19 Когда наступило утро и отсутствие Петра было обнаружено, злополучных воинов охватила паника. Для Ирода же то, что его перехитрили, было весьма чувствительным ударом по самолюбию. Рассказ воинов звучал весьма неубедительно. На самом деле беспомощность их оправданий, вероятно, приводила царя в еще большую ярость, поэтому он приказал казнить их. После того он отправился в Кесарию лечить свое уязвленное самолюбие.

12:20 По какой-то неизвестной причине Ирод был раздражен на тирян и сидонян, жителей двух торговых портов на Средиземном море. Жители этих городов воспользовались пребыванием Ирода в Кесарии, чтобы вновь снискать его расположение, поскольку им жизненно необходимо было ввозимое из Иудеи зерно. Поэтому они склонили на свою сторону Власта, постельника царского, и через него добивались восстановления дипломатических отношений.

12:21−23 В один из дней Ирод во всем своем царском великолепии вышел говорить с народом. Люди в исступлении кричали: «Это голос Бога, а не человека!» Он даже и не пытался уклониться от божественных почестей или воздать славу Богу. За то Ангел Господень поразил его ужасной болезнью, и он умер. Это произошло в 44 г. н.э.

Таким образом, казнивший Иакова в угоду иудеям сам был поражен рукой Того, Кто может погубить в аду не только тело, но и душу. Ирод пожал то, что посеял.

Г. Первое миссионерское путешествие Павла: Галатия (12:24 — 14:28)

12:24 Все это время Благая Весть неуклонно распространялась. Гнев человеческий Бог обращает Себе во славу, и остаток гнева Он укрощает (Пс 75:11). Он уничтожает замыслы народов, но совет Господень стоит вовек (Пс 32:10−11).

12:25 Исполнив поручение в Иерусалиме — передав дар антиохийцев, — Варнава и Савл возвратились в Антиохию, взяв с собой Марка, племянника Варнавы, который позднее написал второе Евангелие. (И в Александрийском, и в большинстве других текстов говорится «в Иерусалим». Так как в 13:1 Варнава и Павел снова в Антиохии, возможно, переписчики «исправили» это на «из»).

Неизвестно, были ли Варнава и Савл в Иерусалиме во время убийства Иакова, заточения Петра или смерти Ирода.

Многие комментаторы Библии считают, что глава 13 является своего рода переломным моментом в книге Деяний. Некоторые даже заходят так далеко, что называют ее и последующие главы вторым томом Деяний. На первый план в повествовании теперь выдвигается апостол Павел, а центром, из которого Благая Весть расходится во всех направлениях к язычникам, становится Антиохия в Сирии.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.