По Луке 3 глава

Евангелие по Луке
Открытый перевод → Новый Библейский Комментарий

Открытый перевод

1 В пятнадцатый год правления Тиберия Цезаря, при Понтии Пилате, наместнике Иудеи, при Ироде, тетрархе Галилеи, его брате Филиппе, тетрархе Итуреи и Трахонитиды, и Лисании, тетрархе Авилены,
2 при первосвященниках Анне и Кайафе, слово Божье пришло к Иоанну, сыну Захарии, который был в пустыне.
3 И он пошел по берегам Иордана, призывая народ совершить омовение обращения, к прощению грехов,
4 как написано у пророка Исайи:
— Голос призывает в пустыне:
Приготовьте путь Господу,
расчистите тропы Ему!
5
Пусть заполнятся все низины
и сравняется всякий холм,
пусть извилистый путь станет прямым,
а неровная дорога — гладкой.
6
Пусть увидят люди спасенье от Бога!
7 Он говорил толпам, приходившим к нему совершить омовение:
— Отродье змеиное! Кто надоумил вас спасаться от грядущего гнева?
8 Поступайте же так, чтобы видно было, что вы обратились! И не надейтесь на то, что вы потомки Авраама. Знайте: даже из этих камней Бог может создать Аврааму потомство!
9 Уже топор лежит у корней, и всякое дерево, не приносящее добрых плодов, срубят и бросят в огонь.
10 Народ его спрашивал: «Что же нам делать?»
11 Иоанн отвечал:
— Тот, у кого две рубахи, пусть поделится с тем, у кого нет ни одной; сытый пусть поделится пищей с голодным.
12 Пришли к нему креститься и откупщики. Они спросили:
— Учитель, что нам надо делать?
13 Он сказал:
— Не взимайте сверх того, что положено.
14 Спрашивали его и солдаты: «А что нам делать?» Он сказал:
— Не вымогайте денег, угрожая доносом, и довольствуйтесь своим жалованием.
15 Народ выжидал и все раздумывал: «не Помазанник ли это?»
16 Иоанн сказал им:
— Я вас омываю водой, но за мной идет Тот, кто сильнее меня, Кому я даже обувь снять недостоин. Он будет вас омывать Святым Духом и огнём.
17 В руке у Него лопата, чтобы расчистить гумно и собрать зерно в житницу, а мякину Он сожжет огнём неугасимым.
18 Этими и многими другими словами Иоанн, проповедуя, возвещал народу добрую весть.
19 Но тетрарх Ирод, обличаемый им за связь с Иродиадой, женой своего брата,
20 прибавил к прочим своим преступлениям ещё и то, что бросил Иоанна в тюрьму.
21 И вот, когда весь народ совершал омовение, вместе со всеми совершил омовение и Иисус. Когда Он молился, небо разверзлось
22 и Святой Дух в облике голубя спустился на Него. С неба раздался Голос:
— Ты Сын Мой любимый, угодный Мне.
23 Иисусу тогда было около тридцати лет, и считали его сыном Иосифа, которого породили Эли,
24 Маттат, Левий, Малки, Яннай, Иосиф,
25 Маттатия, Амос, Наум, Хесли, Наггай,
26 Махат, Маттатия, Шимеи, Иосиф, Йода,
27 Иоанн, Реша, Зоровавель, Шеалтиэл, Нери,
28 Малки, Адди, Косам, Элмадам, Эр,
29 Иисус, Элиэзер, Йорим, Маттат, Левий,
30 Симон, Иуда, Иосиф, Йонам, Элиаким,
31 Мелеа, Менна, Маттата, Натан, Давид,
32 Иессей, Овед, Боаз, Шелах, Нахшон,
33 Амминадав, Админ, Арни, Хецрон, Парец, Иуда,
34 Иаков, Исаак, Авраам, Терах, Нахор,
35 Серуг, Реу, Пелег, Эвер, Шелах,
36 Кенан, Арпахшад, Шем, Ной, Ламех,
37 Мафусал, Енох, Яред, Махалалеэл, Кенан,
38 Энош, Сиф, Адам, Бог.

Новый Библейский Комментарий

3:1 — 4:13 Иоанн Крестительи Иисус Христос

3:1−20 Проповедь Иоанна Крестителя (см.: Мф 3:1−12; Мк 1:1−8). Лука был одним из первых христианских проповедников и потому доподлинно знал, как зарождалась проповедь Евангелия и какое значение для этого имело служение Иоанна Крестителя (Деян 10:37). Свидетельство Иоанна о Христе знаменовало конец старого века и начало нового — века свершений (ср.: 16:16). Это величайшее событие Лука рассматривает в контексте мировой истории, тщательно указывает даты, приводит краткое описание политической ситуации того времени. Тиверий (Тиберий) был римским императором в период с 14 по 37 г., а пятнадцатым годом его правления, таким образом, был либо 27−28, либо 28−29 г. н. э. (Сложность более точного подсчета обусловлена тем, что во времена Римской империи существовали различные календари.) Пилат был правителем Иудеи в 26−36 гг. н. э. Специальным предписанием цезаря (императра Тиберия) ему был дан официальный титул «префекта» (скорее, чем «прокуратора»). Перечислены правители («четвертовластники») остальных частей бывшего царства Ирода, включая Авилинею, находившуюся на северо-восточной окраине. Хотя по закону мог быть только один первосвященник, Лука упоминает сразу двух: Каиафу, который был первосвященником в 18−37 гг. и его тестя Анну (был первосвященником в 6−15 гг. и не утратил своего влияния после того, как уступил место Каиафе).

Иоанн Креститель стал последним дохристианским пророком и одновременно воплощением ветхозаветных пророчеств. Поэтому о нем говорится так, как обычно в Писании говорили о пророках (ср.: ст. 1, 2 с Иер 1:1, 2). С его появлением исполнилось пророчество, произнесенное в Ис 40:3−5, а его особой задачей было ввести в обычай новый религиозный обряд водного крещения в знак прощения грехов.

Проповедь Иоанна Предтечи можно условно подразделить на три небольших отрывка. В первом из них (7−9) Иоанн предупреждает людей, что формальное крещение не имеет никакой силы, если оно не сопровождается твердым намерением покаяться и прекратить грешить впредь. Даже для иудеев покаяние было совершенно необходимым, поскольку их происхождение от Авраама не гарантировало избавления от Суда и не означало безгрешности. Они были не лучше, чем порождения ехиднины, злобные и деструктивные по своей природе. Неужели они считали, что возможно спастись от Суда Божьего одним лишь крещением (то есть без покаяния)? На самом деле уже приготовлена секира, чтобы срубить всякое дерево, не приносящее доброго плода, — но еще можно спастись, покаявшись, прежде чем станет слишком поздно.

Второй отрывок (10−14) необычен для Луки и целиком посвящен индивидуальным рекомендациям. Народ здесь, по-видимому, означает бедняков или незнатных людей, которых Иоанн призывал быть щедрыми друг к другу (творить так называемые «дела любви»). Мытари (сборщики налогов) и воины должны проявлять милосердие и справедливость. Иоанн не возглашал идею радикальной социальной перестройки, но настаивал на соблюдении моральных принципов, которые могли бы привести к преобразованию общества скорее изнутри, нежели путем насильственной революции.

Третий отрывок (15−17; ср.: Ин 1:19−34) поднимает жизненно важную тему. Многие люди и при жизни Иоанна Крестителя, и после его смерти задавались вопросом: не Мессия ли он? Но что бы ни думали последователи Иоанна, он хорошо знал свое место. Сильнейший должен прийти после него. Это не похоже на Самого Бога и, скорее всего, Иоанн намекал на Мессию. Иоанн мог лишь очистить людей, крестя их водой, но Идущий следом будет очищать людские сердца огнем. Это могло символизировать последний Суд (ср.: ст. 17) или Святого Духа (Деян 1:5). В таком случае, Иоанн мог подразумевать, что пришествие Мессии станет для всех людей и Судом, и очищением, и благодатью. Мессия произведет строгий отбор среди народа, подобно сборщику урожая, который собирает зерно и уничтожает солому.

Таким образом, покаяние было совершенно необходимо для всех, кто желал спастись!

Проповедь Иоанна Лука называет благовествованием (18). Она была тесно связана с пришествием в мир Иисуса Христа, Который был Сильнейшим. Но прежде чем речь заходит напрямую о Христе, заканчивается история Иоанна Крестителя, который был арестован за свои проповеди (ср.: Мк 6:17−29). И здесь — отчетливый намек на то, что это произойдет и с Иисусом Христом.

Примечания. Ст. 8 Упоминание о камнях и сыновьях может быть игрой слов, построенной на особенностях арамейского языка.

Это может относиться к людям, которые надевали две одежды для того, чтобы согреться во время путешествия или ночью на открытом воздухе. Или же Иоанн просто обращался к тем, у кого есть две одежды.

3:21−22 Крещение Иисуса (см.: Мф 3:13−17; Мк 1:9−11; ср.: Ин 1:32, 33) Лука упоминает о крещении Иисуса как о событии, уже случившемся ранее. Евангелист хочет заострить внимание читателей на том, что Иисус молился во время крещения, а сразу после этого получил Божественное откровение. Лука отмечает два момента.

Во-первых, на Него сошел Святой Дух, чтобы поддерживать в Нем силы для исполнения Его подвига в качестве Пророка (ср.: Ис 61:1, цит. в Лк 4:18), Мессии (см.: Ис 11:1−5) и Раба Божьего (см.: Ис 42:1).

Во-вторых, голос с неба возвестил о том, что Он — Сын Божий (ср.: Быт 22:2 и Пс 2:7). Это один из важнейших моментов, показывающий благословение Иисуса силой и властью исполнить то, что Ему предстояло. Немедленный результат этого описан в Лк 4:1.

3:23−38 Родословие Иисуса (см.: Мф 1:1−17). Перед нами отрывок, который в современной книге был бы несомненно помещен в примечаниях. Лука приводит родословие Иисуса Христа, чтобы подтвердить Его законную принадлежность к роду Давидову (ср.: 1:27, 32, 69) по линии Иосифа, Его приемного отца, а также для того, чтобы вновь подчеркнуть принадлежность Мессии к роду человеческому. Лука не ставит своей целью показать, что Иисус был Сыном Божиим, потому что Он был потомком Адама, ведь это верно в отношении всех потомков Адама. То, что Лука прослеживает происхождение Иисуса Христа по линии Иосифа, не ставит под сомнение факт непорочного зачатия (см.: примечания к 2:27).

Родословие Христа в Евангелии от Луки отличается от родословия Его в Евангелии от Матфея. Оно приведено в обратном порядке и идет дальше Авраама — к Адаму.

Таким образом, родословие Иисуса рассматривается в более универсальном плане, нежели у Матфея. Но, кроме того, в нем содержится совсем другой и более длинный список имен между Давидом и Иисусом, и только два из них {Зоровавель и Салафииль) присутствуют в обоих вариантах. Оба евангелиста прослеживают родословие Иисуса от Его названного отца Иосифа Обручника (был, как думали, сын Иосифов; 23). Существует мнение, что Лука хотел написать родословие Иисуса Христа по материнской линии, а не по отцовской, но это маловероятно. Есть и другая теория: евангелист Матфей упоминает всех потомков Давида по царской линии (то есть каждого, кто мог быть наследником трона в любом из промежутков указанного времени), Лука приводит именно ту линию, к которой принадлежал Иосиф. Однако даже в этом случае остаются проблемы, и при отсутствии более полной информации попытки объяснения и согласования версий Луки и Матфея неразрешимы.

Примечания. Ст. 23 Сын того-то вовсе не обязательно подразумевает отношения отец — сын (как и у Матфея: «был отцом того-то» [«родил того-то»]). Оба семейных древа приводятся иногда с перерывами между поколениями. Вместо Илииу Матфея назван «Иаков».

Ст. 24 Не вполне ясно, Матфат у Луки и Матфан у Матфея (Мф 1:15) — один и тот же человек, или нет. 27 Зоровавель был главой возвратившихся в Иерусалим из Вавилонского плена евреев рассеяния. О Салафииле см.: Аг 1:1; но в 1Пар 3:19 (еврейский текст, не в LXX) отцом Зоровавеля назван Федаия. В соответствии с 1Пар 3:17, Салафииль был сыном Иехонии, а не сыном Нириевым (ср.: Мф 1:12). Возможно, в одном из вариантов упоминается приемный отец.

Ст. 31 Этот Нафан был одним из сыновей Давида (2Цар 5:14), и его не следует путать с хорошо известным пророком Нафаном.

Ст. 32 Отсюда и далее написание имен соответствует греческому варианту Ветхого Завета, за исключением небольших неточностей. См.: Быт 5:1−32; 11:10−26; Руфь 4:18−22; 1Пар 1:1−34; 2:1−15; 3:5−19.

Ст. 36 Каинан упомянут в LXX, но это имя отсутствует в еврейском тексте Ветхого Завета.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.