По Матфею 12 глава

Евангелие по Матфею
Открытый перевод → Новый Библейский Комментарий

Открытый перевод

1 Вскоре после этого, в субботу, Иисус проходил полем, и ученики Его, проголодавшись, стали срывать и есть колосья.
2 Фарисеи увидели это и сказали: «Смотри, Твои ученики нарушают субботу!»
3 Он ответил: «А вы не читали, что сделал Давид, когда он и его люди проголодались?
4 Они вошли в Дом Божий и ели жертвенный хлеб, который можно есть только священникам.
5 И не читали вы в Законе, что по субботам священники в Храме нарушают субботу — и невиновны?
6 А я говорю вам: здесь — больше, чем Храм.
7 Поняли бы вы слова: Милосердия хочу, а не жертвы39, — не осуждали бы невиновных.
8 Сын Человеческий — господин субботы!»
9 Затем Иисус пошёл в их синагогу,
10 где увидел человека с сухой рукою. И тут, чтобы найти повод для обвинения, Иисуса спросили: «Можно ли исцелять в субботу?»
11 Тогда и Он спросил у них: «Если у кого-нибудь из вас единственная овца в субботу упадёт в яму, разве он её не вытащит?
12 А насколько человек дороже овцы! Добро можно делать и в субботу!»
13 И Он сказал тому человеку: «Протяни руку!» Тот протянул руку, и она стала здоровой, как другая его рука.
14 А фарисеи вышли и стали совещаться, как погубить Иисуса.
15 Иисус, узнав это, ушёл оттуда, и за ним последовала большая толпа. Он исцелил всех больных
16 и запретил им об этом рассказывать.
17 Так исполнилось сказанное через пророка Исайю:
18
Вот Слуга Мой — Его Я избрал,
Мой любимец — Он угоден Моей душе.
Пошлю в Него Дух Мой,
и возвестит Он народам суд.
19
Он не будет спорить и кричать,
Его голос на улицах не услышат.
20
Он тростинки надломленной не сломает,
не погасит тлеющего фитиля.
Он приведёт Свой суд к торжеству,
21
на Его имя будут надеяться народы40.
22 Привели к Нему одержимого, который был слеп и нем, и Он его исцелил, так что тот заговорил и прозрел.
23 Все были потрясены и говорили: «Быть может, Он и есть Сын Давида?»
24 Фарисеи, услышав это, сказали: «Он изгоняет демонов силой их властелина Беэл-Зевула».
25 Иисус, узнав про это, сказал: «Царство, где началась распря, будет разорено. Город или дом, где началась распря, не устоит.
26 И если бы Сатана изгонял Сатану, то он вступил бы в распрю сам с собою — и как устояло бы его царство?
27 Если Я изгоняю демонов силой Беэл-Зевула, то чьей силой изгоняют их ваши люди? Они сами же вас и осудят.
28 Но если я изгоняю демонов Божьим Духом, тогда Царство Божье пришло и к вам.
29 Как войти в дом силача и разграбить его добро, если не связать его самого? Только тогда и можно будет ограбить его дом.
30
Кто не со мной, тот против меня.
Не собирающий со мной — расточает.
31 Поэтому, говорю вам, всякий грех и хула простится людям, а хула на Духа не простится.
32 Если кто скажет злое слово про Сына Человеческого — будет прощён, но если про Духа Святого — не простится ему ни в этом Веке, ни в будущем Веке.
33
Либо дерево хорошее и плоды хороши,
либо дерево гнилое — и плоды таковы:
по плоду познаётся и дерево.
34 Змеиное отродье! Разве можете вы, злые люди, говорить доброе? Чем переполнено сердце, то и выходит из уст.
35 Добрый человек из запасов своей доброты выносит доброе, а злой человек из запасов своей злобы выносит злое.
36 Говорю вам, за каждое пустое слово люди ответят в Судный День!
37
За слова ты будешь оправдан
и за слова — осуждён».
38 Некие книжники и фарисеи сказали Ему: «Учитель, нам хотелось бы получить от Тебя знак».
39 Он ответил: «Поколение злое и неверное требует знаков, но не получит — ему будет дан только знак пророка Ионы.
40 Иона пробыл во чреве рыбы три дня и три ночи41 — и Сын Человеческий пробудет в сердце земли три дня и три ночи.
41 Жители Ниневии встанут на Суде перед этим поколением и осудят его, ибо они покаялись, услышав призыв Ионы, а здесь — больше, чем Иона.
42 Царица Юга предстанет на Суде перед этим поколением и осудит его, ибо она пришла от края земли послушать мудрые речи Соломона, а здесь — больше, чем Соломон.
43 Нечистый дух, выйдя из человека, бродит по пустыням и ищет покоя, а не найдя,
44 говорит себе: “Вернусь-ка я в тот дом, из которого вышел”. Возвратясь, он находит дом пустым, подметённым и прибранным.
45 Тогда он приводит семерых ещё более злых духов, и все они поселяются в человеке, и тому становится ещё хуже, чем прежде. Так будет и с этим злым поколением».
46 Пока Он учил народ, к дому подошли Его мать и братья, чтобы повидаться с Ним.
47 Ему сказали: «Мать и братья Твои стоят снаружи, хотят Тебя видеть».
48 А Он спросил: «Кто Моя мать и кто Мои братья?»
49 И, обведя рукой учеников, сказал: «Вот Моя мать и братья.
50 Всякий, кто исполняет волю Отца моего небесного, тот мне и брат, и сестра, и мать».

Новый Библейский Комментарий

12:1−14 Фарисеи и суббота (см.: Мк 2:23 — 3:6; Лк 6:1−11). Эти две истории проясняют, почему некоторые из современников Иисуса находили Его миссию неприемлемой. По их представлениям, Он был опасным реформатором, подрывающим основы, каковыми были послушание и соблюдение закона, лежащие в самой сердцевине их религии. Отсюда и их решение погубить Его (14).

Обе истории развиваются вокруг закона о субботе. Ясная ветхозаветная заповедь «помни день субботний» была обнесена частоколом второстепенных предписаний по поводу того, что не позволялось делать в субботу. В частности, запрещалось собирать плоды или срывать колосья и исцелять болезни, не представляющие непосредственной угрозы для жизни. В рассказе подчеркивается, что Иисус не следовал этим требованиям, однако нет и намека на то, что Он отвергал требование соблюдать субботу как таковое. Проблема в том, как это понимать и кто имел право толковать.

Иисус берет на Себя ответственность за решение этой проблемы (3−8) и заявляет о Своем праве распоряжаться в данной ситуации, как это делал Давид (1Цар 21:1−6) и как должны были поступать храмовые священники при исполнении своих обязанностей. Фактически Иисус заявил о Своем праве быть, по меньшей мере, равным Давиду и больше храма; тот же аргумент приводится и далее в ст. 41, 42. Имея такой статус, Иисус, несомненно, является господином и субботы. Такое ниспровержение фарисейских традиций гармонирует с принципом, раскрытым Осией, который гласит, что Бог более хочет милости, чем жертвы (Ос 6:6; см.: также 9:13).

Исцеление сухорукого могло совершиться и в будний день, но Иисус подчеркивает здесь лицемерие тех, кто делает исключение для животного (чтобы облегчить его страдания или избежать экономического ущерба?), но отказывает человеку. С непререкаемым авторитетом Он заявляет: можно в субботы делать добро, что в корне противоречит фарисейской тенденции увеличивать число предписаний закона. Неудивительно, что они выступали против человека, который столь открыто противостал их авторитету, а также и принципам, которые они проповедовали.

Примечания. Ст. 5 Возможно, речь идет о «работе» священников, когда они осуществляют в субботу жертвоприношения, или, что более вероятно, о жатве первых снопов, что позволяли себе в субботу фарисеи (но не саддукеи).

Ст. 6 Тот, Кто больше (см.: 12:41, 42). Это относится ко всей миссии Иисуса (и Его сподвижников?), которая заменяет храм как средоточие присутствия Бога среди Своего народа.

12:15−21 Ответ Иисуса Своим противникам. В ответ на угрозу насилия Иисус решил на время удалиться, чтобы успокоить волнение в народе. В этом Матфей видит исполнение пророчества, записанного в Ис 42:1−4, о характере смиренном, кротком, но достигающем в итоге триумфа. Это первая из так называемых «Песен раба», которые время от времени повторяются в Ис. 40−55, при этом из последней Матфей уже приводил пример, иллюстрирующий другой аспект миссии Иисуса (8:17).

12:22−37 Иисуса обвиняют в сотрудничестве с сатаной (см.: Мк 3:22−30; Лк 11:14−23; 12:10; 6:43−45). Теперь противостояние обретает более «богословское» звучание. Признавая сверхъестественную силу Иисуса, Его оппоненты приписывают ее не Богу, но сатане. Иисус прежде всего показывает им несостоятельность такого обвинения, а затем подчеркивает его серьезность как хулу на Духа. Здесь ясно подчеркивается, как важно выбирать слова.

Эта неожиданная атака связана со сценой изгнания бесов, похожей на описанную в 9:32−34, где Матфей тоже отмечает, что Иисуса обвиняют в использовании бесовской силы. Мощное воздействие силы Иисуса более нейтральных наблюдателей привело к заключению, что Он был Сыном Давидовым, Мессией, Который действовал силой Божьей. Поскольку фарисеи уже выступили против такого объяснения (12:14), они вынуждены были искать другое, более адекватно раскрывающее Его сверхчеловеческую власть, и приписали действие Его силы сговору с сатаной.

Во-первых, Иисус (25, 26) просто указал на глупость такого предположения: сатана не будет сражаться против своих же собственных сторонников! Во-вторых, (27) Иисус напомнил им, что не только Он изгоняет бесов; означает ли это, что все они в сговоре с сатаной? В-третьих, и это самое главное (28, 29), Он показал, что, напротив, Его сражение с силами духовного зла было знамением нерушимости Царствия Божьего и поражения сатаны, сильного. Это признак не демонической силы, но действия Духа Божьего. В этом коренное отличие тех, кто признает деяния Бога и кто поэтому с Ним (30: со Мною), от тех, кто приписывает деяния Бога Его главному врагу, тем показывая, что сами они против Иисуса (30: против Меня). Их хула на Святого Духа указывает, что они осознанно избрали свою позицию и стали на сторону сатаны, тем самым лишив себя возможности получить прощение.

В этом контексте необходимо рассмотреть и страшные ст. 31, 32. Неправомерное применение этих слов к другим ситуациям, не похожим на ту, к которой они относились (преднамеренное искажение истины фарисеями), причиняло боль многим людям. Но Иисус говорит здесь не о согрешениях и ошибках, которые мы время от времени совершаем, но о твердом и осознанном решении противостоять деяниям Божьим.

В ст. 32−37 предостережения продолжаются; приводятся яркие иллюстрации, краткие красочные изречения, показывающие опасность бездумного использования праздных слов. Слова, которые мы произносим, показывают что, на самом деле мы из себя представляем, а потому праздные, брошенные на ветер слова и произнесенные речи могут послужить основанием для осуждения.

Примечания. Ст. 24 Веельзевул известен как аккаронский (ханаанский) бог, «Повелитель мух» (4Цар 1:2). Во времена Иисуса это имя в несколько измененной форме стало нарицательным, обозначающим главу бесов, или сатану.

Ст. 27 О других иудеях, изгонявших бесов, говорится в Мк 9:38; Деян 19:13. В иудейской литературе тоже упоминается несколько таких человек.

Ст. 28 Это один из самых ясных текстов, где говорится, что в служении Иисуса было явлено Царствие Божие как уже присутствующее и активно действующее, а не только как грядущее.

Ст. 29 Это притча. Расхитить дом грабителя можно, если только вначале одолеть его. Иисус, изгоняя бесов, показал, что Своей силой уже одолел сатану.

Ст. 30 Ср.: Мк 9:40: «Ибо, кто не против вас, тот за вас»; оба варианта отвергают нейтральную позицию.

Ст. 32 Это удивительное противопоставление, возможно, отражает тот факт, что ученики Иисуса смогли признать в Нем Сына Человеческого в Его земном пребывании инкогнито.

12:38−45 Предостережение «роду сему» (см.: Лк 11:16, 24−26, 29−32). Просьба сотворить чудо (знамение) повторяется в 16:1−4. Здесь она естественно вытекает из предыдущих споров; если Иисус утверждает, что Его сила исходит от Бога, то должен доказать это. Неверие, которое лежит в основе этой просьбы, — отличительный признак сего рода (ср.: 11:16−19), а повторение этой фразы в ст. 39, 41, 42, 45 особо выделяет этот отрывок.

Отказ Иисуса сотворить особое знамение рассматривается с позиций представления о Его силе, превышающей силу Ионы или Соломона (ср. ст. 6, где приводится тот же аргумент по отношению к храму и его священникам). Если даже язычники смогли распознать присутствие Бога в этих великих мужах ветхозаветной эпохи, почему сей [иудейский] родне мог признать власти Того, в Ком все ее атрибуты (пророк, священник, царь, мудрец) нашли свое исполнение? Отвержение призыва такого мужа могло привести только к суду.

Притча о бездомном нечистом духе (43−45) остерегает от нерешительности, замедленной реакции. Даже если предупреждения Иисуса о суде приводят к «покаянию», но если это не способствует изменению образа жизни и не побуждает человека следовать за Ним, тогда в его сердце образуется пустота, которую и может заполнить дьявол.

Примечания. Ст. 39, 40 Чудодейственное избавление Ионы удостоверило его проповедь; воскресение Иисуса аналогичным образом подтвердит Его слова. Три дня и три ночи — это еврейская идиома, обозначающая трое суток. Согласно принятому в то время расчету, часть суток рассматривалась как целое (т. е. сутки), (ср.: 1Цар 30:12, 13; Есф 4:16 — 5:1).

12:46−50 Семья Иисуса (см.: Мк 3:31−35; Лк 8:19−21). Матфей не говорит нам, что ответили мать и братья Иисуса на Его поучение. Однако то, что они находились вне дома, то есть вне круга Его учеников, указывает на их непосвященность по крайней мере. Противопоставляя семейные узы отношениям в большой «семье» тех, кто будет исполнять волю Отца... Небесного, Иисус подчеркивал условие призыва к ученикам, но также и награду, их ожидающую. Широкое разнообразие откликов на призыв Иисуса, которые представлены в гл. 11, 12, завершается здесь ободряющим заявлением о новой «семье», которая возникла вокруг него.

Примечания:

 
Открытый перевод
[39] Ос 6:6.
[40] Ис 42:1—4.
[41] Ион 2:1.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.