Деяния 10 глава

Деяния Апостолов
Открытый перевод → Новый Библейский Комментарий

Открытый перевод

1 А в Кесарии был человек по имени Корнелий, центурион римской так называемой Италийской когорты,
2 набожный и богобоязненный, со всем своим семейством, совершавший много подаяний народу и всегда молившийся Богу.
3 Он ясно увидел в видении около девятого часа дня ангела Божьего, который вошёл к нему и сказал ему:
— Корнилий!
4 Он же, взглянув на него и испугавшись, сказал:
— Что, Господин?
Тот сказал ему:
— Твои молитвы и твои подаяния поднялись в память пред Богом.
5 И теперь отправь людей в Иоппию и призови некого Симона, называемого Петром.
6 Он гостит у одного Симона кожевника, дом которого у моря.
7 Когда же ангел, говоривший с Корнилием, ушёл, тот, позвав двух из своих слуг и набожного солдата, из находившихся при нём
8 и, рассказав им всё, отослал их в Иоппию.
9 На следующий день, когда они шли и приближались к городу, Пётр, около шестого часа, поднялся на крышу дома молиться.
10 И он почувствовал голод и хотел есть. А пока готовили, он впал в забытьё
11 и увидел открытое небо и сходящий предмет, как большое полотнище, за четыре угла опускаемое на землю,
12 в котором находились всякие четвероногие и пресмыкающиеся земли и птицы небесные.
13 И прозвучал голос к нему:
— Встань, Пётр, заколи и ешь.
14 Пётр же сказал:
— Ни за что, Господи, ибо я никогда не ел ничего скверного или нечистого.
15 И голос опять, второй раз, к нему:
— То, что очистил Бог, не считай скверным.
16 Так произошло трижды и тот предмет тотчас был поднят на небо.
17 Когда же Пётр мысленно недоумевал, что это было за зрелище, которое он увидел, — вот люди, посланные Корнелием, расспрашивающие о доме Симона, подошли к воротам,
18 и, позвав, спрашивают: здесь ли гостит Симон, прозываемый Пётр?
19 А Петру, размышляющему о видении, Дух сказал: «Вот три человека ищут тебя,
20 встав, сойди и иди с ними, нисколько не сомневаясь, потому что Я послал их».
21 Пётр, сойдя к этим людям, сказал:
— Я тот, кого вы ищете. По какой причине вы пришли?
22 Они же сказали:
— Центурион Корнелий, мужчина справедливый и богобоязненный, имеющий свидетельство от всего народа евреев, получил повеление от святого ангела вызвать тебя в свой дом и послушать твои речи.
23 Пригласив их, он оказал им гостеприимство. А на следующий день, встав, ушёл с ними, с ним пошли и некоторые из братьев из Иоппии.
24 На следующий день пришли в Кесарию. Корнелий же ожидал их, созвав своих родственников и близких друзей.
25 Когда Пётр готов был войти, Корнелий, встретил его и, пав к его ногам, поклонился.
26 Пётр же поднял его, говоря:

— Встань. И я сам тоже человек.

27 И, беседуя с ним, вошёл и, найдя много собравшихся,
28 сказал им:
— Вы знаете, что еврею не позволено сближаться или приходить к чужеземцу. А мне Бог указал не называть ни одного человека скверным или нечистым.
29 Поэтому, будучи позван, я пришел беспрекословно. Итак, спрашиваю:
— По какой причине вы послали за мной?
30 И Корнелий сказал:
— Четыре дня назад в этот час я молился в девятом часу у себя дома, и вот, передо мной встал человек в сияющей одежде,
31 и говорит: «Корнелий, услышана твоя молитва, и твои подаяния пришли на память пред Богом,
32 Итак, пошли в Иоппию и позови Симона, который прозывается Пётр: он гостит в доме Симона Кожевника близ моря».
33 Я тотчас послал к тебе, и, придя, ты хорошо сделал. Теперь все мы предстали пред Богом, чтобы услышать всё, что повелел тебе Господь.
34 Пётр, открыв уста, сказал:
— Поистине познаю, что Бог не пристрастен,
35 но в каждом народе боящийся Его и поступающий справедливо приятен Ему.
36 Он послал сынам Израиля слово, благовествуя мир через Иисуса Христа, который Господь всех.
37 Вы знаете, слово, прозвучавшее по всей Иудее, начиная с Галилеи, после омовения, которое возвестил Иоанн:
38 об Иисусе из Назарета, как помазал Его Бог Духом Святым и силой, и Он ходил, делая добро и исцеляя всех угнетаемых дьяволом, потому что Бог был с Ним.
39 И мы свидетели всего, что Он сделал в стране Иудейской и в Иерусалиме. И Которого убили, повесив на дереве.
40 Его Бог воскресил на третий день, и дал Ему явить Себя —
41 Не всем людям, а свидетелям, ранее избранным Богом, — нам, тем, которые ели и пили с Ним после воскресения Его из мёртвых.
42 И Он повелел нам возвестить людям и засвидетельствовать, что Он есть назначенный Богом Судья живых и мертвых.
43 О Нём свидетельствую все пророки, что всякий верящий в Него получит прощение грехов Его именем.
44 Когда Пётр ещё произносил эти речи, Дух Святой сошёл на всех, слушавших слово.
45 И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что на язычников излился дар Святого Духа.
46 Потому что слышали, как те говорят на языках и возвеличивают Бога. Тогда Пётр ответил:
47 — Кто может отказать в воде омовения тем, кто получили Духа Святого, как и мы?
48 И велел им омыться во имя Иисуса Христа. Тогда они попросили его остаться на несколько дней.

Новый Библейский Комментарий

10:1 — 11:18 Петр, Корнилий и вопрос о язычниках

Эту историю, несомненно, рассматривают не как частный случай. Подобно рассказу об обращении Павла, этот рассказ также приведен в деталях и повторяется в разных вариантах (в гл. 10 и 11), к тому же на него есть ссылка в гл. 15. Данный эпизод представляет собой еще одну поворотную точку в росте и развитии Церкви. Хотя вполне вероятно, что первым нееврейским обращенным в христианство был «Ефиоплянин» (8:25−40), именно обращение Корнилия породило спор относительно обращенных из язычников между иудейскими христианами, которые, наверное, ничего не слышали ни о Филиппе, ни о евнухе. Исходя из этого рассказа, можно предположить, что христианское сообщество в целом и Петр в частности не были готовы к прямому (минуя требования иудаизма) принятию обращенных из язычников, и потому их следовало убедить в этом. Лука хочет показать, что подоплекой решения, к которому пришла Церковь (гл. 15), послужило принятие христианской общиной ситуации, описанной в гл. 11.

Весь рассказ естественным образом делится на сцены: 10:1−8, Корнилий в Кесарии; 9−23а, Петр в Иоппии; 23б-48, встреча Петра и Корнилия в Кесарии; 11:1−18, рассмотрение вопроса о язычниках церковным руководством (как следствие перечисленных событий).

Ст 1−8 Первая сцена этого сложного повествования начинается с представления Корнилия, сотника. Как сотник, Корнилий обладал определенными властными полномочиями. Он служил в полку, называемом Италийским, о котором нам мало что известно. Полк, или «когорта», численностью в 600 воинов, подразделялся на шесть сотен, «центурий», каждой из которых командовал сотник (центурион).

Благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, Корнилий был римским воином. Термин «боящийся Бога» часто употреблялся в отношении людей, верующих в единого Бога и в известной мере придерживающихся иудаизма, но не полностью обращенных в него (см.: 13:16, 26; 17:4, 17; слово «благочестивый», по всей видимости, имеет отношение в тому же феномену; 16:14; 18:7). Словосочетание «боящийся Бога» могли применять также и в отношении просто религиозных людей (как в 2:5), но в этом предложении оно имеет иной смысл. Короче говоря, Корнилий и его семейство не были ни иудеями, ни прозелитами, хотя уже и не были язычниками, поклоняющимися иным богам.

Здесь, как и в рассказе о Тавифе, упоминаются добрые дела Корнилия. Эти «добрые дела» свидетельствовали о его вере: он творил много милостыни... и всегда молился. Именно его искренняя и деятельная вера, его молитвы и милостыни, а не просто слова, были отмечены Божьим посланником. Интересно, что ангел не передает Корнилию Благой вести об Иисусе тотчас, но повелевает ему послать людей в Иоппию и призвать Симона, называемого Петром. Бог предназначил нечто как для Корнилия и его семейства, так и для Петра и Церкви.

Ст. 9−23а Между тем в Иоппии Петр взошел на верх дома помолиться. Плоская крыша дома представляла собой удобное место для уединенной молитвы. Лука говорит об исступлении (экстазе), в которое пришел Петр, с тем чтобы дать нам понять: в отличие от света и звука свыше, которые ранее воспринял Павел, «видение» на крыше вместе с Петром никто другой увидеть не мог.

Видение само по себе было необычным. Это был сходящий к нему узел, заключавший в себе различные виды живых существ: четвероногие земные... пресмыкающиеся и птицы небесные составляли три класса всего царства животных (см.: историю Ноя, Быт 6:20). Среди них были животные, которых, согласно закону, иудеям есть запрещалось (см.: Лев 11; 20:25).

Таким образом, последовавшее за этим повеление — заколи и ешь — заставляет Петра заявить о своем воздержании от нечистого (ср.: Иез 4:14). В ответ прозвучало: Что Бог очистил, того ты не почитай нечистым. И то же самое повторилось еще дважды — трехкратный повтор Петр слышит не впервые (Ин 13:38; 21:15−17).

Петр недоумевает, что бы значило видение? Хотя, согласно Мк 7:19, Иисус уже объявил всю пищу «чистой», перевод NIV, как и некоторые другие переводы, заключает слова Иисуса в скобки. Они указывают на то, что эти слова не выступали на первый план в контексте оригинала, поскольку, только оглядываясь в прошлое, ученикам удалось понять смысл сказанного им в то время Господом; вот почему по прошествии лет Петр протестует.

Как раз в то время, когда Петр размышлял о видении, прибыли посланцы от Корнилия. Здесь Дух подает ему четкие указания идти с ними, нимало не сомневаясь. Поскольку прослеживается прямая связь между этим видением и Корнилием, мы понимаем, что Бог намеревался преподать Петру не только наставление о пище (каким бы важным оно ни было). Языческо-иудейские отношения глубоко затрагиваются переменой в отношении христиан из иудеев к пище язычников. «От признания пищи язычников чистой до признания чистыми и самих язычников оставался только шаг» (Marshall I. H., Acts [IVP, 1980], р. 186; см.: 10:28). Господь не скрывал этого уже в видении Петра, но намеревался вскоре дать знамение, гораздо более впечатляющее и удивительное, о чем см. ниже: в 10:44.

Ст. 23б-43 Корнилий поклонился, падши к ногам Петра, однако за этим не было попытки преклониться перед ним как божеством (в отличие язычников, среди которых оказались Павел и Варнава [14:11−15], сотник просто выразил свое почтение). В ответ на это Петр решительно потребовал обращаться с ним, как с равным (см.: 3:12). Петр (и Симон кожевник) ранее в Иоппии оказал людям Корнилия гостеприимство, что вовсе не было необычным и не воспрещалось иудейским законом. Однако иудею воспользоваться радушием язычника представлялось совершенно другим делом. Но Петр уже сделал необходимый шаг и объявил собранию в доме Корнилия: ...мне Бог открыл, чтоб я не почитал ни одного человека скверным или нечистым (28). Эту же мысль Петр воспроизвел в другой форме, после того как Корнилий повторил историю о явлении ангела, послужившую основанием для вызова апостола (истинно познаю, что Бог нелицеприятен), и ниже опять в проповеди об Иисусе Христе (Сей есть Господь всех). Насколько это ново для Петра и других христиан из иудеев, можно судить по той обстоятельности, с какой Лука передал смысл и серьезность слов Господа в гл. 11. Иисус повелел Своим ученикам «научить все народы» (Мф 28:19), но им думалось, что для этого прежде всего народы следует обратить в иудейство.

Конечно, Петр, говоря, что Он [Бог] послал сынам Израилевым слово, благовествуя мир чрез Иисуса Христа, не предполагает, что его слушатели хорошо осведомлены об этих событиях (ср.: 2:22). Слова вы знаете (10:37) означают только «вы слышали», они призваны оттенить факт пребывания Петра в доме Корнилия: и мы свидетели всего, что сделал Он (39). И в самом деле, в этой проповеди Петра подробностей из жизни и служения Иисуса приводится больше, чем в любой другой проповеди в Книге Деяний.

В пассивной конструкции Его убили подчеркивается не вина иудеев, а то, что Бог изменил осуждение Иисуса людьми: Его убили... Сего Бог воскресил (ср.: 2:23, 24). Распятие вновь описывается словами повесивши на древе (см.: коммент. к 5:30). Ученики Иисуса с Ним ели и пили... по воскресении Его из мертвых — факт, который рассматривался в качестве свидетельства того, что Он воскрес в действительности (а не был только духом). Однако, как и в 1:4, эти слова указывают также на близость общения. Теперь Петр относится к близкому общению с язычниками, прежде запретному, благосклонно. Несомненно, слова Он повелел нам проповедовать людям (42) и всякий верующий в Него получит прощение грехов (43) следует читать, имея в виду проблему язычников. (О стилистических особенностях речи Луки см. коммент. к 2:14.)

Ст. 44−48 Петр еще не успел окончить речь, как язычники уверовали, что подтверждается сошествием на них Святого Духа. Свидетельством тому было то, что все слышали их говорящих языками и величающих Бога. Присутствующие верующие из обрезанных, как впоследствии и другие, в Иерусалиме (11:15−18), увидели в этом знамение, указывающее, что этих людей следовало приобщить к Телу Христову — Церкви. Столь выразительное знамение было необходимо, поскольку верующие изумились, как это дар Святого Духа мог излиться и на язычников. Здесь, как и в рассказе о евнухе (8:36), звучит вопрос: Кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святого Духа? Вопрос этот свидетельствует о вероятности возражений: как можно крестить тех, которые не являются полными иудеями (ср.: 11:18)?



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.