Деяния 7 глава

Деяния Апостолов
Открытый перевод → Комментарии МакДональда

Открытый перевод

1 Первосвященник же сказал:
— Так ли это?
2 Но он сказал:
— Братья и отцы! Послушайте. Бог славы явился нашему отцу Аврааму в Месопотамии, прежде его переселения в Харран,
3 и сказал ему: «Выйди из твоей земли и твоего родства, и пойди в землю, которую покажу тебе».
4 Тогда он вышел из земли Халдеев и поселился в Харране; а оттуда, после смерти его отца, переселил его в землю, в которой вы теперь живете.
5 И не дал ему на ней наследства ни на стопу ноги, а пообещал дать её во владение ему и его потомству, после него, обещал когда у него ещё не было детей.
6 И Бог сказал: «Его потомки будут пришельцами в чужой земле и будут их порабощать и угнетать четыреста лет,
7 и народ, у которого они будут в рабстве, Я буду судить», — сказал Бог, — «и после этого они выйдут и будут служить Мне на этой земле».
8 И дал ему завет обрезания. И так родил он Исаака и обрезал его в день восьмой; и Исаак — Иакова, и Иаков — двенадцать патриархов.
9 И патриархи, из зависти, продали Иосифа в Египет, и Бог был с ним,
10 и избавил его от всех его скорбей, и дал ему благодать и мудрость пред фараоном, царем Египта, и поставил его управителем над Египтом и над всем домом фараона.
11 И пришел голод и великое бедствие на весь Египет и Ханаан, и отцы наши не находили пропитания.
12 Иакова же, услышав, что в Египте есть хлеб, послал туда наших отцов в первый раз.
13 А во второй раз Иосиф открылся своим братьям, и фараону стал известен род Иосифа.
14 Иосиф, послав, призвал Иакова, своего отца и всю свою родню, семьдесят пять человек.
15 Иаков сошёл в Египет. И умер сам и отцы наши,
16 и был и перенесены в Сихем и положены в гробницу, которую Авраам купил за серебро у сынов Еммора в Сихеме.
17 А по мере того, как приближалось время обещания, о чём поклялся Бог Аврааму, народ в Египте вырастал и умножался,
18 пока не восстал иной царь, который не знал Иосифа.
19 Он, прибегнув к хитрости против нашего рода, делал зло отцам, заставляя выбрасывать младенцев, чтобы те не оставались в живых.
20 В это время родился Моисей и был прекрасен пред Богом. Его вскармливали три месяца в доме отца.
21 Его, брошенного, взяла к себе дочь фараона и воспитала его как своего сына.
22 И был научен Моисей всей мудрости египетской, и был силён в своих словах и делах.
23 Когда же ему исполнилось сорок лет, пришло ему на сердце проведать братьев своих, сыновей Израиля.
24 И увидев, что кого-то обижают, заступился и отомстил за истязаемого, нанеся удар египтянину.
25 Он думал, что братья его поймут, что Бог его рукой дает им спасение, но они не поняли.
26 На следующий день он появился между ними, дерущимися, и склонял их к миру, сказав: «Люди, вы — братья, зачем обижаете друг друга?»
27 Но обижающий ближнего оттолкнул его, сказав: «Кто тебя поставил начальником и судьей над нами?
28 Не хочешь ли ты убить меня так же, как убил вчера египтянина?»
29 И бежал Моисей из-за этих слов и стал пришельцем в земле Мадиамской, где родил двух сыновей.
30 И когда исполнилось сорок лет, в пустыне горы Синай ему явился ангел в пламени огня тернового куста.
31 31 И Моисей, увидев, удивился видению, а когда подходил, чтобы рассмотреть, раздался голос Господа:
32 «Я Бог отцов твоих, Бог Авраама и Бог Исаака и Бог Иакова». Моисей, задрожав, не смел смотреть.
33 И сказал ему Господь: «Сними обувь с ног твоих, ведь место, на котором ты стоишь, — святая земля.
34 Увидел Я притеснение Моего народа, который в Египте, и стон их услышал, и сошёл избавить их. А теперь иди, Я пошлю тебя в Египет».
35 Этого Моисея, которого они отвергли, сказав: «Кто тебя поставил начальником и судьей?», его Бог послал и начальником, и избавителем, рукой Ангела, явившегося ему в терновом кусте.
36 Это он вывел их, творя чудеса и знаки в египетской земле, и в Красном море, и в пустыне, сорок лет.
37 Это тот Моисей, который сказал сыновьям Израиля: «Пророка воздвигнет вам Бог из ваших братьев, как меня».
38 Это тот, кто был в собрании в пустыне с Ангелом, говорившим ему на горе Синай, и с отцами нашими; тот, который принял живые слова, чтобы дать вам,
39 которому отцы наши не пожелали быть послушными, но отвергли его и обратились в сердцах своих к Египту,
40 сказав Аарону: «Сделай нам богов, которые пойдут впереди нас, ибо этот Моисей, который вывел нас из египетской земли, — не знаем, что случилось с ним».
41 И они сделали тельца в те дни, и принесли жертву идолу, и радовались делам своих рук.
42 Но Бог обратился и отдал их служить небесному воинству, как и написано в книге пророков:
«Закланных животных и жертвы приносили ли вы Мне
сорок лет в пустыне, дом Израиля?
43
И вы взяли скинию Молоха
и звезду вашего бога Ремфана —
изображения, которые вы сделали, чтобы поклоняться им.
И Я переселю вас за Вавилон».
44 Шатёр свидетельства был у наших отцов в пустыне, как повелел Говоривший Моисею сделать его по образцу, который он увидел.
45 Который отцы наши с Иисусом, взял, принесли во владения народов, изгоняемых Богом от лица отцов наших, до времени Давида.
46 К нему Бог благоволил, и он просил Его жить в доме Иакова.
47 А Соломон воздвиг Ему дом.
48 Но Всевышний не обитает в том, что сделано руками, как говорит пророк:
49
«Небо — Мой престол,
а земля — подножие Моих ног,
какой дом построите Мне, говорит Господь,
или какое место для Моего отдыха?
50
Не Моя ли рука сотворила всё это?»
51 Упрямые, с необрезанным сердцем и ушами! Вы всегда противитесь Святому Духу, как отцы ваши, так и вы.
52 Кого из пророков не преследовали ваши отцы? Они убили тех, кто прежде возвещал о приходе Праведника, а Его предателями и убийцами стали теперь вы,
53 те, кто приняли Закон в наставлениях ангелов, и не сохранили.
54 Слыша это, они разрывались в сердцах и скрежетали на него зубами.
55 А Стефан, полный Святого Духа, всмотревшись в небо, увидел Божью славу и Иисуса, стоящего справа от Бога,
56 и сказал:
— Вот, я вижу открытые небеса и Сына Человеческого, стоящего справа от Бога.
57 Но они, завопив громким голосом, заткнули свои уши, и единодушно бросились на него,
58 и, выбросив из города, стали забивать камнями. И свидетели положили свои одежды у ног юноши по имени Савл.
59 И забивали камнями Стефана, который взывал и говорил:
— Господь Иисус! Прими дух мой!
60 И, упав на колени, вскричал громким голосом:
— Господь! Не засчитывай им это грех.
И, сказав это, умер.

Комментарии МакДональда

7:1−8 Первая часть речи возвращает нас к истокам древнееврейской нации. Не совсем ясно, зачем понадобилось Стефану углубляться в историю Авраама, но возможны следующие объяснения:

1. Такой экскурс был необходим, чтобы показать осведомленность Стефана в истории и любовь его к народу израильскому.

2. Он постепенно подводил слушателей к истории Иосифа и Моисея, где в обоих случаях прослеживалась аналогия с отвержением Христа.

3. Эта история могла показать, что поклонение Авраама было угодно Богу, хотя и не сосредоточивалось в каком-либо определенном месте. (Стефана обвиняли в том, что он выступал против храма — «этого святого места».)

Основные моменты биографии Авраама таковы:

1. Бог явился ему в Месопотамии (ст. 2−3).

2. Он переселился в Харран, а затем в Ханаан (ст. 4).

3. Бог обещал дать Аврааму во владение землю, хотя сам патриарх не владел и пядью ее, что доказывается необходимостью купить пещеру Махпелу как место погребения (ст. 5). Исполнение этого обетования все еще дело будущего (Евр 11:13−40).

4. Бог предсказал египетский плен Израиля и последующее избавление (ст. 6−7). Обе части этого пророчества исполнили люди, прежде отвергнутые народом: Иосиф (ст. 9−19) и Моисей (ст. 20−36). Четыреста лет, упомянутые в ст. 6 и в Быт 15:13, — это время, в течение которого иудейский народ терпел притеснения в Египте. Четыреста тридцать лет, указанные в Исход 12:40 и Галатам 3:17, включают весь период от переселения Иакова и его рода в Египет до исхода и дарования закона. Израильтяне не подвергались преследованиям в течение первых тридцати лет жизни в Египте, фактически с ними обращались вполне почтительно.

5. Завет обрезания (ст. 8).

6. Рождение Исаака, затем Иакова, а затем двенадцати патриархов (ст. 8). Таким образом история подходит к рассказу об Иосифе, одном из двенадцати сыновей Иакова.

7:9−19 Из всех прообразов Христа в ВЗ Иосиф — один из наиболее ярких и самых любимых, хотя об этом прямо и не говорится. Разумеется, евреи, услышав речь Стефана, остро осознали свою вину: когда он напомнил им о некоторых событиях из жизни Иосифа, они вспомнили о том, что они сделали с Иисусом из Назарета!

1. Иосиф продан в Египет своими братьями (ст. 9).

2. Отвергнутый ими, он обретает власть и силу в Египте (ст. 10).

3. Братья Иосифа, гонимые голодом, приходят в Египет, но не узнают своего брата (ст. 11−12).

4. Во второй раз Иосиф открылся им. Тогда отверженный стал спасителем своего рода (ст. 13−14). Заметим, что существует кажущееся противоречие между числами семьдесят пять душ (ст. 14) и семьдесят (Быт 46:27). Стефан следовал греческому переводу Бытие 46:27 и Исход 1:5, в которых приводится число семьдесят пять. В древнееврейском тексте указано другое число — семьдесят. Различие объясняется всего лишь разными способами подсчета семьи Иакова. «Возможно, и оригинальный, и греческий тексты верны:

последний включает сыновей Манассии и Ефрема, рожденных в Египте (1Пар 7:14−27), что было вполне допустимо и часто встречалось в таких списках». (Kelly, Acts, р. 84.)

5. Смерть патриархов и их погребение в земле Ханаанской (ст. 15−16). Эти стихи также нуждаются в разъяснении. Здесь сказано, что Авраам купил место погребения у Еммора. В Бытие (23:16−17) говорится, что Авраам купил пещеру Махпелу в Хевроне у сыновей Хета. Иаков купил землю в Сихеме у сыновей Еммора (Быт 33:19). Существует несколько возможных объяснений. (1) Авраам купил землю как в Сихеме, так и в Хевроне. Позднее Иаков мог еще раз купить участок в Сихеме. (2) Стефан мог называть именем Авраама его потомка Иакова. (3) Стефан, возможно, для краткости объединил сделки Авраама и Иакова в одну.

6. Умножение семьи Иакова в Египте и их порабощение после смерти Иосифа (ст. 17−19). Это, разумеется, готовит нас к следующей части речи Стефана — рассказу о том, как поступил израильский народ с Моисеем.

7:20−43 С язвительной дерзостью Стефан показывает, что до Христа, по крайней мере в двух случаях, иудейский народ отвергал спасителей, которых Бог воздвиг для их избавления. Его второй пример — Моисей.

Стефана обвинили в том, что он говорил хульные слова на Моисея (6:11). Он доказывает, что подлинный виновник — народ израильский, который отверг этого избранного Богом человека.

Стефан напоминает основные моменты жизни Моисея:

1. Рождение, первые годы жизни и воспитание в Египте (ст. 20−22). Выражение «силен в словах» может относиться к его письменным сочинениям, так как сам он не считал себя красноречивым человеком (Исх 4:10).

2. Первый раз Моисей отвергнут своими братьями, когда, вступившись за одного из них, он убил египтянина (ст. 23−28). Обратите внимание на стих 25. В нем звучит напоминание о том, как Христос был отвергнут своими же!

3. Его бегство в землю Мадиамскую (ст. 29).

4. Бог является ему в горящем кусте, посылая обратно в Египет, чтобы избавить Свой народ (ст. 30−35).

5. Моисей становится избавителем нации (ст. 36).

6. Пророчество Моисея о грядущем Мессии (ст. 37). «Как меня» означает «как Он воздвиг меня».

7. Он выступает в роли законодателя собранию в пустыне (ст. 38).

8. Моисей второй раз отвергнут своим народом, который стал поклоняться золотому тельцу (ст. 39−41). Об идолопоклонничестве Израиля подробно рассказывается в стихах 42 и 43. Заявляя, что они приносят жертву Господу, народ принял скинию Молохову, культ которого был одной из самых отвратительных древних форм идолопоклонства, и поклонялся Ремфану, звездному божеству. Бог предупредил, что за этот грех их постигнет наказание — вавилонский плен. В стихах 42−43 Стефан цитирует по Септуагинте книгу пророка Амоса (5:25−27). Вот почему он говорит, что пленение будет далее Вавилона, а не «далее Дамаска». Оба утверждения, разумеется, верны. История повторяется. Каждое новое поколение совершает одни и те же ошибки. Люди не меняются. Сталкиваясь с Божьим посланием, они не понимают его (ст. 25). Они отказываются прислушаться к призыву жить в мире (ст. 39). Спасенные из беды, они предпочитают бесполезных идолов милосердному Богу (ст. 41). Такова человеческая природа — непокорная, неблагодарная, безрассудная. Бог не меняется. Бог, говоривший с Моисеем, Тот же Бог, Который говорил некогда с его предками (ст. 32). Бог видит бедствие людей. И Он приходит им на помощь (ст. 34). Он ведет Свой народ от смерти к жизни (ст. 36). Если же кто по собственной воле отвергает Его, Он подчиняется его желанию (ст. 42). Таков наш великий Господь — милосердный, всемогущий, святой. Что бы ни случилось, Он никогда не изменяется (Мал 3:6). Для слушателей Стефана это было предупреждением не шутить с Богом, а также заверением в том, что каждое обещание Бога всегда действительно. (Daily Notes of the Scripture Union, May 31:1969.)

7:44−46 Стефана обвиняли в том, что он выступал против храма. Он отвечает на это обвинение, обращаясь к тем дням, когда у народа израильского была скиния (палатка) свидетельства в пустыне. Именно в это самое время народ также поклонялся воинству небесному. Когда Иисус Навин привел израильтян в землю Ханаанскую и язычники, населявшие ее, были изгнаны, скинию перенесли в эти владения, где она и находилась до дней Давида. Отцы молили, чтобы найти жилище Богу Иакова и таким образом обрели благодать пред Богом.

7:47−50 Желание Давида построить храм Богу не осуществилось, Соломон же построил Ему дом.

Хотя храм был обиталищем Бога среди Его народа. Бога нельзя ограничить этим зданием. Соломон ясно сказал об этом во время освящения храма (3Цар 8:27). Пророк Исаия также предупреждал народ, что Бог обращает внимание не на здания, а на нравственное и духовное состояние людей (Ис 66:1−2). Он ищет сокрушенное и кающееся сердце, человека, который трепещет перед Его Словом.

7:51−53 Иудейские вожди обвинили Стефана в том, что он выступал против закона. Теперь он отвечает им кратким и красноречивым обвинением.

Именно они — жестоковыйные, люди с необрезанными сердцем и ушами. «Он считает их не богоизбранным народом, а упорствующими язычниками с необрезанными сердцем и ушами». Они были достойными сыновьями своих отцов, подобно им постоянно сопротивляющимися Святому Духу. Их отцы гнали пророков, предвозвестивших пришествие Христа. А они предали и убили этого Праведника. Они были народом, нарушившим закон, тем самым народом, которому он был дан при служении ангелов.

Больше слов не требовалось. Действительно, к этому уже ничего невозможно добавить. Они попытались заставить Стефана защищаться. Но он стал обвинителем, а они — подсудимыми, признанными виновными. Его выступление было одним из последних обращений Бога к народу израильскому перед тем, как Евангелие стало распространяться среди язычников.

7:54−60 Как только Стефан стал свидетельствовать, что видит небеса отверстые, толпа не стала далее его слушать. Они, яростно крича, набросились на него, вытащили за город и стали побивать его камнями.

И как бы между прочим Дух упоминает имя юноши, который охранял одежды разгоряченных палачей. Имя его было Савл. Дух как бы говорит нам: «Запомните это имя. Вы его еще услышите!»

Смерть Стефана напоминала смерть нашего Господа:

1. Он молился: «Господи Иисусе! Прими дух мой» (ст. 59). Иисус же молился: «Отче! в руки Твои предаю дух Мой» (Лк 23:46).

2. Он просил: «Господи! не вмени им греха сего» (ст. 60). Иисус же молился: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк 23:34). Не значит ли это, что приобщением к делу Господа Стефан преобразился «в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» (2Кор 3:18)?

Затем, помолившись, он почил. Когда слово «почить» (уснуть) в НЗ обозначает смерть, оно относится к телу, а не к душе. Душа верующего в момент его смерти уходит к Христу, а тело представляется спящим.

Обычно иудеям не разрешалось выносить смертные приговоры, это было прерогативой римских правителей. Но, по-видимому, в тех случаях, когда дело касалось храма, делалось исключение. Стефана обвинили в выступлениях против храма, и хотя обвинение было необоснованным, его казнили иудеи. Господа Иисуса обвиняли в том, что Он грозился разрушить храм (Мк 14:58), но свидетельские показания оказались противоречивыми.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.