Откровение 4 глава

Откровение Иоанна Богослова
Открытый перевод → Новый Библейский Комментарий

Открытый перевод

1 После этого я взглянул, и увидел, и вот открытая дверь на небе, и голос первый, который я услышал как звук трубы заговорил со мною, говоря: «Взойди сюда, и покажу тебе, что должно случиться после этого».
2 И тот час я был в духе; и вот престол стоит на небе, и на престоле Сидящий.
3 И Сидящий видом подобен камню яшме и сердолику, и радуга вокруг престола видом подобная изумруду.
4 И вокруг престола двадцать четыре престола, на престолах сидят двадцать четыре старца одетых в одежды белые, и на головах их венцы золотые.
5 И из престола выходят молнии, и голоса, и громы; и семь светильников огненных горят перед престолом, которые есть семь духов Божьих;
6 и перед престолом как бы море стеклянное, подобное кристаллу. И в середине престола и вокруг престола четыре существа, изобилующих глазами спереди и сзади;
7 и существо первое подобно льву, и второе существо подобно тельцу, и третье существо имеющее лицо как у человека, и четвертое существо подобное орлу летящему.
8 И четыре существа, одно против другого, имели по шести крыльев вокруг них и внутри преисполнены глазами; и покоя не имеют ни днем, ни ночью, говоря:
– Свят, Свят, Свят Господь Вседержитель,
Тот, Кто был, Кто есть и Кто грядет.
9 И когда воздадут существа славу и честь и благодарение Сидящему на престоле, Живущему во веки веков,
10 падут двадцать четыре старца перед Сидящим на престоле и поклонятся Живущему во веки веков, и бросят венцы свои перед престолом, говоря:
11
– Достоин есть Господь и Бог наш
принять славу и честь и силу,
потому что Ты создал всё,
и по воле Твоей было и создано.

Новый Библейский Комментарий

4:1 – 5:14 Небесное видение

Этот фрагмент знаменует собой поворотный пункт всей книги Откровение. Он позволяет глубже понять Христа и Его спасительную миссию, которым посвящены предыдущие главы, а также тему судов и царства небесного, которая рассматривается в следующих главах. Два видения в гл 4 и 5 связаны единой тканью: Бог Творец есть Бог Искупитель, и Он воплощает Свой замысел через распятого и воскресшего Христа. Видение в гл 4 напоминает видения пророков ветхозаветных времен (ср.: Ис 6; Иез 1), в которых Бог предстает в Своей надмирной святости на недосягаемой высоте над грозовыми облаками земной истории и попытками злых сил противостоять Его воле. В гл 5 внимание сконцентрировано на Христе, Который победил все злые силы, завоевав право раскрыть судьбоносный свиток Бога и осуществить предначертанное в нем. Сочетание этих двух видений позволяет прояснить, что воля Божья при сотворении, прославленная в заключительном гимне гл 4, исполняется Агнцем, Который был заклан, воскрес и вознесся к престолу Божьему; и земная история завершается признательностью и поклонением Богу и Агнцу всеми сотворенными: и живыми, и мертвыми.

4:1-11 Небесный престол

Видение земных реалий сменяется видением небесных, продолжающимся вплоть до гл. 10, после которой угол зрения начинает постепенно меняться. Следует отметить, что только пророк, а не церковь приглашается пройти через открытую дверь; он был вознесен в видении, чтобы получить откровение и передать живущим на земле, что он видит на небе.

Ст. 2 Первое, что попало в поле зрения Иоанна, – это стоящий на небе престол, и на престоле был Сидящий. Важнее всего осознать, что этот Бог, пребывающий на небесах, обладает абсолютной властью над вселенной.

Ст. 3 Никаких описаний Бога не приводится. Иоанн просто называет цвета, которые излучают драгоценные камни-самоцветы, и сравнивает их с цветами радуги. Названные камни довольно трудно идентифицировать; скорее всего, яспис не является яшмой в современном понимании, вероятнее всего, это алмаз (ср.: 21:11); сардис (сердолик) был красного цвета, но нет уверенности относительно смарагда (изумруда). Возможно, речь идет о горном хрустале, который играет роль призмы и, как радуга после потопа, может служить напоминанием о завете Бога (Быт 9:13). Престол и радуга, всемогущество и милость – важные символы в этой книге, стержневая тема которой суд и царство Божье.

Ст. 4 Двадцать четыре старца ассоциируются со старейшинами из Ис 24:23, которые считались иудейскими вождями. Эти старцы часто воспринимались как представители Израиля и Церкви (двенадцать патриархов и двенадцать апостолов). В 1Пар 24:4 мы читаем о двадцати четырех главах священнических семейств, а в 1Пар 25:1 о двадцати четырех чередах левитов, назначенных вещать и воздавать хвалу Богу на цитрах, псалтирях и кимвалах. Поскольку в 5:8 старцы предстают как мужи молитвы, а в 4:6-11 связаны с четырьмя живыми существами, очевидно, их можно рассматривать как возвышенные ангельские создания, которые поклоняются и служат Творцу.

Ст. 5 Молнии и громы и гласы вызывают в памяти богоявление (теофанию) на Синае (Исх 19:16) и изображают внушающего благоговейный трепет Бога. О семи духах Божиих см. ком мент, к 5:6.

Ст. 6 Море стеклянное, подобное кристаллу, не надо понимать в буквальном смысле. Это парафраз «воды, которая над твердью» (Быт 1:7), и введен этот образ, очевидно, чтобы подчеркнуть величие Бога. Четыре живых существа, «четыре животных» стояли вокруг престола. Эта картина напоминает видение Иезекииля (Иез 1:5-21), хотя и существенно измененное. Главное отличие в том, что у Иезекииля херувимы имеют четыре лица, а здесь каждый только одно. Там у каждого «по одному колесу» (Иез 1:15), а также «ободья» их «у всех четырех вокруг полны были глаз» (1:18) (они переносили престол Божий); здесь же сами создания имеют глаза.

Ст. 7-8 Их непрестанное поклонение Богу, несомненно, представляет подчиненность всего сущего Богу. Иудеи пришли к такому пониманию видения Иезекииля, рассматривая человека как главного представителя сотворенных существ, орла – птиц, льва – зверей, тельца – домашнего скота. Древняя символика четырех ветров и четырех главных созвездий зодиака, выраженная с помощью этих четырех фигур, если она была известна Иоанну, могла быть специально использована им для более сильного эффекта. Песнь херувимов знаменует собой тот факт, что грядущий триумф Бога коренится в Самой Его природе; Господь Святой и Всемогущий, Который грядет.

Ст. 9-10 По-видимому, сложением своих венков перед престолом Божьим двадцать четыре старца выразили свой восторг по случаю грядущего пришествия Бога, когда Он явит Свои суверенные полномочия судить и спасать (см.: 5:8,14; 11:15-18; 19:4).11 Старцы признают, что честь и слава сотворения принадлежит только Создателю. В своей песни они подчеркивают, что все по [Его] воле существует. Воля Бога – конечная сила во вселенной, и эта воля должна быть исполнена. Таково высшее назначение уроков видений в Откровении.



2007–2021, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.