По Луке 12 глава

Евангелие по Луке
Открытый перевод → Новый Библейский Комментарий

Открытый перевод

1 Тем временем, при стечении тысяч людей, давивших и толкавших друг друга, Иисус обратился к ученикам со словами:
— Берегитесь закваски фарисеев — лицемерия!
2 Нет тайны, которая бы не вышла наружу, и секрета, который бы не был раскрыт.
3 Все, что вы скажете ночью, прозвучит при свете дня, и все, что вы шептали в спальне, будет провозглашено с крыш.
4 Говорю вам, друзья: бойтесь не тех, кто убивает тело, но больше ничем повредить не может.
5 Я скажу вам, кого нужно бояться: бойтесь того, кто может не только убить вас, но и ввергнуть в ад. Говорю вам, вот его надо бояться!
6 Пять воробьев продаются за два гроша, но ни один из них не забыт у Бога.
7 А у вас даже волосы на голове пересчитаны. Не бойтесь, вы дороже любых воробьев.
8 Говорю вам, того, кто признает Меня пред людьми, того Сын Человеческий признает пред ангелами Божьими,
9 а того, кто отвергнет Меня пред людьми, того Сын Человеческий отвергнет пред ангелами Божьими.
10 Злословящий Сына Человеческого будет прощён, но хула на Духа Святого никому не простится.
11 Когда вас поведут, чтобы вы предстали перед судом синагоги, или правителей, или наместников, не думайте о том, какими словами вам защищаться.
12 Дух Святой подскажет вам, что говорить.
13 Один человек из толпы попросил Его:
— Учитель, вели брату отдать мне мою долю наследства.
14 Иисус сказал:
— Друг, кто поставил Меня судьей, чтобы делить ваше имущество?
15 И, обращаясь ко всем, добавил:
— Смотрите же, избегайте всякой алчности, ибо жизнь человека — не в избытке богатств.
16 И Он рассказал им такую притчу:
— Земля одного богача принесла большой урожай.
17 И тот задумался: «Что же мне делать? Где мне хранить такой урожай?»
18 И решил: «Вот что я сделаю! Снесу-ка я свои прежние амбары и поставлю другие, побольше, чтобы хранить хлеб и прочее добро.
19 И тогда я скажу себе: Добра, запасенного здесь, хватит на многие годы. Отдыхай же, ешь, пей, веселись!»
20 Но Бог сказал ему: «Этой ночью, глупец, ты расстанешься с жизнью. И для кого ты всё это копил?»
21 Так будет с каждым, кто копит для себя, вместо того чтобы богатеть для Бога.
22 Затем Иисус обратился к ученикам:
— Поэтому Я говорю вам: не беспокойтесь о том, как добыть еду, чтобы жить, и одежду, чтобы прикрыть тело.
23 Жизнь важнее еды, тело важнее одежды.
24 Взгляните на воронов: они не сеют, не жнут, нет у них ни амбаров, ни складов, но Бог кормит их. А ведь вы дороже, чем птицы!
25 Кто из вас сможет продлить себе жизнь хоть ненамного, даже если постарается?
26 Если даже такая малость вам не по силам, то стоит ли хлопотать о прочем?
27 Взгляните на то, как растут лилии. Они не трудятся, не прядут, но поверьте, даже Соломон в расцвете своей славы не одевался так, как любая из них.
28 Если Бог так одевает траву, которая сегодня в поле, а завтра будет брошена в печь, то неужели Он не оденет и вас, маловеры?
29 Итак, не ищите еды и питья, не изводите себя напрасной заботой.
30 Все иноверцы поглощены погоней за этим, но Отец ваш знает о ваших нуждах.
31 Ищите Царства Его, а остальное будет дано вам в придачу.
32 Не бойся, малое стадо, ибо Отец ваш решил даровать вам Царство.
33 Продайте всё, что имеете, и раздайте эти деньги бедным. Приобретите суму, которая не ветшает, небесное хранилище, которое не скудеет, где вор не похитит и моль не подточит.
34 Где сокровище ваше, там и будет ваше сердце.
35 Подпояшьтесь и держите светильники ваши зажженными,
36 как слуги, поджидающие хозяина с пира, чтобы по стуку в дверь сразу открыть ему.
37 Счастливы слуги, которых хозяин, вернувшись, застанет готовыми. Говорю вам истину, тогда он сам, подпоясавшись, пригласит их к столу, чтобы им прислуживать.
38 Счастливы они, если он застанет их готовыми, даже если придет во вторую или в третью ночную стражу.
39 Знайте, если бы владельцу дома было известно, в котором часу явится вор, он не дал бы вору пробраться в дом.
40 Так и вы должны быть готовы, ибо Сын Человеческий придет внезапно.
41 Петр спросил:
— Господин наш, эта притча — только для нас или и для других тоже?
42 Господь ответил:
— Представьте себе разумного и честного домоправителя, которого хозяин поставил над слугами, чтобы выдавать им пищу в срок.
43 Счастлив он, если хозяин, вернувшись, застанет его выполняющим поручение.
44 Говорю вам истину, тогда хозяин вверит ему все свое достояние.
45 Но если этот человек подумает: «Хозяин вернется не скоро», — и начнет избивать слуг и служанок, объедаться и допьяна напиваться,
46 то хозяин его вернется в тот день и час, когда он меньше всего этого ожидает. Тогда хозяин разрубит его пополам, осудив его на участь неверных.
47 Тот слуга, который, зная волю господина, не станет с готовностью исполнять ее, будет наказан плетьми сполна,
48 а тот, кто нарушит её по незнанию, будет тоже высечен, но слабее. Кому много дано, с того много и взыщется; кому доверено много, с того спросят еще больше.
49 Я пришел низвести на землю огонь, и как же Я хочу, чтобы он разгорелся!
50 Мне ещё предстоит омовение, и как хочу Я, чтобы оно скорее свершилось!
51 Вы думаете, Я принес на землю мир? Нет, говорю вам, не мир, а вражду!
52 Отныне в семье из пяти человек трое будут враждовать с двумя, а двое будут против троих:
53 отец против сына, сын против отца, мать против дочери, дочь против матери, свекровь против невестки, невестка против свекрови.
54 Иисус сказал толпе:
— Видя, как с запада приближается туча, вы говорите: «Быть ливню», — и начинается дождь.
55 Когда ветер дует с юга, вы говорите: «Быть зною», — и наступает зной.
56 Лицемеры, приметы погоды вы знаете, а какое время ныне пришло, понять не хотите?
57 Неужели вы сами не знаете, в чём справедливость?
58 Отправляясь с противником на суд, ещё по дороге старайся помириться с ним. Иначе он притащит тебя к судье, судья передаст тебя исполнителю, а тот бросит тебя в тюрьму.
59 Говорю тебе, ты не выйдешь оттуда, пока не вернешь всё до полушки.

Новый Библейский Комментарий

12:1 — 13:9 Готовность к предстоящему кризису. Здесь и в некоторых других отрывках (17:20 — 18:8; 21:5−38) Лука собрал высказывания Иисуса Христа о грядущем кризисе, который наступит в результате Его пришествия. Благая весть о спасении обернется угрозой для тех людей, которые откажутся услышать ее. Иисус неоднократно предупреждал иудеев о том, сколь пагубны последствия противостояния Ему. Это вызовет не только политическое крушение иудейского государства, но Сам Бог отречется от таких людей в День Суда. Одновременно с этим Иисус учил Своих учеников стойкому перенесению грядущих тягот и постоянной готовности к пришествию их Господа. Иудея была сокрушена в войне с Римом в 66−70 гг. н. э., но весь мир все еще ждет возвращения Господа Иисуса Христа. Некоторая сложность понимания вызвана тем, что Иисус рассматривал оба этих события как единое проявление Суда над отступниками, и Сам Он не знал точного времени этого Суда, установленного Отцом (Мк 13:32).

12:1−12 Бесстрашное исповедание (см.: Мф 10:26−33; 12:31, 32; 10:19, 20; ср.: Мк 3:28, 29). Стих 1 продолжает идею из предыдущего отрывка о лицемерии фарисеев; их учение проникло во все слои иудейского общества, подобно дрожжам в тесте, и лицемерие их оказывает разлагающее влияние на людей. Но иудеям следует остерегаться лицемерия и ханжества, потому что придет день, когда все тайное станет явным и все их сокровенные помыслы обнаружатся (ср.: 8:17).

Совсем другое искушение ожидает учеников Иисуса, которые могут из страха за свою жизнь скрывать отношение к Иисусу. Но одно дело — пострадать от людской злобы, и совсем другое, гораздо более страшное, — отречься от Него, притворившись, что не имеешь с Ним ничего общего, а потом встретиться лицом к лицу с Господом Богом, властным ввергать грешников в ад. Поэтому не следует бояться людской злобы, потому что никакие палачи не способны придумать ничего страшнее, чем навсегда быть отторгнутым от любви и мудрой заботы Господа. В зависимости от того, признает человек Иисуса Христа или же отрекается от Него, Сын Человеческий станет свидетельствовать перед престолом Божьим против тех, кто отверг Его, и за тех, кто был с Ним до конца (8, 9).

В стихе 10, однако, говорится, что человек, не поверивший Сыну Человеческому или отрекшийся от Него, все еще может быть прощен. Возможно, стих 9 был обращен к ученикам, которым было непростительно непонимание значимости Иисуса, а стих 10 предназначался для остальных людей, для которых слова «Сын Человеческий» могли и не раскрывать, Кем был Иисус. Если же они отказывались принять очевидность проявления благодатного действия Святого Духа в Иисусе (например, приписывая Его силу вмешательству сатаны), то в таком случае они подлежали осуждению. Люди, преданно исповедовавшие Иисуса, получат поддержку Святого Духа перед любыми властями и судьями, по разным причинам внушающим им страх.

Примечания. Ст. 1 Слово сперва указывает на то, что следующие слова предназначены специально для учеников. 6 В Евангелии от Матфея 10:29 «две... малые птицы продаются за ассарий», смысл остается тот же.

Ст. 8, 9 Здесь Иисус говорит о Себе одновременно в первом лице и в третьем, как о Сыне Человеческом (ср.: Мф 10:32, 33). Очевидно, Он прибегнул к форме третьего лица, чтобы подчеркнуть связь этой фразы с текстом в Дан 7.

12:13−34 О материальной озабоченности (см.: Мф 6:25−33, 19−21). К Иисусу обычно обращались как к учителю, то есть человеку, имеющему право разбирать дела религиозного и гражданского рода. Поэтому неудивительно, что к Нему пытались прибегнуть как к арбитру и по вопросу о собственности. Вероятно, младший брат обращался к Нему с жалобой на старшего, который лишил его законной доли наследства. Тем не менее Иисус отказался разбирать дело чисто гражданского характера. Он не был раввином, но пришел возвестить Евангелие. Поэтому Он обратился к сути вопроса и предостерег против жадности или, как сказано в более старых переводах Писания, против любостяжания. (Мог ли Он лично знать о деталях ситуации?) Любостяжание — это желание иметь больше, чем уже есть (не обязательно из зависти к чужому богатству), что не только приводит к раздорам, но и свидетельствует о принципиально неверном отношении к жизни, когда обладание становится единственно важным. Бог может неожиданно положить конец жизни человека, и тогда становится ясно, насколько бесполезно все, чем мы обладаем. За деньги всего не купишь, тем более жизни. Богач может оказаться не в состоянии обрести истинной ценности — правильного отношения к Богу А первый шаг на пути к этому — не быть привязанными к земным благам и щедро подавать милостныню бедным (33). В притче богач оказывается глупцом, безбожником и, следовательно, никчемным человеком. Каким же тогда должно быть правильное отношение к имуществу? Ученикам не следует заботиться о пище и одежде (две основные физические потребности) как о чем-то самом главном в жизни. Если Господь кормит даже беззаботных птиц и одевает цветы, то, безусловно, Он позаботится обо всем необходимом и для Своих детей. В любом случае, никакое попечение о еде и одежде не сможет продлить человеческую жизнь. Пусть в мире, где люди постоянно дерутся и соперничают друг с другом из-за лучших бытовых условий, ученики Христа прежде всего ищут Божьей воли и Его спасения, и тогда они увидят, что об их телесных нуждах уже позаботились. Ученикам следует распродать все свое имущество и отдать деньги нуждающимся, чтобы всецело устремиться на поиски небесного сокровища, которое не оскудевает.

Может показаться, что такое учение поддерживает лентяев в их беззаботности, потому что «Господь все управит, поэтому можно самому ничего не делать!» Однако Иисус обращался не к беззаботным лодырям, но к людям, обеспокоенным ежедневным искушением принять участие в общей борьбе за выживание. Им следует положиться на Господа и понять, что же действительно ценно в этом мире.

Примечания. Ст. 25 В греческом оригинале употреблено слово «локоть» (мера длины [45 см]), которое также может быть использовано метафорически для обозначения периода времени. «Прибавить росту на локоть» могло означать «прибавить себе дней жизни».

Ст. 31 Искать Царства Божьего — это значит, что главной целью своей жизни человек ставит приближение к Господу и всецелое исполнение Его воли.

12:35−48 Пришествие Сына Человеческого (см.: Мф 24:43−51). Объяснив людям, каким образом им следует устремиться всеми помыслами к Господу, чтобы стяжать Царство Божье, Иисус переходит к обсуждению того, как должно относиться к своему будущему. Ибо людей ожидает пришествие Сына Человеческого (40), причем произойдет это неожиданно для всех, и никому не дано предугадать время, когда это случится. С пришествием Его наступит и час Суда (8, 9), и, одновременно, торжество правления Божьего. Поэтому всем ученикам и последователям Христа необходимо подготовиться к этому дню, постоянно пребывая в служении Господу, подобно тем рабам, которых их господин находит бодрствующими по возвращении своем. Упоминание именно ночного времени подчеркивает необходимость полнейшей готовности и бодрствования. Вторая, очень краткая притча, — о неожиданном вторжении грабителя и неготовности хозяина дома, застигнутого врасплох. Эта притча показывает нам другую сторону ожидания часа, когда придет Господь, и подчеркивает серьезность последствий неподготовленности к Его пришествию.

Но возникает вопрос: для кого предназначалось это наставление? Относилось ли оно ко всем, кто считает себя слугами Господа, или же предназначалось для тех, кто руководит этими последователями? Похоже, что Иисус все-таки имел в виду последних. Раб, которого господин назначил смотреть за домом и который хорошо справился со своими обязанностями, несомненно получит награду от своего господина; но если раб воспользовался отсутствием господина и вел себя как ему заблагорассудится, возвращение хозяина станет для него большим несчастьем. Мера его наказания будет зависеть от знания им или незнания воли господина и, соответственно, меры его ответственности. Небесный приговор будет означать не только виновность или невиновность; существуют различные меры ответственности за содеянное.

Употребление будущего времени в стихах 42−48 относится, скорее всего, к ситуации в Церкви после вознесения Иисуса. Фактически, все отрывки данного раздела относятся к ученикам Христа на период после Его воскресения и до Его второго пришествия (следует отметить перемену в слушателях в стихе 54).

12:49−59 Время выбора в Израиле (см.: Мф 10:34−36; 16:2, 3; 5:25, 26). Однако именно здесь и сейчас наступает основной момент, когда люди должны решить, признают ли они Иисуса Своим Господом. Его пришествие принесло в мир разделение. Ему было предназначено низвести огонь на землю, и Он жаждал, чтобы этот огонь вспыхнул и разгорелся в полную силу. Для этого Иисусу необходимо пройти через страдания, и Он томится и ждет, чтобы предначертанное наконец совершилось.

Его приход не принесет мира и успокоенности, напротив, Его служение неизбежно вызовет противостояние распространению Благой вести даже среди родственников.

И ни трагичности, ни серьезности этой ситуации люди не понимают. Они могут предсказать перемену погоды по изменению направления ветра, но не в состоянии увидеть знамений перемены времен. Они не в состоянии осознать, что уподобились тому, кого обвинитель тащит в суд. Мудрый человек постарается уладить дело до того, как его осудят и отправят отбывать срок в темницу. Сейчас пришло время отвечать Иисусу, скоро будет слишком поздно.

Примечания. Ст. 49 Здесь огонь означает распространение Евангелия или очищающую силу Господа, и Иисус желает, чтобы он возгорелся быстрее.

Ст. 50 Погружение в воду — метафора несчастья и страдания (ср.: Пс 68:2−4). Таким образом, крещение (буквально «погружение в воду») означает страдания Иисуса (ср.: Мк 10:38, 39). О слове томлюсь см.: 2Кор 5:14; Флп 1:23.

Ст. 56 Слово лицемеры здесь стоит скорее в значении «безбожники», нежели «притворщики».

Ст. 59 Не следует рассматривать эту притчу как учение о чистилище.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.