Откровение 18 глава

Откровение Иоанна Богослова
Открытый перевод → Новый Библейский Комментарий

Открытый перевод

1 После этого увидел я другого ангела, сходящего с неба, имеющего власть большую; и земля была освящена славою его.
2 и закричал сильным голосом, говоря:
– Пал, пал Вавилон великий, и стало жилищем демонов, и тюрьмой всякого нечистого духа, и тюрьмой всякой нечистой птицы, и тюрьмой всякого нечистого зверя и невидимого,
3 потому что от вина ярости блуда ее испили все народы, и цари земные с ней предавались разврату, и торговцы земные от власти высокомерия ее разбогатели.
4 И услышал я другой голос с неба, говорящий:
– Выйди, народ Мой из нее, чтобы не участвовали вы в грехах ее, и от бедствий ее, чтобы не пострадали вы;
5 потому что подошли грехи её вплотную к небесам, и вспомнил Бог неправедности её.
6 Воздайте ей тем, чем она воздала, и удвойте вдвойне против дел её; в чаше, в которой она приготовляла, приготовьте ей вдвойне;
7 сколько прославило её, когда она предавалась разгулу, столько дайте ей мучений и скорби. Потому что сердце её говорит: Сижу царицею, и не вдова, и скорби не вижу;
8 за это в один день придут бедствия её, смерть, и скорбь, и голод, и будет сожжена в огне, ибо силён Господь Бог, осудивший её.
9 И будут плакать и рыдать о ней цари земные, придававшиеся с ней разврату и разгулу, когда увидят дым от пожара её,
10 стоя вдали от страха мучений её, говорят:
Горе, горе [тебе], Вавилон,
столица великая, сильная,
потому что в один час пришёл суд на тебя.
11 И торговцы земли плачут и скорбят по ней, потому что товар их никто не покупает уже,
12 товар из золота, и серебра, и камня драгоценного, и жемчугов, и виссона, и пурпурной [ткани], и шелка, и багряной [ткани], и всякого дерева благовонного, и из всякой вещи из слоновой кости, и всякой вещи из дерева драгоценнейшего, и из меди, и железа, и мрамора,
13 и корицу, и амом[12], и миро, и ладан, и вино, и масло, и муку, и пшеницу, и крупный скот, и овец, и лошадей, и повозок, и тел и душ человеческих.
14
И урожай страсти твоей души покинул тебя,
и все тучное и блистательное погибло у тебя,
и уже ты этого не найдешь.
15 Торговцы этим, разбогатевшие от нее, вдали встанут из-за страха мучений её, плача и скорбя,
16 говоря:
Горе, горе [тебе], столица великая,
одетая в виссон, пурпурное
и алое,
и в позолоченное золотом, и камнем драгоценным, и жемчугом,
17 потому что в один час погибло такое богатство. И всякий кормчий, и всякий плывущий на кораблях, и моряки, и все торгующие на море стали вдали
18 и кричали, смотря на дым от горения её, говоря: Кто подобен столице великой?
19 И бросали пыль над головами своими, и кричали, плача и скорбя:
Горе, горе [тебе], столица великая,
в которой разбогатели все, имеющие корабли свои
в море от богатств её,
потому что в один час ты опустела.
20 Возрадуйся о ней, небо,
и святые, и апостолы, и пророки,
потому что взыскал Бог по суду вашему с неё.
21 И взял один ангел большой камень, подобный мельничному жернову и бросил в море со словами:
– Так стремительно будет сброшен Вавилон, столица великая,
и не будет её уже.
22 И голоса кифаредов, и музыкантов, и флейтистов, и трубачей
не будет слышно уже в тебе,
и всякий ремесленник всякого ремесла
не будет найден уже в тебе,
и звука жернова
не будет слышно уже в тебе;
23 и свет от светильника
не будет светить уже в тебе,
и голоса жениха и невесты
не будет слышно уже в тебе,
потому что торговцы твои были вельможами земли,
потому что в волшебстве твоём были обмануты все народы,
24 и в ней найдена кровь пророков и святых,
и всех убитых на земле.

Новый Библейский Комментарий

18:1-24 Погребальная песнь Вавилону

Эта глава построена по образцу траурных песен ветхозаветных пророков, в которых обличаются мятежные и надменные народы древних эпох. Библейские реминисценции позволяют свести воедино все пророческие возвещения о судьбе нечестивых народов. Пророчества о Вавилоне (Ис 13, 21,47; Иер. 50, 51) и Тире (Иез. 26, 27) производят наиболее сильное впечатление на Иоанна. Погребальная песнь о Вавилоне значительно длиннее, чем описание Иоанном падения Вавилона в 17:12-18, но составляет ее неотъемлемую часть и звучит мощным заключительным аккордом этой истории.

Ст. 1 Слава ангела, сходящего с небес, изображается языком, восходящим к Иезекиилю в его описаниях славы Божьей, возвращающейся в восстановленный храм новой эры (Иез 43:1-2).

Ст. 2 Пал, пал Вавилон! – цитата из Ис 21:9. (Другую часть стиха ср. с Ис 13:21-22.) Строго говоря, эта картина не согласуется с описанной в 19:3. Но надо помнить, что это просто разные способы изображения суда Божьего над городом. Иоанн не колеблясь комбинирует символические картины, предоставляя читателю толковать их в свете профетических писаний.

Ст. 3 Иоанн возлагает на Рим ответственность за развращение всего мира, поэтому этот новый Вавилон должен быть уничтожен.

Ст. 4 Ср.: Ис 52:11; Иер 51:6,45.

Ст. 5 Ср..: Иер 51:9.

Ст. 6 См.: Ис 4:2; Иер 16:18; 50:29. Призыв в ст. 6, вероятно, адресован силам мщения, собравшимся под эгидой сатаны и его союзников. См.: 17:12,13,16. Суд над Римом будет адекватным его самовосхвалению, распутству и гордыне; ср.: Ис 47:7-9.

Ст. 8 Язвы, которые обрушатся на Вавилон, вероятно, означают, как и в 6:8 (см. коммент.), соответственно смерть, голод и мор. Уничтожение огнем произведут армии под водительством антихриста (ср.: 17:16).

О Вавилоне будут сокрушаться цари земные (9-10), «купцы земные» (11-17а) и «плывущие на кораблях». Иоанн здесь явно опирается на плачевную песнь о Тире (Иез. 26-27).

Ст. 9 Цари земные – это те, о которых говорится в 17:18, а не те, которые состоят в союзе со зверем (17:16-17; ср.: Иез 26:16-17).

Ст. 10 Суть всех плачевных песен одна: в один час пришел суд твой (см.: ст. 17,19).

Ст. 11-13 В ст. 12-13 приводится список товаров, которыми торговали римские купцы. Ср. перечень стран, торговавших с Тиром (Иез 27:12-24), и их потрясение и страх (Иез 27:35-36). Благовонное дерево (в англ. – «цитрон») вывозилось из Северной Африки и часто использовалось для изготовления изысканных, дорогих столов. Слоновая кость была в моде у римлян и использовалась как для украшения мебели, так и для разного рода орнаментов. Разнообразные пряности привозились из Индии и использовались, в частности, для производства дорогостоящей помады для волос. Колесницы были особого рода, четырехколесные, часто богато декорированные. Существовало два варианта слова «раб»: тело и человеческая душа. Последнее выражение встречается в Иез 27:13, и хотя в обыденной речи они были синонимами, человеческая душа фактически означала самое уничижительное название человека, нечто вроде скотины. По этому поводу Суэт (Swete) высказывает такую мысль: «Во времена св. Иоанна мир погряз в сотнях грехов и пороков Вавилона, но кульминационный момент настал тогда, когда человеческая жизнь, принесенная в жертву огромному клану богачей, заполнила бордели и стала служить грубым прихотям амфитеатра» (The Apocalypse of St. John, p. 235).

Ст. 17-19 Интерес к тем, кто связан с морем, равно как и к купцам, не имеет отношения ни к городу, ни к тем, кто погиб в нем, но к потере их собственного дохода.

Ст. 20 Призыв радоваться о суде над Вавилоном необходимо отделить от плача по находящимся в море. Лучше всего его толковать как завершение речи ангела, начало которой в ст. 4 и которая включает плач по царям, купцам и тем, кто связан с морем. Намеренно или случайно, текст 19:1-7 выглядит как надлежащий ответ на этот призыв.

Ст. 21 Символический акт ангела находит свое соответствие в аналогичном действии, совершенном Иеремией по отношению к Вавилону (Иер 51:63-64).

Ст. 22-23 вызывают в памяти Иез 26:13 и Иер 25:10, где описываются события, связанные с прекращением ремесел, остановкой производства, отсутствием бракосочетаний и света светильника. Купцы твои были вельможи земли – мысль, высказанная Исайей о купцах Тира (Ис 23:8). Об этом говорится как о поводе для суда над Римом, поскольку из ст. 3 следует, что его купцы были связаны с порочным Римом. Исайя обличал волшебство, процветавшее в настоящем Вавилоне (47:12), а Наум – в Ниневии (3:4). Чародейство и волшебство – все это связывается не с буквальной магией, но с магией роскоши и сопутствующим ей идолопоклонством, которыми весь мир был зачарован и введен в заблуждение (Swete. The Apocalypse of St. John, p. 240).

Ст. 24 Ср.: Мф 23:35, где наш Господь обвиняет Иерусалим. Утверждение Иоанна удостоверяется не только преследованиями в прошлые эпохи и грядущими испытаниями, но и его восприятием Рима как воплощения злого духа, который во все времена атаковал народ Божий (см. коммент. к 17:7-18).

Дополнительный комментарий к теме «Царство антихриста». При чтении гл. 13, 17 и 18 неизбежно возникает один вопрос. В описании судьбы города и царства антихриста довольно отчетливо обнаруживается, что Иоанн имел в виду Рим. Но называет он его лишь в 17:9,18; прозрачным намеком на него является также иносказательно понимаемое имя «Вавилон». Его пророчества возвещают о неминуемом появлении антихриста, который станет воплощением греховности, но чье правление продлится лишь короткое время, завершившись разрушением города и явлением и правлением Христа. Парадокс заключается в том, что Рим, вместо того чтобы стать сферой влияния антихриста, капитулирует и перейдет к Христу Божьему и станет мировым центром христианства. Многие пришли к выводу, что пророчества Иоанна исполнились, но пророк, который ожидал пришествия Христа и сошествия с неба города Бога, едва ли удовлетворился бы таким толкованием.

Необходимо напомнить, что видение Иоанна в своей основе связано с подобными же видениями ветхозаветных пророков. Все они, предвещавшие падение узурпатора народов своей эпохи, ожидали установления царства Божьего, которое должно последовать за этими судами (напр.: Исайя ожидал мессианского избавления после Божьего суда над Ассирией, Ис. 10-11; Аввакум прозревал гибель «Вавилона», 2:2-3; Иеремия и Иезекииль ожидали Мессию после возвращения иудеев из вавилонского плена в эпоху Кира, Иер. 29-31; Иез 26; во всех видениях Даниила Он должен появиться после свержения тирана Антиоха Епифана; см., в частности, Дан. 7-9, 1-12). В Новом Завете евангелисты помещают учение Христа о втором пришествии рядом с Его пророчествами о суде над Иерусалимом (Мф 24; Мк 13; Лк 21), а Его пришествие ожидается не в отдаленном будущем, хотя дата нигде не открывается (ср.: Рим 13:11-12; Евр 10:37; Иак 5:8; 1Пет 4:7; 1Ин 2:18). Позиция Иоанна в этом отношении не исключение. В его воображении могли возникнуть две картины: с одной стороны, Господь осуществил искупление, которое ввело в мир царство Бога, и должен вскоре прийти для его реализации; с другой стороны, «тайна беззакония» вполне проявила себя в мире (2Фес 2:7), и Рим уже был готов сыграть роль антихриста. Этот этап, таким образом, близился к своему завершению, и Иоанн описывает драму, как она представлена в учении пророков Христа и Его апостолов. Время сокращалось слишком быстро, но суть его пророчества этим не умаляется. «Много антихристов» (1Ин 2:18) со времен Иоанна неуклонно приближается к своему финалу, которым станет Тот, Кто в совершенстве исполнит это предсказание.

Символичность «портрета» антихриста столь же прозрачна, как и в описаниях сатаны, города и царства в гл. 12. Используя бытовавшие в его время слухи о воскресении Нерона, Иоанн изображает пришествие антихриста как «другого Нерона». О таком подходе говорится в Мих 4:5, где речь идет об ожидании Илии накануне Дня Господня. Иоанн, должно быть, знал, как Иисус применил это пророчество к служению Иоанна Крестителя (Мк 9:12-13), он сам использовал его даже шире – по отношению к служению всей Церкви (гл. 11). Для него было естественным представить антихриста как действующего «в духе и силе Нерона» (ср.: Лк 1:17), используя истории о «Нероне воскресшем» без всяких комментариев, как если бы ему пришлось использовать как само собой разумеющееся пророчество об «Илии воскресшем».

Так же и мы не должны пытаться определить дату пришествия Иисуса, полагаясь на разного рода расчеты. Лучше сосредоточивать внимание на той работе Божественного провидения, которая происходит на наших глазах. Нужно позволить Богу исполнить пророчество Иоанна по Его собственному изволению и в назначенный Им день.



2007–2021, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.