По Матфею 4 глава

Евангелие по Матфею
Открытый перевод → Новый Библейский Комментарий

Открытый перевод

1 Затем Дух увёл Иисуса в пустыню, чтобы испытал Его Дьявол.
2 И Он постился сорок дней и ночей, а под конец почувствовал голод.
3 Тогда подступил к Нему Испытующий и сказал: «Если Ты — Божий Сын, вели этим камням превратиться в хлеб».
4 Он ответил: «В Писании сказано: Не только хлебом жив человек, но и всяким словом, исходящим от Бога11».
5 Тогда привёл Его Дьявол в святой город и, поставив на крышу Храма,
6 сказал: «Если Ты — Божий Сын, бросайся вниз! Ведь в Писании сказано:
Своим ангелам Он поручит Тебя,
и они понесут Тебя на руках,
и Ты даже камня ногой не заденешь
12.
7 Иисус ответил: «В Писании сказано и другое: Не испытывай своего Бога, Господа13».
8 Тогда Дьявол повёл Его на очень высокую гору и, показав Ему все царства мира в их славе, сказал:
9 «Всё это я дам Тебе, если Ты падёшь ниц и поклонишься мне».
10 Иисус ответил: «Прочь, Сатана! В Писании сказано: Своему Богу, Господу, поклоняйся и только Ему служи14».
11 Тогда Дьявол Его оставил. И вот, явились ангелы и прислуживали Ему.
12 Узнав, что Иоанн уже выдан и схвачен, Иисус ушёл в Галилею,
13 но не остался в Назарете, а поселился в приморском городке Кфар-Нахум, в земле Зевулуна и Нафтали,
14 чтобы исполнилось пророчество Исайи:
15
Земля Зевулуна и земля Нафтали,
край приморский, Заиорданье,
Галилея — страна иноверцев!
16
Народ, живущий во тьме,
увидел великий свет,
свет взошёл
над страной смертной тени!
15
17 С того времени Иисус стал возвещать: «Вернитесь к Богу, ибо Царство Небесное близко».
18 Идя по берегу Галилейского моря, Он увидел двух братьев — Шимона, называемого Петром, и его брата Андрея, рыбаков — они закидывали в море сети.
19 Он сказал им: «Идите за мной, и Я сделаю вас ловцами людей!»
20 Они, тотчас бросив сети, последовали за Ним.
21 Продолжая путь, Он увидел двух других братьев — Иакова, сына Завдая, с братом Иоанном — они со своим отцом Завдаем чинили сети в лодке, и Он позвал их.
22 Они, оставив лодку и отца, последовали за Ним.
23 Он ходил по всей Галилее и учил народ в синагогах, возвещая Царство и исцеляя все болезни и пороки в Израиле.
24 Молва о Нём прошла по всей Сирии, и к нему приносили страдавших разными недугами и болезнями, одержимых духами, больных падучей и паралитиков, и Он их исцелял.
25 За Ним ходили большие толпы людей из Галилеи, Десятиградия, Иерусалима, Иудеи и Заиорданья.

Новый Библейский Комментарий

4:1−16 Искушение и подготовка

4:1−11 Искушение Иисуса в пустыне (см.: Мк 1:12−13; Лк 4:1−13). Слово «искушение» указывает скорее на отрицательные переживания, однако Иисусу было предопределено Богом (1) пройти этот подготовительный путь перед дальнейшим служением. Греч. слово имеет общее значение «испытание», которое служит более точным переводом данного места.

В центре внимания стоит утверждение об Иисусе как Сыне Божьем (3:17; 4:3, 6). В чем же значение этого положения в Его отношениях с Отцом? Три испытания вскрывают различные стороны этих отношений и то, каким образом злоупотребление Своим высоким званием могло бы разрушить служение Иисуса. Он должен был оказаться готовым терпеть лишения в исполнении замысла Божьего относительно Него, не используя «привилегий» Своего статуса (2−4); доверять воле Отца, не пытаясь проверить, спасет ли Его Бог в случае опасности (5−7); не искать «легких путей» для исполнения Своего назначения, достигая тем самым цели и повинуясь Отцу (8−10).

Каждое предложение отвергается с помощью текстов Писания, которые восходят ко Втор. 6−8. В этом отрывке говорится об испытаниях израильского народа в пустыне («как человек учит сына своего», Втор 8:5; ср.: 8:2), и приводимые цитаты говорят о тех уроках, которые должен был усвоить Израиль посредством этих испытаний. Ныне новый «Сын Божий» готовится к Своему пути, и служение Иисуса, «нового Израиля», должно основываться на тех же принципах повиновения, которые не смог усвоить израильский народ.

Примечания. Ст. 1 Диавол преследовал свои цели, искушая Иисуса неправедно воспользоваться Своим положением, но его враждебные цели были использованы Богом для испытания Своего Сына.

Ст. 2 То, что Иисус постился и взалкал, показывает нам, что Ему не были чужды человеческие страдания.

Ст. 6 Дьявол достаточно точно цитирует место из Пс 90:11, 12 (и несомненно, что испытание доказало бы его истинность), но даже точная цитата из Писания может быть неверно применена.

Ст. 8 Сравните с 28:18, где через Свое послушание Иисус получает всю власть не только на земле, но и на небе!

4:12−16 Иисус переходит в Галилею (ср.: Мк 1:14; Лк 4:14). Заключение Иоанна под стражу сделало пребывание Иисуса, как единомышленника Иоанна, опасным на юге и одновременно открыло Ему путь к началу собственного служения. Галилея отныне становится ареной действий Иисуса до времени Его последнего путешествия в Иерусалим в гл. 21. Именно в Галилее должен был просиять свет (о котором пророчествовал Исайя в 9:1, 2), а проповедь Иисуса должна была укрепиться и набрать силу. Иерусалиму, напротив, суждено было стать местом отвержения и смерти. Такое противопоставление проходит через все Евангелие, получая завершение в возвращении Иисуса из Иерусалима в Галилею, откуда Он посылает Своих учеников проповедовать Евангелие в гл. 28.

Галилея {языческая) была географически и политически отделена от Иудеи, и евреи занимали не такую большую часть среди ее населения. Иудеи считали ее жителей невежественными и нерелигиозными людьми, и есть очевидные свидетельства напряженных отношений между двумя провинциями в новозаветные времена. Галилеянин Иисус в сущности был в Иерусалиме чужеземцем.

4:17 — 16:20 Общественноеслужение в Галилее и вокруг нее

4:17−25 Начало общественного служения

4:17 Призыв Иисуса (см.: Мк 1:14−15). В «Кратком содержании» говорилось, что этот стих служит указанием на начало нового этапа служения. Связь с Иоанном Крестителем см. в: 3:2. Тема Царства Небесного занимает центральное место в проповеди Иисуса: Бог — это Царь, Чье правление отныне входит в полную силу.

4:18−22 Призвание первых апостолов (см.: Мк 1:16−20; ср.: Лк 5:1−11). Помощники Иисуса в Его служении не могли быть просто Его «соработниками», они сами должны были стать ловцами человеков, приводя людей к Богу. Эти стихи показывают, что полное посвящение Иисусу требует абсолютной преданности.

Симон, Иаков и Иоанн (и в меньшей степени Андрей) составляли ядро апостольской группы. Их призвание и готовность откликнуться на призыв, видимо, характеризуют всю группу в целом.

4:23−25 Краткий обзор служения Иисуса (ср.: Мк 1:39; 3:7−12; Лк 4:44; 6:17−19). Это краткое заключение показывает, что Иисус был принят в синагогах (противостояние ждало Его еще впереди) и широко известен как Учитель и особенно как Исцелитель — Его проповедь в Галилее имела весьма большой успех. Хотя служение Иисуса было ограничено Галилеей, о Нем узнали в «большой Палестине» (которая составляла часть римской провинции Сирия). То, что Иисус исцелял людей, показывает, что служение Иоанна Крестителя пришло к завершению: сила Царства Небесного, именем которой проповедовал Иоанн, была явлена в действии.

Примечания:

 
Открытый перевод
[11] Втор 8:3.
[12] Пс 90:11 сл.
[13] Втор 6:16 греч.
[14] Втор 6:13 греч.
[15] Ис 9:1—2.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.