Деяния 5 глава

Деяния Апостолов
Открытый перевод → Новый Библейский Комментарий

Открытый перевод

1 А некий мужчина, по имени Анания, с Сапфирой, женой своей, продав участок земли,
2 часть стоимости, с ведома жены, утаил, а часть принёс и положил к ногам Посланников.
3 Но Петр сказал:
— Анания, почему это наполнил сатана сердце твое, что ты солгал Духу Святому и утаил от цены земли?
4 Разве не твоим это было, когда ты владел, и то, что выручил от продажи, не осталось ли в твоем распоряжении? Зачем же ты замыслил в своем сердце такое? Ты солгал не людям, а Богу.
5 Услышав эти слова, Анания упал и умер; и напал сильный страх на всех, кто это слышал.
6 И молодые люди, встав, обернули его и, вынеся, похоронили.
7 И случилось так, что спустя примерно три часа вошла его жена, не зная о том, что случилось.
8 Петр же спросил её:
— Скажи мне, за столько ли вы продали землю?
И она сказала:
— Да, за столько.
9 А Петр ей:
— Что же вы сговорились испытать Дух Господа? Вот, уже входят в двери те, кто похоронил твоего мужа; они же вынесут и тебя.
10 В тот же миг она упала у его ног и умерла. И молодые люди, войдя, нашли её мертвой и, вынеся, похоронили возле её мужа.
11 И великий страх сошёл на всю церковь и на всех, слышавших это.
12 Руками же Посланников совершались в народе многие знамения и чудеса; и все они единодушно пребывали в галерее Соломона.
13 Из остальных никто не осмеливались присоединиться к ним, а народ превозносил их.
14 И все больше присоединялось верящих Господу, множество мужчин и женщин,
15 так что даже на улицы выносили людей и клали на носилки и постели, чтобы хотя бы тень проходящего Петра осенила кого из них.
16 Сходились также многие из окрестных городов Иерусалима, неся больных и мучимых нечистыми духами, и все исцелялись.
17 Но первосвященник и все, кто с ним, принадлежавшие к секте саддукеев поднялись, и движимые ревностью,
18 схватили Посланников, и заключили их в народную тюрьму.
19 Однако ангел Господа ночью открыл двери тюрьмы и, выведя их, сказал:
20 — Идите и, став в храме, говорите народу все эти слова жизни.
21 Они, выслушав, зашли утром в храм и учили. Между тем первосвященник и кто был с ним, придя, созвали Синедрион, то есть весь совет старейшин из сыновей Израиля и послали в тюрьму привести их.
22 Но придя в тюрьму, служители не нашли их в тюрьме и, возвратившись, сообщили:
23 — Мы обнаружили, что тюрьма заперта со всей предосторожностью и у дверей стоят охранники; но, открыв, внутри не нашли никого.
24 И когда они услышали эти слова, и начальник охраны храма и первосвященники, стали недоумевать: «Что же теперь будет?»
25 И кто-то пришел и сообщил им: «Вот, люди, которых вы заключили в тюрьму, стоят в храме и учат народ».
26 Тогда начальник стражи пошел со служителями и привел их без принуждения, потому что боялись народа, как бы их не побили камнями.
27 Приведя же их, поставили в Синедрионе; и первосвященник спросил их, говоря:
28 — Мы накрепко запретили вам учить об этом имени. И вот, вы наполнили Иерусалим вашим учением и хотите навести на нас кровь Того Человека.
29 Петр же и Посланники ответили:
— Надлежит покоряться скорее Богу, чем людям.
30 Бог наших отцов воскресил Иисуса, Которого вы умертвили, повесив на кресте.
31 Его возвысил Бог Своей правой рукой в Предводителя и Спасителя, чтобы дать Израилю покаяние и прощение грехов.
32 Свидетели Ему в этом мы и Святой Дух, Которого Бог дал повинующимся Ему.
33 Слышавшие же были в бешенстве и хотели их убить.
34 Встав же в Синедрионе, один фарисей, по имени Гамалиил, учитель Закона, уважаемый всем народом, приказал вывести апостолов на короткое время.
35 А им сказал:
— Мужчины Израиля! Будьте осторожны! Что вы собрались делать с этими людьми?
36 Ведь перед этими днями явился Февда, выдавая себя за кого-то, и к нему примкнуло около четырехсот человек. Он был убит, и все, кто следовали за ним, были рассеяны и обратились в ничто.
37 После него во время переписи явился Иуда Галилеянин и увлек за собой народ. Погиб и он, и все, кто следовал за ним, рассеялись.
38 И теперь, говорю вам, отстаньте от этих людей и оставьте их; потому что если этот замысел и это дело — от людей, оно будет разрушено,
39 а если от Бога, то вы не можете уничтожить их; иначе как бы вам не оказаться противниками Бога.
40 Они его послушались; и, призвав Посланников, высекли их и, велев им больше не говорить об имени Иисуса, отпустили.
41 Они же пошли из Синедриона, радуясь, что удостоились понести бесчестье за Имя.
42 И каждый день в храме и по домам не переставали учить и благовествовать об Иисусе Христе.

Новый Библейский Комментарий

Ст. 1 Второй пример с несчастливым концом представлен историей мужа и жены, Анании и Сапфиры.

Ст. 4 Их грех состоял не в том, что они оставили себе часть денег, а в том, что солгали. Именно во лжи и лицемерии обличает их своими вопросами Петр.

Ст. 8 Поведение Сапфиры свидетельствует, что свой обман супруги тщательно спланировали заранее.

Ст. 11 Суровый приговор над супругами смущает нас не меньше, чем в свое время смутил их современников (5). Приговор исходит прежде всего не от Петра или церковной общины, ибо совершился суд Божий. (Когда позднее Петр произнесет слова осуждения, он предложит грешнику покаяться; см.: 8:20−22.) Дело не в том, что Бог требует порядка в наших финансовых отчетах, а в том, что Он ненавидит лицемерие любого рода, и более всего то, которое направлено на осознанное и предумышленное искушение Духа Господня (9).

Лука вовсе не пропагандирует, желая представить Церковь идеальной. В христианских общинах были свои бедные (2:44, 45) и, хотя надобности нуждающихся людей удовлетворялись за счет раздаяния общего имения (4:34), даже это не обходилось без проблем (6:1).

5:12−42 Снова перед синедрионом: вмешательство Гамалиила

Ст. 12 Молитва апостолов (4:29, 30) была услышана. Их руками совершались в народе многие знамения и чудеса, и они продолжали встречаться и говорить в Храме, в притворе Соломоновом.

Ст. 13 Никто не осмеливался открыто пристать к ним, только если действительно у кого-то возникало желание круто изменить свою жизнь и присоединиться к последователям Христа.

Ст. 15 Люди выносили больных в надежде, что тень Петра, упав на них, их исцелит. Петра очень почитали, но была ли в действительности его тень целительной, или за этим скрывалось лишь упование людей на встречу с ним, остается неясным (см.: Примечание ниже).

Многие жители близлежащих городов также несли своих больных и одержимых духами, которые и исцелялись все.

Примечание. Магия и чудо. В двух похожих свидетельствах (в Мк 6:56 и Деян 19:12) говорится об исцелениях, которые кажутся нам чем-то «магическим». Однако, как явствует из других эпизодов, новозаветные писатели проводили различие между христианским движением и современными им магией и колдовством (см., напр., описание встречи с Симоном волхвом в 8:9−25). Вероятнее всего, Бог желает «говорить на языке», потребном людям. Он идет навстречу их ожиданиям, чтобы содействовать им в дальнейшем познании Себя. В этом отношении одни люди, суеверно ожидающие явления Божьей силы (подобно женщине, дотронувшейся до одежды Иисуса [Лк 8:43−48]), обретают желаемое и даже сверх того. Те же, кто стремится распоряжаться сверхприродной силой, вместо того чтобы предать себя в распоряжение Божье, оказываются менее успешными (см.: 8:9−25; 19:13−16).

Ст. 17 Видя любовь народа к христианам и возрастание авторитета апостолов, иудейские религиозные вожди исполнились зависти. Именно зависть толкала их на определенные действия против последователей Иисуса, а не просто факт их связи с Ним. В данной исторической ситуации, на этом этапе их преследовали не потому, что они были христианами, а потому, что им сопутствовал успех.

Ст. 18 Как и в эпизоде 4:3, апостолов схватили и бросили в темницу, чтобы допросить на следующий день.

Ст. 19 Однако вмешался Бог, и Ангел Господень ночью отворил двери темницы. Затем он, по-видимому, снова запер эти двери, поскольку на следующее утро служители темницу... нашли запертою со всею предосторожностью и стражей стоящими пред дверями, но внутри никого не оказалось.

Между тем апостолы последовали повелениям ангела и найти их не составило никакого труда.

Ст. 28 Слова первосвященника (Не запретили ли мы вам накрепко...) возвращают нас к их предыдущей встрече в 4:18. Принимать учение христиан за стремление навести на иудейскую религиозную элиту Божью кару за пролитие крови Иисуса — значит упускать суть таких эпизодов, как 3:14−17 или 5:30−32 и далее. Христиане не занимались подстрекательством, как полагали в синедрионе.

Ст. 29 Первосвященник указал апостолам на постановление синедриона, вынесенное ранее, Петр же в ответ повторил свою реплику из 4:19, 20. 30−32 Он повторил также и свое свидетельство о Христе, которого иудейские религиозные лидеры совершенно не поняли. И снова прежде всего указывается не на виновников распятия Христа, а на весть о том, что Бог аннулировал и изменил решение человеческого суда по делу Иисуса.

Распятие описывалось как повешение на древе не в интересах христианского послания, поскольку оно тесно сближало смерть Иисуса с одним из постановлений закона из Втор 21:22, 23. Быть может, эту конструкцию в отношении распятия Иисуса противники Евангелия использовали в провокационных целях. Во всяком случае, их намерение резко контрастирует с действиями Бога в интересах Иисуса.

Ст. 33 Большинство членов синедриона увидели лишь то, что некие неграмотные люди, притязающие на знание Божьей воли, осуждают их, и, слыша это, они разрывались от гнева и умышляли умертвить их.

Ст. 34 Гамалиил, человек, известный нам из иудейских и христианских источников, был законоучитель, уважаемый всем народом. Здесь, наверное, важно подчеркнуть, что он был из фарисеев, в то время как на данном этапе истории христианства наиболее решительно против Церкви выступали саддукеи (5:15; см. также: 4:1). Гамалиил учился у величайшего раввина Гиллеля и был в свое время наставником апостола Павла (22:3). Этот мудрый человек, кажется, и в самом деле понял смысл апостольских заявлений о человеческом и Божьем суде и выступил в защиту апостолов. Он предложил применить к настоящему спору их же принцип: эти христиане заявляют, что в деле Иисуса Бог вмешался, чтобы ниспровергнуть человеческий суд. Хорошо, тогда предоставим Самому Богу «переменить» человеческое суждение на Свое также и в данном деле. Скорее всего, Гамалиил был уверен, что Бог не на стороне этих христиан и, следовательно, дело их расстроится так же, как перед этим потерпели поражение два восстания, о которых он говорил выше.

Примечание. Речь Гамалиила в свете исторической надежности. Имена главарей мятежа нам известны из нехристианских источников, прежде всего из трудов Флавия. Однако здесь нас озадачивает хронология. Согласно ст. 37, Иуда Галилеянин явился, по всей видимости, после Февды, в то время как Флавий датирует эти события с точностью до наоборот. Еще труднее объяснить тот факт, что Флавий связывает восстание Февды со временем прокураторства Фада, правившего никак не раньше, чем десять лет спустя после описанного Лукой вмешательства Гамалиила в решение судьбы апостолов на суде синедриона. Вероятнее всего, было два бунтовщика с именем Февда, и тот, о котором упоминает Гамалиил, выступил на исторической сцене прежде того, о котором писал Флавий. Последний мог просто появиться под именем прежнего Февды. (О дальнейшей дискуссии см.: Hemer С, The Book of Acts in the Setting of Hellenistic History [Mohr, 1989], pp. 162−163, 223−224.)

Ст. 40 Тот факт, что апостолов били и, запретив им говорить об имени Иисуса, отпустили, наводит на мысль, что синедрион, не желая раздражать народ, идет по пути наименьшего сопротивления.

Ст. 41 Апостолы, чудом освобожденные из темницы как будто лишь для того, чтобы их избили на следующий день, кажется, могли впасть в замешательство. Однако они возрадовались, ибо за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие.

Ст. 42 На постановление синедриона не возвещать Евангелие они обратили внимания не больше, чем на другие, и продолжали встречаться в храме и по домам не переставали учить и благовествовать об Иисусе Христе.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.