По Луке 11 глава

Евангелие по Луке
Открытый перевод → Новый Библейский Комментарий

Открытый перевод

1 Однажды, после того как Иисус закончил молитву, один из учеников попросил Его:
— Господин наш, обучи нас молитве, как обучил своих учеников Иоанн.
2 Он сказал: — Когда молитесь, говорите:
Отец!
Да будет свято имя Твое,
да настанет Царство Твое.
3
Дай нам хлеб на каждый день.
4
И прости нас, как и мы прощаем других.
И не испытывай нас.
5 Затем Он сказал:
— Допустим, у тебя есть друг. И вот, придя к нему ночью, ты говоришь: «Друг, одолжи мне три хлеба.
6 Ко мне издалека приехал знакомый, и мне нечем его угостить».
7 А тот, не выходя из дому, отвечает: «Оставь меня в покое. Дверь уже заперта, дети со мной в постели. Не могу я сейчас ничего тебе дать».
8 Но, говорю вам, даже если он не хочет ради дружбы встать и вынести хлеба, все же, уступая настойчивым просьбам, он даст просителю сколько нужно.
9 Поэтому говорю вам: просите — и вам будет дано, ищите — и вы найдете, стучите — и вам откроют,
10 ибо всякий, кто просит, — получает, и кто ищет — находит, и тому, кто стучит в дверь, откроют.
11 Способен ли хоть один из вас дать сыну змею, если он просит рыбы,
12 или дать скорпиона, если он просит яйцо?
13 Если даже вы, будучи злыми, умеете давать хорошее своим детям, то тем более ваш Небесный Отец даст Духа Святого тем, кто просит у Него!
14 Однажды Иисус изгонял немого демона, и когда демон вышел, то немой, к изумлению присутствующих, заговорил.
15 Но некоторые сказали: «Он изгоняет демонов силой их властителя Беэл-Зевула».
16 Другие, испытывая Его, требовали от Него знамения с неба.
17 Иисус, разгадав их мысли, сказал:
— Царство, где началась распря, будет разорено. Дом, где началась распря, падет.
18 Если Сатана разделился — ведь вы говорите, что Я изгоняю демонов силой Беэл-Зевула, — то как может устоять его царство?
19 Если я изгоняю демонов силой Беэл-Зевула, то чьей силой изгоняют их ваши люди? Пусть они сами вас осудят.
20 Но если Я изгоняю демонов перстом Божьим, то значит, Царство Божье пришло к вам.
21 Когда сильный и вооруженный человек охраняет свой дом, его добро в безопасности.
22 Но если его одолеет более сильный, то он отберет оружие, на которое тот полагался, и захватит его добро.
23 Кто не со Мной, тот против Меня, и кто не собирает со Мной, тот расточает.
24 Злой дух, покинув человека, бродит в пустыне и ищет покоя — и, не найдя, говорит себе: «Вернусь-ка я в дом, из которого вышел».
25 Возвратясь, он находит этот дом подметенным и прибранным.
26 Тогда он приводит семерых ещё более злых духов, и те, войдя в человека, поселяются в нем, и человеку становится еще хуже, чем прежде.
27 Когда Он говорил это, женщина из толпы воскликнула:
— Благословенна мать, которая родила Тебя и вскормила!
28 Он ответил:
— Благословенны те, кто слышит слово Божье и исполняет его.
29 Толпа росла на глазах, и Он сказал:
— Порочно это поколение! Они ищут чудес, но не будет дано им чудес, кроме чуда Ионы.
30 Как Иона был чудом для Ниневии, так Сын Человеческий будет чудом для них.
31 Южная царица предстанет пред ними на суде, чтобы вынести им приговор, ибо она от края земли пришла ради Соломоновой мудрости, а здесь — Тот, кто больше Соломона.
32 Жители Ниневии предстанут пред ними на суде, чтобы вынести им приговор, ибо они, услышав призыв Ионы, раскаялись, а здесь — Тот, кто больше Ионы.
33 Никто не зажигает светильник, чтобы спрятать его в чулан или накрыть горшком. Напротив, его ставят на подставку, чтобы входящие видели свет.
34 Твой глаз — это светильник тела. Если глаз у тебя здоров, то и тело будет пронизано светом. Но если глаз у тебя болен, то и тело будет наполнено тьмою.
35 Берегитесь же, чтобы свет, наполняющий вас, не сделался тьмою!
36 Если тело ваше наполнится светом и ни одна его часть не останется темной, оно будет таким светлым, как если бы в нём сиял светильник.
37 Когда Иисус кончил говорить, один фарисей пригласил Его к обеду. Он пришел и возлёг за обеденный стол.
38 Видя, что Он не совершил омовения перед едой, фарисей удивился.
39 Но Господь сказал ему:
— Вы, фарисеи, моете чаши и блюда снаружи, а внутри у вас сплошная алчность и подлость.
40 Глупцы! Неужели не один и тот же Создатель у внешнего и у внутреннего?
41 Делитесь своим добром с бедняками, и тогда всё у вас будет чистым.
42 Горе вам, фарисеи! Вы отдаете Богу десятину с мяты, руты и иных огородных растений, а справедливость и любовь к Богу забыли. Но именно это важнее всего, хотя и о том не следует забывать.
43 Горе вам, фарисеи! Вы любите почетные места в синагогах и приветствия на площадях.
44 Горе вам! Вы — как необозначенные могилы, по которым люди ходят, не подозревая о них.
45 На это один из законников заметил:
— Учитель! Такими словами ты и нас задеваешь.
46 Иисус откликнулся:
— Горе и вам, законники! Вы взваливаете на людей непосильную ношу, а сами и пальцем к ней не прикоснетесь.
47 Горе вам! Вы воздвигаете гробницы пророкам, которых убили ваши предки.
48 Тем самым вы одобряете дела отцов: те убивали пророков, а вы строите им гробницы.
49 Недаром Бог в мудрости Своей сказал: «Я пошлю к ним пророков и апостолов, которых они станут убивать и преследовать».
50 И взыщется с этого поколения за кровь всех пророков, пролитую с сотворения мира,
51 от крови Авеля до крови Захарии, убитого между алтарем и святилищем. Да, говорю вам, с этого поколения взыщется за всё!
52 Горе вам, законники! Вы, забрав себе ключ от знания, и сами не вошли, и других не пустили.
53 После того как Он ушёл оттуда, фарисеи и законники стали противодействовать Ему. Они досаждали Ему вопросами,
54 надеясь поймать Его на слове.

Новый Библейский Комментарий

11:1−13 Как молиться? (см.: Мф 6:9−13; 7:7−11). Все христианские молитвы восходят к примеру, данному нам Самим Иисусом Христом. Господня молитва в некоторых рукописях Евангелия от Луки дана в несколько сокращенном виде по сравнению с тем, как она звучит у евангелиста Матфея. Существует мнение, что ранняя Церковь использовала слова этой молитвы в зависимости от каждой конкретной ситуации. У Луки (во многих современных переводах) Господня молитва содержит обращение к Богу и два вида прошений.

Отче — дословный перевод арамейского слова Авва, использованного Иисусом (ср.: 10:21; Мк 14:36). В этой молитве Иисус предлагает Своим последователям обращаться к Богу с теми же словами, какие обычно использовал Он Сам.

Да святится имя Твое — это первое из двух прошений, касающееся Самого Господа Бога. Пусть имя Бога (то есть Он как Личность) прославится во всем мире. Второе прошение уточняет, как именно это должно произойти: «Да приидет Царствие Твое». Пусть Божье правосудие и мир поскорее воцарятся во всем мире. Здесь молящиеся просят Бога приблизить День Господень, и только после этого переходят к прошениям, касающимся их собственных потребностей.

Во-первых, они просят Бога послать им хлеб насущный. Это означает не только пропитание, но тот хлеб жизни, тот дар Господа, без которого наша настоящая жизнь невозможна. На каждый день (слав. днесь, греч. epiousios) может подразумевать «на будущее» или «по мере необходимости». Первый вариант содержит оттенок предвкушения будущих благословений Царства Божьего уже сегодня.

Во-вторых, это молитва о ежедневном прощении наших грехов, которое возможно только при условии, что мы также прощаем остальных людей.

И, наконец, молящийся просит Господа избавить его от искушений и дьявольских козней, ослабляющих веру и препятствующих возможности попасть в Царство Божье.

Следующие притчи призывают верующих никогда не терять надежду.

Ст. 5−10 Хотя человек, у которого есть хлеб (ср.: ст. 3!), в доме, состоящем из одной комнаты (где все спят вповалку), вначале ленится встать ночью с постели, чтобы поделиться с просящим, однако в конце концов он уступает «по неотступности его». Но поскольку даже смертный уступает перед настойчивостью просящего, то тем более Господь непременно в свое время ответит на все наши молитвы, даже если нам кажется, что Он медлит с ответом (ср.: 18:1−8).

Ст. 11−13 Подобно тому, как любой земной отец никогда не обманет своего ребенка и не откажет ему, наш Отец Небесный пошлет дар Духа Святого всем, кто попросит Его об этом. Здесь Иисус в общих чертах говорит о духовных благословениях, которые Бог посылает Своим детям. Это не означает, что любой, кто станет просить особых харизматических дарований, непременно получит их. Рыба и змея, яйца и свернувшиеся скорпионы внешне напоминают друг друга.

11:14−54 Противостояние фарисеям

11:14−28 Силой вельзевула или перстом Божьим? (см.: Мф 12:22−30, 43−45; Мк 3:22−27). 14−23 Фарисеи рассчитывали помешать популярности Иисуса, объяснив чудесные исцеления, совершаемые Им, помощью сатаны (15). Другие полагали, что Иисусу следовало дать всем знамение, подтверждающее, что Он послан Богом (16).

На первое обвинение (ст. 15) Иисус ответил поговоркой о том, что всякий разделившийся дом и всякое разделившееся царство будут ослаблены и вскоре уничтожены. Поэтому глупо думать, что сатана, он же веельзевул, позволит такому произойти в собственном царстве. Кроме того, последователи фарисеев также пытались изгонять бесов, поэтому обвинение в стихе 15 оборачивалось против самих обвиняющих. Далее, поскольку Господь несомненно сильнее сатаны, факт изгнания бесов уже был достаточным свидетельством того, что Иисус делал это «перстом Божиим». Это, в свою очередь, знаменовало наступление эры спасения. И тогда отказ поддержать Иисуса означал не просто соблюдение нейтралитета, но объединение с Его врагами.

Ст. 24−26 Существуют различные мнения, как относиться к этой истории: следует ли воспринимать ее буквально, или же это очередная притча о духовном обнищании? Она предостерегает людей от покаяния, за которым не следует попытки измениться к лучшему. Последствия могут оказаться ужасными. Комментируя этот стих, Томас Чалмерс говорил об «изгоняющей силе новой любви».

Ст. 27, 28 Евангелист Марк приводил другую историю, также освящающую отношение Иисуса Христа к этой теме (Мк 3:31−35). Лука уже упоминал ее ранее (8:19−21) и теперь рассказывает другой случай. Весьма эмоциональное восклицание женщины, благословляющей Мать Иисуса, просто означает: «Хотела бы и я иметь сына, похожего на этого человека». Но есть в этом отрывке нечто гораздо более важное: призыв Иисуса слушать слово Божье и следовать ему (ср.: 6:46−49).

Иисус говорит о том, что людям следует понять и поверить в Него как Божьего посланника и не требовать дополнительных чудесных знамений в подтверждение этому. Если Израиль отвергнет Его благовестие, то участь его будет горше прежней (ст. 26).

Примечания. Ст. 14 Ср.: Мф 9:32−34.

Ст. 20 Здесь словосочетание перстом Божиим перекликается с Исх 8:19 (ср.: Пс 8:4) и означает то же, что и «Духом Божиим» (Мф 12:28).

Ст. 24 Безводные места считались, по представлениям иудеев, обычной средой обитания бесов, которые все же предпочитали селиться в человеческих телах.

11:29−32 Знамение Ионы (см.: Мф 12:38−42). В этом отрывке Иисус отвечает на требование из стиха 16. Народ жаждал чудес, подтверждающих слова Иисуса, но Он не желал заставлять людей поверить Своему благовестию, внушив им трепет проявлением Своей силы. Напротив, Он хотел Своими делами показать иудеям характер Своего Отца, Судьи и Спасителя. Поэтому Он категорически отказался дать какое-либо знамение (ср.: Мк 8:11, 12), кроме знамения Ионы пророка. Иными словами, иудеи получат только такое знамение, каким некогда стал для Древней Ниневии пророк Иона.

В высказывании о царице Южной (ср.: 3Цар 10:1−10, где она названа царицей Савского [Сабейского] царства на юго-западе Аравии) подчеркивается, что она (язычница, женщина) станет свидетельствовать против иудеев, современников Иисуса, потому что сама приложила массу усилий, чтобы услышать царя Соломона, а нынешние иудеи не желают прислушаться к тому, что им говорит Тот, Кто гораздо более велик, нежели Соломон. Подобно этому, древние ниневитяне покаялись после проповеди пророка Ионы, а нынешние иудеи не желают внимать учению Иисуса. Как мы видим, само учение Христа — это и есть «знамение Ионы». Глубокий смысл сокрыт в данных словах Христа. Использование будущего времени в стихе 30 и то, как евангелист Матфей (Мф 12:39, 40) описывает воскресение Христа, проводя параллель с избавлением Ионы, позволяет предположить, что в этом отрывке Иисус подразумевает Свое воскресение и последующее второе пришествие.

11:33−36 Свет и тьма (см.: Мф 5:15; 6:22, 23). Стих 33 (который повторяет 8:16), возможно, предостерегает слушателей и не велит утаивать от других полученный ими свет (Мф 5:15), или же содержит намек на Израиль, который получил свет от Бога и сокрыл его от остальных (ср.: 52). Но, вероятней всего, эти слова о свете относятся к свету учения Иисуса Христа, от которого отказывались иудеи. В стихе 34 око означает сознательную волю человека, его дух, воспринимающий мир, как глаз воспринимает свет. Здоровые глаза позволяют человеку увидеть свет, а больные глаза вынуждают человека оставаться в темноте. Нужно иметь здоровое духовное зрение, чтобы воспринять свет Христа. Слушатели Иисуса должны убедиться: то, что они принимают за свет, — на самом деле свет, а не тьма (35). Затем в стихе 36 говорится о том, что человек, исполнившись света истины, способен освещать путь другим людям. В целом весь отрывок предостерегает от духовной слепоты и сердечного ожесточения.

11:37−54 Лицемерие фарисеев и книжников (см.: Мф 23:4−7, 13, 23−26; ср.: Лк 20:46). Иисус посетил некоего фарисея (ср.: 7:36; 14:1), чтобы принять участие в одной из двух дневных трапез (обычных для иудеев того времени). Перед каждым принятием пищи фарисеи совершали омовение, но не из соображений гигиены, а чтобы ритуально очиститься от осквернения после контакта с язычниками и прочими грешниками (Мк 7:1−5). Иисус, однако, обличил фарисеев в ложном благочестии. Омывая свои тела (39), фарисеи уподоблялись человеку, который стал бы мыть только внешнюю сторону грязной посуды. Поскольку Господь сотворил не только внешнюю оболочку, но и внутренний мир людей, им надлежит очищать себя не только внешне, но и внутренне. Если бы фарисеи перестали быть злыми и жадными и начали подавать милостыню нуждающимся, это могло бы очистить их сердца, а ничего другого Господь не стал бы требовать. (Таким образом, Иисус отвергает саму идею ритуального осквернения; ср.: Мк 7:15, 19.)

В стихах 42−44 Иисус трижды провозглашает «горе» фарисеям и книжникам, указывая на их духовную несостоятельность. Они настолько сосредоточились на ритуальных мелочах, что забыли об основных нравственных принципах. Они хотели стяжать всеобщее уважение буквальным соблюдением религиозных обрядов, желая прослыть людьми духовными. Но на самом деле они были просто лицемерами, обманывающими людей. Иисус уподобляет их «скрытым гробам», над которыми люди спокойно ходят, не подозревая об опасности.

Законников (5:17) Иисус обличал и прежде, теперь Он продолжил обвинение против них. Они налагают непосильное бремя на людей, не делая ничего, чтобы облегчить их ношу. Сами же пытаются создать видимость исполнения закона. Они строят памятники древним пророкам, но на самом деле остаются такими же, как их предки, убивавшие этих пророков, потому что сердце их не изменилось. Господь в Своей премудрости видел их согласие с их отцами — убийцами пророков. Отношение законников к пророкам и апостолам церкви венчает череду преступлений против тех, кто нес миру свет Божественного учения. И эти преступления не останутся безнаказанными. В конце концов они подпадут под проклятие за то, что искажали истину и препятствовали другим войти в Царство Божье.

Примечания. Ст. 41 Подавайте милостыню — эти слова означают у Луки то же, что имел в виду Иисус, говоря «очисти» (Мф 23:26).

Ст. 42 Здесь говорится о церковной десятине в соответствии с требованиями закона.

Ст. 43 Эти слова следует отнести на счет тех фарисеев, которые были «учителями закона» (ср.: 20:46). 48 Они лишь внешне почитают пророков — строят им гробницы — слов же их не исполняют: в словах Иисуса содержится метафора и ирония.

Ст. 51 О Захарии см.: 2Пар 24:20, 21, а также коммент. к Мф 23:35.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.