1е Тимофею 3 глава

1е письмо Тимофею
Открытый перевод → Новый Библейский Комментарий

Открытый перевод

1 Верно говорят: Тот, кто хочет стать епископом, стремится к доброй цели.
2 Ведь епископ должен быть безупречным человеком: единожды женатым, трезвым, разумным, достойным, гостеприимным, умеющим учить,
3 не пьяницей, не драчуном, но человеком снисходительным, миролюбивым, бескорыстным.
4 Он должен умело управлять своим собственным домом, так чтобы дети повиновались ему со всяческим почтением.
5 (Ведь если человек не может управиться со своим собственным домом, где уж ему печься о Церквах Божьих?)
6 Он не должен быть новообращенным, чтобы, преисполнившись самодовольства, не оказаться во власти дьявола.
7 Кроме того, он должен пользоваться доброй славой среди иноверцев, иначе он будет вызывать нарекания и попадется в силки, расставленные дьяволом.
8 Дьяконы тоже должны быть людьми почтенными, не двуличными, не слишком падкими до вина, не алчными.
9 В чистой совести должна корениться тайна их веры.
10 Все, кто хотят стать дьяконами, должны сначала получить одобрение и лишь после того как безукоризненность их поведения признана несомненной, начинать свое служение.
11 Женщины-дьяконы также должны быть почтенными, правдивыми, трезвыми, должны хранить истинную веру при всех обстоятельствах.
12 Дьякон должен быть женат единожды и умело управлять собственными детьми и домом.
13 Ведь тем, кто был безупречен в своем дьяконском служении, дается высокое положение и великая смелость в вере в Помазанника Иисуса.
14 Я надеюсь скоро придти к тебе, пишу же все это
15 на случай, если мне придется задержаться: чтобы ты знал, как жить в Доме Божьем — Церкви Бога живого, которая являет собой веху и вместилище истины.
16 Велика тайна, на которой покоится благочестие, — никто не усомнится в этом:
Он явился во плоти,
Восторжествовал в духе,
Открылся ангелам,
Его явление было возвещено всем народам,
В Него уверовал мир,
Он вознесся в славе.

Новый Библейский Комментарий

3:1−13 Требования к церковнымслужителям

3:1−7 Условия для епископского служения

В этом отрывке не имеется в виду должность «епископа» (как в русской синодальной Библии), хотя в обязанности появившихся позднее епископов входил общий надзор. Представление о властных полномочиях, которыми на протяжении всей истории христианства были наделены епископы, не свойственно новозаветному учению. Павел пишет о тех, кто, не обладая властью как таковой, должен был осуществлять общее руководство. Мы не располагаем сведениями о том, что в каждой церкви был только один епископ, и тем более не имеем оснований полагать, что на попечении епископа находилось несколько церквей. Но почему Павел ссылается на верно слово (1)? По всей видимости, это было общепринятое выражение, и Павел использует его, чтобы подтвердить значение должности епископа в глазах тех, кто этого недооценивал. Павел рассматривает епископское служение как благородное дело.

Для исполнения этих обязанностей требовались соответствующие люди. Следует помнить, что первые христиане были выходцами из самых разных слоев общества, и этим объясняется характер некоторых требований (особенно в ст. 3), кажущихся курьезными. Павел перечисляет личные качества, необходимые кандидатам на эту должность. Они должны быть непорочны, целомудренны и благочинны (честны) (2). Этими качествами должны обладать все истинные христиане, и особенно христианские лидеры, поскольку люди, духовные и нравственные свойства которых не вызывают одобрения современников, не будут иметь большого влияния в качестве священников, а если и будут, то, вероятно, это влияние будет разрушительным.

Такое же значение имеет семейная жизнь священника: он должен быть одной жены муж (2), хорошо управляющий домом своим (4). Первое требование исключало возможность назначения на эту должность двоеженцев, хотя правильнее толковать эти слова в том смысле, что священник должен служить примером в сфере семейных отношений. Здесь Павел не рассматривает вопрос о тех, кто до обращения в христианство был многоженцем. Тем не менее следует признать, что ответственные посты в христианской церкви должны занимать люди, примеру которых могут следовать остальные.

Второе требование, касающееся управления собственным домом, заслуживает особого внимания, поскольку Павел видит в доме некий прообраз церкви (5). Жизнь в семье, где нет правильно налаженных взаимоотношений, не может дать необходимого опыта для руководства церковной жизнью. Это закон, которым часто пренебрегают при избрании будущих священников.

Дополнительные требования перечислены в ст. 6 и 7. Новообращенные исключаются, так как они не обладают достаточным опытом. Примечательно, что в подобном же перечне в Послании к Титу это требование опушено — вероятно, по той причине, что в столь молодой церкви оно было невыполнимо. Но по возможности следовало избегать наделения новообращенных христиан слишком большой ответственностью, пока они не укоренились в церкви. Предупреждая об угрозе гордыни, Павел употребляет выражение чтобы... не подпал осуждению с дьяволом. Новообращенный, занимающий в церкви высокий пост, может возгордиться, как некогда возгордился сатана.

Еще одно условие — доброе свидетельство от внешних. Павел осознает опасность назначения должностных лиц, которые не пользуются уважением современников. Люди, чье недостойное поведение привлекало внимание неверующих и подвергалось их осуждению, принесли церкви огромный вред. Но что подразумевается под сетью дьявольской? Очевидно, подразумевается сеть, которую дьявол расставляет для тех, кто не соответствует званию христианина, а не та, в которую угодил сам дьявол, то есть гордыня.

3:8−13 Условия для служения дьяконов

В Флп 1:1 Павел упоминает дьяконов наряду с епископами, из чего явствует, что эти должности были тесно связаны. Даже приведенный здесь перечень желательных качеств дьяконов имеет большое сходство с перечнем качеств епископов. И снова первостепенное значение имеет уважение окружающих, честность и высокие моральные качества. Учитывая, что кандидаты на эти должности не должны быть пристрастны к вину, можно предположить, что в Эфесе существовала проблема чрезмерного потребления вина. Еще важнее, что дьяконы должны иметь твердую веру — обстоятельство, которое часто недооценивают при назначении на низшие церковные должности. Религиозная позиция была для Павла главным критерием. Испытание, позволявшее убедиться в наличии необходимых качеств (10), вероятно, происходило на собрании христианской общины.

Ст. 11 выглядит как промежуточный эпизод, и некоторые полагают, что в нем говорится о диаконисах. Хотя существование данной категории церковных служителей вполне возможно, скорее всего, это указание относится к женам дьяконов. Они должны быть серьезными и сдержанными в речах, чтобы не отвлекать мужей от работы. Остальные требования к дьяконам почти дословно повторяют требования к епископам. Выражение приготовляют себе высшую степень, означающее «приобретают добрую репутацию», может относиться к их положению либо с точки зрения членов христианской общины, либо с точки зрения неверующих («внешних»), либо в глазах Бога. Второе предположение представляется наиболее правдоподобным, если иметь в виду не обеспечение будущего продвижения по службе, а проявляющееся ныне влияние. Это хорошо согласуется с замечанием о твердости их веры.

3:14−16 Церковь — дом Божий

Здесь Павел прерывает наставления, чтобы поговорить о природе церкви и представить свое учение в исторической перспективе. Весьма вероятно, что Павел уже обсуждал с Тимофеем эти правила, но решил изложить их в письменном виде, чтобы поддержать его во время своего отсутствия. Сравнение церкви с домом Божиим перекликается со ст. 5, объясняя озабоченность Павла способностью церковных служителей хорошо управлять собственными домами. Здесь он углубляет метафору, называя церковь столпом и утверждением истины (15).

Павел не придает церкви большего значения, чем истине. Если церковь призвана нести свидетельство об истине и бороться с ложными учениями, то слово утверждение следует понимать как оплот, воздвигнутый для защиты истины.

Включение фрагмента, напоминающего церковный гимн, кажется неожиданным. Но в нем раскрывается то, что Павел называет великой тайной благочестия (16). Он употребляет слово тайна по отношению к тому, что уже открылось, хотя больше нигде не связывает тайну с благочестием. Учитывая внимание Павла к теме богослужения, можно предположить, что он имеет в виду практические аспекты благочестия. Он утверждает, что величие этой тайны беспрекословно.

Начало гимна вызывает вопросы, так как в некоторых текстах местоимение Он заменено словом «Бог». Гимн, несомненно, посвящен Христу, хотя Он и не назван. Возможно, Его имя упоминалось в первой части гимна, ныне утраченной. Первая строка указывает на боговоплощение. Смысл второй строки (оправдал Себя в Духе) также является предметом споров. Возможно, речь идет о человеческой душе Иисуса, и данное утверждение указывает на оправдание Иисуса Богом при воскресении. Такое толкование вполне согласуется с первой строкой. Менее вероятно, что здесь говорится о Святом Духе как посреднике оправдания.

Не менее трудна и третья строка. Ее можно истолковать как прославление Иисуса, хотя тема прославления появляется только в шестой строке. Возможно, она относится к торжествующему Христу, являющему Себя падшим ангелам, но это не слишком согласуется с контекстом. Не исключена вероятность, что третья строка задумана как параллель к шестой, и в таком случае следует предпочесть первый вариант толкования. Четвертая и пятая строки, несомненно, образуют единое целое: слова о проповедовании Евангелия народам и о появлении веры в мире связаны с апостольским служением, описанным в Книге Деяний святых Апостолов. Высказывают предположение, что пятую строку можно понимать как «во всем мире», но это маловероятно. На первый взгляд заключительная строка указывает на вознесение, но после упоминания о проповедовании это было бы странно. Возможно, автор просто решил закончить свой гимн прославлением Христа, Которого он проповедует.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.