Деяния 12 глава

Деяния Апостолов
Открытый перевод → Новый Библейский Комментарий

Открытый перевод

1 В это же время царь Ирод поднял руку на некоторых из к церкви, чтобы причинить им зло,
2 и убил мечом Иакова, брата Иоанна.
3 И увидев, что это угодно евреям, вслед за этим арестовал и Петра, — были же дни опресноков, —
4 схватив, посадил в тюрьму, передав стеречь его четырём четвёркам солдат, желая после Пасхи вывести его к народу.
5 Итак, Петра охраняли в тюрьме, церковь же усердно молилась Богу о нём.
6 Когда же Ирод собирался вывести его, в ту ночь Пётр спал между двумя солдатами, скованный двумя цепями, а двери тюрьмы охраняли стражники.
7 И вот, в тюрьме засиял свет и явился ангел Господень. Толкнув Петра в бок, он разбудил его, сказав:
— Вставай скорее.
И с его рук упали цепи.
8 И сказал ему ангел:
— Подпояшься и обуйся.
Он так и сделал.
— Одень свой плащ и следуй за мной.
9 И, выйдя, он следовал за ним, однако не знал, что происходящее благодаря ангелу — реально, а думал, что видит видение.
10 Пройдя первый и второй караул, они подошли к воротам, ведущим в город, которые открылись им сами по себе. Выйдя, они прошли одну улицу, и вдруг ангел исчез.
11 И Пётр, придя в себя, сказал: «Теперь я точно знаю, что Господь послал Своего ангела и избавил меня от руки Ирода и от всего, что ждал еврейский народ».
12 И, осмотревшись, пришёл к дому Марии, матери Иоанна, называемого Марком, где многие собрались и молились.
13 Когда же он постучался в ворота, вышла послушать служанка, по имени Рода,
14 и, узнав голос Петра, от радости не открыла ворот, а вбежав, сообщила, что за воротами стоит Пётр.
15 Ей же сказали:
— Бредишь?
Но она стояла на своём. Они же говорили:
— Это его ангел.
16 Между тем Пётр продолжал стучать. Открыв, они увидели его и удивились.
17 Он же, сделав знак рукой молчать, рассказал им, как Господь вывел его из тюрьмы и сказал:
— Сообщите Иакову и братьям.
И, выйдя, отправился в другое место.
18 А когда настал день, среди воинов возникло большое смятение: что случилось с Петром?
19 Ирод же, поискав его и не найдя, допросил стражников и приказал их казнить. И уйдя из Иудеи в Кесарию, оставался там.
20 [ отсутствует в NA ]
21 Он был крайне раздражен на Тирян и Сидонян; они же, с общего согласия, явились к нему и, склонив на свою сторону Власта, царского постельничего, просили мира, так как область их кормилась от царской области.
22 В назначенный день Ирод, одевшись в царскую одежду, сел на возвышении и держал к ним речь.
23 А народ восклицал:
— Голос бога, а не человека!
24 И тотчас поразил его ангел Господа за то, что он не отдал славы Богу, и, изъеденный червями, он умер.
25 А слово Божье росло и умножалось.
26 Варнава же и Савл, исполнив служение, возвратились из Иерусалима, взяв с собой и Иоанна, называемого Марком.

Новый Библейский Комментарий

12:1−25 Ирод Агриппа и Церковь: завершение фазы

Ст. 1−3 Царь Ирод — это Ирод Агриппа 1, внук Ирода Великого. И снова мы видим реалистический подход Луки в описании истории ранней христианской Церкви. Он рассказывает не только о чудесном освобождении из темницы, но и о мученичестве (например, Иакова, который был убит мечем). Это было приятно Иудеям в Иерусалиме, которые после речи Стефана больше не придерживались нейтралитета.

Ст. 4−11 Четыре четверицы воинов были назначены для охраны — по одной четверице на каждую стражу ночи, так что наряд в четыре человека сторожил Петра в любое время. Петр спал между двумя воинами и у дверей стерегли еще двое. Столь тщательные меры предосторожности были приняты потому, вероятно, что в этом отношении у властей ранее случались определенные неприятности с Петром (5:22−24).

Ангел Господень предстал и свет осиял темницу, но этого оказалось недостаточно, чтобы разбудить спящего апостола, так что только толкнув Петра в бок, ангел заставил его проснуться. Петра толкнули, избавили от оков и заставили надеть одежду, однако он не знал, что все это было действительно, а думая, что видит видение. Лишь когда ангел оставил его, Петр, обнаружив себя свободным на улицах Иерусалима, наконец осознал, что это был не сон.

Ст. 12−17 И даже когда Петр сам поверил в случившееся, ему пришлось постараться, чтобы убедить в этом других! Он направился к дому Марии, личность которой можно установить по ссылке на ее сына, упомянутого здесь, вероятно, в связи с той важной ролью, которую ему предстоит сыграть по ходу повествования и в истории ранней Церкви (см. также: 12:25; 13:5, 13; 15:36−40; речь идет о племяннике Варнавы, Кол 4:10). Это тот самый Иоанн Марк, которого принято считать автором второго Евангелия. Служанка Рода, узнавши голос Петра, от радости не отворила ворот, но вбежавши объявила, что Петр стоит у ворот. Парадокс этой ситуации восхитителен. Здесь многие собрались и молились, и, весьма вероятно, они молились и о затруднительном положении, в котором оказался Петр (5). Тем не менее Петра держали на улице, пока собравшиеся говорили Роде, что она не в своем уме или разговаривала с духом Петра, или его ангелом-хранителем. (Верили, что ангел человека или его ангел-хранитель мог бродить сам по себе, и его можно было принять за самого человека; относительно призраков и служебных духов см.: Мф 14:26; об ангелах см.: Мф 18:10 и Евр 1:14−16.)

Когда же в конце концов Петра впустили, он просил собравшихся уведомить о сем Иакова и братьев. Иаков, брат Иисуса, был главой Иерусалимской церкви (15:13; см. также: 21:18). Под словами пошел в другое место имеется в виду, наверное, что Петр просто скрылся. На этот раз апостол не стал вновь открыто проповедовать, как после первого чудесного избавления (5:21). В данном случае повеления на это не было, да и ситуация в Иерусалиме в корне отличалась от прежней.

Ст. 18, 19а Ирод судил стражей и велел казнить их, однако нельзя считать это проявлением чрезмерной жестокости с его стороны. Стражам, виновным в побеге заключенных, обычно выносили приговор, который причитался их прежним подопечным (см.: 16:27; 27:42), а Ироду в данной ситуации вряд ли пришлось по вкусу, что побег Петра лишил его возможности повысить свою популярность (12:3, 4).

Ст. 19б-23 По-видимому, рассказ о смерти Ирода лишь косвенно связан с главным авторским интересом — распространением и ростом Церкви. Разителен контраст между действиями и характером Ирода, с одной стороны, и апостолов, с другой. Ирод описывается здесь в момент триумфа: те, на кого он был раздражен, просили мира, и он, одевшись в царскую одежду, сел на возвышенном месте и говорил к ним, от чего народ пришел в восторг. Льстивое восклицание собравшихся (это голос Бога, а не человека) противопоставляется речам апостолов, которые, возвещая Слово Божье, всегда заявляли, что они — только люди (3:12; 10:26; 14:15).

Обстоятельства смерти Ирода в повествовании Луки несколько отличаются в деталях от описания, данного Флавием, однако оба отчета об этом событии взаимно дополняют друг друга. Лука упоминает Ангела Господня, но это не означает, что смерть Ирода наступила тут же и была очевидно сверхприродной. Скорее, это указывает, что гнев Божий стал причиной его смерти, казавшейся на первый взгляд естественной. Согласно Луке, Ирод был изъеден червями, что вполне согласуется с абдоминальными болями в описании Флавия.

Ст. 24−25 Ирод, в речи которого народ слышал «голос Бога», умер, а слово Божие росло и распространялось. Варнава, Савл и Иоанн Марк (см.: коммент. к 12:12−17) возвращаются из Иерусалима в Антиохию.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.