Откровение 5 глава

Откровение Иоанна Богослова
Открытый перевод → Новый Библейский Комментарий

Открытый перевод

1 И увидел в правой руке у Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и позади, запечатанную семью печатями.
2 И увидел ангела сильного возвещающего громким голосом:
– Кто достоин открыть книгу и развязать печати её?
3 И никто не мог ни на небе, и ни на земле, и ни под землей, открыть книгу и посмотреть в неё.
4 И я много плакал, потому что никто не найден был достоин открыть книгу и посмотреть в неё.
5 И один из старцев говорит мне:
– Не плачь; вот победил лев из племени Иуды, корень Давида, открыть книгу и семь печатей её.
6 И увидел посредине престола и четырех существ и посредине старцев Агнца стоящего как бы закланного, имеющего семь рогов и семь глаз, которые есть семь духов Божьих, посланных во всю землю.
7 И Он пришел и взял из правой руки Сидящего на престоле.
8 И когда взял книгу, тогда четыре существа и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имеющие каждый кифару и золотые чаши, наполненные благовониями, которые есть молитвы святых.
9 И поют новую песнь, говоря:
– Достоин Ты взять книгу и открыть
печати её,
потому что Ты был заклан и купил Богу в крови Твоей
из всякого племени, языка, народа и расы,
10 и сделал их Богу нашему Царством и священниками,
и будут царствовать на земле.
11 И увидел я, и услышал голос ангелов многих вокруг престола и существ и старцев, и было число их десятки тысяч десятков тысяч и тысячи тысяч,
12 говорящие громким голосом:
– Достоин Агнец закланный принять
силу, и богатство, и мудрость,
и могущество, и честь, и славу и благословение.
13 И всякое создание, которое на небе, и на земле, и под землей, и на море и в них всё я услышал говорящее:
– Сидящему на престоле и Агнцу
благословение, и честь, и слава и сила
на века веков.
14 И четыре существа говорили: «Аминь»; и старцы пали и поклонились.

Новый Библейский Комментарий

5:1-14 Запечатанная книга и Агнец

Фокус видения драматически смещается. Как будто телевизионная камера на небе, направляемая рукой Бога, останавливается на книге, которую никто не может открыть. Камера затем фокусируется на том, чего еще никто не видел: Он стоит в центре престола и, как победивший, достоин взять и раскрыть книгу (свиток). Когда Он совершает это, все небо оглашается хвалой. Создается впечатление, что здесь описывается восшествие на престол Иисуса Господа по образцу подобных церемоний на Среднем Востоке. Отдельные этапы этого церемониала – возвеличивание, представление, возведение на престол (интронизация) и всеобщее ликование. Возвеличивание представлено в ст. 5, презентация в ст. 6, атрибут власти в ст. 7 и всеобщая хвала и ликование в ст. 8-14. Так Христос-Искупитель вступает как суверенный владыка на престол славы.

Ст. 1 Было высказано много предположений о характере книги, которую Бог держит в Своей правой руке. Наибольший интерес представляют два из них: 1) это исписанный с обеих сторон юридический договор; и 2) это завещание или волеизъявление. Форма договора известна с древнейших времен: текст записывался на каменных табличках, которые закрывались глиной, при этом на одной стороне таблички кратко перечислялись статьи договора. Когда появились папирус и пергамент, процедура в целом не изменилась, но документ стал запечатываться семью печатями. Сходная процедура наблюдается при написании завещания, текст которого запечатывается в присутствии семи свидетелей, а по смерти завещателя оно открывается по возможности в присутствии тех же свидетелей. На внешней стороне не записывалось основное содержание завещания, тогда как в видении Иоанна по-другому, там выявляется отчетливая параллель с Иез 2:8-10. В действительности эти две формы контрактов тесно связаны: договор – это обычная форма завета-договора, а завещание – его частная форма. В таком понимании книга (свиток) в руках Бога представляет собой обетование Его завета о суде и грядущем царстве для человечества.

Ст. 2-3 Ангел действительно должен быть сильным, поскольку его голос был одновременно слышен по всей вселенной: на небе, на земле и в преисподней (под землей – царство Гадеса; ср.: Флп 2:10).

Ст. 5 Лев от колена Иудина (ср.: Быт 49:9), корень Давидов (Ис 11:1,10), победил, пройдя через смерть и воскресение, а потому может раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее. Посредством искупления, совершенного Христом, Бог установил Свое царство спасения.

Ст. 6 При описании Агнца используются различные речевые обороты, свойственные еврейскому мышлению. Все выглядело так, будто посреди старцев стоял Агнец как бы закланный, но живой и побеждающий! В Откровении тема исхода раскрывается как фундаментальная картина искупления; закланный Агнец – это пасхальный Агнец. Вспоминается здесь и закланный агнец в Ис 53:7 – Слуга Господа, невинно страдающий во имя спасения человечества. Но у Агнца семь рогов, которые знаменуют собой мощную силу (Пс 74:4-7) и царственность (Зах 1:18,19). Это ассоциируется с современным апокалиптическим представлением о Мессии как могущественном вожде (вожаке стада) народа Божьего, который спасает своих овец, побеждая диких зверей, стремящихся поглотить их. В Зах 4:10 именно Бог имеет семь очей, символизирующих всеведение; здесь они отождествляются с семью духами Божиими, посланными на всю землю, что согласуется с учением Иоанна (Ин 16:7-11). Обетование и апокалиптические ожидания Мессии Ветхого Завета, таким образом, раскрываются здесь с позиций их исполнения в Новом Завете.

Ст. 8-10 Херувимы и старцы поют новую песнь, поскольку Своей искупительной миссией Иисус открыл новую эру в царстве Бога (ср.: Ис 42:9-10, где говорится о новой песни в сходном контексте). Господь искупил для Бога Его людей из всех народов. Это метафора восходит к древнему обычаю выкупа из рабства, когда благородный человек, заплатив определенную цену, освобождал раба; в современном мире заложников освобождают подобным же образом. Здесь, однако, прообразом является освобождение Израиля из египетского плена, чтобы ему стать свободным народом Божьим в земле обетованной. Высшая степень свободы – для жизни вечной в Царстве Божьем – была дарована всему человечеству ценой драгоценной крови Искупителя. Итак, искупленные становятся царями и священниками Богу во исполнение обетования древнему Израилю (Исх 19:6). Царствование на земле будет их служением Богу (ср.: 20:4-6; 22:3).

Ст. 11-14 Множество ангелов подхватывают песнь хвалы Агнцу (ср.: Дан 7:10). Прославление силы и благословения Христова в начале Его царствования (11:17) созвучно восславлению Бога в 7:12. Все сущее на небе, на земле, под землей и в море в конце концов воссоединится в хвале с сонмом ангелов и архангелов (13). В то время как небесная хвала в ст. 8-12 знаменует начало царства Агнца, поклонение Богу и Агнцу всей вселенной еще ждет своего момента. Сопоставим с гимном в Флп 2:6-11: Господу присваивается имя превыше всякого имени при Его восшествии на престол Бога; это признание еще ожидает своего проявления во славе.



2007–2021, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.