1е Тимофею 5 глава

1е письмо Тимофею
Открытый перевод → Новый Библейский Комментарий

Открытый перевод

1 Человека старше тебя не поучай грубо, а почтительно проси, как отца. С младшими обращайся, как с братьями.
2 С женщиной старше тебя веди себя, как с матерью, с младшими — целомудренно, как с сестрами.
3 Вдовам помогай деньгами — я имею в виду истинных вдов.
4 Если же у вдовы есть дети или внуки, пусть она прежде научится хранить в благочестии собственный дом и платить долг памяти предкам — ведь именно это угодно Богу.
5 Вдова истинная, оставшаяся одинокой, возлагает все надежды на Бога, день и ночь воссылая Ему свои прошения и молитвы.
6 Падкая же до излишеств — заживо умерла!
7 Всё это ты должен внушать им, чтобы они были безупречны.
8 Если же вдова пренебрегает своими близкими, и прежде всего — своей семьей, она отреклась от веры и стала хуже неверной.
9 Ко вдовам можно причислить женщину не моложе шестидесяти лет, имевшую одного мужа,
10 известную добрыми делами — то есть если она вырастила детей, всегда была гостеприимна, омывала ноги святым, помогала людям в несчастье, иными словами, творила всякого рода добрые дела.
11 Вдов же более молодого возраста за вдов не считай, потому что со временем они начинают больше думать о замужестве, нежели о Помазаннике,
12 и оказываются тогда повинными в нарушении обета, данного Ему прежде.
13 Кроме того, живя праздно, они привыкают слоняться из дома в дом. Они не только праздны — они болтливы и любопытны: несут всякий неподобающий вздор.
14 Поэтому я хочу, чтобы молодые вдовы выходили замуж, рожали детей, вели хозяйство, не оставляя никакой зацепки для нареканий недоброжелателя.
15 Ведь иные уже оказались в лагере сатаны!
16 Если какая-нибудь благочестивая женщина имеет на своем попечении вдов, пусть заботится о них, не обременяя Церковь, чтобы последняя могла заботиться об истинных вдовах.
17 Старейшины, хорошо руководящие жизнью общины, заслуживают двойной платы, и прежде всего — те, кто все силы отдают проповеди учения.
18 Ибо Писание гласит: не надевай намордник волу во время молотьбы и: работающий достоин платы за свою работу.
19 Обвинение против старейшины рассматривай только в том случае, если его подтверждают два или три свидетеля.
20 Провинившихся призывай к ответу перед лицом всех — в назидание остальным.
21 Я заклинаю тебя перед лицом Бога и Помазанника Иисуса и избранных ангелов: исполняй это без предвзятости, ничего не делай из предубеждения.
22 Не возлагай ни на кого руки поспешно — не бери на себя чужую вину, храни себя незапятнанным.
23 Впредь не пей одну только воду, употребляй немного и вина — это полезно для желудка и поможет тебе в твоих частых недомоганиях.
24 Грехи одних всем видны и идут в суд впереди грешников, грехи же других людей следуют за ними.
25 То же и с добрыми делами — они видны всем, а если это и не так, все равно они не могут не открыться.

Новый Библейский Комментарий

5:1 — 6:2 Советы по поводуличных отношений в церкви

5:1, 2 Различные возрастные группы

Здесь излагается принцип, приложимый к верующим разного возраста. Тимофей должен относиться к другим людям так, как если бы они были членами его семьи. Этот принцип исключает идею превосходства и способствует более естественному подходу. Использованный здесь глагол укорять подразумевает публичное порицание, каковое недопустимо по отношению к пожилому человеку. Говоря о молодых женщинах, Павел предупреждает о важности сохранения чистоты отношений.

5:3−16 Об отношении к вдовам

5:3−8 Истинные вдовы. В первую очередь Павел заботится о вдовах, не имеющих средств к существованию. Во времена, когда система социального обеспечения отсутствовала, облегчение участи бедных было реальной проблемой, и Павел признавал, что христиане несут ответственность за ее решение. Но если у вдовы были близкие, которые ее содержали, то вмешательство церкви было лишним. Забота о семье угодна Богу. Социальная ответственность рассматривается как религиозная обязанность. В этом христианское учение согласуется с пятой заповедью, предписывающей почитать родителей. В ст. 5 Павел изображает благочестивую бедную вдову, полагающуюся на Бога. Разительный контраст с изображением сластолюбивой вдовы в ст. 6, без сомнения, предусмотрен автором.

Павел знал, что некоторые вдовы жили в свое удовольствие, и, конечно, не требовал от церкви поддержания подобного образа жизни, особенно если под «сластолюбием» подразумевалась распущенность. Выражение заживо умерла звучит парадоксально, но это духовная смерть. Тимофею вменяется дать на этот счет ясные указания, чтобы помочь подобным женщинам отвратиться от порока. В этом сугубо житейском вопросе Павел озабочен не только судьбой отдельных личностей, но и воздействием дурного примера на всех верующих (7−8). Он считает, что недостаточное внимание христиан к своим близким чревато страшными последствиями, равносильными отречению от веры и превращению в тех, кто хуже неверных. Едва ли можно найти более сильные выражения для описания роли взаимной ответственности в христианских семьях.

5:9−10 Вдовы в церковной деятельности. Неясно, существовал ли в первоначальной церкви разряд вдов, выполнявших определенные обязанности, но, возможно, об этом свидетельствует замечание об избрании вдов старше шестидесяти лет. Возрастное ограничение несколько озадачивает, поскольку Павел, конечно, не имел в виду, что вдовы, не достигшие этого возраста, не имели права на помощь церкви. Очевидно, избрание производилось для какой-то конкретной церковной деятельности. Предъявляемые к вдовам требования имеют преимущественно практический характер. Они отражают большое влияние женщин в раннехристианской церкви.

5:11−16 Молодые вдовы. С молодыми вдовами была связана совершенно иная проблема, так как у них была возможность повторно вступать в брак. Это исключало их из числа избираемых, упомянутых в ст. 9. Но это не означало, что все молодые вдовы, жившие в нищете, заведомо лишались права на какую-либо помощь. Очевидно, Павел имеет в виду тех женщин, которые добивались участия в работе церкви, но оказывались в трудном положении, если желали вступить в брак. Так следует толковать их прежнюю веру в ст. 12, то есть их преданность христианской работе. Если они отказывались от своих обязанностей ради брака, то подлежали осуждению. Праздность и сопутствующую ей болтливость можно связать с привычкой наносить визиты (13). Другими словами, им нельзя было полностью доверять, хотя непонятно, почему в этом предостережении фигурируют только молодые вдовы.

Советуя молодым вдовам вступать в брак и посвящать себя домашним делам (14), Павел, казалось бы, противоречит своему утверждению о преимуществе безбрачия (ср.: 1Кор 7:8−9), но не следует забывать, что, возможно, эти вдовы были из числа тех, кто «не может воздержаться». Кроме того, главной заботой Павла была безукоризненная репутация церкви. Упоминание противника (14) и сатаны (15) со всей определенностью говорит о возможных последствиях легкомысленного поведения молодых вдов. Сатана всегда готов очернить работу Бога.

Далее Павел повторяет сказанное в ст. 4 и 8: чтобы не обременять церковь, вдовам должны помогать родственники (16). Забота о вдовах в семье не всегда поручалась женщинам (как, возможно, подразумевает ст. 16). Осознавая этот недочет, некоторые древние переписчики исправляли текст и включали в него мужчин.

5:17−20 Пресвитеры (старейшины)

Это первое упоминание пресвитеров в данном послании, но из контекста явствует, что они были церковными служителями, а не просто людьми преклонного возраста. Это было достаточно широкое понятие, включающее упомянутых выше епископов и дьяконов. Под сугубой честью (17), очевидно, подразумевается некое щедрое вознаграждение. С другой стороны, слово честь подсказывает, что речь идет не только о вознаграждении, но и о почтительном отношении. Ссылки на Писание (18; одна из Втор 25:4, другая из Лк 10:7) приведены для подкрепления мысли о необходимости вознаграждения за труды — принцип, которому в истории христианской церкви следовали не всегда. Объединение цитаты из Ветхого Завета с высказыванием Иисуса знаменательно, ибо оно свидетельствует о высочайшем авторитете учения Иисуса.

Но Павел понимает, что пресвитеров необходимо не только материально поддерживать, но и требовать от них соблюдения соответствующих моральных норм. К обвинениям пресвитеров следует относиться с особым вниманием (19−20). Защиту пресвитера от ложного обвинения должны обеспечивать два или три свидетеля. Эта рекомендация соответствует обычному еврейскому праву. Если доказательства проступка обнаружены, они должны быть представлены всей общине. В очередной раз Павел выказывает заботу о репутации церкви. Наказание не только идет на пользу нарушителю, но и служит предостережением для остальных.

5:21−25 Совет Тимофею

Начало ст. 21 удивляет своим эмоциональным накалом. Чем вызвана подобная торжественность? Вероятно, Тимофей был не настолько тверд, чтобы действовать без предубеждения и пристрастия. Или был слишком нерешителен, чтобы последовать совету в ст. 19−20. Сопоставляя эти слова с подобными в 2Тим 4:1, можно только гадать, почему здесь упоминаются Ангелы. Возможно, это косвенно свидетельствует об убеждении, что ангелы следят за поступками людей (см., напр.: Мф 4:6, со ссылкой на Пс 90:11−12; Мф 18:10).

Предостережение от поспешности при возложении рук (22) может относиться либо к посвящению пресвитеров, либо к оправданию тех, кто подлежал наказанию. Из второй части этого стиха явствует, что возлагающие руки на недостойных разделяют ответственность за их грехи. Призывая Тимофея оставаться чистым, Павел подкрепляет эту мысль, ибо возлагающим руки чистота необходима в той же мере, что и самим рукоположеным.

Наставление о чистоте сопровождается советом об употреблении вина (23), из чего следует, что Павел опасался увлечения Тимофея аскетизмом, проповедуемым лжеучителями. Впрочем, не исключено, что этот совет не имеет отношения к предыдущему стиху. Возможно, недуги Тимофея были вызваны потреблением загрязненной воды или большим нервным напряжением. Мы не знаем. Павел не призывает отказаться от потребления воды, а просто советует добавлять немного вина. Надо полагать, Тимофей не отличался крепким здоровьем.

По-видимому, утверждение в ст. 24−26 вытекает из ст. 22. Павел говорит о различных видах греха. Одни грехи легко опознаваемы, и наказание за них никого не удивляет. Другие открываются впоследствии. Наиболее вероятно, что осуждение, которому подлежат эти грехи, находится в ведении Бога, а не Тимофея и других пастырей. Противопоставление добрых дел грехам призвано подчеркнуть необходимость осмотрительной оценки и тех, и других.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.