По Луке 16 глава

Евангелие по Луке
Открытый перевод → Новый Библейский Комментарий

Открытый перевод

1 Иисус сказал ученикам:
— У одного богача служил управляющий, которого обвинили в растрате.
2 Хозяин вызвал его и спросил: «Что это за слухи дошли до меня? Представь-ка отчет о своей работе; от должности я тебя отстраняю».
3 И задумался управляющий: «Что же мне делать? От работы хозяин меня отстранил. Копать землю я не могу. Просить подаяния не позволяет стыд.
4 Впрочем, я знаю, как сделать, чтобы после увольнения люди с радостью меня принимали!»
5 Приглашая по одному должников хозяина, он спросил первого: «Что ты должен хозяину?»
6 Тот ответил: «Сто мер оливкового масла». Он сказал: «Бери свою расписку, живо садись и пиши: пятьдесят».
7 Затем спросил второго: «А ты сколько должен?» Тот ответил: «Сто мешков пшеницы». Он сказал: «Бери расписку и переделай на восемьдесят».
8 И хозяин похвалил нечестного управляющего за находчивость, ибо сыны века сего в отношениях с себе подобными мудрее, чем сыны света.
9 Вот и Я говорю вам: используйте неправедное богатство, чтобы приобрести друзей, и потом, когда богатство иссякнет, вам с радостью предоставят вечный кров.
10 Кто верен в малом, тот и в большом верен, а кто в малом нечестен, тот нечестен и в большом.
11 Если неправедным богатством вы не сумели распорядиться, то истинное — кто вам доверит?
12 Если чужим богатством вы не сумели распорядиться, то ваше — кто вам даст?
13 Раб не может служить двум хозяевам сразу. Он или возненавидит одного и полюбит другого, или привяжется к одному, но охладеет к другому. Невозможно служить и богатству, и Богу.
14 Слушая это, фарисеи, будучи алчными, стали потешаться над Иисусом.
15 И Он сказал им:
— Перед людьми вы себя выдаете за праведников, но Бог знает ваши сердца. Что у людей в почете, то омерзительно Богу.
16 Закон и пророки были до Иоанна. А с тех пор возвещается Царство Божье, и все стараются в него войти.
17 Но скорее небо и земля исчезнут, чем из Закона выпадет хоть одна черта.
18 Кто разводится и женится снова, тот прелюбодействует, и кто женится на разведенной, тоже прелюбодействует.
19 Жил один богач, одевавшийся в пурпур и виссон и все дни проводивший в пирах и веселье.
20 А у ворот его дома лежал, весь в язвах, бедняк по имени Лазарь,
21 мечтавший об объедках с его стола. Но только собаки подходили зализывать его раны.
22 Пришло, наконец, время бедняку умереть, и ангелы перенесли его к Аврааму на лоно. Богач тоже умер и был погребен.
23 Находясь в преисподней и подвергаясь мучениям, он поднял глаза вверх, увидел вдали Авраама и Лазаря на его лоне
24 и закричал: «Сжалься надо мной, отец Авраам! Пошли Лазаря, чтобы он смочил в воде кончик пальца и охладил мне язык, иначе не выдержу этого пламени!»
25 Но Авраам ответил: «Вспомни, чадо мое, что при жизни ты уже получил свою долю благ, Лазарь же — свою долю несчастий, а теперь он наслаждается, зато ты страдаешь.
26 К тому же нас разделяет бездонная пропасть, чтобы отсюда никто не мог перейти к вам и чтобы к нам от вас никто не перебрался».
27 Тот сказал: «Тогда, отец, сделай милость, пошли Лазаря к моей семье.
28 У меня пятеро братьев. Пусть он предостережет их, чтобы и они не попали в это место мучений».
29 Авраам ответил: «У них есть Моисей и пророки. Так пусть слушают их».
30 Тот сказал: «Нет, отец Авраам! Вот если кто-то из мертвых придет к ним, они раскаются».
31 Авраам ответил: «Уж если Моисей и пророки им не указ, их не переубедит даже воскресший из мертвых».

Новый Библейский Комментарий

16:1−31 Предупреждения о богатстве

После того как Иисус выказал Свою заботу о бедных и отверженных, Он предупредил об опасностях алчности и богатства (14, 19), а также об опасности не успеть ответить на благовестие. В любом случае, людям следует прислушаться к учению о заповедях Божьих, изложенному в Ветхом Завете, ибо заповеди эти остаются неизменно ценными. Высказывания на эту и близкие к ней темы были собраны вместе. Таким образом, в данной главе многое говорится и об отношении учеников к богатству.

16:1−9 Притча о неверном управителе. Некий богатый человек нанял управителя, чтобы тот присматривал за его имением и содержал в порядке счета, однако на управителя пало подозрение в том, что он плохо исполняет свои обязанности, а возможно, и ведет себя нечестно. Когда управитель осознал грозящую ему опасность увольнения, он созвал всех должников своего господина и позволил им изменить цифры в расписках, чтобы их долги оказались меньше действительных. Это заставило их преисполниться чувством признательности к нему и могло сыграть ему на руку, когда он остался бы без работы. Защищая свои интересы, он проявил недюжинную хитрость.

К кому обращена притча? Возможно, в ней просто содержится призыв приготовиться к предстоящему кризису, вызванному распространением учения Иисуса, проявив при этом те же усердие и благоразумие, что и неверный управитель. С другой стороны, Иисус добавил, что сыновья века сего догадливее сыновей света, а это может указывать, что притча была предназначена для учеников (8) или для фарисеев, чье сребролюбие отлучало их от дружбы Господа (14; ср.: 11:39−41). Тогда смысл притчи в том, что людям следует брать пример с управляющего и использовать свое богатство, делая добро ближним, ради того чтобы приобрести дружбу Господа; в таком случае Господь примет их в Свою вечную обитель, после того как деньги станут для них бесполезными (9). Третий вариант таков, что на самом деле неверный управитель из притчи вовсе не поступал нечестно. Он мог просто освободить должников от слишком высоких процентов, оговоренных при заключении сделки (что было противозаконно). Если это так, то тогда притча поучает нас, что богатые могут приобрести дружбу Господа, проявляя щедрость и следуя требованиям закона.

Ни одну из этих версий не следует сбрасывать со счетов. На самом деле, в притче может содержаться несколько идей, что видно на примере стихов 8−13.

Примечания. Ст. 6, 7 Поскольку масло было дешевле пшеницы, долги сокращались примерно на одинаковую сумму.

Ст. 8, 9 Господин мог быть как хозяином управляющего (как в NIV), так и Самим Иисусом Христом (в этом случае греческое kyrios означает «Господь»). Управителя господин похвалил за его догадливость, а не за честность. Неверный и богатство неправедное означают людей и деньги (буквально «маммону») века сего, принадлежащего злу.

16:10−13 Вопрос о верном служении (см.: Мф 6:24). Теперь следует перечисление различных общих принципов служения (то есть заботы о чем-либо, что было вверено вам кем-либо для хранения).

Во-первых, то, как люди ведут себя с небольшой суммой денег, служит показателем, как они поведут себя с более крупной суммой (10). Если люди плохо заботятся о деньгах, то вряд ли им будут доверены духовные ценности, которые гораздо более важны (11).

Во-вторых, если люди не способны выказать надлежащую заботу о чем-то, вверенном им, о чем им придется отчитываться, то им никогда не дадут собственного богатства, которое они могли бы использовать по своему усмотрению (12).

В-третьих, все требования Господа направлены исключительно против пристрастия к богатству (13). Древняя практика рабства исключала такой вид труда, при котором работник мог по утрам работать на одного нанимателя, а по вечерам — на другого.

16:14−18 Фарисеи и закон (ср.: Мф 11:12, 13; 5:18, 32). Людям, пытающимся одновременно стяжать богатство и быть набожными, такое учение пришлось не по вкусу. Тогда Иисус предупредил их, что даже если они успешно убеждают других в своей праведности, их скрытая алчность очевидна для Господа и является мерзостью в Его глазах.

Стихи 16−18 отвечают на обвинение в том, что учение Христа и Его последователей перечеркнуло закон Ветхого Завета и содержащиеся в нем моральные требования. Иисус отверг это обвинение: воля Господа по-прежнему изложена в Ветхом Завете (29). Конечно, кончилось время закона и пророков, теперь пришло новое время — Царства Божьего. Однако это не умаляет значения закона. Приведен конкретный пример: развод, после которого следует повторный брак, — это прелюбодеяние.

Таким образом, Иисус показывает, что Он еще строже понимает требования закона, чем трактовали его фарисеи. Иудеи полагали, что грех прелюбодеяния может совершить либо женщина перед своим мужем, либо один мужчина перед другим; Иисус учит, что мужчина может стать прелюбодеем и согрешить перед собственной женой.

Примечания. Ст. 16 Предложенная евангелистом Лукой версия этого высказывания могла быть его попыткой пояснить смысл сложной для понимания фразы, оставленной в Мф 11:12, — «Царство Небесное силою берется». Всякий усилием входит в него — это предложение, скорее всего, относится к обычным людям, стремящимся войти в Царство, а не к бесам или противникам Царства, и не к зилотам, пытающимся вынудить Господа к более активным действиям.

16:19−31 Богач и Лазарь. Притча подразумевает, что богач практически ничего не сделал, чтобы предотвратить крайнюю бедность и гибель нищего. Уличные псы были нечистыми животными и поэтому особенно мерзкими. Следует полагать, что Лазарь («Тот, кому помогает Господь») был благочестивым человеком.

Нищий обрел почетное место рядом с Авраамом, отцом всего еврейского народа и другом Господа. Богач оказался в аду, где его ожидали муки. Он назвал Авраама «отцом», надеясь получить от него помощь, но тот (хотя и назвал в ответ его «сыном») отказался исполнить его просьбу.

До этих пор история развивалась в русле традиций, но здесь появляется нечто новое. Возможно ли каким-то образом предупредить братьев богача, которые, вероятно, также богаты и беззаботны, прежде чем они попадут в ад? Ответ гласит: учения, изложенного в Ветхом Завете, для этого вполне достаточно. Ни один человек, даже и вернувшийся с того света, не сможет повлиять на тех, кто не прислушивается к воле Господа, изложенной в Писании. Все, кто не следовал заповедям Писания о любви и сострадании, будут потеряны для будущей жизни.

Эта история — притча, а следовательно, вовсе не обязательно содержит буквальную информацию о жизни будущей. «Ад» по бытующему у древних евреев поверью был местом пребывания мертвых, и не ясно, говорит ли Иисус о времени до или после Страшного суда. Единственное, что совершенно ясно, — это то, что судьба богача решена окончательно. Хотя об упокоении нищего на лоне Авраамовом говорится в торжественных и символических выражениях, тем не менее именно такая судьба уготована людям.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.