По Матфею 10 глава

Евангелие по Матфею
Открытый перевод → Новый Библейский Комментарий

Открытый перевод

1 Созвав двенадцать учеников, Он дал им власть изгонять нечистых духов и исцелять любую болезнь и немощь.
2 Вот имена двенадцати апостолов: во-первых, Шимон, он же Пётр, и его брат Андрей, затем Иаков — сын Завдая, с братом Иоанном,
3 Филипп и Варфоломей, Фома и откупщик Матфей, Иаков — сын Халфая и Фаддей,
4 Шимон Кананей и Иуда Иш-Карийот, который и выдал его.
5 Велев этим Двенадцати отправиться в путь, Иисус напутствовал их так: «К иноверцам не ходите и самаритянских городов сторонитесь,
6 а идите к пропавшим овцам дома Израилева.
7 Идите и возвещайте, что Царство Небесное уже близко.
8 Больных исцеляйте, мёртвых воскрешайте, прокажённых очищайте, демонов изгоняйте — даром получили, даром давайте.
9 Не берите с собой ни золота, ни серебра, ни медяков в поясе,
10 ни дорожной сумы, ни двух рубах, ни обуви, ни посоха, ибо работник заслуживает пропитания.
11 Войдя в город или село, сначала узнайте, кто там человек достойный. У него и гостите, пока не отправитесь дальше.
12 Входя в дом32, приветствуйте этот дом32.
13 И если дом того достоин, пусть ваш «мир» на него снизойдёт, а если нет, пусть вернётся обратно к вам.
14 Если вас не примут и ваших слов не послушают, выйдите из дома и города того и отряхните с ног пыль.
15 Говорю вам истину: в Судный День даже Содому и Гоморре будет лучше, чем тому городу!
16
Посылаю вас, как овец к волкам.
Будьте мудры, как змеи,
и чисты, как голуби.
17 Остерегайтесь, ибо вас будут выдавать на суд синедрионам33 и бичевать в синагогах.
18 Из-за меня вас приведут к наместникам и царям, и вы будете свидетельствовать им и иноверцам.
19 А когда вас будут выдавать властям, не думайте, как и что отвечать. В тот час вам будет дано, что сказать,
20 ибо не вы, а Дух вашего Отца будет говорить в вас.
21
Брат выдаст на смерть брата,
а отец выдаст сына,
и дети на родителей восстанут
и отправят их на смерть.
22
За имя моё все вас возненавидят,
но кто выстоит до конца — спасётся.
23 Преследуют вас в одном городе — бегите в другой. Говорю вам истину: ещё не пройдёте по всем городам Израиля, как явится Сын Человеческий.
24
Ученик не выше учителя,
раб не выше господина.
25
Ученику довольно сравняться с учителем,
рабу — сравняться с господином.
Хозяина дома прозвали Беэл-Зевулом —
о его домочадцах скажут и худшее.
26
Но вы никого не бойтесь.
Нет тайны, которую бы не раскрыли,
и секрета, который бы не узнали.
27
Что говорю вам в темноте —
повторяйте при свете дня,
и что вам шепчут на ухо —
провозглашайте с крыш!
28
Не бойтесь тех, кто убивает тело,
а душу убить не может.
Бойтесь того, кто может погубить
и душу и тело в преисподней.
29 Пара воробьёв продаётся за ассарий, но ни один из них не упадёт на землю, если Отец ваш не захочет.
30 А у вас даже волосы на голове пересчитаны.
31 Не бойтесь! Вы дороже любых воробьёв.
32 Всякого, кто признает Меня перед людьми, и Я признаю перед Отцом моим Небесным,
33 а кто отвергнет Меня перед людьми, того и Я отвергну перед Отцом моим Небесным.
34 Не думайте, что Я принёс земле мир: Я пришёл не с миром, а с мечом.
35 Я пришёл поссорить сына с отцом, дочь с матерью, невестку со свекровью,
36 и домашние — человеку враги34.
37 Кто любит отца или мать больше, чем Меня, тот Меня недостоин, и кто любит сына или дочь больше, чем Меня, тот Меня недостоин.
38 И кто не идёт за Мной, взвалив на себя крест, тот Меня недостоин.
39
Всякий, кто сбережёт свою жизнь,
тот потеряет её,
а кто потеряет жизнь ради Меня,
тот обретёт жизнь.
40
Кто принимает вас,
тот принимает Меня,
а кто принимает Меня —
принимает Пославшего Меня.
41
Кто примет пророка, ибо тот пророк,
будет награждён как пророк.
Кто примет праведника, ибо тот праведник,
будет награждён как праведник.
42
Кто даст холодной воды одному из этих меньших,
ибо тот Мой ученик, —
говорю вам истину:
он не останется без награды».

Новый Библейский Комментарий

10:1−4 Двенадцать апостолов (ср.: Мк 6:7; 3:13−19; Лк 9:1; 6:13−16; Деян 1:13). Апостол означает «посланный», «посланник», что согласуется с данным контекстом. Матфей только здесь использует это слово, обычно он называет последователей Иисуса «учениками» или просто «двенадцатью». Власть, данная им над нечистыми духами и болезнями, исходила от Иисуса; в ст. 7 говорится, что они получили дополнительное поручение — проповедовать Его весть. Пятеро из Его апостолов уже упоминались ранее (4:18−22; 9:9). О других же известно мало, за исключением Иуды Искариота. Фаддей в списке апостолов у Луки появляется под другим именем (Иуда, сын Иакова). Именно эта сплоченная группа, а не отдельные личности, сыграла ключевую роль на заре христианского движения.

10:5−16 Наставления по поводу их апостольской миссии (ср.: Мк 6:8−11; Лк 9:2−5; 10:3−12). Здесь начинается второй блок поучений. Это конкретное поручение в конкретной обстановке, и не следует распространять его на всю христианскую миссию без учета конкретных обстоятельств.

Вызывает удивление условие, поставленное Иисусом (5, 6). Однако оно находит свою параллель в ограничении собственной миссии Иисуса, Который был послан только к погибшим овцам дома Израилева (15:24). Как становится ясно из отношения Иисуса к неиудеям (8:5−13 и 15:21−28), а также Его ясных наставлений в 28:19, 20, это было временное ограничение, не терпящий отлагательства призыв, обращенный специально к избранному Богом израильскому народу, что было первостепенной задачей миссии Иисуса на земле. После Его воскресения должны были произойти коренные перемены.

Задача учеников (7) та же, что и у Иисуса (4:17), а их служение (8) соответствует Его деяниям, описанным в гл. 8, 9 (включая даже воскрешение мертвых).

В ст. 86−10 описывается тот же принцип служения, что и в 6:25−34. Если ученики Иисуса исполняют порученную им Богом миссию, они должны полагаться на Его провидение (ибо трудящийся достоин пропитания) и не заботиться об удовлетворении своих материальных потребностей в пути, поскольку порученная им работа не терпит отлагательств. Они, как и мы, должны опасаться меркантильного подхода к христианскому служению (86).

Необходимое материальное обеспечение (а не денежное вознаграждение) предоставляется им не за счет чуда, но в форме гостеприимства (11−15). Обычное пожелание мира (до сих пор распространенное у евреев и арабов) — не просто формальное приветствие, оно призвано установить, достоин ян его хозяин дома. В случае плохого приема, это пожелание можно забрать обратно (как неоплаченный билет). Отказ в гостеприимстве допускался, однако фраза отрясите прах от ног ваших означала, что данный дом или город тем самым отмечались как отвергнувшие посланников Мессии, а потому заслуживали надлежащего возмездия.

Христиане во враждебном окружении столь же уязвимы, как и овцы среди волков. Чтобы выжить и выполнить свою миссию, они должны проявить проницательность и хитрость, но без лукавства: быть простыми и чистыми, но не легковерными.

Примечание. Ст. 10 В Мк 6:8, 9 разрешается брать в дорогу и обувь, и посох. Глагол в ст. 9, переведенный как брать, обычно обозначает «получать». Возможно, что здесь речь идет о том, что не следует в дорогу покупать что-то сверх необходимого.

10:17−39 Предупреждение избегать конфликтов и преследований (ср.: Мк 13:9−13; 4:22; Лк 21:12−19; 12:2−12, 51−53; 6:40; 14:25−27). Внимание все еще сосредоточено на миссии Двенадцати в Галилее (см.: ст. 23), но раскрываются и более общие принципы, касающиеся поведения учеников в сложных обстоятельствах.

Гонения на них могли быть вызваны официальными санкциями (17, 18), но, поскольку они преследовались за Иисуса, это предоставляло им возможность свидетельствовать. В таких угрожающих обстоятельствах ученики могут рассчитывать на помощь Духа Отца, а потому им не о чем беспокоиться (ср.: 6:25−34). (Однако это ни в коей мере не оправдывает небрежную подготовку к проповедям.) Это может повлиять даже на отношения в семье, и в ст. 22 противостояние распространяется на всех людей (будете ненавидимы всеми). Путь последователей Иисуса не ведет к признанию и влиянию в обществе; он полон гонений (23а). Но в ст. 23б утверждается, что Двенадцать не успеют охватить своей проповедью все города израильские, как придет Сын Человеческий (см.: примеч.). Однако часто их изгоняли, а потому многие города Израильские остались без Благой вести.

В ст. 26−33 показано, кого следует бояться. Бояться противостояния людей — бесперспективное дело, потому что человек может только убить тело, но Бог может и душу и тело погубить в геенне. Следовательно, ученики должны бояться не выполнить свою миссию, когда скрывают истину, порученную им для возвещения людям (26, 27). Тот же Бог, однако, может не только уничтожить, но и сохранить; совершающим Его волю нечего бояться (29−31).

Таким образом, речь идет о простом выборе пути послушания, который имеет судьбоносное значение (32, 33).

В ст. 34−39 цена ученичества рассматривается в абсолютных категориях. Сказанное в ст. 34 резко противопоставляется сказанному в 5:9; есть вещи даже более важные, чем мир. Верность Иисусу может вызвать иногда даже конфликт в семье (см.: Мих 7:6), но при этом на первом месте остается Иисус. В 16:21−28 более ясно раскрывается метафора креста Христова, который должны нести Его последователи; это образ мученичества, как видно из ст. 39.

В контексте реалий общества, которое терпимо относится к христианской религии, все это звучит крайне резко. В некоторых странах, однако, даже в настоящее время это воспринимается слишком буквально. И конфликты, и разделения, о которых предупреждает Иисус, реально угрожают Его последователям даже при том, что их жизнь в безопасности. Вы не можете стать истинным последователем Иисуса, если не определите четко свои жизненные приоритеты.

Примечания. Ст. 18 Правители, цари, язычники — это перечисление указывает на более широкую проповедь Евангелия, которая не ограничится миссией Двенадцати в пределах Галилеи.

Ст. 23 Словесная картина, описывающая пришествие Сына Человеческого, ассоциируется с языком Дан 7:13, 14, где рассказывается, как Он пришел к Богу получить от него власть; здесь не идет речь о Его пришествии на землю, тем более о втором пришествии Иисуса. Это провозвестие воцарения Сына Человеческого в силе (которое мы уже найдем исполнившимся через воскресение, 28:18); миссия учеников по отношению к Израилю не будет завершена до этого времени.

Ст. 25 О Веельзевуле см.: 12:24 и дал. и 9:34.

Ст. 29−31 Эти два стиха не обещают освобождения от смерти {птица не упадет на землю без воли Отца вашего), но говорят, что и она под контролем Бога.

10:40−42 Представление Иисуса (ср.: Мк 9:37, 41; Лк 9:48; 10:16). Суровые предостережения предыдущих стихов сменяются умиротворением и покоем; представлять Иисуса одновременно — и большая честь, и опасность. Здесь говорится о радостном принятии посланников Иисуса и гарантии награды для тех, кто оказывает им надлежащий прием. Фраза из малых сих далее раскрывается в 18:1−14 (ср.: 11:25; 25:40, 45); она относится не к детям, но в целом к ученикам, указывая на опасности, которым они подвергаются, и на зависимое положение детей.

Примечание. Ст. 42 Напоит чашею холодной воды — признак гостеприимства, которое не требует награды; но благодать Божья превосходит наши заслуги.

Примечания:

 
Открытый перевод
[32] Некоторые рукописи добавляют: словами: «Мир этому дому».
[33] Синедрионы — здесь представительные органы самоуправления еврейских общин, выполнявшие, в частности, судебную функцию.
[34] Мих 7:6.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.