По Луке 13 глава

Евангелие по Луке
Открытый перевод → Новый Библейский Комментарий

Открытый перевод

1 В это время пришли к Иисусу с вестью о галилеянах, кровь которых Пилат смешал с кровью их жертв.
2 Он ответил:
— Думаете, это величайшие грешники во всей Галилее, раз они претерпели такое?
3 Нет, говорю вам, но если вы не обратитесь, то и вы погибнете.
4 А те восемнадцать, что погибли, когда обрушилась Силоамская башня? Думаете, они были греховнее остальных жителей Иерусалима?
5 Нет, говорю вам, но если вы не обратитесь, то и вы погибнете.
6 А ещё рассказал Он такую притчу:
— У одного человека росла смоковница в винограднике, и он зашел проверить, плодоносит ли она. Не обнаружив плодов,
7 он сказал виноградарю: «Уже три года, как я напрасно жду плодов с этой смоковницы. Сруби ее. Зачем она занимает место?»
8 Тот сказал: «Хозяин, пусть она постоит ещё год! Я окопаю её и хорошенько удобрю.
9 Может, она ещё принесет плоды. А если нет, тогда велишь её уничтожить».
10 В одну из суббот Иисус проповедовал в синагоге.
11 А там была женщина, одержимая духом и страдавшая вот уже восемнадцать лет. Она была сгорблена и не могла выпрямиться.
12 Иисус, увидя её, подозвал её и сказал:
— Женщина, ты избавишься от болезни!
13 Он возложил на неё руки, и она тотчас выпрямилась и восславила Бога.
14 Но старейшина синагоги, недовольный тем, что Иисус совершил исцеление в субботу, сказал народу:
— Есть шесть дней для работы. Вот по этим дням и приходите исцеляться, но не в субботний день!
15 На это Господь сказал:
— Лицемеры! Разве в субботу вы не отвязываете, чтобы сводить на водопой, вола или осла?
16 Так неужели же эту дочь Авраама, которую Сатана восемнадцать лет держал связанной, не следовало избавить в субботу?
17 Этим ответом Он посрамил противников, а народ радовался Его славным делам.
18 Иисус говорил:
— На что похоже Царство Божье? С чем его сравнить?
19 Оно подобно горчичному зёрнышку, которое человек посадил у себя в саду. И выросло целое дерево, и в ветвях его укрываются птицы небесные.
20 А ещё Он сказал:
— С чем сравнить Царство Божье?
21 Оно подобно горстке дрожжей, которую хозяйка взяла на целых три меры муки, и от которой, закиснув, поднялось всё тесто.
22 Так Он обходил города и села, проповедуя и держа путь в Иерусалим.
23 Однажды Его спросили:
— Господин наш, верно ли, что спасутся лишь немногие?
Он ответил:
24 — Старайтесь войти в узкую дверь. Многие захотят войти, но не смогут.
25 Однажды хозяин дома закроет дверь, и тогда, оставшись снаружи, вы будете стучаться и умолять: «Господин наш, открой нам!» Но он ответит: «Не знаю, кто вы такие».
26 Тогда вы скажете: «Мы ели и пили с тобой, и ты учил на наших улицах».
27 Но он снова скажет: «Не знаю, кто вы такие. Прочь от меня, злодеи!»
28 И будет там плач и скрежет зубов. Авраама, Исаака, Иакова и всех пророков вы увидите в Царстве Божьем, а вас изгонят вон.
29 Придут люди с востока и запада, с севера и юга, на пир в Царстве Божьем.
30 Некоторые из последних станут первыми, а из первых — последними.
31 В это время подошли к Иисусу фарисеи и сказали:
— Уходи в другое место, ибо Ирод намерен убить Тебя.
32 Он ответил:
— Передайте этой лисе, что изгонять демонов и исцелять больных я буду и сегодня, и завтра, и на третий день, пока не добьюсь своего.
33 Продолжать свой путь Я должен буду и сегодня, и завтра, и послезавтра, ибо пророк может погибнуть только в Иерусалиме.
34 Иерусалим, Иерусалим, убивающий пророков и камнями побивающий тех, кто послан к тебе! Сколько раз Я пытался собрать детей твоих, как наседка собирает цыплят под крыло, но вы не захотели.
35 Так вот, дом ваш будет пуст. Говорю вам, вы не увидите Меня, пока не воскликнете: «Благословен грядущий во имя Господне!»

Новый Библейский Комментарий

13:1−9 Необходимость покаяния. Два кратких увещевания Иисуса подчеркивают необходимость откликнуться на кризис, вызванный Его пришествием в мир. Несколько паломников, посетивших Иерусалим на Пасху, были убиты римскими солдатами прямо в храме во время жертвоприношения. Сообщение об этом вполне соответствовало характеру Пилата, хотя этот отдельный случай слишком незначителен, чтобы попасть в записи Иосифа Флавия о данном периоде. Реакция Иисуса на рассказ об этом противоречила расхожему у правоверных иудеев мнению о том, что больших грешников постигает наиболее страшное бедствие. Это было так же глупо, как полагать, что люди, по несчастной случайности погибшие под каменной кладкой, были особыми грешниками. (Этот несчастный случай также оказался слишком незначительным, чтобы быть отмеченным в исторических книгах.) Правильней считать, что иудейский народ в целом согрешил перед Господом, и поэтому все его представители должны разделить судьбу грешников, если только они не покаются.

Такая ситуация, сложившаяся для всего народа, напоминала судьбу дерева, не способного принести плоды. Оно годится только для уничтожения, ибо на освободившейся земле можно вырастить здоровое дерево. Но, подобно владельцу дерева, готовому раз за разом подпитывать его, Господь решил дать Израилю возможность покаяться. Если же люди откажутся воспользоваться этим, то сами понесут ответственность за свою судьбу. В этой притче виноградарь символизирует Иисуса, выступающего перед Господом в защиту Израиля, не заслуживающего подобной милости.

Примечания. Ст. 6 Различные плодовые деревья могли быть посажены в винограднике. Смоковница символизирует Израиль в Ос 9:10.

Ст. 7 Плоды нельзя было собирать с деревьев в течение первых трех лет (Лев 19:23), следовательно, данному дереву было шесть лет.

13:10−35 Спасительное действие Божьего правления

13:10−17 Скорченная женщина. В предыдущем отрывке служение Иисуса Христа представлялось как время выбора; теперь делается упор на грядущем спасении. Женщина, страдающая от искривления позвоночника, была освобождена в субботу в синагоге. Начальник синагоги стал спорить, что в данном случае не стоял вопрос жизни и смерти, поэтому исцеление следовало отложить до буднего дня. Иисус ответил ему, что если уж скот отвязывают по субботам, чтобы напоить (это разрешалось иудеям), то эта женщина тем более нуждается в освобождении от болезни. Отметим, что немощь описывается как вызванная духом немощи (11) или как узы сатаны (16).

Таким образом, человеческие страдания вызваны тем же космическим беспорядком, что и человеческая греховность. Заключительная фраза показывает, как люди радуются спасению, открытому в Иисусе, в то время как противившиеся Ему остаются постыженными.

13:18−21 Две притчи о Царстве Божьем (см.: Мф 13:31−33; Мк 4:30−32). Две притчи, приведенные здесь, связаны с приходом спасительного Царства Божьего в Иисусе. В них содержится обещание, что труд Бога получит славное завершение, как бы малы и незначительны ни казались начинания. Подобно тому, как из малого горчичного семени вырастает огромное дерево, подобно малому количеству закваски, способному сквасить много теста, малое начинание станет расти и широко распространяться. Попытки отыскать различные значения в этих двух притчах сомнительны, а мнение о том, что закваска олицетворяет зло (а не Царство Божье), бесспорно ошибочно.

13:22−30 Вход в Царство Божье (ср.: Мф 7:13, 14, 22, 23; 8:11, 12). Упоминание об Иерусалиме, где Иисусу предстоит быть распятым, напоминает контекст учения Христа. Многим ли людям суждено спастись, то есть войти в Царство Божье? Ортодоксальная религия учила, что все иудеи, за исключением закоренелых грешников и отступников, смогут войти туда. Но некоторые иудейские группировки ограничивали число спасенных теми, кто выказал истинную веру в соответствии с правилами, установленными ими самими. Иисус отказался от подобных предположений. Гораздо важнее, сказал Он, увериться в том, что ты лично сможешь обрести спасение. Царство Божье подобно дому с тесными вратами, через которые не все смогут пройти. Когда начнется пир (Мф 25:10), врата окажутся затворенными, и тогда будет поздно пытаться пробраться внутрь. И будет бесполезно ссылаться на свое знание об Иисусе, если ты ранее не следовал Его учению. Никто не сможет автоматически попасть в Царство Божье. Некоторых иудеев туда не допустят, и их места займут язычники из стран всего мира, а рядом с ними окажутся святые всех времен Ветхого Завета. Те, кто посчитает себя первыми, будут последними. Вновь подчеркивается необходимость покаяния (гл. 12 и 13): спасение и Суд неотделимы друг от друга.

13:31−35 Плач по Иерусалиму (см.: Мф 23:37−39). Некоторые из фарисеев предупреждали Иисуса, что Ему следует бежать из пределов, подвластных Ироду (то есть из Галилеи и Переи). Неясно, были ли то сочувствующие Иисусу, предупреждавшие Его об опасности, или же враги, подосланные Иродом, чтобы напугать Иисуса и заставить Его замолчать. В любом случае, Иисус презрел эти угрозы, усугубленные смертью Иоанна Крестителя. Лисица — намек на хитрость и коварство Ирода. Однако Ирод не мог причинить вреда Иисусу, потому что Божественное провидение уготовало Ему путь в Иерусалим, где Бог назначил Ему время для страданий. В настоящее же время Ему предстояло продолжить Свой труд, а затем закончить Свой путь пророка в Иерусалиме. При мысли об этом Он восскорбел о городе, который постоянно отвергал послания от Господа (и который в конце концов окажется отторгнутым от Царства Божьего). Даже встретившись с любовью и состраданием Иисуса, Иерусалим не смягчился. Следовательно, его храм будет «пуст», он лишится Божьего присутствия, и город не увидит Иисуса до тех пор, пока не будет готов встретить Его как Мессию.

Примечания. Ст. 32 Слова сегодня и завтра не следует понимать в том же смысле, как в Исх 19:10, 11 или Ос 6:2, где «два дня» — это короткий промежуток времени перед кризисом (третий день). Иисус говорит о решимости продолжать Свое дело, пока не придет время Его подвига (ср.: 2Тим 4:7).

Ст. 33 Повторяется мысль о предопределенном времени Его миссии.

Ст. 34 Слова сколько раз подразумевают, что Иисус посещал Иерусалим больше одного раза.

Ст. 35 Благословен... перекликается с 19:38, но относится ко второму пришествию.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.