1е Коринфянам 6 глава

1е письмо Коринфянам
Открытый перевод → Новый Библейский Комментарий

Открытый перевод

1 Если кто из вас и имеет что-то против брата, как он смеет судиться не у святых, а у неправых пред Богом?
2 Разве вы не знаете, что святые будут судить мир? А если судите весь мир, разве вы не вправе решать простейшие дела?
3 Или не знаете, что мы и ангелов будем судить, не говоря уже о делах повседневных?
4 Тогда почему для повседневных дел вы берете в судьи тех людей, которые для общины — ничто?
5 Разве это не постыдно? Неужели нет среди вас никого благоразумного, кто способен рассудить двух братьев,
6 и брат должен судиться с братом у неверующих?
7 Плохо уже и то, что вы судитесь между собой. Почему бы вам не потерпеть, не уступить?
8 Но вы сами обижаете своих же братьев и отнимаете у них.
9 Или не знаете, что неправые не получат Божьего Царства? Не обманывайте себя: ни развратники, ни идолопоклонники, ни совратители чужих жен, ни мужеложцы,
10 ни воры и вымогатели, ни пьяницы, ни ругатели, ни мошенники Божьего Царства не получат.
11 Некоторые из вас таковыми и были, но омылись, освятились и были оправданы именем Господина нашего Иисуса Христа и Духом нашего Бога.
12 «Всё мне позволено», но не всё полезно. «Всё мне позволено», но ничто меня не подчинит.
13 «Еда для чрева и чрево для еды, но Бог упразднит то и другое». А тело не для разврата, а для Господа, и Господь для тела.
14 Бог силён: Он воскресил нашего Господина — воскресит и нас.
15 Разве не знаете, что ваши тела — части тела Христова? Можно ли сделать часть Христа частью блудницы? Никогда!
16 Или вы не знаете, что, соединяясь с блудницей, вы с ней становитесь одним телом? Ибо сказано: Двое будут одной плотью.
17 А соединяясь с Господином нашим, вы с Ним становитесь одним духом.
18 Избегайте разврата. Всякий другой грех остается вне тела, а развратник грешит против собственного тела.
19 Или вы не знаете, что ваше тело — Храм Святого Духа, посланного Богом, и что вы уже не принадлежите себе?
20 Ведь за вас отдана плата. Ваше тело должно прославлять Бога.

Новый Библейский Комментарий

6:1−8 Судебные тяжбы среди верующих

В высших кругах общества того времени был широко распространен обычай выносить на суд муниципальных органов или на суд присяжных споры, дабы утвердить собственный приоритет и политическое влияние на других. В подобного рода тяжбах суд должен принимать взвешенное решение, учитывая положение и влиятельность противоположных сторон при наложении соответствующих штрафов. Более того, судебное рассмотрение не предусматривало исков определенной категории людей против другой, например: сына против отца; раба против хозяина; служащего против начальника; гражданина против магистрата; занимающего более низкое положение на социальной лестнице против высокопоставленного лица. Взятки среди судий и членов суда присяжных были в порядке вещей. В еврейском и греко-римском судах в судебном рассмотрении могли участвовать посредники, адвокаты. Некоторые люди предпочитали именно эту форму, поскольку влиятельные граждане стремились избежать отрицательного влияния тяжб на свое социальное положение и общественную карьеру. Ситуация способствовала возникновению вражды между людьми: тот, кто голосовал в суде против ответчика, автоматически становился его врагом. Судебная тяжба для людей из высших слоев общества рассматривалась просто как фактор нестабильности, способствующий разногласиям в политической жизни общества.

Примечательно, что Павел начинает обсуждение с серии вопросов, которые призваны одновременно и наставлять (ср.: гл. 9, где он задает девятнадцать вопросов).

Ст. 1 В свете того, как действовали местные суды, становится понятно, почему Павел ополчается против христиан, посмевших представить дело на суд ежегодно избираемых муниципальных властей и богатых соотечественников. Они судили предвзято, как и любой судья или присяжный, и им также нужно было давать взятки.

Ст. 2 Если святые станут судить мир (ср.: Дан 7:22), то они должны будут действовать как компетентные адвокаты в гражданских делах, которые Павел называет маловажными. Это определение позволяет полагать, что их гражданские тяжбы — это, скорее, досадные обстоятельства, чем реальное разрешение споров, улаживание дел.

Ст. 3 Павел вновь использует свою излюбленную форму вопроса: Разве вы не знаете... (ср.: ст. 2), подчеркивая тот факт, что если святые будут судить ангелов, то, несомненно, эти-то споры они в состоянии разрешить.

Ст. 4 Павел вопрошает, выбирают ли они для разрешения спора малозначащих людей в церкви? В то время как в обществе судьями были люди, занимавшие высокое положение, в христианском собрании социальный статус не играл роли. Тот же термин (в ориг.) в 1:28 переведен как «незнатное», т. е. презираемое обществом.

Ст. 5 Ряд из тех, кого считали разумными (ср.: 3:18), могли бы взять на себя роль посредников, как это было принято при решении споров в светских судах. Третья ступень образования в I в. позволяла студентам получить юридические знания, а потому в церкви могли быть компетентные люди, способные разрешить по справедливости разного рода споры.

Ст. 6 Павел внезапно резко меняет свое мнение по поводу их действий (брат с братом), что подчеркивает единство верующих пред неверными]

Ст. 7 Сам по себе факт существования тяжб между христианами свидетельствует о том, что в христианском сообществе нет единства.

Ст. 8 Лучше остаться обиженным, чем идти в суд. Наложение штрафа на виновного было финансовой потерей для него, поэтому лучше самому терпеть лишения, чем судиться.

В Рим 13:1−7 Павел обращается к роли государства в контроле над криминальной обстановкой (но не имеет в виду местные муниципальные власти и присяжных, которые использовали гражданские акции в качестве политической арены). Христиане, которые получили юридические знания и действуют в качестве посредников, способны разрешить споры справедливым путем в обществе, где преобладают несправедливые условия.

6:9−20 Против вседозволенности

В Рим 1:18−32 в приведенном Павлом перечне грехов, которые подлежат Суду Господню, включены не только сексуальные грехи (см.: ст. 29−31). Здесь и те грехи, которые требовали исключения согрешившего из ветхозаветного сообщества верующих, отлучали его от Божьего наследия (9б,10). Благодаря изощренным философским аргументам в обществе утвердились представления о том, что верхушке многое дозволено. Мелких проступков элитарных представителей общества не касалась рука правосудия, но им не избежать Божьего Суда. Существовало своего рода заблуждение, самообман со стороны христиан, как это часто случается и сегодня. Сексуальный разврат (pornoi, термин, который включает прелюбодеяния, т. е. сексуальную связь христиан, не состоящих в браке), поклонение идолам, ложь со стороны мужей, которые обманывают своих жен (однако жены подчас закрывают на это глаза), гомосексуализм, воровство, алчность, пренебрежение Божественной благодатью, пьянство (это относится к участникам оргий и пирушек), нечестность в деловых отношениях — все, совершающие эти грехи, не наследуют Царства Божьего. Ни один из этих грехов никогда не способствовал укреплению взаимоотношений с Богом или с ближними; как и в десяти заповедях, все это запрещено, поскольку разрушительно по отношению к другим, приносит горе и страдание окружающим.

Ст. 11 Таким было поведение, образ жизни некоторых коринфских христиан. Они не отличались высокой нравственностью по сравнению с другими членами общества. Так происходит и сегодня. Но работа Христа очистила их от прошлого, они оправдались, сделались святыми именем Господа Иисуса Христа и под воздействием Святого Духа. Эта радостная весть, Евангелие, означает, что прошлая грешная жизнь не определяет окончательную судьбу мужчин и женщин.

Ст. 12 Павел цитирует популярный девиз сторонников вседозволенности и отвечает столь же лаконично и метко. Считавшие себя избранными, элитой, утверждали, что их успех позволяет им делать все, что заблагорассудится, потому что все позволительно, но Павел подчеркивает этический момент: не все полезно, т. е. наши поступки должны идти во благо и другим. Они утверждали, что дозволено все, без ограничения. Павел же учит, что мы никогда не должны быть рабами своих поступков.

Ст. 13 Он утверждает, что пиша существует для еды, а еда — для желудка. Внимательное изучение кулинарных книг I в. показывает, насколько глубоко грех объедания проник тогда в жизнь. Безнравственность и обжорство шли рука об руку на языческих празднествах. Павел же говорит, что и пиша, и аппетит могут действовать губительно. Тело не предназначено для блуда, внебрачных сексуальных связей, тело христианина не предназначено для того, чтобы использовать его по принципу вседозволенности, оно — для Господа.

Ст. 14 Павел отвергает аргумент Платона, считавшего, что следует потворствовать всем своим желаниям и чувствам, ибо после смерти все это бесследно исчезнет. Однако Бог воскресит именно тела, а не души, как Он воскресил Господа.

Ст. 15 Ни один христианин не может сказать «мое тело», потому что при обращении соединяется с Христом не духом, но всей полнотой своей личности. Христиане, которые стали членами Тела Христова, никогда не будут оскверняться связью с блудницей.

Ст. 16 Поведение, которое считалось нормой для мужчин в римском мире, всегда запрещалось в церкви, поскольку сексуальный акт предполагает тесное духовное единение двух человек. Павел цитирует Быт 2:24, самую главную заповедь против нарушения супружеской верности и против блуда.

Ст. 20 Ни один христианин не может сказать «мое тело», потому что он искуплен дорогой ценой, ценой смерти Христа. Отсюда со всей очевидностью следует, что его задача — воздавать честь, букв, «прославлять» Бога в своем теле, в своих социальных и сексуальных отношениях, которые должны строиться на основе библейских критериев.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.