По Матфею 13 глава

Евангелие по Матфею
Открытый перевод → Новый Библейский Комментарий

Открытый перевод

1 В тот же день Иисус вышел к морю и сел у берега.
2 Вокруг него собралась большая толпа, и тогда Он перешёл в лодку. Народ стоял на берегу,
3 а Он говорил им о многом, рассказывая притчи:

«Вышел сеятель в поле,

4 и когда он сеял, часть зёрен упала у дороги — прилетели птицы и склевали их.
5 Другие зёрна упали на каменистую почву, где земли было мало, и тотчас проросли, ибо слой земли был тонким.
6 Но взошло солнце и опалило ростки. А глубоких корней у них не было, и они засохли.
7 Другие зёрна упали в колючие кусты — кусты разрослись и заглушили побеги.
8 А те зёрна, что упали в хорошую землю, дали урожай — в сто крат, либо в шестьдесят или тридцать.
9 Пусть имеющий уши услышит!»
10 Ученики подошли к Нему и спросили: «Почему Ты учишь их притчами?»
11 Он ответил: «Вам дано знать тайны Царства Небесного, а им не дано.
12
Кто имеет, тому будет дано,
чтобы он имел в избытке.
Кто не имеет, у того будет отнято
и то, что у него есть.
13 Потому Я и учу их притчами, что смотрят они, но не видят, слушают, но не слышат и не могут понять.
14 Так исполняется пророчество Исайи:
Будете слушать, но не поймёте,
будете смотреть, но не увидите.
15
Очерствело сердце этого народа,
они еле слышат и закрыли глаза.
Не хотят они видеть и слышать,
не хотят ничего понимать,
а не то вернулись бы ко Мне
и Я бы их исцелил
42.
16 Счастливы ваши глаза, ибо они видят, и ваши уши, ибо они слышат.
17 Говорю вам истину: многие пророки и праведники хотели увидеть то, что вы видите, и услышать то, что вы слышите, но им не довелось.
18 Вот вы и послушайте, что означает притча о сеятеле.
19 Если кто слышит слово о Царстве и не понимает, то приходит Враг и выдёргивает всё, что посеяно в его сердце. Это и есть посеянное у дороги.
20 Посеянное на каменистой почве — это тот, кто слышит слово и тут же с радостью его принимает,
21 но лишён корня и постоянства, так что во время притеснений и гонений за слово он сразу же отступается.
22 Посеянное в колючих кустах — это тот, кто слышит слово, но мирские заботы и страсть к богатству заглушают это слово, и оно остаётся бесплодным.
23 А посеянное в хорошую землю — это тот, кто слышит слово и понимает его. Вот он и приносит урожай — в сто крат, либо в шестьдесят или тридцать».
24 Он поведал им ещё одну притчу: «Царство Небесное — это как если бы человек посеял на своём поле пшеницу,
25 а когда все спали, пришёл его недруг, посеял поверх пшеницы сорную траву и ушёл.
26 Пшеница взошла и заколосилась, но проросли и сорняки.
27 Работники пошли и сказали хозяину: “Господин наш, разве не пшеницу ты посеял на поле? Откуда же там сорняки?”
28 Хозяин ответил: “Это сделал мой недруг”. Работники предложили: “Хочешь, мы пойдём и прополем пшеницу?”
29 Но хозяин сказал: “Не надо. Как бы заодно с сорняками вы не выдернули и пшеницу!
30 Пусть и то и другое растёт до жатвы. А когда придёт время жатвы, я велю жнецам, чтобы они сперва вырвали сорную траву, связали её в снопы и сожгли, а пшеницу собрали в закрома”».
31 Он поведал им и другую притчу: «Царство Небесное — как горчичное семечко, которое человек посадил на своём поле.
32 Это самое маленькое из зёрен, но оно вырастает выше всех огородных кустов и становится деревом, в ветвях которого птицы вьют гнёзда43».
33 Он рассказал им ещё одну притчу: «Царство Небесное — как дрожжи. Женщина взяла горстку дрожжей на целых три меры муки — и получилось тесто».
34 Всему этому Иисус учил людей в притчах, а без притчи не говорил ничего,
35 чтобы исполнилось сказанное через пророка:
Буду говорить притчами,
поведаю то, что скрыто
от сотворения мира
44.
36 Отпустив народ, Он вошёл в дом. Тогда ученики попросили Его: «Растолкуй нам притчу о сорняках на поле».
37 Он сказал: «Сеющий пшеницу — это Сын Человеческий,
38 поле — это мир, а пшеница — наследники Царства. Сорняки — это наследники Врага,
39 тот, кто их посеял, — это Дьявол, жатва — окончание Века, а жнецы — ангелы.
40 И как собирают сорную траву и сжигают в огне, так будет и при окончании Века:
41 Сын Человеческий пошлёт своих ангелов и они заберут из его Царства всё, на чём спотыкаются люди, и всех, кто нарушает Закон,
42 и бросят в печь, в огонь45. Там будут рыдать и скрежетать зубами.
43 А праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца своего. Пусть имеющий уши услышит!
44 Царство Небесное — как закопанный на поле клад. Один человек нашёл его, снова закопал и на радостях пошёл, продал всё, что имел, и купил то поле.
45 И ещё, Царство Небесное — это как если бы купец, что скупает хороший жемчуг,
46 вдруг встретил одну бесценную жемчужину. Тогда он всё распродаст и купит её.
47 И ещё, Царство Небесное — как заброшенный в море невод, куда попадает всякая рыба.
48 Как только он наполнится, рыбаки вытаскивают его на берег, отбирают хорошую рыбу и бросают в корзины, а негодную выбрасывают вон.
49 Так будет и при окончании Века: придут ангелы, заберут виновных прочь от правых,
50 и бросят в печь, в огонь. Там будут рыдать и скрежетать зубами.
51 Вы поняли всё это?» Ученики ответили: «Да».
52 И Он сказал им: «Так вот, всякий книжник, что стал учеником Царства Небесного, похож на хозяина, который выносит из дому и новое и старое».
53 Рассказав эти притчи, Иисус отправился дальше.
54 Придя в родной город, Он стал учить в синагоге, а люди поражались и спрашивали: «Откуда у Него эта мудрость и сила?
55 Разве Он не плотников сын? Его мать зовут Мариам, а Его братья — Иаков, Иосиф, Шимон и Иуда?
56 И разве не здесь, не у нас, все Его сёстры? Так откуда же у Него всё это?»
57 И Он стал для них камнем преткновения. А Иисус сказал:
«Пророка чтят повсюду,
но не в его городе
и не в его доме».
58 Там Он сотворил мало чудес из-за их неверия.

Новый Библейский Комментарий

13:1−52 Третья беседа: учение Иисуса в притчах.

В гл. 11, 12 показано глубокое разделение среди тех, кто слушал поучения Иисуса, и целый спектр откликов на него. Притчи, которые составляют основную часть гл. 13, теперь призваны разъяснить, почему проповедь слова Божьего встречает такую разнообразную реакцию, и подчеркнуть непреходящую важность выбора.

Эта беседа построена в определенном порядке. Во-первых, она предваряется вступительной притчей о сеятеле (3−9). Затем следует вставка, в которой внимание сосредоточено на предназначении притчей (10−17) и разъясняется притча о сеятеле (18−23). Далее идут три притчи о росте сорняков (24−30), горчичного семени (31, 32), а также о закваске (33). После этого снова появляется вставка, которая раскрывает назначение притчей (34, 35) и включает в себя разъяснение притчи о пшенице и плевелах, а затем следуют еще три притчи: о сокровище (44), жемчужине (45, 46) и неводе (45, 46). В заключение приводится притча о хозяине (51, 52).

В этом отрывке собрано восемь притч, разъясняется их назначение и смысл двух ключевых притч.

Мы обычно рассматриваем притчу как иллюстративный материал для сравнения, но греческое слово parabole имеет более широкое значение. Оно несет в себе определенный подтекст, который не выявляется на поверхности, то есть притча нуждается в истолковании. Подобно карикатуре, она сама по себе просто иллюстрация или рассказ и требует расшифровки, раскрытия смысла. Именно поэтому одна и та же притча безо всякого объяснения может одних затронуть, других оставить равнодушными. Именно об этом говорится в ключевых ст. 10−17, где противопоставляется духовное прозрение учеников и духовная слепота людей, которые не откликнулись на послание.

Каждая из этих притч, несомненно, о Царстве Небесном. В них говорится о правилах и парадоксах нового порядка, который пришел установить Иисус и который люди воспринимали столь неоднозначно.

13:1−9, 18−23 Притча о сеятеле (и ее истолкование) (см.: Мк 4:1−9, 13−20; Лк 8:4−8, 11−15). Вероятно, ученикам Иисуса было трудно понять, почему Его возвещение Царства Божьего, на которое они с таким энтузиазмом откликнулись, другие люди восприняли совсем не так. Эта притча, содержащая четыре «картины», показывает, что ответ зависит не только от послания, вести (во всех случаях сеется одно и то же семя), но и от готовности слушателей принять ее. Три типа неплодородной почвы (при дороге, места каменистые и терние) в ст. 19−22 — это иносказание, подразумевающее три категории слушателей: тех, кто просто не желает слушать, тех, чей отклик оказывается поверхностным, и тех, кто занят своими собственными проблемами. Эти три категории были хорошо известны любому проповеднику как в те времена, так и теперь. Поэтому ученики не должны удивляться столь различной реакции на проповедь Иисуса.

Виноваты слушатели, а не весть. Когда семя попадает на добрую землю, оно дает хорош и и урожай. Тем самым Иисус убеждает Своих учеников в том, что, несмотря на существование враждебных сил и отсутствие надлежащего отклика, урожай созреет непременно. Однако даже на хорошей почве урожай разный: во сто крат... в шестьдесят, иное же в тридцать. Другими словами, последователи Иисуса не будут в Царстве Божьем на один манер, там будет место и для простого, и для незаурядного.

Как и в 7:24−27, важно не просто слушать, но и разуметь (19, 23). Таким образом, притча о сеятеле подводит нас к ст. 10−17, где проводится резкая грань между слушателями, которые не понимают эти притчи, и теми, кто владеет секретом, помогающим раскрыть их суть. Так что в определенном смысле это притча о притчах. Отсюда вполне закономерен вывод, сделанный в ст. 9 и обращенный ко всем нам: от того, как мы слушаем, зависит, будет ли наше ученичество плодотворным.

Примечание. Ст. 1 Параллель между частным домом (ср.: 36) и большой аудиторией на берегу озера символизирует различие между народом, который Иисус обучает только на примере притч, и учениками, которым Он истолковывает эти притчи в частной обстановке.

13:10−17 Как воздействуют притчи на людей (ср.: Мк 4:10−12, 25; Лк 8:9, 10, 18; 10:23, 24). Как сказано в ст. 12, то, что вы получаете, зависит от того, что вы вкладываете. Так и в случае притч; на одну и ту же весть, как показывает притча о сеятеле, люди откликаются по-разному — в зависимости оттого, какони воспринимают услышанное. Разъясняя Свои притчи ученикам, Иисус открывает им тайны Царствия Небесного. Оно имеет свою логику, которую нельзя постичь человеческим разумом; его истины должны быть открыты. Быть учеником — означает обучаться в школе откровения.

Лишенные духовного слуха, никогда не смогут преодолеть «слухового барьера» и будут воспринимать весть лишь поверхностно, а это не принесет им никакой пользы. Ярко живописует такое положение Исайя (Ис 6:9, 10). Принадлежать к ученикам Иисуса — привилегия гораздо большая, чем та, которой радовались величайшие мужи Божьи прошлых эпох (пророки и праведники), имевшие самое общее представление о небесном царстве и еще не осознававшие его реальности.

Иисус говорит здесь не о том, что притчи предназначены для сокрытия истины и, следовательно, для того, чтобы держать людей вне небесного царства, но о том, что каждый способен проникнуть в их суть. Эта способность дарована ученикам и ни в коей мере не является результатом заключений человеческого разума. Но в этом фрагменте не ставится вопрос, как человек становится учеником. Предположительно, ученики, к которым обращался Иисус, сами некогда были непросвещенными; если они смогли узнать тайны через служение Иисуса, то и другие могут тоже. Но пока существуют различные группы людей и есть разные типы почв, в которые сеется семя, притчи будут продолжать раскрывать эти различия.

13:24−30, 36−43 Притча о сорняках (и ее истолкование). Часто трудно отличить истинных учеников, как это выяснилось в 7:15−27. Эта притча предупреждает нас о том, что окончательная проверка не производится по внешним проявлениям сейчас, но — на последнем суде. До тех пор ученики должны проявлять терпение и не ожидать, что каждому из них может быть предоставлено отдельное, чистое место обитания. Церковь на земле всегда будет смешанным сообществом.

В истолковании притчи (36−43) внимание сфокусировано на разделении людей в последний день и на разных судьбах, которые ожидают нечестивых и праведных. Если на земле нет полной ясности в этом вопросе, то при кончине века эта неопределенность полностью исчезнет.

Примечания. Ст. 25 Сорняки здесь представлены плевелом, который на ранних стадиях роста практически неотличим от пшеницы и так тесно переплетается с ней, что его нельзя вырвать, не повредив пшеницы.

13:31−35 Другие притчи о росте и развитии (см.: Мк 4:30−34; Лк 13:18−21). Притчи о горчичном зерне (семени) и закваске говорят о том, что все начинается с малого. Горчичное зерно стало нарицательным для обозначения ничтожно малого (ср.: 17:20), вместе с тем из него вырастает растение высотой до 3 м. Пригоршня закваски способна заквасить тесто, замешанное из трех мер муки (из которого можно испечь хлеба на 100 человек). Так и деяния Божьи — Небесное Царство — могут вначале не производить впечатления, но внешность обманчива, поэтому никто не способен предугадать, что будет в конце. Вместе с тем ученики должны проявлять терпение. Человеческие оценки не способны проникнуть в существо дела; малое становится великим, когда действует Бог.

В ст. 34 подчеркивается важность учения о притчах (см.: ст. 10−17), а в ст. 35 Матфей приводит другую формулу-цитату, заимствованную из Пс 77:2, чтобы показать, что метод, использованный Иисусом, предвозвещен еще в Ветхом Завете.

13:44−52 Другие притчи. Притчи о сокровище и жемчужине составляют одно целое и иллюстрируют полною посвященность, которой требует Царство Небесное. Нет жертвы, которую можно было бы считать слишком большой, и никакое препятствие на пути не должно помешать достижению этой цели. Однако речь не идет о том, что следует просто «отбросить» все, но о радостном исполнении задуманного. Есть нечто такое в вести о Царстве Небесном, что заставляет предпринимать крайне необычные действия для его достижения.

Притча о неводе тесно связана с притчей о пшенице и плевелах, в ней используется тот же язык (ср. ст. 49, 50 со ст. 40−42).

В ст. 51 сказано, что, как и обещал Иисус (И), ученики поняли смысл притч (ср.: ст. 13, 14, 15, 19, 23 о важности «разумения»). В данном случае, они поняли весть о Небесном Царстве и, подобно книжникам {законоучителям), учившим Израиль, смогут научить других путям Божьим. Притча о хозяине дома призывает их выполнить эту свою миссию. Истины, которые они должны были донести до других, включали весть о новых сокровищах учения Иисуса и старых истинах, которые могли преподать книжники-иудеи. Для Иисуса это «новое» учение уходит корнями в «сокровенное от создания мира» (35), освещая вечные истины Божьи.

13:53 — 16:20 Новые отклики на общественное служение Иисуса.

Повествование Матфея достигает своей кульминации, когда Петр признает Иисуса как Мессию и Сына Божьего. К этому ключевому моменту ведут несколько слабо связанных между собой историй, которые продолжают иллюстрировать разную реакцию людей на служение Иисуса. Здесь говорится и об укреплении оппозиции книжников, фарисеев и саддукеев, и о продолжающейся демонстрации чудодейственной силы Иисуса, что позволило, по крайней мере, некоторым предвосхитить великое исповедание Петра (14:33).

13:53−58 Отсутствие веры в Назарете (см.: Мк 6:1−6; ср.: Лк 4:16−30). Как сказано в 4:13, Иисус обосновался в Капернауме, и Его служение стало известным в прибрежной области. Возвращение Иисуса в родные места — отдаленное горное селение Назарет — вызвало среди его земляков предсказуемую реакцию. Как и члены Его собственной семьи (12:46−50), все жители Назарета не воспринимали Его всерьез. В ст. 57 подводится общий итог притч, который можно передать следующим образом: «Нет пророка в своем отечестве».

Примечания. Ст. 55, 56 Плотник был основным подрядчиком в строительных работах, и его старший сын обычно наследовал профессию отца. Братья и сестры (дети Иосифа и Марии после рождения Иисуса) Иисуса известны лишь по именам, за исключением Иакова, который позднее стал одним из руководителей церкви.

Ст. 58 О связи между чудесами и верой для сравнения см.: 8:10−13; 9:2, 22, 28, 29.

Примечания:

 
Открытый перевод
[42] Ис 6:9сл греч.
[43] Пс 103:12 греч.
[44] Пс 77:2.
[45] Дан 3:6.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.