Деяния 20 глава

Деяния Апостолов
Открытый перевод → Новый Библейский Комментарий

Открытый перевод

1 После прекращения беспорядков Павел, послав за учениками и ободрив их, простившись, отправился в Македонию.
2 Пройдя те края, и, поддерживая в многочисленных беседах, пришёл в Элладу,
3 пробыв там три месяца. А когда евреи составили против него заговор, он, готовясь отправиться в Сирию, решил возвращаться через Македонию.
4 Его сопровождали Сопатр Пирров, вериец, Аристарх и Секунд из фессалоникийцев, Гаий Дервянинин и Тимофей, а также асийцы Тихик и Трофим.
5 Пройдя вперед, они ожидали нас в Троаде.
6 А мы отплыли из Филипп после дней опресноков и за пять дней прибыли к ним в Троаду, где пробыли семь дней.
7 И в первый день недели, когда мы собрались, чтобы преломить хлеб, Павел беседовал с ними, собираясь на следующий день отправиться в путь и разговор затянулся до полуночи.
8 Наверху, где мы собрались, было много светильников.
9 И один юноша по имени Эвтих, сидел на окне, погружаясь в глубокий сон по мере того, как затягивалась беседа Павла. Заснув, он упал с третьего этажа и был поднят мертвым.
10 Павел, сойдя, припал к нему и обняв, сказал:
— Не беспокойтесь, ибо душа его в нём.
11 Поднявшись наверх он преломил хлеб и поел, и после долгой, до зари, беседы, отправился в путь.
12 А юношу привели живого, и были весьма утешены.
13 Мы же выдвинулись на корабль и отплыли в Асс, планируя забрать оттуда Павла: потому что он так распорядился, собираясь идти пешком.
14 Когда же он встретился с нами в Ассе, мы, взяв его, прибыли в Митилину.
15 Отплыв оттуда, на следующий день поравнялись с Хиосом, а на другой день дошли до Самоса и днем позже пришли в Милет,
16 поскольку Павел решил миновать Эфес, чтобы не терять время в Асии. Он торопился, чтобы, если возможно, в день Пятидесятницы быть в Иерусалиме.
17 А из Милита, послав в Эфес, он позвал старейшин церкви.
18 И, когда они прибыли к нему, сказал им:
— Вы знаете, как я с первого дня, когда пришел в Асию, все время был с вами,
19 служа Господу со всей скромностью и слезами и среди испытаний, постигших меня из-за козней евреев.
20 Как я не упустил ничего полезного, что не возвещал бы вам и учил бы вас публично и по домам,
21 свидетельствуя евреям и грекам обращение к Богу и веру в Господа нашего Иисуса.
22 И вот теперь я, связанный Духом, иду в Иерусалим, не зная, что встретится мне там,
23 однако Дух Святой свидетельствует в каждом городе, говоря, что ждут меня оковы и скорби.
24 Но моя жизнь не имеет для меня никакой цены, только бы завершить мой забег и служение, которое я получил от Господа Иисуса, засвидетельствовать Весть Божией благодати.
25 И теперь — вот, я знаю, что уже не увидите лица моего все вы, среди кого я ходил, возвещая Царство.
26 Поэтому свидетельствую вам в этот день, что чист я от крови всех,
27 потому что не уклонялся возвестить вам всю Божью волю.
28 Берегите себя и всё стадо, в котором Святой Дух поставил блюстителей пасти Церковь Бога, которую Он приобрёл Своей Кровью.
29 Я знаю, что после моего ухода к вам будут входить свирепые волки, не щадящие стада,
30 и из вашей среды восстанут люди, говорящие превратно, чтобы увлечь учеников за собой.
31 Поэтому бодрствуйте, помня, что непрестанно, три года, день и ночь, со слезами я вразумлял каждого из вас.
32 И теперь вверяю вас Богу и слову Его благодати, имеющему силу созидать вас и дать наследие со всеми освященными.
33 Ни серебра, ни золота, ни одежды я не пожелал,
34 вы сами знаете, что моим нуждам моим и тех, кто были со мной, послужили эти руки.
35 Во всём я показал вам, что так трудясь, надо поддерживать слабых и помнить слова Господа Иисуса, что Он Сам сказал: «Благословеннее давать, нежели брать».
36 Сказав это, он стал на колени и вместе со всеми ими помолился.
37 И все сильно рыдали и, бросаясь на шею Павла, целовали его,
38 особенно страдая от сказанных им слов, что они уже не увидят его лица. И провожали его на корабль.

Новый Библейский Комментарий

20:1−6 Путь Павла через Македонию и Грецию. Только по прекращении этого мятежа Павел отправляется в Македонию и Грецию. Его переходы отмечены преподанием обильных наставлений верующим и противодействием врагов. Сам рассказчик, по всей видимости, присоединился к участникам миссии в Филиппах, на что указывает местоимение нас в ст. 5 и мы в ст. 6 (см.: 16:10−17; 20:5 — 21:18; 27:1 — 28:16). Многие имена спутников Павла можно найти в «приветствиях» из посланий самого Павла (см., напр.: Рим 16:21−23).

Ст. 7−12 Павел и случай с Евтихом в Троаде. Это одна из редких живых сценок из жизни ранней Церкви, оставленных для нас Лукой.

Ст. 7 Здесь мы впервые слышим о том, что христиане собирались вместе в первый... день недели для преломления хлеба (см.: 2:42). Так как Павел намеревался на следующий день отправиться дальше, он говорил с ними до полуночи.

Ст. 8, 9 Слова о том, что в горнице было довольно светильников, наводят на мысль, что дым от них мог содействовать сонливости Евтиха. Несомненно, однако, основная причина того, что Евтих клевал носом, — продолжительная беседа Павла. В результате Евтих упал с большой высоты и был поднят мертвым. Данные слова не оставляют места разночтению (как в 14:19, 20, где люди приняли Павла за умершего), и маловероятно, что Лука имеет в виду нечто иное, а не факт чудесного воскрешения (в духе 9:36−43).

Ст. 10 Реанимация приобретает довольно драматическую форму, в соответствии с чудесами Илии и Елисея (3Цар 17:21; 4Цар 4:32, 33), и по завершении исцеления Павел радостно объявляет: ...душа его в нем.

Ст. 11 Затем они далее преломляют хлеб, т. е. вкушают, и Павел продолжает с того места, где был прерван, беседуя довольно, даже до рассвета. Подумать только! После случившегося бодрствовали все!

20:13−38 Прощание с Павлом в Милите: завершение фазы

Здесь представлена единственная в Книге Деяний речь Павла, с которой он обратился к людям, уже следующим за Христом. Эта речь необычна, ибо является «прощальным словом», довольно стереотипным по форме, где много общепринятых, но излишних заявлений самозащиты, которой от него, по-видимому, ждали. (Для сравнения см.: 1Цар 12:2−5; маловероятно, чтобы Самуила когда-либо могли обвинить в краже осла!) О речах вообще см.: коммент. ко 2:14.

Ст. 13−17 Этапы пути из Троады в Милиту очерчены в «мы-отрывке» (см.: Введение и коммент. к 16:10), содержащем, как обычно, подробные сведения о маршрутах и остановках. Прослеживается явное противоречие между решением Павла миновать Ефес, потому что он поспешал, и тем, что он потом нашел время и, послав в Ефес, ...призвал пресвитеров церкви. Это объясняется, быть может, намеченным отплытием или желанием избежать возможных неприятностей в Эфесе или Асии, которые могли воспрепятствовать его дальнейшему движению.

Ст. 18−21 Эта речь подводит итоги почти трехлетних трудов Павла в Эфесе. Он не пропустил ничего полезного, о чем... не проповедовал бы, он делал это всенародно и по домам, возвещая Иудеям и Еллинам.

Ст. 22−27 То ли решение Павла идти в Иерусалим (19:21) было продиктовано не только его желанием, то ли Святой Дух подтвердил правильность этого решения, но в разговоре с пресвитерами апостол выражается сильным языком: ...ныне я по влечению Духа иду в Иерусалим, хотя Святой Дух предупредил его об узах и скорбях, возможно, через пророков по всем городам (см.: 21:4, 11). Этот подраздел речи завершается также словами самозащиты, характерными для прощальной речи: ...чист я от крови всех.

Ст. 28−31 От рассказа о своем прошлом и будущем Павел переходит к разговору о роли церковных руководителей, хотя и приводит в качестве примера свое поведение. Прежде всего, он предупреждает их о лжеучениях. Если Церковь — стадо Божье, а ее руководители — блюстители, это стадо призванные пасти, то лжеучители — лютые волки. Павел утверждает, что эти лжеучители войдут в церковь, более того — даже восстанут из вас самих. Хотя Павел и говорит, что это произойдет после того, как он оставит их, это случилось еще при его жизни и даже, быть может, во время его пребывания в Эфесе. Итак, в течение трех лет (в общей сложности, более двух лет) он со слезами предупреждал их.

Слово «блюстители» (его иногда переводят как «епископы»), должно быть, еще не использовалось как специальный термин, поскольку везде эти люди названы «пресвитерами». Речь произносилась в то время, когда терминология была, по-видимому, взаимозаменяемой.

Ст. 32−35 Господь разъяснил, что Его свидетелям разрешается принимать награду за свои труды (Лк 10:7; см. также: 1Кор 9;4−14). Тем не менее Павел обычно этим «правом» не пользовался, не желая становиться обузой для общин. Заявления о невиновности (ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал) на фоне обычной прощальной речи ясно указывают на то, что он хотел бы, чтобы и эфесские пресвитеры придерживались того же принципа в отношении денежного довольствия, быть может потому, что другие члены церкви не были хорошо обеспеченными людьми: ...так трудясь, надобно поддерживать слабых.

Эти конкретные слова Господа Иисуса не записаны ни в одном из Евангелий, но, как указывал один из евангелистов, если написать о том подробно, то и самому миру не вместить бы написанных книг обо всем, что говорил и делал Иисус (Ин 21:25). Конечно, это не означает, что нельзя принимать дары или даже милостыню (дары могут быть благословением), но давать — значит самому получать благословение.

Ст. 36−38 Рассказ о посещении пресвитеров завершается трогательной сценой — после совместной молитвы все плакали, обнимали и целовали Павла. Даже с упованием на грядущее, где все мы встретимся, земные расставания, несомненно, — дело тяжелое.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.