Деяния 3 глава

Деяния Апостолов
Открытый перевод → Новый Библейский Комментарий

Открытый перевод

1 Однажды Петр и Иоанн поднимались в храм к девятому часу молитвы.
2 И туда принесли мужчину, который был хромым от рождения и которого клали каждый день у ворот храма, называемых Прекрасными, просить подаяние у входящих в храм.
3 Он, увидев, что Петр и Иоанн собираются войти в Храм, стал просить у них подаяние.
4 Петр же, вместе с Иоанном, всмотревшись в него, сказали:
— Взгляни на нас.
5 И тот стал внимательно на них смотреть, ожидая что—нибудь получить от них.
6 Но Петр сказал:
— Серебра и золота у меня нет. А что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея, ходи.
7 И, взяв его за правую руку, поднял; и вдруг его ступни и лодыжки окрепли,
8 И он, подскакивая, встал, и стал ходить, и вошёл с ними в храм, ходя, и скача, и хваля Бога.
9 И весь народ увидел, что он ходит и хвалит Бога,
10 и узнавали его, что это был тот, кто сидел ради милостыни у Красивых ворот храма; и приходили в удивление и изумление от случившегося с ним.
11 И пока он удерживал Петра и Иоанна, весь народ сбежался к ним у притвора, называемого Соломоновым, сильно изумляясь.
12 Увидев это, Петр сказал народу:
— Мужи израильские, почему вы удивляетесь этому? Или в нас почему всматриваетесь, как будто мы своей собственной силой или благочестием сделали так, что он ходит?
13 Бог Авраама, и Исаака, и Иакова, Бог наших отцов, прославил Своего Сына Иисуса, Которого вы предали и от Которого отреклись перед лицом Пилата, когда тот решил отпустить Его.
14 Но вы от Святого и Праведного отреклись, и попросили вам выдать убийцу;
15 а Предводителя жизни убили — Того, которого Бог воскресил из мертвых, чему мы свидетели.
16 И вот Его имя через нашу веру в Его имя укрепило этого человека, которого вы видите и знаете. И вера, которую мы имеем через Него, дала ему эту целость на виду у всех вас.
17 И теперь, братья, я знаю, что вы, как и ваши начальники, поступили так по неведению;
18 Но то, что Бог заранее возвестил через уста всех пророков, — что Его Христос должен пострадать, — Он таким образом исполнил.
19 Итак, обратитесь и возвратитесь, чтобы были стёрты ваши грехи,
20 Чтобы пришли времена освежения от присутствия Господа, и Он послал вам предуготовленного вам Христа, Иисуса.
21 Которого небо должно принять до времён восстановления всего, о чём сказал Бог через уста Своих святых пророков, испокон веков.
22 Моисей сказал: «Господь, ваш Бог, воздвигнет вам из ваших братьев Пророка, как меня; слушайте Его во всём, что бы Он ни сказал;
23 а всякая душа, которая не послушает того Пророка, будет истреблена из народа».
24 И так все пророки, от Самуила и после Него, — сколько их ни говорило, — возвестили эти дни.
25 Вы потомки пророков и договора, который Бог заключил с вашими отцами, говоря Аврааму: «И в твоем потомстве будут благословлены все племена земли».
26 Бог, воскресив Своего Сына, к вам первым послал Его, благословляющего вас, чтобы каждого отвратить от его злых дел.

Новый Библейский Комментарий

3:1 — 4:31 Случай при дверях Храма

Со временем христианские общины начали сталкиваться с противодействием со стороны правящей религиозной элиты Иерусалима; точно так же в свое время происходило и с Господом Иисусом. В данном, необычно долгом повествовании одно неизбежно влечет за собой другое. Счастливый и невинный дебют — чудесное исцеление — понятным образом привлекает толпу, и Петр полагает себя обязанным объяснить ей это событие, что он и делает, показав себя выдающимся благовестником. На сей раз Петр учит в притворе Соломоновом, выступая против представлений священников, саддукеев и начальников при Храме не только относительно Иисуса, но и воскресения. Поэтому, не одобрив подобной проповеди, власти доставляют Петра и Иоанна к перепуганным судьям (то был период нерешительности властей по отношению к новому религиозному течению), не знавшим, как поступить. И хотя апостолов в конце концов освобождают, из молитвы всей христианской общины, которая завершает эпизод в целом, ясно — Церковь реагирует на противодействие религиозных властей самым серьезным образом.

Ст. 1−2 Христиане продолжают посещать Храм, и вот однажды Петр и Иоанн проходят мимо калеки, расположившегося на своем привычном месте, где он долгое время просил милостыню, при дверях храма, называемых Красными. Для просящего подаяния это место выбрано как будто весьма удачно, поскольку народ, направляясь на богослужение, вряд ли мог пренебрегать им. В то же время ожидать милостыни в этом месте при столь оживленном движении могло быть и пустым занятием.

Ст. 4−5 Вот почему рассказчик говорит, что Петр и Иоанн всмотрелись в него. Происходит истинная встреча. Маршалл пишет: «То, что могло оказаться просто поводом к обезличенному, механическому подаянию, обернулось личным взаимодействием» (Marshall I. H., Acts [IVP, 1980], р. 88). В результате шансы калеки получить милостыню возросли, пусть и не слишком высоко.

Ст. 6 Ожидания читателя, только что прочитавшего (2:44−47), как христиане продавали имения и всякую собственность для помощи тем, кто нуждался, также укрепились. Но Лука стремится не к изображению великодушия, с каким христиане расстаются со своими деньгами, а старается пояснить, почему они считают материальное ценностью преходящей, временной. Христиане могут поделиться и чем-то более ценным. Петр обладает (и делится) целостностью, передающейся по вере во имя (или властью) Иисуса Христа.

Продолжая тему межличностного контакта, Лука рассказывает о том, как Петр взял этого человека за правую руку и поднял, вследствие чего вдруг укрепились его ступни и колена.

Ст. 8 Вид человека, которого прежде приходилось приносить к дверям Храма, а ныне начавшего не только ходить, но и скакать, восхваляя Бога, поражает еще больше, ибо во дворе Храма такая картина представлялась, должно быть, недостойным лицедейством.

Можно представить себе изумление и ужас народа, постепенно распознававшего в нем прежнего калеку.

Ст. 11 Соломонов притвор представлял собой портик с колоннадой вдоль восточной стороны внешнего двора Храма. В Евангелии от Иоанна говорится о том, что Сам Иисус учил там (Ин 10:23), и у христиан этот притвор был, видимо, излюбленным местом встреч (ср.: Деян 5:12). Исцеленный не отходил от Петра и Иоанна, и весь народ в изумлении сбежался к ним, словно сами ученики были «люди святые» или целители.

Ст. 12−16 О том, что Лука приводит лишь основное содержание проповедей, см.: коммент. к 2:14. Обращаясь к народу, Петр прежде всего рассеивает неправильное понимание причин чуда, отрицая какую-либо свою и Иоанна силу или благочестие. Он переводит внимание людей на Бога, Которому они поклонялись, и на Иисуса, Которого Бог оправдал и воскресил. В ст. 16 Петр, по-видимому, подразумевает, что даже вера их не происходит от них сама по себе. Более того, он говорит о призвании имени Христа и вере, которая от Него.

Как ранее в проповеди на праздновании Пятидесятницы, так и здесь много говорится о хорошо известном факте — отвержении народом Иисуса, причем здесь проводится резкий контраст между тем, что народ: отверг Христа, и тем, что Бог прославил Его, и ученики в этом — свидетели, подобно тому, как присутствующие здесь люди — свидетели исцеления хромого. И снова акцент в утверждении: Вы... Начальника жизни убили; Сего Бог воскресил из мертвых — сделан по формуле «вы убили, но Бог воскресил» и подчеркивает прославление Богом Того, Кто отвергнут людьми (см.: 4:11 ниже).

Ст. 17−21 Петр смягчает свое обвинение, брошенное народу, отвергнувшему Иисуса, и говорит: ...я знаю, братия, что вы... сделали это по неведению. Призыв (в ст. 19) покаяться и обратиться подразумевает и общее покаяние в грехах, и особое, необходимое после распятия Мессии. Неведение не освобождает их от необходимости покаяния, но и прямое участие в осуждении Иисуса не лишает возможности искупления.

Многие иудеи, наши современники, с нетерпением ждут пришествия Мессии, когда наступят времена покоя и благоденствия по всей земле. Если иудеи первого века думали подобным же образом (а это представляется весьма вероятным), тогда для Петра было важно пояснить, что, хотя иудейский Мессия уже являлся, мессианская эра во всей ее полноте установится только по Его втором пришествии (20). Участие его слушателей в этих временах отрады (20а), когда наступят времена совершения всего, что говорил Бог (21), зависит от их отношения к Иисусу.

Ст. 22−26 В своей проповеди Петр говорит об «отцах» (13) и «пророках» (18, 21, 24, 25). Он цитирует Моисея (Втор 18:15, 18, 19), чтобы пояснить опасность дальнейшего отвержения Избранника Божьего (23).

Проповедь завершается ясно выраженным отношением Петра к положению, занимаемому иудеями, как к исключительному. Он говорит им, что они сыны пророков и завета, что Иисус был послан к ним первым благословить их, и что именно посредством их благословятся все племена земные (см.: Быт 12:3; 18:18; 22:18).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.