Откровение 14 глава

Откровение Иоанна Богослова
Открытый перевод → Новый Библейский Комментарий

Открытый перевод

1 И увидел я: И вот Агнец стоит на горе Сион, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых на лбах написано имя Его и имя Отца Его.
2 И услышал я голос с неба как звук от вод многих и как звук от грома великого, и голос, который услышал я как бы голос кифаредов, играющих на кифарах своих.
3 И поют как бы новую песнь перед престолом и перед четырьмя животными и старцами; и никто не мог научиться песне, кроме этих ста сорока четырех тысяч, выкупленных от земли.
4
Они те, кто не обесчестили себя с женщинами, девственники. Они следовали за Агнцем всюду, куда бы Он не пошел. Они выкуплены из людей, как первенцы Богу и Агнцу,
5 и в устах их нет лжи; они безупречны.
6 И увидел я другого ангела, летящего по середине неба, имеющего вечное Евангелие, чтобы благовозвестить его живущим на земле и всякому народу, и племени, и языку, и расе,
7 говорящего голосом громким:
– Устрашитесь Бога и воздайте Ему славу, потому что пришел час суда Его, и поклонитесь Сотворившему небо и землю, и моря, и источники вод.
8 И другой ангел, второй следовал [за ним], говоря:
– Пал, пал, Вавилон великий, яростным вином блуда своего напоил все народы.
9 И другой ангел, третий следовал за ними, говоря громким голосом:
– Если кто поклонится зверю и изображению его, и примет клеймо на лоб свой или на руку свою,
10 тот будет пить от яростного вина Бога, беспримесно смешанного в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере перед святыми ангелами и перед Агнцем.
11 И дым мучений их на веки веков восходить будет, и не будут иметь покоя днем и ночью, поклоняющиеся зверю и изображению его, и принимающие клеймо с именем его.
12 Здесь стойкость святых, соблюдающих заповеди Бога и веру в Иисуса.
13 И услышал я голос с неба, говорящий:
– Напиши: блаженны мертвые, умирающие в Господе сейчас. Да, – говорит Дух, – чтобы отдохнуть от трудов своих; ибо дела их следуют за ними.
14 И увидел я, вот облако белое, и на облаке Сидящий, подобный Сыну Человеческому, имеющий на голове своей венец золотой, а руке Его серп острый.
15 И другой ангел вышел из святилища, крича громким голосом Сидящему на облаке:
– Пошли серп свой и пожни, потому что пришел час жатвы, потому что высохла жатва земная.
16 И бросил Сидящий на облаке серп Свой на землю, и была скошена земля.
17 И другой ангел вышел из святилища на небе, имеющий и сам серп острый.
18 И другой ангел вышел от жертвенника, имея власть над огнем, и закричал громким голосом имеющему серп острый, говоря:
– Пошли твой острый серп и срежь кисти виноградной лозы на земле, потому что созрели гроздья её.
19 И бросил ангел серп свой на землю, и срезал виноградную лозу на земле и бросил в великое точило ярости Божьей.
20 И было вытоптано точило снаружи города, и вышла кровь из точила до узд конских на тысячу шестьсот стадий.

Новый Библейский Комментарий

14:1-2 Пророчества о царстве и суде

В NIV и NEB данная глава подразделяется из 7 коротких пророчеств: видение верующих в царство Христа (1-5); проповедь Евангелия в период испытаний (6-7); возвещение судьбы Вавилона (8); предостережение о начертании зверя (9-12); блаженство пребывающих в Господе (13); два видения о суде (14-20) с использованием в одном из них (14-16) метафоры жатвы, в другом (17-20) – сбора урожая винограда.

14:1-5 Сто сорок четыре тысячи на горе Сионе. Назначение этого видения – вселить бодрость в христиан перед грядущими испытаниями в период правления антихриста (12-13).

Ст. 1 Кто составляет эти «сто сорок тысяч», мы знаем из 7:1-8 и 5:9-10. Это не две разные группы, особенно если учитывать, что в обоих случаях о них говорится, что они несут на своем челе печать Бога (7:3-4). Они – искупленные от земли (3). Здесь явная перекличка с описанием Церкви в 5:9. Они стоят на горе Сионе, то есть в небесном Иерусалиме (21:9-27). Это созвучно и песни благодарения в 5:9-10, но представляет собой определенный прогресс по сравнению с предыдущей картиной (7:1-8), где эти «сто сорок четыре тысячи» все еще на земле. Им уже открываются небесные горизонты, но они еще не получили свои царские привилегии (7:9-17). Имя, написанное на челе каждого из них, объясняет природу «печати», о которой говорится в 7:1-8; это имя Агнца, Сына Божьего (в противовес имени или числу зверя на челе его приверженцев).

Ст. 3 Хор ангелов в 5:9 поет новую песнь, но только те «сто сорок четыре тысячи» могут услышать ее; она отражает опыт искупления, о котором могут знать только спасенные.

Ст. 4-5 Это описание спасенного «множества» столь же живописно, как интересно его число. Они представлены как не осквернившиеся с женами, скорее всего, потому, что были воинами Агнца, находившимися у Него на службе (ср.: ветхозаветные установления для священной войны, которые включали в себя воздержание от сексуальных отношений: Втор 20:1-9; 23:9-14; 1Цар 21:4-5; 2Цар 11:6-13). Можно понимать это и в иносказательном смысле как воздержание от блуда с вавилонской блудницей (ср.: 8).

14:6-20 День гнева. Эти короткие прорицания объединены присутствием шести ангелов, которые объявляют наступление суда и осуществляют его. Подобно тому, как главное назначение ст. 1-5 воодушевить христиан, видения говорят нам о воздаянии за добро (первое видение) и возмездии за злые деяния (второе видение).

Ст. 6-7 Последнее предупреждение дается неверующим. Все народы призываются к покаянию и поклонению Богу. Само послание называется вечным Евангелием, поскольку вечное благословение радостной вести все еще ожидает тех, кто откликнется. Обращает на себя внимание благовествующий ангел, который является символической фигурой в этих пророчествах; слово «ангел» означает посланник, вестник, и эти посланники из плоти и крови.

Ст. 8 Падение Вавилона более развернуто изображено в гл. 17-18. «Вавилоном» в 1Пет 5:13, а также во внебиблейских источниках называли Рим.

Ст. 9-13 Это предостережение служит дополнением к проповеди вечного Евангелия в ст. 6-7. Поклоняющиеся зверю будут пить вино ярости Божией... вино цельное. Греческий текст описывает это вино как крепкую смесь, неразбавленное водой вино (символизм см. в Пс 74:9; Ис 51:17-23). Метафора в огне и сере как образ суда восходит к ветхозаветным текстам, в частности к Быт 19:24-25 – рассказу о гибели Содома (ср.: Ис 34:8-10).

Ст. 12 Призыв к терпению святых получает свое развитие в рассказе о судьбе поклоняющихся зверю, а также в осмыслении того, что многих христиан ожидают тюрьмы и смерть (см.: 13:10).

Ст. 13 Отныне блаженны мертвые, умирающие в Господе. Это блаженство имеет то же назначение, что и призыв к терпению. Если выражение отныне отмечает некий временной момент, то он связан с искуплением Христовым (ср.: 12:10). Вариант перевода «несомненно» вместо отныне придает этому обетованию просто усилительный оттенок: «Несомненно, блаженны мертвые, умирающие в Господе».

Ст. 14-20 Обычно ст. 14-16 интерпретируются как изображение Церкви Христа, которая составит единое целое при Его пришествии, а ст. 18-20 как собирание безбожного мира для суда, особенно ввиду появления подобного Сыну Человеческому в ст. 14 (ср.: 1:13). Вместе с тем довольно странно, что ангелы должны повелевать Христу явиться во славе и совершить Его работу по спасению. Более вероятно, что некто, подобный по облику человеку, может быть небесным созданием, сопричастным к славе Христа, наподобие Ангела сильного из 10:1. В таком случае, жатва и обрезание виноградных гроздьев представляют собой акт правосудия, как в Иоил 3:13, откуда и взяты образы этих двух пророчеств. Жатва на земле, которая совершается ангелами, описывается в Мф 13:41-42.

Шестой ангел, имеющий власть над огнем, выходит от жертвенника; здесь явная параллель с 6:9-11; 8:1-5; 9:13; 16:7. Снова проявляется связь между жертвой и молитвой святых и пришествием Царства Божьего. Метафора Божественного суда, описанного как процесс изготовления виноградного вина, восходит к Ис 63:1-6. Кровь сравнивается с виноградным соком, истекающим из виноградного пресса (точила): и потекла кровь из точила даже до узд конских (20). Очевидна гиперболизация образа.

В 1 Енох. 100 говорится о войне в конце истории земли, когда отцы и сыновья будут сражаться друг с другом, а братья убивать своих братьев так, что «потоки крови хлынут... а кони будут по грудь погружаться в кровь нечестивых, а колесница потонет в ней». Подобным же образом иудеи описывали кровавые деяния римлян в эпоху Адриана: «Они убивали людей [из Бефера] не останавливаясь, так что кони по ноздри погружались в потоки крови, а кровь вливалась в море и обагряла его на протяжении четырех миль. Если вы думаете, что Бефер находился на берегу моря, то ошибаетесь, так как он лежал в сорока милях от него». Пророчество Иоанна – типичная апокалиптическая картина суда в день второго пришествия Христа и должно истолковываться в свете апокалипсиса.



2007–2021, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.