По Матфею 3 глава

Евангелие по Матфею
Открытый перевод → Новый Библейский Комментарий

Открытый перевод

1 В те дни в Иудейскую пустыню пришёл Иоанн Омывающий и возвестил:
2 «Обратитесь к Богу, ибо Царство Небесное близко».
3 Это о нём говорил пророк Исайя:
Голос взывает в пустыне:
Приготовьте Господу путь,
проторите тропы Ему
9.
4 Иоанн носил верблюжью власяницу и кожаный пояс, а питался саранчой и диким мёдом.
5 К нему приходили люди из Иерусалима, со всей Иудеи и с берегов Иордана
6 и, признаваясь в грехах, принимали от него омовение в реке Иордан.
7 Видя, что к нему идут принять омовение многие фарисеи и саддукеи, Иоанн воскликнул: «Отродье змеиное! Кто вам сказал, что вы спасётесь от грядущего гнева?
8 Нет, вы совершите дела, которые вернут вас к Богу!
9 И не обольщайтесь тем, что вы потомки Авраама. Говорю вам, что даже из этих камней Бог может создать Аврааму потомство.
10 Уже топор лежит у корней: всякое дерево, что не приносит хороших плодов, будет срублено и брошено в огонь.
11 Я омываю вас водой, чтобы вы вернулись к Богу, но за мной придёт Тот, Кто сильнее меня, — я недостоин даже носить за Ним обувь. Он будет омывать вас Духом Святым и огнём.
12 В руке у Него лопата — Он расчистит Своё гумно и соберёт зерно в закрома, а мякину сожжёт неугасимым огнём».
13 В то время к Иоанну на Иордан пришёл Иисус из Галилеи, чтобы принять омовение.
14 Иоанн стал Его отговаривать: «Это я должен принять омовение от Тебя, а Ты пришёл ко мне?»
15 Иисус ответил: «Не спорь, ибо мы должны исполнить всё, что требует от нас правота». Иоанн согласился.
16 Омывшись, Иисус сразу вышел из воды, и перед Ним10 раскрылись небеса, и Он увидел Божьего Духа, который сошёл на Него, как голубь.
17 И с неба раздался голос: «Вот Сын Мой любимый, Он угоден Мне!»

Новый Библейский Комментарий

3:1−17 Иоанн Креститель и Иисус

3:1−12 Призыв Иоанна (см.: Мк 1:2−8; Лк 3:1−18). Иоанн Креститель возглавлял крупное религиозное течение. Его призыв к покаянию в свете грядущего Божьего Суда был ясным напоминанием, что Израиль, как это часто бывало в прошлом, перестал жить в соответствии со своим статусом народа Божьего. Его слова о том, что значит быть детьми Авраама (9), показывают, что положение евреев само по себе не спасало от Суда. Иоанн крестил всех, желавших принять крещение, в том числе и язычников, захотевших присоединиться к израильскому народу, тем самым выделяя их в особый «остаток», который отныне олицетворял истинный народ Божий.

Матфей стремится показать преемственность между проповедью Иоанна и служением Иисуса. Слова Иоанна в ст. 2 те же, что говорит Иисус в 4:17 (и Его ученики в 10:7). И позднее отголосок слов Крестителя звучит в учении Иисуса (см.: 7:16, 19; 12:34; 13:30; 23:33), а в 8:10−12 повторяется предостережение Иоанна евреям не полагаться только на свои иудейские корни. Иоанн, таким образом, не был просто глашатаем прихода Христа, он положил начало служению, которое должен был осуществить Иисус. (ср.: 11:7−19; 21:23−32, где также находит отражение связь между ними.)

И, тем не менее, Иоанн был только предтечей, как показывает цитата из Ис 40:3 (3) и как подтверждают его собственные слова об Идущим за ним, Который сильнее его. Противопоставление воды и Духа Святого (11) ясно показывает, что подлинное духовное обновление приходит только через служение Иисуса

Примечания. Ст. 1 Пустыня Иудейская — необитаемый район вблизи Иордана. Такие места Писания, как Ис 40:3; Иер 2:2−3 и Ос 2:14−15, говорят, что возрождение начнется именно в пустыне.

Ст. 2 Выражение «Царство Небесное» у Матфея является синонимом термина «Царство Божье» в других Евангелиях. Оно означает плодотворное правление Бога на земле. Форма приблизилось служит провозглашением его прихода.

Ст. 4 Одежда Иоанна показывает, что он — второй Илия (см.: 4Цар 1:8), о чем говорится в 11:14 и 17:10−13.

3:13−17 Крещение Иисуса (см.: Мк 1:9−11; Лк 3:21−22). Если принять во внимание ст. 11, то сомнения Иоанна покажутся вполне естественными. Объяснение, которое дает Иисус (15), несколько загадочно, однако оно говорит о необходимости исполнения Им Своего призвания, которое невозможно без соединения с новым народом Божьим. (Правда, или «праведность», возможно, служит отражением Ис 53:11, где определение «праведный» повторяется неоднократно). Последовавшее затем (16, 17) откровение являет Иисуса Мессией, помазанным Святым Духом, о чем было предсказано в Ис 11:2; 42:1 и 61:1, а слова, раздавшиеся с небес, перекликаются с Пс 2:7 и Ис 42:1.

Таким образом, Иисус был объявлен Мессией и Царем, Который, будучи Сыном Божьим, обладает не меньшей властью, чем Сам Бог.

Примечания:

 
Открытый перевод
[9] Ис 40:3 греч.
[10] В некоторых рукописях слова «перед Ним» отсутствуют.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.