По Матфею 11 глава

Евангелие по Матфею
Открытый перевод → Новый Библейский Комментарий

Открытый перевод

1 Дав двенадцати ученикам такое наставление, Иисус отправился учить и провозглашать Весть в близлежащих городах.
2 А Иоанн, услышав в тюрьме о делах Помазанника, послал к Нему своих учеников с вопросом:
3 «Ты ли Тот, Кто должен прийти, или нам ждать другого?»
4 Иисус ответил: «Идите и расскажите Иоанну то, что слышите и видите:
5
слепые прозревают,
хромые ходят,
прокажённые очищаются,
глухие слышат35,
мёртвые воскресают36,
и к бедным приходит Добрая Весть.
6 Счастлив тот, кто не отвергнет Меня!»
7 А когда они ушли, Иисус стал говорить народу об Иоанне: «На что вы ходили смотреть в пустыню? Не на тростник же, колеблемый ветром!
8 Тогда что вы хотели увидеть? Человека в тонко-тканой одежде? Но людей в такой одежде, надо искать во дворцах.
9 Так кого же вы хотели увидеть? Пророка? Да, и это не просто пророк!
10 Он тот, о ком в Писании сказано:
Посылаю перед Тобой вестника:
он проложит Тебе путь37.
11 Говорю вам истину: ещё не родился на земле человек, больший, чем Иоанн Омывающий, но даже наименьший в Царстве Небесном — превосходит его.
12 Со дней Иоанна Омывающего и поныне Царство Небесное терпит насилие, и его захватывают силой!
13 Все пророки и Закон ещё до Иоанна предсказали это.
14 Если хотите знать, он и есть Илия, который должен прийти.
15 Пусть имеющий уши услышит!
16 С кем сравнить это поколение? Оно — словно дети на площади, которые говорят другим детям:
17
“Мы играли на флейте, а вы не плясали!
Мы пели печальное, а вы не скорбели!”
18 Пришёл Иоанн, который не ест и не пьёт вина, и говорят: “В нём демон”.
19 Пришёл Сын Человеческий, который ест и пьёт, — и говорят: “Это обжора и пьяница, приятель откупщиков и грешников”. Но правота Мудрости доказана её делами».
20 И Он стал стыдить города, где совершил больше всего чудес, за то что они не раскаялись:
21
«Горе тебе, Коразин!
Горе тебе, Бет-Цайда!
Если бы чудеса, свершённые у вас,
были явлены в Сидоне и Тире,
те раскаялись бы давно —
в рубищах, посыпавшись пеплом!
22
Знайте же, в Судный День
вам будет даже хуже,
чем Сидону и Тиру.
23
А ты, о Кфар-Нахум!
Хотел вознестись на небо?
Ты низвергнешься в ад!
Если бы чудеса,
свершённые у тебя,
были явлены некогда в Содоме,
поныне стоял бы Содом.
24
Знай же, что в Судный День
тебе будет хуже, чем Содому».
25 Тогда же Иисус сказал: «Хвала Тебе, Отец, Владыка земли и неба, ибо Ты скрыл это от мудрых и разумных и открыл малым детям.
26 Да, Отец, такова была твоя воля.
27
Отец вверил Мне всё,
и Сына знает лишь Отец,
а Отца — только Сын и тот,
кому Сын пожелает открыть.
28
Идите ко Мне все,
кто изнемог под тяжкой ношей,
и Я дам вам отдых.
29
Наденьте Моё ярмо
и научитесь у Меня,
ибо Я кроток и смирен,
и вы обретёте покой38.
30
Моё ярмо — не тяжелое,
и Моя ноша легка».

Новый Библейский Комментарий

11:1 — 12:50 Разный отклик на общественное служение Иисуса.

До сих пор все повествование было сосредоточено в основном на личности Иисуса, хотя отмечалась реакция учеников и народа на проявление Его власти. Теперь Матфей обращает более пристальный взгляд на то, как по-разному воспринимали служение Иисуса окружающие: от радостного приема «младенцев» (11:25) до зловещих обвинений в пособничестве сатане (12:24). Между этими крайними позициями отмечается целая гамма переживаний: энтузиазм, враждебность, крайнее недоумение. Так по мере приближения к третьему блоку поучений (где упор сделан на разделении в народе, возникшем в ходе служения Иисуса) Матфей готовит почву для рассуждений на эту тему.

11:1−19 Иоанн Креститель и Иисус (см.: Лк 7:18−35). Последний раз Иоанн Креститель упоминался в связи с его заточением в тюрьму (4:12). Вероятно, оттуда он следил за действиями Того, Чей путь он призван был подготовить. В данном фрагменте мы видим не только его суждение о миссии Иисуса (2, 3), но и мнение Иисуса об Иоанне (7−15) и Его комментарии по поводу того, как их служение воспринимается людьми (16−19).

Вопрос, заданный Иоанном, показывает, что его удивил стиль служения Иисуса. Суровый суд, который он проповедовал сам (3:11, 12), еще не оформился в строгое учение, а забота Иисуса об обездоленных и занимающих невысокое положение в обществе несколько снизили в его глазах образ Иисуса, нарисованный им для себя. В ответ Иисус процитировал ветхозаветные тексты (в основном, Ис 35:5, 6 и 61:1, 2), подчеркнув через них ясное и видимое исполнение пророчеств, которое свершилось через Его служение, описанное в гл. 8, 9. То, что Иоанну казалось неожиданным, на деле было актами милосердия, «деяниями Мессии» (дела Христовы в ст. 2). Не признававшим их трудно было воспринимать Иисуса как Мессию (6; соблазнится о Мне).

Несмотря на этот не высказанный прямо упрек, Иисус продолжает рассматривать Иоанна в качестве истинного пророка, и даже более. В его яркой, необычной, но наглядной проповеди Евангелия народ отчетливо различал голос вестника Божьего. Но при всей своей значимости Иоанн был лишь предшественником грядущего за ним (10; цитата из Мал 3:1), последний и самый большой из пророков, по силе соизмеримый с Илией, которому надлежало прийти в последние дни (Мал 4:5, 6). Царство Небесное, объявленное Богом, началось с Иисуса, а Иоанн стоял лишь на его пороге (как показывает его двойственный ответ Иисусу). В ст. 13 подчеркивается, что в законе не в меньшей степени, чем в пророках дано полное откровение об Иисусе и исполнении в Нем ветхозаветных ожиданий (ср.: 5:17).

Но разные стили служения и благовествования Иоанна и Иисуса вызвали неприятие части населения, о чем красочно рассказывается в маленькой притче (16−19). Иоанн за свой аскетический образ жизни прослыл фанатиком, а доступность Иисуса считалась предосудительной. Но мудрость Божья выше человеческих предрассудков и оправдывается теми самыми действиями и поступками, которые презренны у людей.

Примечания. Ст. 7 Трость ли, ветром колеблемую? Деталь ландшафта пустыни используется в иносказательном смысле. Речь идет о человеке с гибким податливом характером, каковым отнюдь не был Иоанн.

Ст. 12 В NIV дается вариант истолкования этого трудного текста, связывающий его с Лк 16:16. Но язык этих двух текстов значительно отличается, и более естественно звучит вариант: «Царство Небесное силою берется, и сильные люди овладевают им».

В такой интерпретации речь идет о мощном противостоянии, которое всегда встречают дела Божьи (что уже удостоверено заточением в тюрьму Иоанна, а далее проявится в официальном отвержении и вынесении приговора Иисусу).

11:20−24 Отвергнувшие служение Иисуса (см.: Лк 10:12−15). О враждебном отношении к Иисусу, упоминавшемся в ст. 16−19, теперь говорится более подробно. Указанные три города были расположены вблизи друг друга на берегу Галилейского моря, где до сих пор проходило служение Иисуса. Даже пресловутые языческие города, суд над которыми объявлен в Ветхом Завете (Тир, Сидон и Содом), вероятно, были более восприимчивы к тому, что со всей очевидностью составляло работу Бога. Примечательно, что Иисус считал чудеса единственным, что может побудить людей к покаянию. Сколь же велико было Его благовествование в этих городах!

11:25−30 Откликнувшиеся на служение Иисуса (см.: Лк 10:21, 22). На Его весть откликнулись лишь малые дети и труждающиеся и обремененные. Причина — в особых отношениях Иисуса с Богом как Сына с Отцом. Эти уникальные взаимоотношения, к которым мы могли бы приобщиться, недоступны нашему пониманию и могут быть раскрыты только свыше. Инициатива исходит от Отца, Который раскрывает смысл служения Иисуса (25, 26), и от Сына, Который открывает характер Отца (27).

Иго (ярмо) предназначено для облегчения переноса тяжестей. Но оно также символизирует собой послушание и принятие ответственности на себя. Раввины часто говорят «об иге закона», а их предписания, действительно, весьма утяжеляли бремя законничества. Напротив, иго Иисуса благо, и бремя Его легко, и не потому, что Он не предъявляет строгих требований к Своим ученикам (см.: гл 5), но потому что мы становимся учениками Того, Кто кроток и смирен сердцем. Это и лежит в основе Его призыва: при идите ко Мне.

Примечания:

 
Открытый перевод
[35] Ис 2:18; 35:5; 42:18.
[36] Ис 26:19.
[37] Исх 23:20; Мал 3:1.
[38] Иер 6:16.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.