По Марку 10 глава

Евангелие по Марку
Открытый перевод → Новый Библейский Комментарий

Открытый перевод

1 Оттуда Он отправился в Иудею и за Иордан. К Нему снова сходились толпы, и Он по Своему обыкновению учил их.
2 Тут подошли к Нему фарисеи и спросили, испытывая Его:
— Позволено ли мужу отвергать жену?
3 А Он их спросил:
— Что вам заповедал Моисей?
4 Они ответили:
— Моисей разрешил мужу отвергать жену и при этом давать ей свидетельство о разводе.
5 Тогда Иисус сказал им:
— Он дал вам эту заповедь из-за вашего жестокосердия.
6 А в начале творения Бог создал человека мужчиной и женщиной.
7 Поэтому пусть оставит человек отца и мать и соединится с женой,
8 и пусть они станут одной плотью. Так что их уже не двое, но они — одно существо.
9 Человек не должен разъединять то, что соединил Бог.
10 В доме ученики снова спросили Его об этом.
11 Он сказал им:
— Всякий, кто отвергает жену и женится снова, изменяет ей.
12 И если женщина, отвергнув мужа, выходит замуж, она повинна в измене.
13 К Нему хотели подвести детей, чтобы Он прикоснулся к ним. А ученики не пустили их.
14 Но Иисус, увидев это, рассердился и сказал им:
— Позвольте детям подойти ко Мне, не надо мешать им, ибо для таких вот предназначено Божье Царство.
15 Амен, Я говорю вам: тот, кто не примет Божьего Царства как ребёнок, не войдет в него!
16 И, обнимая детей, благословил их, возложив на них руки.
17 А когда Он отправлялся в путь, один человек подбежал к Нему и, пав на колени, спросил:
— Благой учитель, что мне делать, чтобы получить долю в вечной жизни?
18 А Иисус сказал ему:
— Почему ты называешь Меня благим? Благ только Бог.
19 Ты же знаешь Заповеди: не убивай, не посягай на чужую жену, не кради, не лжесвидетельствуй, не грабь, чти отца и мать.
20 А тот сказал Ему:
— Учитель, всё это я соблюдаю с юношеских лет.
21 Тут Иисус с любовью поглядел на него и сказал:
— Тогда тебе недостаёт одного. Ступай домой, продай всё, что у тебя есть, и отдай бедным — и получишь сокровище на небе. А затем приходи и следуй за Мной!
22 От этих слов тот помрачнел и ушел в печали, ибо он был очень богатым.
23 Оглядев учеников, Иисус сказал им:
— Как трудно богачу войти в Божье Царство!
24 От этих слов ученики пришли в ужас. А Иисус снова сказал:
— Дети, как трудно войти в Божье Царство!
25 Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богачу войти в Божье Царство.
26 А ученики поражались чрезвычайно и говорили друг другу:
— Но кто же тогда может спастись?
27 Иисус посмотрел на них и сказал:
— Для людей это невозможно, но не для Бога. Ведь у Бога всё возможно.
28 Тогда Петр сказал Ему:
— Смотри, мы оставили всё и последовали за Тобой.
29 Иисус сказал:
— Амен, Я говорю тебе: всякий, кто оставил дом или братьев, или сестер, или мать, или отца, или детей, или пашни ради Меня и Доброй вести,
30 тот получит сторицей и дом, и братьев, и сестер, и матерей, и детей, и пашни — уже сейчас, в этом веке, посреди гонений, а в грядущем веке обретёт вечную жизнь.
31 Ведь многие из первых станут последними, а последние — первыми.
32 Они были в пути, поднимаясь в Иерусалим, а Иисус шёл впереди них. Следовавшие за Ним были в страхе и ужасе. Он снова отвёл Двенадцать в сторону и стал говорить им о том, что Ему предстоит:
33
— Итак, мы поднимаемся в Иерусалим.
Сын человеческий будет выдан первосвященникам и книжникам.
Они осудят Его на смерть и выдадут иноверцам.
34
И те будут глумиться над Ним:
оплевывать и бичевать Его.
И убьют Его.
Но на третий день Он воскреснет.
35 К Нему подошли Иаков и Иоанн, сыновья Зеведея, и сказали:
— Учитель! Мы хотим, чтобы Ты сделал для нас всё, чего мы ни попросим.
36 Он спросил:
— Что же вы хотите, чтобы Я сделал для вас?
37 Они ответили:
— Позволь, чтобы в Твоей славе один из нас сел справа от Тебя, а другой — слева.
38 А Иисус сказал им:
— Вы не понимаете, о чём просите. Можете ли выпить чашу, которую Я пью? Или принять омовение, которым Я омываюсь?
39 Они ответили:
— Можем!
А Иисус сказал им:
— Мою чашу вы выпьете, и Моим омовением вы омоетесь.
40 Но сесть справа или слева от меня Я не могу позволить: там сядут те, кому это предназначено.
41 Услышав это, остальные десять стали негодовать на Иакова и Иоанна.
42 А Иисус, подозвав их, сказал:
— Вы знаете, что те, кого народы признают своими правителями, угнетают их, и великие употребляют власть против них.
43 А у вас — не так. Но всякий среди вас, кто хочет стать знатным, пусть станет слугой для остальных,
44 и всякий из вас, кто хочет быть первым, пусть будет рабом для всех.
45 Ведь и Сын человеческий пришел не для того, чтобы Ему служили, а чтобы служить другим и отдать Себя за освобождение многих.
46 Они пришли в Иерихон. А когда Он выходил из Иерихона, и вместе с Ним ученики и немалая толпа, у дороги сидел сын Тимая Бар-Ти-май, слепой нищий.
47 Услышав, что это Иисус Назаретянин, он стал выкрикивать:
— Сын Давида, Иисус, сжалься надо мной!
48 Многие пытались унять его. Но слепой ещё громче выкрикивал:
— Сын Давида, сжалься надо мной!
49 Остановившись, Иисус сказал:
— Позовите его.
Слепого окликнули:
— Смелей, подымайся, Он зовёт тебя.
50 А тот сбросил плащ, вскочил и подошел к Иисусу.
51 Иисус спросил его:
— Чего ты хочешь от Меня?
Слепой ответил:
— Раббуни, хочу снова стать зрячим!
52 Иисус сказал ему:
— Ступай домой, твоя вера исцелила тебя. Зрение тотчас вернулось к нему. И он пошел вслед за Иисусом по дороге.

Новый Библейский Комментарий

10:1−16 Брак и Царство Божье (см.: Мф 19:1−15; ср.: Лк 16:18; 18:15−17). Требования Царства касаются и сферы самых близких человеческих отношений. Моисей допускал развод по причине человеческого «жестокосердия» (т. е. неспособности понять Божественное назначение брака), но Иисус ясно показывает, что Царство Божье требует супружеской верности на протяжении всей жизни, и рассматривает брак как часть Божьего замысла творения. Это требование так трудно выполнить, что, согласно Матфею, ученики сказали, что лучше не жениться. Но и здесь, и в Евангелии от Матфея Иисус называет повторный брак после развода (как мужа, так и жены) обычным прелюбодеянием с точки зрения Царства Божьего (11, 12). Можно представить, как резко прозвучало подобное высказывание в распущенной моральной атмосфере Рима. Так же резко оно звучит в распущенной моральной атмосфере наших дней, когда прежние моральные нормы разрушаются. Правда, у Матфея делается исключение в случае супружеской неверности, а вот Марк приводит это высказывание в более жесткой форме. Возможно, именно это требовалось языческому Риму.

На фоне подобной суровости особенно трогательно звучит рассказанная Марком история об отношении Иисуса к детям. В ней с другой стороны раскрывается смысл Его строгих слов о священности брака. В конце концов, дети больше всего страдают от развода. Но, кроме того, здесь содержится еще одна истина о Царстве Божьем: только те, кто принимает Царство с детским простодушием и доверием, смогут войти в него. Это один из немногих случаев, когда Марк отмечает, что Иисус вознегодовал. Интересно, что же послужило причиной Его гнева? Возможно, кому-то кажется, что есть более важные вещи, чем духовное благополучие детей, но Иисус думал иначе и часто приводил детей в пример нам. Поэтому, наверное, слово «дети» иногда употребляется в Евангелиях в значении «простые верующие».

10:17−34 Человек, у которого было все (см.: Мф 19:16−30; 20:17−19; Лк 18:18−34). Нигде цена Царства Божьего не выявлена так отчетливо, как в рассказе о богаче. У него было абсолютно все, кроме вечной жизни. Но он не желал отказаться от имущества, чтобы получить ее (подобно обезьянке из известной истории, которая не могла выбраться из ловушки, потому что не хотела выпускать то, что было у нее в руке). Однако никакого другого способа войти в Царство Божье не существует; даже Петр и другие ученики усвоили это (28). Это был располагающий к себе (21), духовно жаждущий и, несомненно, нравственный человек, но он не мог смириться с такой ценой. Однако Иисус предпочел потерять возможного последователя, чем понизить для него планку; в самом деле, никаких других критериев быть не может. Богач отошел с печалью от Иисуса, и больше мы о нем не услышим. Он сделал свой выбор.

Иисус говорит, что богатым трудно войти в Царство Божье (23), даже невозможно без помощи Бога (27). Мы все склонны доверять своим «богачам», каковы бы они ни были, а не Богу. Иисус использует забавную поговорку, чтобы показать, как это трудно; понятно, что верблюд не может пройти сквозь игольное ушко.

Иисус учит, что следствием того, что мы подаем милостыню бедным или совершаем любую другую жертву во имя Царства Божьего, будут сокровища не на земле, а на небе; чем больше мы даем, тем больше получаем. Это не означает, что если мы даем деньги на Божье дело, то получим больше прибыли, как учат некоторые ревнители «культа преуспевания». Но это означает, что даже среди гонений духовное вознаграждение далеко превзойдет любые жертвы, которые мы можем принести ради Христа (30).

Фрагмент завершается еще одним предсказанием о страданиях Иисуса (на этот раз более подробным), которое служит очередным подтверждением истины о необходимости жертвы. В словах и в поведении Иисуса было что-то такое, что заставило учеников ужасаться и следовать за Ним в страхе. Каким-то образом они чувствовали, что критический момент приближается.

10:35−45 Эгоистичная просьба (см.: Мф 20:20−28). Если бы этот случай не был записан, мы бы просто не поверили, что после всего сказанного Иисусом Иаков и Иоанн могли обратиться к Нему с такой просьбой. Но мы слишком хорошо знаем, каковы мы сами, поэтому можем это понять. Если бы они осознали истинную цену высокого положения в Царстве Божьем, то не решились бы просить. Чаша и крещение — это ветхозаветные символы суда и страдания. Иисус предупреждает их, что страдание неизбежно, но оно необязательно ведет к высокому положению в Царстве Божьем, ибо все должны пострадать. Высокое положение зависит только от Бога.

Остальные десять учеников повели себя ничуть не лучше, чем Иаков и Иоанн, когда вознегодовали по поводу их просьбы. Не вызывает сомнения, что они сами хотели занять эти места. Поэтому Иисус снова терпеливо объясняет им разницу в устройстве земных царств и Царства Божьего, где подлинное величие состоит в смиренном служении. Он Сам — прекрасное тому подтверждение. Он стал страдающим Рабом Божьим, предсказанным в Ис 53, и отдал Свою жизнь для искупления многих (45). Слово «многие» означает не то, что Иисус умер ради некоторых, а не ради всех людей; скорее, оно подчеркивает многочисленность искупленных Его смертью. Это одно из немногих мест в Евангелии от Марка, где объясняется, каким образом смерть Иисуса спасает нас. Марка гораздо больше интересует тот факт, что Его смерть действительно спасает нас, чем то, как это происходит. Искупление — это одно из тех понятий, с помощью которых в Новом Завете описывается спасение. Оно означает освобождение людей из рабства, тюрьмы или от смерти посредством выкупа. Мы слишком хорошо знакомы с ним по требованиям террористов и похитителей детей. В данном случае ценой искупления должна была стать смерть Иисуса.

10:46−52 Исцеление Вартимея (см.: Мф 20:29−34; Лк 18:35−43). Последний из записанных случаев исцеления произошел на пути в Иерусалим, где Иисуса ожидали страдание и смерть. Это описание бедствующего человека, обладавшего большой верой, который был исцелен и в результате примкнул к Иисусу. Несомненно, подобные истории произошли со многими последователями Иисуса, даже в течение последней, страшной недели. Очевидец, сведениями которого пользуется Марк, запомнил имя этого человека, и Марк по своему обыкновению поясняет его. Этого человека знали по имени его отца (подобно многим представителям третьего мира сейчас), но, возможно, позднее он стал известной фигурой в ранней церкви.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.