По Матфею 14 глава

Евангелие по Матфею
Открытый перевод → Новый Библейский Комментарий

Открытый перевод

1 В то время слух об Иисусе дошёл до тетрарха Ирода,
2 и он сказал своей свите: «Это Иоанн Омывающий. Он воскрес из мёртвых, и потому творит такие чудеса».
3 И вот, Ирод приказал схватить Иоанна, заковать его в цепи и бросить в тюрьму — из-за Иродиады, жены своего брата Филиппа,
4 ибо Иоанн говорил Ироду: «Нельзя тебе жениться на ней!»
5 Ирод хотел убить его, но боялся народа, ибо Иоанн считался пророком.
6 Но на Иродовом дне рождения дочь Иродиады танцевала перед гостями и этим так порадовала Ирода,
7 что он поклялся исполнить любое её желание.
8 А девочка по настоянию матери попросила: «Дай мне на блюде голову Иоанна Омывающего».
9 Царь был огорчён, однако из-за клятв своих и из-за гостей приказал исполнить эту просьбу.
10 Иоанна обезглавили в тюрьме,
11 его голову принесли на блюде и подали девочке, а та отнесла её матери.
12 Ученики Иоанна забрали и похоронили тело учителя, а потом пошли и рассказали обо всём Иисусу.
13 Иисус, узнав о случившемся, удалился на лодке в безлюдное место. Но люди услышали об этом и пошли из городов за Ним посуху.
14 Выйдя из лодки, Он увидел большую толпу. Он сжалился над ними и исцелил больных.
15 С наступлением вечера, к Нему подошли ученики и сказали: «Место здесь безлюдное, а час уже поздний. Отправь людей по деревням — пусть купят себе еды».
16 Иисус ответил: «Не нужно им ходить. Дайте им поесть сами!»
17 Те говорят: «У нас только пять хлебов и две рыбы».
18 Он велел: «Несите всё сюда».
19 Приказав народу возлечь на траве, Он взял в руки пять хлебов и две рыбы и, подняв глаза к небу, произнёс благословение, разломил хлеб и передал его ученикам, а те — народу.
20 Все ели, и наелись досыта, и унесли двенадцать полных корзин с остатками.
21 А евших хлеб было тысяч пять, не считая женщин и детей.
22 Он сказал, чтобы ученики сели в лодку и плыли на другой берег, а Он отпустит народ.
23 Расставшись с толпой, Иисус в одиночестве поднялся на гору помолиться. И вечером Он всё ещё был там,
24 а лодку, отплывшую далеко от берега, одолевал встречный ветер и волны.
25 В четвёртую стражу ночи Он подошёл к ним, идя по морю.
26 Видя, как Он идёт по морю, ученики перепугались: они решили, что это привидение, и закричали от страха.
27 Но Он заговорил с ними: «Успокойтесь! Это Я, не бойтесь!»
28 Пётр сказал: «Господин мой, если это Ты, вели, чтобы я подошёл к Тебе по воде!»
29 Иисус сказал: «Подойди». Выйдя из лодки, Пётр пошёл к нему по воде,
30 но испугался сильного ветра, стал тонуть и закричал: «Спаси меня, господин мой!»
31 Иисус, протянув руку, поддержал его и сказал: «Что же ты усомнился, маловер?»
32 Как только они оба вошли в лодку, ветер утих.
33 А все, кто был в лодке, распростёрлись перед Ним, восклицая: «Ты и вправду Сын Божий!»
34 Переправившись через море, они пристали к берегу у Геннисарета.
35 Тамошние жители, узнав его, оповестили о том всю округу. Тогда к Нему принесли всех больных
36 и умоляли, чтобы Он позволил им коснуться хотя бы кистей46 на Его плаще. И все, кто прикасался к Нему, выздоравливали.

Новый Библейский Комментарий

14:1−12 Реакция Ирода Антипы (см.: Мк 6:14−29; Лк 9:7−9; 3:19, 20). Ирод четверовластник — это Ирод Антипа, правитель Галилеи и сын Ирода, во время царствования которого родился Иисус (гл 2). Рассказы о чудесах, совершенных Иисусом, в сочетании с тем, что сам Ирод в глубине души сожалел о своем приказе убить Иоанна Крестителя (отданном по слабости), привели его к странной мысли о том, что это он воскрес из мертвых.

Последний раз Матфей упоминает об Иоанне в 4:12; 11:2 (когда он находился в заточении), а теперь объясняет, что произошло. Ирод, в нарушение иудейских законов (Лев 18:16), женился на жене своего сводного брата, хотя и Ирод, и Иродиада развелись со своими прежними супругами, чтобы вступить в этот брак. Однако это был не только политически неверный, но и скандальный с точки зрения религии шаг, а потому его публичное осуждение Иоанном губительно сказывалось на репутации Ирода среди иудеев. Поэтому Иоанн не только доставлял неприятности Ироду, но также (как пишет Иосиф Флавий) представлял угрозу его политической безопасности.

Сообщая Иисусу о смерти Иоанна, ученики Иоаннатш самым показывали, что признают Иисуса его истинным «последователем», как уже отмечалось в 11:17−19 и как далее (в 21:23−32) подтвердит Сам Иисус. Последующий уход Иисуса (13) позволяет полагать, что Он знал об опасности этой Его «связи» с Иоанном в глазах Ирода.

14:13−21 Чудо насыщения голодных (см.: Мк 6:32−44; Лк 9:10−17). У Луки говорится, что уединенным местом была Вифсаида, расположенная на северном, противоположном берегу озера, на территории, не подвластной Ироду Антипе. Тот факт, что множество людей поспешило пойти за Иисусом, показывает, как и в Ин 6:14, 15, что это было не случайное сборище, но организованное движение народных масс с целью побудить Иисуса принять политическое решение (см. коммент. к ст. 21 ниже).

Матфей, однако, не привлекает внимания к этой теме. Для него эта история была живым свидетельством сострадания и проявления чудодейственной силы Иисуса. Иудейские читатели не могли не заметить здесь параллели с двумя чудесами насыщения голодных в Ветхом Завете: ниспосланием манны в пустыне (Исх 16) и умножением хлебов Елисеем (4Цар 4:42−44). Иисус снова показан как «больший» (ср.: 12:6, 41, 42), чем древние пророки.

Участие в совместной трапезе было символом единства. Иисус выступал в роли хозяина огромной семьи и тем самым приглашал собравшийся народ войти в новое сообщество. Хотя трапеза не отличалась чем-то необычным, эту пищу мы, вероятно, должны рассматривать как предвкушение мессианского пира (см.: 8:11, 12); слово возлечь отражает довольно формальное приглашение принять удобную позу на пиру. Вряд ли можно считать случайным, что здесь (19) используются те же самые глаголы, что и при описании Вечери Господней. Еда, естественно, предназначалась для утоления голода (20), но Матфей, вероятно, видит в этом и символический акт причащения, приобщения к Небесному Царству.

Своим повелением ученикам (16) Иисус преднамеренно подключает их к действию, участию в раздаче пищи, которую Он дарует. Участвуя в этом (и особенно на опыте познавая открывшееся им), они смогли запомнить и сделать соответствующие выводы из этой ситуации; и то, чему они научились там, должно было подвергнуться проверке позднее (16:5−12).

Примечания. Ст. 19 Хлеб и рыба были основной пищей крестьян в Галилее.

Ст. 20 Двенадцать коробов. Двенадцать — скорее для запоминания, чем в символическом смысле; вероятно, каждый из двенадцати учеников имел по коробу.

Ст. 21 Кроме женщин и детей можно воспринимать как указание на то, что присутствовали только мужчины, но скорее это перекликается с Исх 12:37, где аналогичная фраза указывает на принятый порядок подсчета взрослого народа Божьего.

14:22−23 Хождение по воде (см.: Мк 6:45−52). Совершенное прилюдно чудо умножения хлебов сменяется чудом, свидетелями которого были лишь ученики; оно показывает власть Иисуса и над силами природы. Эти два чуда побудили их по-новому оценить Иисуса, признать Его силу, которая превыше человеческой (33).

Едва ли удивительна реакция учеников, то, что в такую плохую погоду, в предрассветные часы на море (четвертая стража соответствует времени от 3 до 6 часов утра) они закричали от ужаса при Его внезапном появлении (Это призрак). Но что действительно вызывает удивление, так это неожиданное предложение Петра присоединиться к Иисусу, идущему по воде.

В Евангелиях Петр иногда описывается как импульсивный по характеру, склонный к злонамеренным поступкам. Можно предположить, что здесь нам дается не пример огромной веры, но дурачества, может быть, желания приобщиться к силе Иисуса, властелина природы. Однако Иисус поддержал его в этом намерении, и поначалу все шло хорошо. Очевидно, что Матфей хотел изобразить это как акт истинной веры, даже несмотря на то, что он и не увенчался успехом.

В любом случае, в конце истории Петр стал образцом слабой веры и сомнения, что послужило наглядным уроком для учеников, которые отвели свой взор от Иисуса и сосредоточили свое внимание на угрожающей стихии.

Примечания. Ст. 22 Срочный уход Иисуса, возможно, определялся тем, что и ученики, и народ могли попытаться втянуть Его в политическое противостояние властям (Ин 6:14, 15).

Ст. 33 Эта инстинктивная реакция на непостижимый для разума опыт предваряет более обдуманное богословское заявление Петра в 16:16.

14:34−36 Иисус исцеляет (см.: Мк 6:53−56). По возвращении в область, где был правителем Ирод, Иисус снова оказался в центре внимания. Его популярность объяснялась, в частности, чудесами исцеления, которые Он совершал. В итоге Матфей отмечает, что отдельные записанные рассказы не позволяют оценить истинных масштабов совершенных Им исцелений. Чтобы только прикоснуться к краю одежды Его — почти механическое желание, однако, как подразумевается в сцене исцеления в 9:20−22, на самом деле это очень личная встреча с Иисусом.

Примечания:

 
Открытый перевод
[46] См. прим. к 9:20.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.