Евреям 13 глава

Письмо Евреям
Открытый перевод → Новый Библейский Комментарий

Открытый перевод

1 Да пребывает между вами братская любовь!
2 Не забывайте проявлять гостеприимство: поступая так, некоторые, сами того не зная, оказали гостеприимство ангелам.
3 Помните о тех, кто в тюрьмах, как если бы и сами были с ними в заключении; помните о тех, кто страдает, как если бы сами находились в их теле.
4 Цените брак и храните супружеское ложе неоскверненным, ведь развратников и прелюбодеев судит Бог.
5 Не будьте алчными, но довольствуйтесь тем, что имеете, потому что Сам Бог сказал: «Я никогда не оставлю тебя и не покину».
6 Так что смело можем сказать:
«Господь — мой помощник, мне нечего бояться.
Что мне может сделать человек?»
7 Помните наставников ваших, которые возвестили вам слово от Бога; глядя на итог их жизненного пути, подражайте им в вере.
8 Иисус Христос вчера, и сегодня, и вовеки — Тот же.
9 Не давайте увлекать себя разными посторонними учениями; потому что лучше укреплять сердца благодатью, а не яствами, от которых предающиеся им не получают пользы.
10 Мы имеем жертвенник, от которого не имеют права вкушать служащие в скинии.
11 Так как кровь животных, приносимых в жертву за грех, вносится в святилище первосвященником, а тела их сжигаются за станом.
12 то и Иисус, чтобы освятить народ Своей собственной кровью, претерпел страдание за вратами [города]
13 Итак, выйдем к Нему за стан, чтобы и нам понести на себе Его позор.
14 Ведь у нас здесь нет постоянного места, но мы ищем то, что нам уготовано.
15 Итак, давайте через Него будем возносить Богу жертву хвалы, которая есть ни что иное, как плод уст, с любовью славящих имя Его.
16 Не забывайте также делать добро и делиться с другими — именно такими жертвами вы можете угодить Богу.
17 Слушайтесь наставников ваших и уступайте им, ведь они неусыпно заботятся о душах ваших, готовясь дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не разочарованием, поскольку это для вас неполезно.
18 Молитесь о нас. Мы уверены, что наша совесть чиста, поскольку во всем стараемся поступать правильно.
19 Особенно я прошу вас молиться о том, чтобы я мог скорее возвратиться к вам.
20 Пусть же Бог мира, который Кровью Завета вечного воскресил из мёртвых Господа нашего Иисуса — великого Пастыря своих овец,
21 наставит вас во всяком добром деле для исполнения воли Его, и пусть Он сотворит в нас то, что Ему угодно, через Господа Иисуса Христа, которому слава во веки веков, аминь.
22 Прошу вас, братья, примите с терпением это слово утешения и наставления, ведь и написал-то я вам немного.
23 Знайте, что брат наш Тимофей освобожден. Я вместе с ним, если он скоро придет, увижу вас.
24 Передавайте привет всем наставникам вашим и всем верующим. Вас же приветствуют христиане Италии.
25 Благодать да пребудет со всеми вами!

Новый Библейский Комментарий

13:1−17 Богослужение и повседневная жизнь

Автор призывает своих читателей любить ближних своих и крепко стоять в вере, как уже ранее об этом говорилось (напр.: 6:10−12; 10:32−36). Начиная с 12:28−29, в центре внимания важный аспект нашего богослужения — служение другим, которое «благоугодно Богу» (16). Вместе с тем служением Богу является и наша хвала Ему через поклонение и прославление Иисуса Христа во всех сферах нашей жизни (15). Обращаясь к христианскому богослужению, автор проводит параллель с богослужением в скинии (10−14), из чего становится ясно, что традиционное восприятие «религии» должно быть радикально изменено под воздействием Евангелия.

Ст. 1−8 Мы служим Богу, любя своих собратьев по вере, не забывая страннолюбия (служение гостеприимства иногда награждается удивительным образом, как, напр., в Быт. 18−19), помня узников или страждущих так, будто сами переживаем их горести и страдания, сохраняя верность в браке, избегая внебрачных сексуальных связей. Бог почитается также теми, кто имеет нрав несребролюбивый и умеет довольствоваться тем, что есть. Секрет такого довольства в умении довериться Богу, ибо мы знаем, что Он обеспечит нас всем необходимым и не оставит нас (как видно из Втор 31:6 и Пс 117:6−7). Автор призывает читателей служить Богу, почитая своих наставников, которые впервые возвестили им Евангелие, и подражать вере их. Наставники приходят и уходят, но Иисус Христос, Которому они вверили свою жизнь, вчера и сегодня и во веки Тот же. Он навеки останется неизменным (ср.: 1:8−12), неколебимым основанием, на котором зиждется христианская вера и послушание.

Ст. 9−10 Здесь звучит предостережение не увлекаться учениями различными и чуждыми. Автор особо упоминает яства, то есть, вероятно, ритуальную пищу, от которой не получили пользы занимающиеся этим. Какая-то пища, может быть и ритуальная, представляется читателям как своего рода духовное питание в их жизни. Однако укрепляет сердца благодать Божья, а не правила употребления еды (ср.: Рим 14:17; 1Кор 8:8; Кол 2:16, 20−23). Законы, предписывающие употреблять надлежащую пищу, — это законы внешние, плотские, которые потеряли свою силу, ибо были отменены служением Христа (9:10). Фраза мы имеем жертвенник возвращает нас к теме, которая была доминирующей в центральных главах этой книги. Это тема первосвященнического служения, жертвы и святилища Ветхого Завета, нашедших свое воплощение в личности и служении Иисуса Христа. Жертвенник — термин из области религиозного культа, который используется как слово-знак для указания на жертву Христа. Иудейские священники, которые служили в скинии, имели право питаться жертвенным мясом (напр.: Лев 7:5−6; Чис 18:9−10). Мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии. Те, служившие при скинии, следуют «тени», а не реальности (8:5; 10:1). Автор не хочет сказать этим, что христиане не вкушают от своего «жертвенника» или не причастны к таинству уникальной и вечной жертвы Христа. Важно отметить, что все это не относится к Вечере Господней даже на уровне корректировки неверных представлений о ней.

Ст. 11−14 Дальнейшие размышления о ритуале Дня искупления приводят автора к важному наблюдению: тела жертвенных животных сжигаются вне стана (Лев 16:27). Если израильтянин выходил за пределы лагеря, который располагался в пустыне, даже ради выполнения этой священной обязанности, он становился нечистым и нуждался в обряде очищения прежде, чем снова мог войти на территорию стана (Лев 16:28). Следовательно, когда Иисус пострадал вне врат Иерусалима, Его жертва была нечистой и несвятой согласно этим традициям. Однако именно Его жертва освящает людей в условиях нового завета (12; ср.: 10:10). Смерть Иисуса знаменует собой коренной перелом в представлении людей о религии и богослужении. Христиане, которые очищены и посвящены Богу через жертву Христа, не должны больше искать убежища в святых местах и в исполнении ритуальных установлений; им нужно только выйти к Нему за стан, нося Его поругание (13; ср.: 12:2−4). Для первых читателей Послания к Евреям это означало решительным образом покончить с иудаизмом и ассоциировать себя с Тем, Кто считался проклятым из-за Своей смерти вне стана (ср.: Гал 3:13). Местом служения христиан является нечистый мир, где господствуют неверие и преследование! Нигде в этом мире не найдем мы исполнения наших надежд и чаяний, а потому ищем будущего (14; ср. коммент. к 4:3−5; 12:22−24).

Ст. 15−17 Этот небольшой фрагмент разъясняет, что означает служение Богу в рамках нового завета. Через Иисуса христиане должны непрестанно приносить Богу жертву хвалы. На языке Ветхого Завета, заимствованном из Ос 14:3 (LXX), эта жертва — плод уст, прославляющих имя Его. Другими словами, эта жертва представляет собой хвалу, публичное признание имени, то есть характера Бога. Это может происходить, когда христиане собираются вместе, чтобы ободрить и воодушевить друг друга (ср.: 10:24−25), или когда они исповедуют Христа перед неверующими. Совершать благотворительные дела тоже означает надлежащим образом совершать богослужение, ибо таковые жертвы благоугодны Богу (ср.: Иак 1:26−27). Все это нельзя рассматривать как стремление обрести благорасположение Бога, поскольку христианское служение само по себе есть благодарность за любовь, которую Он впервые показал нам (ср.: 12:28). Хотя автор, вероятно, сосредоточен на практических аспектах братских отношений среди верующих (ср.: 10:32−34; 13:1−3), есть также много возможностей служить нуждам людей, не принадлежащих к христианскому сообществу. Автор призывает читателей повиноваться своим наставникам (17), вместо того чтобы держаться иудаизма или увлекаться чуждыми учениями. Им следует помнить, какую ответственность несут за них их христианские руководители, и поддерживать их в исполнении порученной им Богом миссии.

13:18−25 Заключительные благословения, личные сообщения и приветствия

Впервые автор говорит о себе в первом лице единственного числа, тем самым указывая на свой собственный опыт руководителя церкви, и просит читателей молиться о том, чтобы он мог снова навестить их (18−19). Снова звучит хвала Богу в качестве завершающего благословения (20−21). В центре внимания автора Бог... мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец... Господа нашего Иисуса Христа (ср.: 1Пет 2:25; 5:4). Прославленный и возвеличенный Господь Иисус навеки остается нашим единственным Наставником и Пастырем (ср.: 7−8). Воскресение Иисуса подтверждает, что Его Кровию был установлен новый завет на вечные времена, благодаря которому мы получили доступ к миру Божьему и Его царству. Поэтому мы можем с верой просить Бога усовершить нас во всяком добром деле к исполнению воли Его, производя в нас благоугодное Ему через Иисуса Христа. Надлежащее во всех отношениях богослужение может совершаться только через Христа, через могущество Божье.

Автор ранее уже говорил, что есть такие моменты в учении, которые «трудно истолковать» (5:11), а теперь он увещает своих читателей принять во внимание написанное (22). Подчеркивая обширность темы, он пишет, что «немного и написал» и что писание его есть слово увещания, дабы ободрить своих читателей. Весть об освобождении из тюрьмы Тимофея, вероятно, служит подтверждением того, что они смогут снова вместе с ним навестить их (23). Упоминание Тимофея показывает, что автор Послания к Евреям, возможно, был каким-то образом связан с апостолом Павлом и его миссионерской группой, хотя и не дает оснований для традиционного отождествления его с Павлом. Автор присовокупляет приветы Италийских братьев, и это позволяет полагать, что он находился среди них, возможно в какой-то другой стране, и хотел ободрить своих собратьев, находящихся вне дома. В завершение приводится традиционная для всех новозаветных посланий формула прощания: Благодать со всеми вами (напр.: Рим 16:20; 2Кор 13:13), которая особенно характерна для Послания к Евреям с его постоянным акцентом на благодати Божьей, явленной нам в Иисусе Христе.

David Peterson



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.