По Луке 11 глава

Евангелие по Луке
Открытый перевод → Новый русский перевод

 
 

Однажды, после того как Иисус закончил молитву, один из учеников попросил Его: — Господин наш, обучи нас молитве, как обучил своих учеников Иоанн.
 
Однажды Иисус молился, и когда Он закончил, один из учеников попросил Его: — Господи, научи нас молиться, как и Иоанн научил своих учеников.

Он сказал: — Когда молитесь, говорите: Отец! Да будет свято имя Твое, да настанет Царство Твое.
 
Он сказал им: — Когда вы молитесь, говорите так: «Отец,[77] пусть святится имя Твое! Пусть придет Царство Твое![78]

Дай нам хлеб на каждый день.
 
Даруй нам каждый день наш насущный хлеб

И прости нас, как и мы прощаем других. И не испытывай нас.
 
и прости нам наши грехи, ведь и мы прощаем каждому, кто нам должен. Не дай нам поддаться искушению»[79].

Затем Он сказал: — Допустим, у тебя есть друг. И вот, придя к нему ночью, ты говоришь: «Друг, одолжи мне три хлеба.
 
Потом Иисус сказал им: — Вряд ли у кого-либо из вас есть друг, который поступает следующим образом: например, приходит к нему в полночь товарищ и просит: «Друг, одолжи мне три лепешки.[80]

Ко мне издалека приехал знакомый, и мне нечем его угостить».
 
Ко мне с дороги заехал друг, и мне нечего ему предложить».

А тот, не выходя из дому, отвечает: «Оставь меня в покое. Дверь уже заперта, дети со мной в постели. Не могу я сейчас ничего тебе дать».
 
А тот, находясь в доме, отвечает: «Не беспокой меня. Дверь уже заперта, дети мои со мною в постели, не могу я сейчас встать и дать тебе хлеба».

Но, говорю вам, даже если он не хочет ради дружбы встать и вынести хлеба, все же, уступая настойчивым просьбам, он даст просителю сколько нужно.
 
Говорю вам, что даже если он не встанет и не даст ему по дружбе, ему все-таки придется сделать то, о чем его попросили, только чтобы не осрамиться[81].

Поэтому говорю вам: просите — и вам будет дано, ищите — и вы найдете, стучите — и вам откроют,
 
Поэтому Я говорю вам: просите — и вам дадут, ищите — и найдете, стучите — и вам откроют.

ибо всякий, кто просит, — получает, и кто ищет — находит, и тому, кто стучит в дверь, откроют.
 
Кто просит — получает, и кто ищет — находит, и кто стучит — тому откроют.

Способен ли хоть один из вас дать сыну змею, если он просит рыбы,
 
Есть ли среди вас такой отец, который даст своему сыну[82] змею, когда тот попросит рыбы?

или дать скорпиона, если он просит яйцо?
 
Или, если тот попросит яйцо, даст ему скорпиона?

Если даже вы, будучи злыми, умеете давать хорошее своим детям, то тем более ваш Небесный Отец даст Духа Святого тем, кто просит у Него!
 
Если вы, будучи злы, умеете давать своим детям благие дары, то тем более Небесный Отец даст Святого Духа тем, кто просит у Него!

Однажды Иисус изгонял немого демона, и когда демон вышел, то немой, к изумлению присутствующих, заговорил.
 
Однажды Иисус изгнал демона немоты. И когда демон вышел, человек, который был нем, заговорил. Люди удивлялись.

Но некоторые сказали: «Он изгоняет демонов силой их властителя Беэл-Зевула».
 
Но некоторые говорили: — Он изгоняет демонов силой Веельзевула, повелителя демонов.

Другие, испытывая Его, требовали от Него знамения с неба.
 
Другие, желая испытать Иисуса, попросили, чтобы Он показал им знамение с неба.

Иисус, разгадав их мысли, сказал: — Царство, где началась распря, будет разорено. Дом, где началась распря, падет.
 
Но Иисус, зная их мысли, сказал им: — Любое царство, разделившееся на враждующие части, приходит в запустение, и дом, где есть распря, рушится.

Если Сатана разделился — ведь вы говорите, что Я изгоняю демонов силой Беэл-Зевула, — то как может устоять его царство?
 
И если сатана враждует против самого себя, то как устоит его царство? Я говорю это потому, что вы заявляете, будто Я изгоняю демонов силой Веельзевула.

Если я изгоняю демонов силой Беэл-Зевула, то чьей силой изгоняют их ваши люди? Пусть они сами вас осудят.
 
Если Я изгоняю демонов силой Веельзевула, то чьей силой изгоняют их ваши последователи[83]? Так что они будут вам судьями.

Но если Я изгоняю демонов перстом Божьим, то значит, Царство Божье пришло к вам.
 
Но если Я изгоняю демонов рукой Божьей, то это значит, что Царство Божье пришло к вам.

Когда сильный и вооруженный человек охраняет свой дом, его добро в безопасности.
 
Если сильный и хорошо вооруженный человек охраняет свой дом, то его имущество в безопасности.

Но если его одолеет более сильный, то он отберет оружие, на которое тот полагался, и захватит его добро.
 
Но если кто-то более сильный нападет и одолеет его, то он заберет оружие, на которое полагался хозяин, и разделит добычу.

Кто не со Мной, тот против Меня, и кто не собирает со Мной, тот расточает.
 
Кто не со Мной, тот против Меня, и кто не собирает со Мной, тот растрачивает.

Злой дух, покинув человека, бродит в пустыне и ищет покоя — и, не найдя, говорит себе: «Вернусь-ка я в дом, из которого вышел».
 
Нечистый дух, выйдя из человека, скитается по безводным местам, ища место для отдыха, но не находит его. Тогда он говорит: «Возвращусь-ка я в дом, из которого вышел».

Возвратясь, он находит этот дом подметенным и прибранным.
 
Он возвращается и находит дом чисто выметенным и убранным.

Тогда он приводит семерых ещё более злых духов, и те, войдя в человека, поселяются в нем, и человеку становится еще хуже, чем прежде.
 
Тогда он идет и берет семь других духов, ещё более злых, чем он сам, и они приходят и поселяются там. И это для человека ещё хуже того, что было вначале.

Когда Он говорил это, женщина из толпы воскликнула: — Благословенна мать, которая родила Тебя и вскормила!
 
Иисус ещё говорил, когда одна женщина из толпы крикнула: — Блаженна та мать, что родила Тебя и выкормила!

Он ответил: — Благословенны те, кто слышит слово Божье и исполняет его.
 
Иисус ответил: — Блаженнее те[84], кто слышит слово Божье и исполняет его.

Толпа росла на глазах, и Он сказал: — Порочно это поколение! Они ищут чудес, но не будет дано им чудес, кроме чуда Ионы.
 
Людей собралось ещё больше, и тогда Иисус начал говорить: — Это поколение — злое. Оно ищет знамения, но ему не будет дано никакого знамения, кроме знамения пророка Ионы.

Как Иона был чудом для Ниневии, так Сын Человеческий будет чудом для них.
 
И как Иона стал знамением для жителей Ниневии, так и Сын Человеческий станет знамением для этого поколения[85].

Южная царица предстанет пред ними на суде, чтобы вынести им приговор, ибо она от края земли пришла ради Соломоновой мудрости, а здесь — Тот, кто больше Соломона.
 
Царица Юга[86] [87] встанет в День Суда с людьми этого поколения и осудит их, потому что она пришла с другого конца света послушать мудрость Соломона. Сейчас же с вами Тот, Кто больше Соломона.

Жители Ниневии предстанут пред ними на суде, чтобы вынести им приговор, ибо они, услышав призыв Ионы, раскаялись, а здесь — Тот, кто больше Ионы.
 
Жители Ниневии встанут в День Суда с людьми этого поколения и обвинят их, потому что они покаялись от проповеди Ионы[88]. Сейчас же с вами Тот, Кто больше Ионы.

Никто не зажигает светильник, чтобы спрятать его в чулан или накрыть горшком. Напротив, его ставят на подставку, чтобы входящие видели свет.
 
Никто, зажегши светильник, не ставит его в погреб или под горшок. Наоборот, его ставят на подставку, чтобы входящие видели свет.

Твой глаз — это светильник тела. Если глаз у тебя здоров, то и тело будет пронизано светом. Но если глаз у тебя болен, то и тело будет наполнено тьмою.
 
Твой глаз — светильник твоего тела. Если твой глаз ясен, тогда и всё твое тело полно света. Если же у тебя дурной глаз, то и всё твое тело темно.

Берегитесь же, чтобы свет, наполняющий вас, не сделался тьмою!
 
Так что смотри, не тьма ли тот свет, который внутри тебя.

Если тело ваше наполнится светом и ни одна его часть не останется темной, оно будет таким светлым, как если бы в нём сиял светильник.
 
Итак, если всё твое тело полно света и в нём нет ни одной темной части, то оно всё будет светло, как бывает, когда светильник освещает тебя сиянием.

Когда Иисус кончил говорить, один фарисей пригласил Его к обеду. Он пришел и возлёг за обеденный стол.
 
После того, как Иисус закончил говорить, один фарисей пригласил Его к себе на обед. Иисус пришёл и возлег у стола.

Видя, что Он не совершил омовения перед едой, фарисей удивился.
 
Фарисея удивило, что Он не совершил перед едой ритуального омовения.

Но Господь сказал ему: — Вы, фарисеи, моете чаши и блюда снаружи, а внутри у вас сплошная алчность и подлость.
 
Но Господь сказал ему: — Вот вы, фарисеи, очищаете чаши и тарелки снаружи, но внутри вы полны жадности и злобы.

Глупцы! Неужели не один и тот же Создатель у внешнего и у внутреннего?
 
Глупцы! Разве Тот, Кто сотворил внешнее, не сотворил и внутреннее?

Делитесь своим добром с бедняками, и тогда всё у вас будет чистым.
 
Что же касается внутреннего, то давайте милостыню, и тогда всё у вас будет чисто.

Горе вам, фарисеи! Вы отдаете Богу десятину с мяты, руты и иных огородных растений, а справедливость и любовь к Богу забыли. Но именно это важнее всего, хотя и о том не следует забывать.
 
Но горе вам, фарисеи, потому что вы даете десятину с мяты, руты и других трав, а справедливостью и любовью Божьей вы пренебрегаете. И то нужно делать, и другого не оставлять.

Горе вам, фарисеи! Вы любите почетные места в синагогах и приветствия на площадях.
 
Горе вам, фарисеи, потому что вы любите занимать почетные места в синагогах и любите, когда вас приветствуют на площадях.

Горе вам! Вы — как необозначенные могилы, по которым люди ходят, не подозревая о них.
 
Горе вам, вы подобны никак не обозначенным могилам, по которым люди ходят, даже не подозревая об их существовании.

На это один из законников заметил: — Учитель! Такими словами ты и нас задеваешь.
 
Один из учителей Закона сказал Ему: — Учитель, говоря это, Ты и нас обижаешь.

Иисус откликнулся: — Горе и вам, законники! Вы взваливаете на людей непосильную ношу, а сами и пальцем к ней не прикоснетесь.
 
Иисус ответил: — Горе и вам, учители Закона, потому что вы взваливаете на людей ноши, которые невозможно нести, а сами и пальцем не шевельнете, чтобы помочь им[89].

Горе вам! Вы воздвигаете гробницы пророкам, которых убили ваши предки.
 
Горе вам, потому что вы строите надгробные памятники пророкам, которых убили ваши предки.

Тем самым вы одобряете дела отцов: те убивали пророков, а вы строите им гробницы.
 
Вы сами свидетельствуете о том, что одобряете действия ваших предков: те убивали пророков, а вы строите им надгробные памятники.

Недаром Бог в мудрости Своей сказал: «Я пошлю к ним пророков и апостолов, которых они станут убивать и преследовать».
 
Поэтому и Божья мудрость сказала: «Я пошлю к ним пророков и апостолов, но они одних убьют, а других будут преследовать».

И взыщется с этого поколения за кровь всех пророков, пролитую с сотворения мира,
 
Поэтому нынешнее поколение понесет ответственность за кровь всех пророков, пролитую от создания мира,

от крови Авеля до крови Захарии, убитого между алтарем и святилищем. Да, говорю вам, с этого поколения взыщется за всё!
 
от крови Авеля и до крови Захарии, убитого между жертвенником и храмом[90]. Да, говорю вам, нынешнее поколение ответит за всё.

Горе вам, законники! Вы, забрав себе ключ от знания, и сами не вошли, и других не пустили.
 
Горе вам, учители Закона, потому что вы присвоили ключ знания. Но и сами не вошли, и тем, кто хотел войти, воспрепятствовали.

После того как Он ушёл оттуда, фарисеи и законники стали противодействовать Ему. Они досаждали Ему вопросами,
 
Иисус вышел из дома, а учители Закона и фарисеи обрушились на Него с яростными обвинениями и каверзными вопросами.

надеясь поймать Его на слове.
 
Они ставили Ему ловушки, пытаясь поймать на слове.

Примечания:

 
 
Новый русский перевод
2 [77] — В некоторых рукописях: Отец наш Небесный.
2 [78] — В некоторых рукописях: « …Твое! Да будет воля Твоя и на земле, как на небе».
4 [79] — В некоторых рукописях: « …искушению, но избавь нас от лукавого».
5 [80] — Букв.: « У кого из вас есть друг, к которому кто-либо придет в полночь и скажет ему: „Друг, одолжи мне три лепешки“…»
8 [81] — Или: из-за нахальства товарища. Смысл притчи в следующем: если даже человек, чтобы избежать позора (или из-за назойливости своего товарища), ответил на его просьбу, то насколько больше Бог желает ответить на молитвы Своих детей.
11 [82] — В некоторых рукописях: « …своему сыну камень, когда тот попросит хлеба? Или даст ему…»
19 [83] — Букв.: сыновья.
28 [84] — Или: « Скорее блаженны те…»
30 [85] — История пророка Ионы находится в Писаниях пророков. То, что пророк Иона три дня провел в желудке огромной рыбы, а затем чудным образом был освобожден Богом, было прообразом того, что Иисусу предстояло три дня провести в гробнице, а затем воскреснуть (см. Мф 12:40).
31 [86]Царица Юга. То есть Царица Шевы (Шева — современная юго-западная Аравия); ее встреча с царем Соломоном описана в 3Цар 10:1-13.
31 [87] — Т. е. царица Шевы, см. 3Цар 10:1-13.
32 [88] — См. Иона 3:6-9.
46 [89] — Букв.: и пальцем своим не дотрагиваетесь до них.
51 [90] — У иудеев был другой порядок книг Писания. И согласно ему, убийство Захарии — последнее из упоминаемых там (см. 2Пар 24:20-22). Смерть же Авеля была первым убийством на земле (см. Быт 4:1-10).
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.