Деяния 5 глава

Деяния Апостолов
Открытый перевод → Комментарии МакДональда

Открытый перевод

1 А некий мужчина, по имени Анания, с Сапфирой, женой своей, продав участок земли,
2 часть стоимости, с ведома жены, утаил, а часть принёс и положил к ногам Посланников.
3 Но Петр сказал:
— Анания, почему это наполнил сатана сердце твое, что ты солгал Духу Святому и утаил от цены земли?
4 Разве не твоим это было, когда ты владел, и то, что выручил от продажи, не осталось ли в твоем распоряжении? Зачем же ты замыслил в своем сердце такое? Ты солгал не людям, а Богу.
5 Услышав эти слова, Анания упал и умер; и напал сильный страх на всех, кто это слышал.
6 И молодые люди, встав, обернули его и, вынеся, похоронили.
7 И случилось так, что спустя примерно три часа вошла его жена, не зная о том, что случилось.
8 Петр же спросил её:
— Скажи мне, за столько ли вы продали землю?
И она сказала:
— Да, за столько.
9 А Петр ей:
— Что же вы сговорились испытать Дух Господа? Вот, уже входят в двери те, кто похоронил твоего мужа; они же вынесут и тебя.
10 В тот же миг она упала у его ног и умерла. И молодые люди, войдя, нашли её мертвой и, вынеся, похоронили возле её мужа.
11 И великий страх сошёл на всю церковь и на всех, слышавших это.
12 Руками же Посланников совершались в народе многие знамения и чудеса; и все они единодушно пребывали в галерее Соломона.
13 Из остальных никто не осмеливались присоединиться к ним, а народ превозносил их.
14 И все больше присоединялось верящих Господу, множество мужчин и женщин,
15 так что даже на улицы выносили людей и клали на носилки и постели, чтобы хотя бы тень проходящего Петра осенила кого из них.
16 Сходились также многие из окрестных городов Иерусалима, неся больных и мучимых нечистыми духами, и все исцелялись.
17 Но первосвященник и все, кто с ним, принадлежавшие к секте саддукеев поднялись, и движимые ревностью,
18 схватили Посланников, и заключили их в народную тюрьму.
19 Однако ангел Господа ночью открыл двери тюрьмы и, выведя их, сказал:
20 — Идите и, став в храме, говорите народу все эти слова жизни.
21 Они, выслушав, зашли утром в храм и учили. Между тем первосвященник и кто был с ним, придя, созвали Синедрион, то есть весь совет старейшин из сыновей Израиля и послали в тюрьму привести их.
22 Но придя в тюрьму, служители не нашли их в тюрьме и, возвратившись, сообщили:
23 — Мы обнаружили, что тюрьма заперта со всей предосторожностью и у дверей стоят охранники; но, открыв, внутри не нашли никого.
24 И когда они услышали эти слова, и начальник охраны храма и первосвященники, стали недоумевать: «Что же теперь будет?»
25 И кто-то пришел и сообщил им: «Вот, люди, которых вы заключили в тюрьму, стоят в храме и учат народ».
26 Тогда начальник стражи пошел со служителями и привел их без принуждения, потому что боялись народа, как бы их не побили камнями.
27 Приведя же их, поставили в Синедрионе; и первосвященник спросил их, говоря:
28 — Мы накрепко запретили вам учить об этом имени. И вот, вы наполнили Иерусалим вашим учением и хотите навести на нас кровь Того Человека.
29 Петр же и Посланники ответили:
— Надлежит покоряться скорее Богу, чем людям.
30 Бог наших отцов воскресил Иисуса, Которого вы умертвили, повесив на кресте.
31 Его возвысил Бог Своей правой рукой в Предводителя и Спасителя, чтобы дать Израилю покаяние и прощение грехов.
32 Свидетели Ему в этом мы и Святой Дух, Которого Бог дал повинующимся Ему.
33 Слышавшие же были в бешенстве и хотели их убить.
34 Встав же в Синедрионе, один фарисей, по имени Гамалиил, учитель Закона, уважаемый всем народом, приказал вывести апостолов на короткое время.
35 А им сказал:
— Мужчины Израиля! Будьте осторожны! Что вы собрались делать с этими людьми?
36 Ведь перед этими днями явился Февда, выдавая себя за кого-то, и к нему примкнуло около четырехсот человек. Он был убит, и все, кто следовали за ним, были рассеяны и обратились в ничто.
37 После него во время переписи явился Иуда Галилеянин и увлек за собой народ. Погиб и он, и все, кто следовал за ним, рассеялись.
38 И теперь, говорю вам, отстаньте от этих людей и оставьте их; потому что если этот замысел и это дело — от людей, оно будет разрушено,
39 а если от Бога, то вы не можете уничтожить их; иначе как бы вам не оказаться противниками Бога.
40 Они его послушались; и, призвав Посланников, высекли их и, велев им больше не говорить об имени Иисуса, отпустили.
41 Они же пошли из Синедриона, радуясь, что удостоились понести бесчестье за Имя.
42 И каждый день в храме и по домам не переставали учить и благовествовать об Иисусе Христе.

Комментарии МакДональда

5:1−4 Там, где творит Свои великие дела Бог, всегда поблизости находится сатана, выжидающий удобного момента, чтобы обмануть, извратить и таким образом противостоять Господу. Но там, где обитает подлинная духовная сила, обман и лицемерие будут быстро разоблачены.

Анания и Сапфира, очевидно, были тронуты щедростью Варнавы и других. Возможно, они хотели сделать подобное доброе дело, чтобы заслужить похвалу людей. Поэтому они продали имение и отдали часть вырученных денег апостолам. Их грех состоял в том, что они заявили, что отдали все, тогда как на самом деле принесли лишь часть денег. Никто не просил их продавать имение. Продав его, они не обязаны были отдавать все деньги. Но они солгали, что отдали все, тогда как на самом деле удержали часть для себя.

Петр обвинил Ананию во лжи Святому Духу, а не просто человекам. Солгав Духу Святому, он солгал Богу, так как Дух Святой есть Бог.

5:5−6 В этот момент Анания пал бездыханен, и юноши вынесли его для погребения. Такая смерть должна была вразумить первых христиан. Однако она не означала, что Анания лишился вечного спасения. Скорее, таким образом Бог выразил Свое неудовольствие этим первым ростком греха в Его Церкви. «Как сформулировал один из комментаторов, — цитирует Ричард Бьюис, — либо Анания, либо Дух должен уйти». Столь чисты были взаимоотношения в первых христианских общинах, что такого рода ложь не могла в них существовать.

5:7−11 Часа через три, когда пришла Сапфира, Петр обвинил ее в сговоре с мужем в попытке искусить Духа Господня. Он сказал ей о судьбе мужа и предсказал, что то же случится и с ней. Вдруг она упала и умерла, и ее вынесли для погребения.

Способность Петра вынести приговор этой паре — пример особой чудесной силы, данной апостолам. Возможно, это было исполнение обетования Господа: «...на ком оставите [грехи], на том останутся» (Ин 20:23). Та же сила проявляется в правоспособности Павла предать согрешившего христианина сатане во измождение плоти (1Кор 5:5). Нет оснований полагать, что эта сила была дана еще кому-либо, кроме апостолов.

Можно представить, какое чувство благоговейного страха охватило верующих, да и всех, кто узнавал об этих двух смертях.

5:12−16 После смерти Анании и Сапфиры апостолы продолжали совершать чудеса, и народ собирался вокруг них в притворе Соломоновом. Столь явным было ощущение присутствия Божьего и Его силы, что люди не осмеливались присоединиться к ним или поспешно объявить себя верующими. И тем не менее простые люди прославляли их, многие же становились верующими в Господа Иисуса. Люди выносили своих больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, чтобы тень Петра осенила кого из них, когда он проходил мимо. Все видели, что в жизни апостолов проявляется реальная сила и что через них Бог благословляет других. Из пригородов также приходили больные и одержимые бесами, и все они исцелялись.

Из Евреям 2:4 ясно, что подобные этим чудеса Бог использовал, чтобы засвидетельствовать служение апостолов. Но когда был записан НЗ, нужда в таких знамениях в значительной степени отпала. Что касается современных «массовых исцелений», достаточно отметить, что из тех, кого приносили к апостолам, исцелялись все. Этого нельзя сказать о сегодняшних так называемых религиозных целителях.

5:17−20 Истинное служение Духа Святого неизбежно ведет к обращению, с одной стороны, и резкому неприятию, с другой. Так было и здесь. Первосвященник (вероятно Каиафа) и его друзья-саддукеи пришли в ярость, видя, что эти фанатики — ученики Иисуса — пользуются таким авторитетом в народе. Они негодовали, такая ситуация угрожала их положению единственных религиозных лидеров. Особую ярость вызывала у них проповедь телесного воскресения, которое они, разумеется, полностью отрицали.

Способные справиться с апостолами только силой, они приказали арестовать их и посадить в тюрьму. Той же ночью Ангел Господень вывел апостолов из темницы и повелел им вернуться в храм и говорить народу все сии слова жизни. Лука сообщает о чудесном вмешательстве ангела, не выражая при этом ни изумления, ни даже простого удивления. Если сами апостолы и были изумлены, в повествовании нет об этом ни слова.

Ангел удачно назвал христианство сей жизнью. Христианство не просто вероисповедание или набор доктрин, но Жизнь — возрожденная жизнь в Господе Иисусе, дарованная всем, кто верует в Него.

5:21 На рассвете апостолы уже учили в храме. В это время первосвященник собрал на совещание синедрион и совет (всех старейшин) и ждал, когда приведут узников.

5:22−25 Но служители вернулись в замешательстве, доложив суду, что в темнице все в полном порядке, за исключением одного — исчезли узники! Двери были должным образом заперты, и все стражники находились на своих постах — не было лишь заключенных. Такое сообщение, конечно же, не могло не огорчить! «Чем все это закончится? — недоумевали начальник стражи храма и первосвященник. — Как далеко зайдет это движение в народе?» Затем их вопросы были прерваны появлением человека, принесшего новость, что бежавшие узники снова стоят в храме, уча народ. Их мужество должно восхищать нас! Нам следует во что бы то ни стало вновь приобрести способность первых христиан терпеть страдания за свои убеждения.

5:26 Служители привели апостолов в совет без принуждения. Они боялись, что народ забросает их камнями, если они будут откровенно грубо обращаться с этими последователями Иисуса, которых так уважали многие простые люди.

5:27−28 Первым взял слово первосвященник: «Не запретили ли мы вам накрепко учить о имени сем?» Он намеренно избегал называть имя Господа Иисуса Христа. «Вы наполнили Иерусалим учением вашим». Сам того не желая, он дал высокую оценку эффективности служения апостолов. «Вы хотите навести на нас кровь Того Человека». Но вожди народа иудейского уже сделали это, когда сказали: «Кровь Его на нас и на детях наших» (Мф 27:25).

5:29−32 Несколькими стихами ранее апостолы молили о дерзновении в проповеди Слова. Это мужество было даровано им свыше, и теперь они настаивают на том, что должны повиноваться больше Богу, нежели человекам. Они решительно заявили, что Иисуса, Которого иудеи умертвили, повесивши

на древе, Бог воскресил и возвысил Его десницею Своею в Начальника и Спасителя. И как таковой. Он готов дать Израилю покаяние и прощение грехов. В качестве последнего удара апостолы добавили, что они сами являются свидетелями Ему в сем и свидетельствует также Дух Святой, Которого Бог дает повинующимся Ему, верующим в Его Сына.

Выражение Бог воздвиг Иисуса может относиться к Его воплощению или воскресению. Вероятно, здесь имеется в виду, что Бог воздвиг Его во плоти как Спасителя. (В русском Синодальном переводе «воскресил».)

5:33−37 Обличение, звучавшее в словах этих людей, воплощавших собой совесть, было столь веским, что вожди иудейские умышляли умертвить их. В этот момент вмешался Гамалиил. Он был одним из наиболее уважаемых учителей Израиля и законоучителем Савла из Тарса. Совет, который он дал, не означает, что он был христианином или относился к ним благосклонно; просто в нем говорила житейская мудрость.

Приказав увести апостолов, он прежде всего напомнил синедриону, что если это движение не от Бога, оно вскоре потерпит крах. В подтверждение он сослался на два факта: 1) некий самозванец по имени Февда собрал около четырехсот сторонников, но был убит, и люди его рассеялись; 2) Иуда Галилеянин, поднявший неудавшийся мятеж, также погиб, и сторонники его рассыпались.

5:38−39 Если бы эта, христианская, религия была не от Бога, самым лучшим решением было бы оставить их в покое, и тогда движение постепенно затухло бы само. Бороться с ним — значит укреплять его. (Этот аргумент не всегда верен. Многие безбожные учреждения существуют и процветают веками. Более того, они собирают больше приверженцев, чем истина. Но даже если человеческая история не подтверждает этот довод, то он справедлив для Божественного времени — вечности.)

С другой стороны, продолжал Гамалиил, если это движение от Бога, то они не разрушат его и могут оказаться в весьма щекотливом положении, так как станут богопротивниками.

5:40 Эта логика показалась правителям убедительной, и они, призвав апостолов, приказали избить их, а затем запретили им говорить об имени Иисуса и отпустили. Это бессмысленное и несправедливое наказание было лишь бездумной реакцией нетерпимых сердец на правду Господа. Райри предполагает, что наказание, возможно, было назначено за неподчинение предыдущим распоряжениям синедриона (ср. Втор 25:2−3). Приказ, последовавший за этим избиением, также неразумный и бессмысленный: они повелели апостолам молчать об имени Иисуса — с тем же успехом они могли запретить солнцу светить.

5:41−42 Побои, обрушившиеся на апостолов, привели к двум неожиданным результатам. Во-первых, они вызвали у апостолов глубокую радость, так как они удостоились принять бесчестие за имя Того, Кого они любили. (В рукописной традиции здесь несколько вариантов: «имя», «имя Господа Иисуса».) Во-вторых, это избиение воодушевило апостолов еще более ревностно и настойчиво всякий день в храме и по домам учить и благовествоватъ об Иисусе Христе — Мессии.

Таким образом, сатана еще раз перехитрил сам себя.

ХРИСТИАНИН И ПРАВИТЕЛЬСТВО

По мере того как христиане, проповедуя Евангелие, продвигались вперед, становился неизбежным их конфликт с властями, как светскими, так и, особенно, религиозными, в юрисдикции которых находилась значительная часть гражданских дел. Верующие были готовы к такому конфликту и реагировали на него спокойно и с достоинством.

В целом христиане стремились уважать своих правителей и повиноваться им, так как власти установлены Богом и служат ради блага общества.

Так, когда Павел по незнанию обвинил первосвященника и был за это призван к ответу, он немедленно извинился, процитировав Исход 22:28: «...начальника в народе твоем не поноси» (Деян 23:5).

Однако когда человеческие законы вступали в противоречие с заповедями Бога, тогда христиане сознательно предпочитали не подчиняться властям и терпеть последствия этого непослушания, какими бы они ни были. Например, когда Петру и Иоанну запретили проповедовать Евангелие, они ответили: «...справедливо ли пред Богом — слушать вас более, нежели Бога? Мы не можем не говорить того, что видели и слышали» (4:19−20). И когда Петра и апостолов обвинили в том, что они продолжали учить об имени Христа, Петр ответил: «Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (5:29).

Нет никаких указаний на то, что они когда-либо предпринимали какую-либо попытку свергнуть какое-либо правительство или присоединялись к таковой. Несмотря на притеснения и преследования, они желали своим правителям лишь добра (26:29).

Само собой разумеется, они никогда не опустились бы до какого бы то ни было бесчестного поступка, чтобы заслужить расположение властей. Правитель Феликс, например, тщетно пытался получить от Павла взятку (24:26).

Они не считали, что осуществление гражданских прав несовместимо с христианским долгом (16:37; 21:39; 22:25−28; 23:17−21; 25:10−11).

Тем не менее они не вмешивались в политическую борьбу этого мира. Почему? Никаких объяснений этому не дается. Но ясно одно: у этих людей была только одна цель — проповедовать Благую Весть Христа. И они безраздельно отдавались этой миссии. Они, должно быть, считали, что Благая Весть — ответ на все проблемы человечества. Это убеждение было столь сильным, что они не могли удовлетвориться более мелкими делами, такими как политика.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.