Деяния 13 глава

Деяния Апостолов
Открытый перевод → Новый русский перевод

 
 

В Антиохии, в местной церкви были пророки и учителя: Варнава, и Симеон, которого называли Нигер, и Луций Киренец, и Манаил, воспитанный с тетрархом Иродом, и Савл.
 
В церкви Антиохии были пророки и учители: Варнава, Симеон, называемый Нигер[82], киренец Луций, Манаин, получивший воспитание вместе с четвертовластником Иродом, и Савл.

Когда они служили Господу и постились, Святой Дух сказал им: — Отделите мне Варнаву и Савла для дела, к которому Я их призвал.
 
Однажды, когда они служили Господу и постились, Святой Дух сказал: — Отделите мне Варнаву и Савла для дела, к которому Я их призвал.

Тогда они, совершив пост и помолившись, и возложив на них руки, отпустили их.
 
И они после поста и молитвы возложили на них руки и отпустили их.

Итак, посланные Святым Духом, они прибыли в Селевкию, оттуда отплыли на Кипр,
 
Эти два апостола, посланные Святым Духом, пошли в Селевкию, а оттуда отплыли на Кипр.

и, прибыв в Саламин, возвещали слово Божье в еврейских синагогах. Был же с ними и Иоанн, как помощник.
 
Они прибыли в Саламин и там возвещали слово Божье в иудейских синагогах. Иоанн тоже был с ними и помогал им.

И, пройдя весь остров до Пафа, они нашли одного человека, колдуна, лжепророка, еврея, по имени Вариисус,
 
Они прошли весь остров и пришли в Пафос. Там они встретили одного иудея по имени Вар-Иисус, который был колдуном и лжепророком.

который был с проконсулом Сергием Павлом, человеком рассудительным. Он, позвав Варнаву и Савла, желал услышать слово Божье.
 
Он был с римским проконсулом Сергием Павлом, человеком большого ума. Проконсул пригласил Варнаву и Савла, желая услышать слово Божье.

Но Элима-колдун (ибо так переводится его имя), противодействовал им, стараясь отвратить проконсула от веры.
 
Но колдун, которого также звали Елима (что значит «чародей»), действовал против них и пытался отвратить проконсула от веры.

Но Савл, он же Павел, наполнившись Святым Духом и всмотревшись в него,
 
Тогда Савл, он же Павел, исполнившись Святого Духа, посмотрел прямо на Елиму

сказал: — О, полный всего коварства и всякого злодейства, сын дьявола, враг всякой справедливости! Прекратишь ли ты извращать прямые пути Господа?
 
и сказал: — Сын дьявола, враг всякой праведности, полный лжи и нечестия! Неужели ты никогда не перестанешь искривлять прямые пути Господни?

И теперь — вот, рука Господня на тебе, и будешь слеп и не будешь видеть солнца до поры. И тут же пал на него мрак и тьма, и он, вертясь, стал искать поводырей.
 
Рука Господа обращена против тебя, ты будешь поражен слепотой и некоторое время не будешь видеть солнечного света. И сразу же его окутали мрак и тьма, и он стал метаться из стороны в сторону, ища любого, кто бы повел его за руку.

Тогда проконсул, увидев, что произошло, поверил, изумляясь учению Господа.
 
Проконсул, увидев, что произошло, уверовал, изумленный учением о Господе.

И, отплыв из Пафа, Павел и его спутники прибыли в Пергию, в Памфилии. А Иоанн, уйдя от них, возвратился в Иерусалим.
 
Отплыв из Пафоса, Павел и его спутники прибыли в Пергию в Памфилии[83]. Там Иоанн оставил их и возвратился в Иерусалим.

А они, пройдя от Пергии, прибыли в Антиохию Писидийскую. И, войдя в синагогу в субботний день, сели.
 
Из Пергии они пошли дальше, в Писидийскую Антиохию. В субботу они пришли в синагогу и сели.

После чтения Закона и Пророков, главы синагоги послали им сказать: — Братья, если у вас есть слово наставления для народа, говорите.
 
После чтения из Закона и Пророков начальники синагоги передали им: — Братья, если у вас есть что-либо сказать в назидание людям, то говорите.

Павел, встав и дав знак рукой, сказал: — Люди Израиля и боящиеся Бога, послушайте.
 
Павел встал и, сделав жест рукой, сказал: — Израильтяне и все боящиеся Бога, выслушайте меня!

Бог этого народа, Израиля, выбрал наших отцов и возвысил народ, когда они были на чужбине, в египетской земле, и высокой рукой вывел их из неё,
 
Бог израильского народа избрал наших отцов. Он возвысил народ во время пребывания его в Египте и могучей рукой вывел их оттуда[84].

и около сорока лет терпел их в пустыне.
 
Сорок лет Он терпел их[85] в пустыне.

И, истребив семь народов в земле Ханаанской, дал им в наследие их землю
 
Он истребил в Ханаане семь народов[86] и отдал их землю в наследие нашим предкам.

приблизительно на четыреста пятьдесят лет. И после этого давал судей до Самуила пророка.
 
На это ушло около четырехсот пятидесяти лет. Затем, до времени пророка Самуила, Бог давал им судей.

Потом они просили царя, и Бог дал им Саула, сына Киса, мужа из рода Вениамина, на сорок лет.
 
Потом народ попросил себе царя, и Бог дал им Саула, сына Киша, из рода Вениамина. Саул правил лет сорок.

И, отстранив его, поставил им царём Давида, о котором сказал, свидетельствуя: «Я нашёл мужа Мне по сердцу, Давида, сына Иессея, который исполнит все Мои желания».
 
Потом, отстранив Саула, Бог сделал царем Давида. Он свидетельствовал о нём: «Я нашел Давида, сына Иессея, человек этот Мне по сердцу, он исполнит все Мои желания».[87]

Из его потомства Бог, согласно обещанию, привёл Израилю Спасителя, Иисуса,
 
Из потомков Давида Бог, согласно Своему обещанию, призвал Спасителя Израилю — Иисуса.

После того как Иоанн возвестил перед Его приходом омовение обращения всему народу Израиля.
 
Перед пришествием Иисуса Иоанн призывал к крещению в знак покаяния весь народ Израиля.

25 А когда Иоанн завершил свой бег, он говорил: «Я не тот, кем меня считают; но вот, идет за мною Тот, с ног Которого я недостоин снять обувь».
 
Заканчивая свое служение, Иоанн говорил: «За кого вы меня принимаете? Я не Он. Но за мной идет Тот, у Кого я даже недостоин развязать ремни сандалий на ногах».

Мужи, братья, сыновья Авраамова рода и те среди вас, кто боится Бога, нам послано слово этого спасения!
 
Братья, дети рода Авраама, и те, кто боится Бога! Эта весть спасения была послана к нам!

Ибо жители Иерусалима и их правители, не узнав Его и осудив, осуществили возгласы пророков, читаемые каждую субботу.
 
Жители Иерусалима и их начальники не узнали Христа, они осудили Его и тем самым исполнили слова пророков, которые читаются каждую субботу.

И не найдя никакого повода для смерти, добились у Пилата Его казни.
 
Они не нашли в Нем никакой вины, за которую Он был бы достоин смерти, и все-таки выпросили у Пилата разрешение казнить Его.

Когда же совершили всё, написанное о Нём, то, сняв с дерева, положили в гробницу.
 
Исполнив всё, что было о Нем написано, они сняли Его с дерева и положили в гробницу.

Но Бог воздвиг Его из мертвых.
 
Но Бог воскресил Его из мертвых,

И Он являлся в течение многих дней тем, кто пришёл с Ним из Галилеи в Иерусалим, и которые теперь Его свидетели перед народом.
 
и ещё много дней те, кто пришёл вместе с Ним из Галилеи в Иерусалим, видели Его. Они сейчас — Его свидетели перед народом.

И мы благовествуем вам обещание, данное отцам,
 
Мы провозглашаем вам сейчас эту Радостную Весть: то, что Бог обещал нашим отцам,

что Бог полностью исполнил его для нас, детей, воскресив Иисуса, как и во втором Псалме написано:«Ты Мой Сын, сегодня Я родил Тебя».
 
Он исполнил для нас, их детей, воскресив Иисуса. Во втором псалме написано: «Ты Сын Мой, сегодня Я родил Тебя».[88]

А что Он воскресил Его из мёртвых, так что Он уже не возвратится в тление, сказал так: «Я дам вам святого Давида, верно».
 
А о том, что Бог воскресил Его из мертвых, так что тело Его уже никогда не увидит тления, Он сказал так: «Я дам вам святые и неизменные благословения, обещанные Давиду».[89]

Потому и в другом месте говорит: «Не дашь святому Твоему увидеть тление».
 
И в другом месте Он говорит: «Ты не дашь Твоему Святому увидеть тление».[90]

Давид же, послужив своему поколению по воле Божьей, умер, и присоединился к своим отцам, и увидел тление.
 
Давид в своем поколении исполнял Божий замысел. Давид умер, его похоронили с его отцами, и тело его истлело.

Но Тот, Кого воскресил Бог, не увидел тления.
 
Но Тот, Кого Бог воскресил, избежал тления.

Итак, да будет вам известно, мужи, братья, что через Него возвещается вам прощение грехов, и во всём, и везде, где вы не могли быть оправданы в Законе Моисея,
 
Поэтому, братья, я хочу, чтобы вы знали, что благодаря Ему вам сегодня возвещается прощение грехов,

всякий верующий оправдывается в Нём.
 
и во всем, в чем Закон Моисея не мог вас оправдать, каждый верующий получает оправдание в Нем.

Итак, смотрите, чтобы не постигло сказанное у Пророков:
 
Смотрите, чтобы не случилось с вами того, о чем сказано у пророков:

«Глядите, спесивцы, удивитесь и сгиньте, потому что Я сотворю в ваши дни такое, чему вы не поверите, если кто бы вам рассказывал».
 
«Посмотрите, насмешники, изумитесь и погибнете, потому что Я совершу в ваши дни такое, чему бы вы никогда не поверили, если бы вам рассказали об этом».[91]

И когда они выходили, их умоляли в следующую субботу говорить о том же.
 
Павел и Варнава покидали синагогу, когда их попросили говорить о том же в следующую субботу.

Когда собрание разошлось, то многие евреи и чтущие Бога обращенные из иноверцев, последовали за Павлом и Варнавой, которые, беседуя с ними, убеждали их оставаться в Божьей благодати.
 
Собрание разошлось, но многие иудеи и благочестивые люди из обращенных в иудаизм пошли за Павлом и Варнавой. Те говорили с ними и убеждали их и дальше жить, доверяясь благодати Божьей.

А в следующую субботу почти весь город собрался слушать Божье слово.
 
В следующую субботу почти весь город собрался, чтобы послушать слово Господа.

Но евреи, увидев толпу, наполнились завистью и, злословя, противоречили тому, что говорил Павел.
 
Иудеи,[92] увидев столько народа, исполнились завистью и стали с оскорблениями возражать тому, что говорил Павел.

Тогда Павел и Варнава смело сказали: — Вам первым должно было быть возвещено Божье слово. Так как вы отвергаете его и не считаете себя достойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к иноверцам.
 
Тогда Павел и Варнава решительно сказали им: — Слово Божье следовало в первую очередь возвещать вам. Но так как вы отрицаете его и не считаете себя достойными вечной жизни, мы обращаемся теперь к язычникам,

Ибо так повелел нам Господь:«Я поставил Тебя светом народам, чтобы Ты был спасением до края земли».
 
как и повелел нам Господь. Он сказал: «Я сделал тебя светом для язычников, чтобы через тебя спасение достигло концов земли».[93]

Слыша это, иноверцы радовались и славили слово Господа, и поверили все, предназначенные к вечной жизни.
 
Слыша это, язычники радовались и славили Господа за Его слово, и все, предназначенные к вечной жизни, уверовали.

А слово Господа распространялось по всей стране.
 
Слово Господне распространилось по всей той области.

[ отсутствует в NA ]
 
Но иудеи[94] подговорили благочестивых женщин из знатных семей и начальников города, и те возбудили преследование против Павла и Варнавы и выгнали их из своих пределов.

Но евреи, подговорив набожных и уважаемых женщин и первых людей города, возбудили преследование против Павла и Варнавы и выгнали за пределы своего края.
 
Тогда они отряхнули пыль со своих ног во свидетельство против них и пошли в Иконию.

А те, стряхнув на них пыль со своих ног, пришли в Иконию.
 
Ученики же исполнялись радости и Святого Духа.

Ученики же наполнялись радостью и Святым Духом.
 

Примечания:

 
 
Новый русский перевод
1 [82] — С латинского: Черный.
13 [83] — Далее (до 14:26) это путешествие проходило по территории Малой Азии (часть современной Турции).
17 [84] — См. Исх 6:6; Исх 12:51.
18 [85] — В некот. рукописях: заботился о них.
19 [86] — См. Втор 7:1.
22 [87] — См. 1Цар 13:14; Пс 88:21.
33 [88]Пс 2:7.
34 [89]Ис 55:3.
35 [90]Пс 15:10.
40 [91]Авв 1:5.
45 [92] — То есть иудеи, отвергающие Иисуса.
47 [93]Ис 49:6.
50 [94] — В знач.: «предводители иудеев», так же в Деян 14:4.
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.