1е Коринфянам 14 глава

1е письмо Коринфянам
Открытый перевод → Новый Библейский Комментарий

Открытый перевод

1 Ищите любви, но добивайтесь и духовных даров, особенно пророческого дара.
2 Тот, кто говорит на языке, не людям говорит, а Богу, и никто его не поймет: он в духе возвещает тайны.
3 Но кто пророчествует, тот говорит людям, укрепляя, призывая и ободряя.
4 Тот, кто говорит на языке, укрепляет только себя, а кто пророчествует, созидает общину.
5 Я вам всем желаю говорить на языках, а ещё более — пророчествовать: пророк выше говорящего на языках, если сказанное на языке не толкуется для укрепления общины.
6 Представьте, братья, что я приду к вам и буду говорить на языках. Какая в том польза, если я не передам вам ни откровения, ни знания, ни пророчества, ни поучения?
7 Так звучит бездушный предмет — флейта или арфа: если играющий не отделяет звука от звука, то как понять, что же он играет?
8 Если зов трубы неразборчив, кто будет готовиться к битве?
9 Так и с вами, когда говорите на языке: если ваши слова неясны, кто поймет вас? Вы говорите в пустоту.
10 Сколько в мире разных языков! Нет народа без языка.
11 Но если я не знаю языка, для говорящего я дикарь, как и он для меня.
12 И вы, если добиваетесь духовных даров, стремитесь получить их как можно больше для созидания общины.
13 Поэтому говорящий на языке пусть молится и о даре истолкования.
14 Ибо если я молюсь на языке, молится мой дух, а ум бездействует.
15 Как тогда быть? Буду молиться духом, но также и умом; буду петь хвалу духом, но также и умом.
16 Иначе, если ты в духе благословляешь Господа, как представитель собрания сможет ответить «амен»? Он тебя не понимает.
17 Да, ты благодаришь достойно, но никого не укрепляешь.
18 Благодарение Богу, я говорю на языках больше, чем любой из вас!
19 Но в собрании я лучше скажу пять вразумительных слов в поучение другим, чем тысячи слов на языке.
20 Братья, в рассуждениях не будьте как дети. Для пороков оставайтесь младенцами, но умом будьте зрелыми.
21 В Законе сказано:
На чужих языках,
устами иноземцев Я буду говорить с этим народом,
но даже тогда они Меня не послушают,
— говорит Господь.
22 Поэтому дар языков — это знак не для верующих, а для неверующих, пророчества же — не для неверующих, а для верующих.
23 Если соберется вся община и будет говорить на языках, и войдут непосвященные или неверующие, не скажут ли они: «Да вы не в своем уме»?
24 Но если вся община пророчествует, и войдет неверующий или непосвященный, он будет всеми изобличен, всеми испытан,
25 его тайные мысли будут раскрыты, и тогда, пав ниц, он поклонится Богу и воскликнет: «Поистине с вами Бог!»
26 Так что же, братья? Когда вы собираетесь вместе, у каждого есть или гимн, или поучение, или откровение, или язык, или толкование. Пусть всё это служит созидательной цели.
27 Если будете говорить на языках, то пусть делают это двое, самое большее — трое, по очереди, а один толкует.
28 Если же толкователя нет, пусть эти люди молчат на собрании, а говорят лишь себе и Богу.
29 Из пророков пусть двое или трое изрекают, а другие обдумывают их слова.
30 Если кому-то из сидящих вдруг будет дано откровение, пусть тогда изрекающий замолчит.
31 Вы можете пророчествовать все поочередно, уча и призывая каждого.
32 А пророческий дух подчинен пророку,
33 ибо Бог творит не беспорядок, а мир.

Как принято в любой общине святых,

34 женщина должна молчать на собрании, ибо ей следует не говорить, а подчиняться, о чем говорит и Закон.
35 Если она хочет что-то узнать, пусть спросит дома у мужа, ибо женщине неприлично говорить на собрании.
36 Разве Божье слово исходит от вас? Или оно пришло только к вам?
37 Кто считает себя пророком или человеком духа, пусть распознает, что я пишу вам, как повелел Господь.
38 Кто не признает этого, тот и сам не будет признан.
39 Итак, братья мои, добивайтесь пророческого дара и никому не препятствуйте говорить на языках.
40 Всё должно проходить благопристойно и с соблюдением порядка.

Новый Библейский Комментарий

14:1−19 Пророчества, языки и церковь

Ст. 1 Любовь должна господствовать в христианском сообществе. Повторяя сказанное в 12:31 и возвращаясь к наставлению о стремлении к получению больших даров, Павел поясняет, что имел в виду дар пророчества.

Ст. 2 Он показывает, почему это так. Языки направлены не к человеку, но к Богу.

Ст. 3 Пророчество, с другой стороны, направлено к народу Божьему и выполняет роль назидания, увещевания и утешения. Уникальность христианской веры — в ее созидательности, она использует слова, которые описывают конструкцию в активном стремлении к укреплению, воодушевлению и утешению составляющих ее элементов.

Ст. 5 Павел хочет, чтобы все говорили языками, но добавляет при этом, что при наличии выбора он предпочел бы пророчество. Пророк важнее, чем говорящий на языках, который не толкует то, что может способствовать укреплению церкви. Он еще раз подчеркивает созидательную роль христианского сообщества.

Ст. 6 Павел, вероятно, возражает здесь тем, кто подчеркивает важность говорения на языках, на собственном примере. Если он не приносит пользы, открывая что-то новое (знания или наставления), то в чем преимущество его служения? Он приводит два примера.

Ст. 7 Мелодия, чистый звук, издаваемый музыкальными инструментами (свирелью или гуслями, точнее арфой), — самое главное для музыканта. В I в. особенно большой популярностью пользовалась арфа, она звучала повсюду в переполненных театральных залах.

Ст. 8 Труба должна издавать четкий звук, призывая войска к боевой готовности.

Ст. 9 Павел сравнивает их служение со звучанием трубы. Никто не сможет различить, о чем они говорят, если их речь невразумительна и непонятна.

Ст. 10−12 Со времен Вавилонского столпотворения в мире существует несчетное количество языков, и если, как говорит Павел, он слышит и не понимает значения слов того, кто говорит, то они друг для друга — чужестранцы. Так и вы, — повторяет Павел (12). Павел призывает всех обогатиться духовными дарами к назиданию церкви.

В ст. 1−19 Павел задается вопросом, почему пророчество — наиболее важный дар, к которому нужно стремиться в большей степени, чем к дару владения языками? Созидание или укрепление, ободрение и утешение церкви — самые важные аспекты в жизни христианского сообщества, а это происходит под действием дара пророчества.

14:20−25 Пророчества, языки и неверующие

Ст. 20−22 Павел призывает коринфян оставить свое детское мышление (ср.: 13:11). Несомненно, по отношению к злу необходимо сохранять младенческую невинность, но настала пора проявить зрелость ума. Это означает, что они должны задуматься над тем, что записано в законе (Ис 28:11, 12; Втор 28:49), и, полагает Павел, понять, что говорение на языках является знаком для неверующих (но негативным знаком, потому что подтверждает их неверие!), а пророчество предназначено для христиан.

Ст. 23 Если неверующие или любопытствующие приходят в церковь, а все говорят там на языках, то пришедшие сочтут их ненормальными.

Ст. 24 Если же все в церкви пророчествуют, то на пришедших это произведет должное впечатление. Они услышат обличение и суждения со стороны, ст. 25 сердца их могут раскрыться, и они падут ниц и признают присутствие Божье.

14:26−36 Соблюдение благопристойности и чинности

Ст. 26 У каждого есть псалом, поучение, откровение, язык или его истолкование. Все это должно идти на пользу церкви.

Ст. 32 Все должно проходить благопристойно, ибо Бог является Богом мира.

Ст. 33−36 В этом фрагменте рассматривается роль женщин в церкви. Некоторые комментаторы, исследовавшие данную проблему, считают эти строки более поздней вставкой, причем другого автора. Но подобные тексты присутствуют во всех рукописях. Необходимо отметить три момента, которые помогают понять отрывок:

1) Жены молились и пророчествовали в христианском собрании (см.: 11:5), что было обычной практикой во всех апостольских церквах (33б). Здесь очень важен контекст, позволяющий оценить пророчество (35).

2) Закон требует признания разной роли мужчины и женщины (34), с ссылкой на Быт 2:20−24 или 3:16. Павел уже приводил последнюю цитату ранее, в 11:8, 9.

3) Жена должна пополнять свои знания через мужа, находясь дома, а это подразумевает, что именно ее муж должен произносить пророчества (35).

Хотя тексты не позволяют с абсолютной уверенностью утверждать, автор настоящей статьи полагает, что в общественном собрании жены не должны были обсуждать содержание пророчества, которое требовало разъяснения через вопросы.

14:37−40 Предостережения и выводы

Ст. 37 Апостольское разъяснение, которого ожидали коринфяне относительно духовных людей или даров, завершается ясным заявлением о том, что все, что им написано, исходит из заповедей Господа. Пророк и духовный человек знают: «...то, что говорит Павел, исходит от Бога» (Августин). Нет никаких оснований полагать, что эти или другие главы следует отнести к какому-то особому месту или времени.

Ст. 38 Того, кто этого не знает, в том числе пророков и обладающих духовными дарами, нужно игнорировать.

Ст. 39 Пророчество приветствуется ввиду его пользы для церкви. Языки не запрещаются, но при этом все должно происходить благопристойно.

Ст. 40 Разъяснения Павла направлены на поддержание порядка в собраниях. В свете того, что Бог является Богом порядка (ср.: 33), все должно совершаться надлежащим образом при проведении богослужения в Его церкви. Здесь речь идет не только о темах, затронутых в этих главах, но и о тех, которые рассматриваются в гл. 11.

Примечание. Гл. 11−14 отражают следующую богословскую позицию: это не «моя» или «наша» церковь, но собрание народа Божьего, и крестная жертва Христа должна получить надлежащее отражение во взаимоотношениях людей и обеспечении их потребностей; недопустимо разделение мужчин и женщин; и первостепенной задачей является созидание церкви. Эти главы не следует рассматривать как порицание других церковных традиций. Легко пропустить в них персональную направленность, заботу о других. Павел призывает собратьев проявлять больший интерес к физическим и духовным нуждам на еженедельных христианских собраниях, чем это имеет место в большинстве современных церковных собраний. Христиане должны с воодушевлением принимать приходящих в собрание. В апостольской церкви не было общин, закрытых для неверующих. Этот призыв Павла актуален и ныне: христианское собрание должно быть таким, чтобы любой, посетивший его, знал: Бог действительно присутствует среди Своего народа.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.