Деяния 8 глава

Деяния Апостолов
Открытый перевод → Новый Библейский Комментарий

Открытый перевод

1 Савл же одобрял его убийство. И в этот день произошло большое гонение на церковь в Иерусалиме; и все, кроме Посланников, были рассеяны по окрестностям Иудеи и Самарии.
2 Стефана же погребли набожные люди, и совершили о нём великий плач.
3 А Савл громил церковь, входя в дома и, вытаскивая мужчин и женщин, отдавал в тюрьму.
4 Между тем, рассеявшиеся разошлись, благовествуя слово.
5 Так Филипп, придя в самарийский город, возвещал им Христа.
6 И толпы единодушно внимали тому, что говорил Филипп, слушая и видя знаки, которые он творил.
7 Ибо из многих, одержимых нечистыми духами, они выходили, крича громким голосом, а многие парализованные и хромые были исцелены.
8 И была большая радость в этом городе.
9 А один мужчина, по имени Симон, раньше занимался в городе колдовством и удивлял народ Самарии, называя себя кем-то великим.
10 Ему внимали все, от мала до велика, говоря: «Это Божья сила, называемая Великой».
11 А внимали ему потому, что он удивлял их колдовством долгое время.
12 Когда же поверили Филиппу, благовествующему о Царстве Божьем и о имени Иисуса Христа, то мужчины и женщины приняли омовение.
13 Поверил и сам Симон и, омытый, не отходил от Филиппа. И, видя совершающиеся знаки и чудеса, изумлялся.
14 Посланники в Иерусалиме, услышав, что Самария приняла Божье слово, послали к ним Петра и Иоанна,
15 которые, прийдя, помолились о них, чтобы они получили Духа Святого.
16 Ведь Он не сходил ещё ни на одного из них, а только они были омыты во имя Господа Иисуса.
17 Тогда возложили на них руки, и они получили Духа Святого.
18 А Симон, увидев, что через возложение рук Посланников даётся Дух Святой, принёс им деньги,
19 говоря:
— Дайте и мне эту власть, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Дух Святой.
20 Но Пётр сказал ему:
— Серебро твоё пусть вместе с тобой пойдёт в погибель, потому что ты задумал дар Божий приобрести за деньги.
21 Нет тебе в этом ни доли, ни жребия, ибо твоё сердце не право пред Богом.
22 Итак, покайся в этом своём зле и моли Господа — не простится ли тебе замысел твоего сердца;
23 Ибо вижу тебя находящегося в горькой злобе и в путах несправедливости.
24 Симон же сказал в ответ:
— Помолитесь вы за меня Господу, чтобы не постигло меня ничто из того, что вы сказали.
25 Они же, свидетельствую и возвещая слово Господа, пошли обратно в Иерусалим, благовествуя во многих сёлах Самарии.
26 Ангел же сказал Филиппу:
— Встань и иди на юг на дорогу, которая спускается от Иерусалима к Газе, которая пустынна.
27 Он встал и пошёл. И вот, один эфиоп, евнух, вельможа эфиопской царицы Кандакии, поставленный над всей её казной, приезжавший для поклонения в Иерусалим,
28 возвращался и, сидя в своей колеснице, читал пророка Исаию.
29 Дух сказал Филиппу:
— Подойди к этой колеснице вплотную.
30 Подбежавший Филипп, услышав, что тот читает пророка Исаию, сказал:
— Понимаешь ли то, что читаешь?
31 Он же сказал:
— Смогу ли, если кто не наставит меня?
И попросил Филиппа, взойдя, сесть с ним.
32 А фрагмент Писания, которое он читал, был такой:
«Как овца, Он был веден на убой,
и как ягнёнок пред остригшим его безгласен,
так Он не открывает уст Своих.
33
В унижении Его лишили правосудия.
Кто возвестит Его поколение?
Потому что отнимается от земли Его жизнь».
34 Отвечая, евнух сказал Филиппу:
— Умоляю тебя, о ком это говорит пророк? О себе или о ком-то другом?
35 И Филипп открыл уста и, начав с этого Писания, благовествовал ему Иисуса.
36 И, двигаясь по дороге, они подъехали к какой-то воде, и евнух говорит:
— Вот вода. Что препятствует мне быть омытым?
37 [ отсутствует в NA ]
38 И он приказал остановить колесницу; и оба сошли в воду: и Филипп, и евнух, — и омыл его.
39 Когда же они вышли из воды, Дух Господень унёс Филиппа. И евнух больше не видел его, а поехал своей дорогой, радуясь.
40 А Филипп оказался в Азоте; и, проходя, благовествовал всем городам, пока не пришёл в Кесарию.

Новый Библейский Комментарий

Ст. 1б Великое гонение (здесь впервые в Книге Деяний используется это слово) и вызванное им рассеяние по разным местам Иудеи и Самарии составляют фон следующих глав. 3 Активное участие Савла в этом великом гонении находит подтверждение в посланиях Павла (1Кор 15:9; Гал 1:13; 23; Флп 3:6; 1Тим 1:13). Поскольку в поисках христиан Савл вторгался в дома, то можно предположить: в Храме они уже больше открыто не встречались (5:42).

8:4 — 12:25 Служение, направляемое из Иерусалима

8:4−25 Филипп в Самарии

Ст. 4 Прежде всего гонение, а не осознанное решение стало причиной первого реального миссионерского импульса в ранней Церкви: между тем рассеявшиеся ходили и благовествовали слово.

Ст. 5 Филипп проповедовал в Самарии, поскольку именно там он оказался, спасаясь от гонений. Согласно указанию Евангелия от Иоанна, иудеи с самарянами не сообщались (Ин 4:9). Жители Иудеи и Галилеи считали населявших эту область к северу от Иудеи еретиками полуевреями; самаряне, державшие за Священное Писание лишь Пятикнижие Моисея и отвергавшие остальные иудейские писания, верили, что Богу следует поклоняться на горе Гаризим, а не в Иерусалиме.

Ст. 6−13 Автор знакомит читателя с Филиппом, указывая на те чудеса, какие он творил, в том числе, на изгнание нечистых духов и исцеления. Вот почему народ единодушно внимал тому, что говорил Филипп. И здесь же рассказывается о Симоне, занимавшемся волшебством, которому внимал весь народ самарийский, от малого до большого, поскольку он изумлял их волхвованием.

Не говорится, насколько труды Филиппа и его проповеди отличались от Симоновых, однако, по всей видимости, отличие было значительным, поскольку весь народ поверил Филиппу и крестился, и даже сам Симон уверовал и крестился. Именно этот «чудотворец» и изумлялся, видя совершающиеся Филиппом великие силы и знамения. (см.: 5:12−16 выше.)

Ст. 14 Вероятно, миссионерство среди самарян прежде не планировалось, но сообщение из Самарии заставляет находившихся в Иерусалиме Апостолов послать туда Петра и Иоанна, чтобы разузнать обо всем. Подобно и Варнаву посылали справиться относительно обращенных из язычников в Антиохии (11:22). Как раз перед этим апостолы и братья, бывшие в Иудее, вели с Петром беседу о Корнилии, обращенном язычнике (11:1−18).

Ст. 15−17 Именно последний эпизод, вероятно, способен объяснить, почему дар Святого Духа последовал через столь большой промежуток времени после крещения самарян. В свете 2:38; 10:48 и 19:5 маловероятным представляется, что крещение во имя Иисуса Христа умалялось по сравнению с крещением во имя Отца, Сына и Духа Святого. Также маловероятно и то, что возложение рук апостолами было обязательным условием для получения Святого Духа (см., напр.: 10:44−48; 16:30−34; и 13:3, где члены церкви возлагали на будущих апостолов-мессионеров руки в знак единства, которое приносит Святой Дух).

Согласно 11:15−17, Петр понимает, что дар Святого Духа Корнилию и его дому — это знамение от Бога, говорящее о том, что язычников следует принимать в качестве полноправных членов христианского сообщества (см.: коммент. к 11:1−18). Возможно, излияние Святого Духа на первых обращенных из самарян также было свидетельством их равенства с верующими в Иерусалиме (свидетельством как для самарян, так и для апостолов). Конечно, весьма приятно то, что Иоанн, пожелавший однажды призвать огонь с неба и истребить одно из селений самарянских (Лк 9:54), был ныне среди призывающих свыше Духа Святого!

Ст. 18−19 Симон посчитал христианство по существу разновидностью магии, которой он занимался сам, пусть и более могущественной.

Ст. 20−23 Ответ Петра говорит о его проницательности в отношении установки волхва. Резкое осуждение Симона апостолом смягчается призывом покаяться: может быть, Господь простит его.

Ст. 24 Несмотря на очевидно искреннюю просьбу к апостолам помолиться за него, чтобы это осуждение не исполнилось, Симон, согласно позднейшему христианскому преданию, остался известен как еретик и враг христианства.

8:26−40 Филипп и эфиопский евнух

Интересно сравнить две истории в Книге Деяний, имеющие отношение к Филиппу. Первая история происходит на севере, в Самарии, вторая — на юге. Первая повествует о массовом обращении, происшедшем вследствие гонений, вторая — о единственном обращении через прямой призыв от Бога. Первая происходит с людьми, признававшими лишь иудейское Пятикнижие, вторая — с человеком, читающим из Пророков. Обе истории взаимосвязаны не только присутствием Филиппа, но и тем, что в них рассказывается о людях, сторонних иудаизму.

Ст. 27−28 Древнее Эфиопское царство находилось, по всей вероятности, на территории современного Судана, но географический аспект для Луки не столь важен по сравнению с впечатлением «инородности». Трудно представить себе более экзотическую личность! Человек, о котором говорится, не только был родом из самых отдаленных регионов Древнего мира, но к тому же являлся там вельможей, хранителем всех сокровищ и евнухом. Кандакия — это не личное имя, а титул, который носила мать правящего монарха. Ефиоплянин, о котором идет речь, читал пророка Исайю, возвращаясь на родину из Иерусалима, где он поклонялся Богу.

Ст. 30−31 В новозаветные времена было принято читать вслух даже в одиночестве. Вмешательство Филиппа в занятие эфиопского вельможи воспринимается последним с замечательным смирением и детской простотой. По тем временам странствие, как правило, было опасным делом, к тому же и Филипп по своему общественному положению не был ровней такому вельможе; тем не менее тот просит его взойти и сесть с ним, чтобы пояснить читаемое.

Ст. 32−35 Евнуха озадачивает содержание Ис 53:7, 8 (о ком говорит пророк?), Филипп же без особых затруднений отталкивается от сего Писания, чтобы благовествовать ему об Иисусе.

Ст. 36 Поскольку разговор о водном крещении начинает сам евнух, можно предположить, что Филипп сопроводил рассказ об Иисусе призывом, подобным призыву Петра из 2:37−39. Сама постановка вопроса, заданного евнухом (Что препятствует мне креститься?), свидетельствует, что он ожидал возражений со стороны Филиппа. Возможно, ранее ему, иудейскому прозелиту, было отказано в обряде омовения (обычной ступени на пути к полному обращению в иудаизм) из-за его «калечности» (см. ниже: Примечание. Первый обращенный из язычников?).

Однако похожее выражение встречается и в других отчетах о крещении (Деян 10:47; Мф 3:14), и это заставляет сомневаться, действительно ли здесь ставится вопрос и дается ответ относительно ритуала водного крещения? А в свете Мк 9:39 и 10:14 можно сказать, что это выражение появляется в отчетах, относящихся к приему в сообщество в случае, если по той или иной причине ставится под сомнение равенство в членстве.

Ст. 38 В древнейших и наиболее достоверных манускриптах Книги Деяний ст. 37 отсутствует, и NIV, наряду с иными современными переводами, дает лишь его подстрочник. Филипп отвечает на вопрос евнуха, но не словом, а делом: оба спускаются к воде и евнух крестится без промедления.

Ст. 39−40 Замечание о том, что Филиппа восхитил Ангел Господень и он позднее оказался в Азоте, расположенном севернее Газы (и вдали от дороги, ведущей из Иерусалима в Газу), заставляет думать о водительстве не только духовном. Однако здесь подчеркивается не способ транспортации, а внезапность и совершенство отправления. Из предыдущего эпизода в Самарии (8:14), из отрывка с Корнилием в гл. 10, 11 и сообщения об учреждении антиохийской церкви в 11:20−22 можно убедиться: иерусалимской Церкви надлежало провести расследование также и этого обращения, если бы слух о нем дошел до нее в свое время. Однако евнух больше не был в ведении ни Филиппа, ни Церкви в Иерусалиме. С Филиппом же мы встретимся позднее (21:8, 9), в Кесарии.

Между тем евнух продолжает свой путь, радуясь. Интересно было бы знать, не возобновил ли он прерванного чтения из Книги Пророка Исайи? Продолжив чтение, он дошел бы вскоре до следующего места: «Да не говорит сын иноплеменника, присоединившийся к Господу: „Господь совсем отделил меня от Своего народа", и да не говорит евнух: „вот я сухое дерево" Ибо Господь так говорит об евнухах: ...тем дам Я... вечное имя, которое не истребится» (Ис 56:3−5).

Примечание. Первый обращенный из язычников? Хотя термин, переведенный словом евнух, означает просто «должностное лицо», Лука употребляет его скорее в буквальном смысле, иначе последующее пояснение — вельможа Кандакии, царицы Ефиопской, хранитель всех сокровищ ее — было бы излишним. В свете установлений Священного Писания (см.: Втор 23:1) маловероятно, что этот человек полностью обратился в иудаизм. Но поскольку целью его поездки было поклонение Богу и он приобрел, очевидно, копию последней части Писания, то, по всей вероятности, его контакт с иудейством был тесным и длительным. Если он был язычником из «боящихся Бога» (об употреблении этого термина см.: 10:2), тогда именно этот евнух, а не сотник Корнилий, был первым из известных нам неевреев, обращенных в христианство. Таким образом, именно Филипп, а не Петр или Павел, становится отцом языческой миссии под очевидным руководством свыше.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.