Иакова 2 глава

Соборное послание Иакова
Открытый перевод → Новый русский перевод

 
 

Братья мои, веруя в Господа славы, Иисуса Помазанника, не допускайте пристрастия.
 
Братья мои, имейте веру в Иисуса Христа, нашего славного Господа, не оказывая предпочтения одним людям перед другими.

Если, например, войдёт в ваше собрание человек, носящий золотые перстни и роскошную одежду, и войдёт бедняк в грязной одежде,
 
Допустим, что на ваше собрание[6] придет человек в богатой одежде и с золотым перстнем, и вслед за ним войдет другой, бедный и в грязной одежде.

и вы, взглянув на человека в роскошной одежде, скажете: «Ты сядь здесь, на хорошее место», — бедняку же скажете: «Ты встань вон там», — или: «Сядь на пол у моих ног», —
 
Если вы взглянете на человека в богатой одежде и скажете ему: «Проходи, пожалуйста, садись здесь», а бедному скажете: «Постой там» или же: «Садись здесь, у моих ног»,

разве не произнесли вы в своей душе приговор и не оказались предвзятыми судьями?
 
то не проявляете ли вы несправедливость, становясь судьями с дурными мыслями?

Послушайте, любимые мои братья, разве Бог не избрал тех, кто беден в этом мире, быть богатыми в вере и наследовать Царство, которое Он обещал любящим Его?
 
Послушайте, любимые мои братья, разве не избрал Бог тех, кто беден в этом мире, чтобы они были богатыми верой и наследниками Царства, которое Он обещал всем, кто любит Его?

Вы же унизили бедного. Разве не богатые притесняют вас, разве не они тащат вас в суды?
 
А вы презираете бедного. Разве не богатые угнетают вас и таскают вас по судам?

Разве не они поносят славное имя, произнесенное над вами?
 
Разве не они оскорбляют доброе имя, которое вы носите?

Но если вы исполняете закон, царящий среди законов Писания: люби ближнего своего, как самого себя, — вы правильно поступаете.
 
Если вы действительно соблюдаете царский закон, как написано: «Люби ближнего твоего, как самого себя»[7], то поступаете правильно.

Если же вы действуете пристрастно, то совершаете грех, и Закон обличает вас как преступников.
 
Но если вы оказываете предпочтение одним людям перед другими, то грешите, и Закон обличает вас как преступников.

Ибо всякий, кто соблюдает весь Закон, но оступается в чем-либо одном, оказывается виновным в нарушении всего.
 
Кто соблюдает весь Закон, но согрешит в чем-то одном, тот виновен во всем.

Ведь Тот, Кто сказал: «не изменяй жене», сказал также и: «не совершай убийства», и если ты не изменяешь жене, но убиваешь, ты преступаешь Закон.
 
Тот, кто сказал: «Не нарушай супружескую верность»,[8] сказал и: «Не убивай».[9] Если ты не изменяешь в браке, но убиваешь, ты становишься нарушителем Закона.

Говорите и поступайте как люди, которых будут судить по закону свободы.
 
Говорите и поступайте как те, кому предстоит быть судимыми по Закону, несущему свободу.

Ибо суд без милосердия тому, кто не творит милосердия; милосердие торжествует над судом.
 
Для тех, кто не проявляет милости, суд тоже будет без милости. Милость превыше суда!

Что пользы, братья мои, если кто-нибудь скажет, что имеет веру, дел же у него не будет? Может ли такая вера спасти его?
 
Братья мои, какая польза, если человек говорит, что имеет веру, но дел не имеет? Может ли такая вера спасти его?

Если брат или сестра наги, и у них нет пищи, чтобы прожить сегодняшний день,
 
Если брат или сестра без одежды и без пищи,

а кто-нибудь из вас скажет им: «Ступайте с миром, грейтесь и питайтесь», — не дав им при этом ничего для их телесных нужд, — что пользы от этого?
 
то какая польза будет в том, что кто-то из вас скажет им: «Идите с миром, грейтесь и ешьте», не дав им того, в чем они нуждаются?

Так же и вера — сама по себе она мертва, если не имеет дел.
 
Так же и вера, если не имеет дел, сама по себе мертва.

Но кто-нибудь может сказать: «Ты имеешь веру, а я — дела. Покажи мне твою веру без дел, а я тебе покажу мою веру в делах».
 
Может, кто-то скажет: «У тебя есть вера, а у меня есть дела — покажи мне твою веру без дел, а я покажу тебе мою веру в моих делах».

Ты веришь, что есть один только Бог — прекрасно! И бесы верят — и содрогаются.
 
Ты веришь, что Бог — един[10], и это хорошо. Но и демоны верят и трепещут от страха.

Как же ты не понимаешь, пустой человек, что вера без дел бесплодна?
 
Желаешь ли ты знать, неразумный человек, что вера без дел бесполезна[11]?

Авраам, наш отец, не делами ли доказал свою праведность, когда возложил Исаака, собственного сына, на жертвенник?
 
Не в результате ли дел наш праотец Авраам был оправдан, когда положил своего сына Исаака на жертвенник?

Ты видишь, вера содействовала его делам, и в делах вера стала совершенной,
 
Ты видишь, что его вера и его дела были неразрывно связаны, и именно в делах его вера и получила совершенство.

и исполнилось Писание, гласящее: «И поверил Авраам Богу, и за это был сочтен праведным, и он был назван другом Божьим».
 
Так исполнились слова Писания: «Авраам поверил Богу, и это было вменено ему в праведность»,[12] и Авраам был назван другом Божьим[13].

Вы видите, что делами доказывает человек свою праведность, а не одной только верой.
 
Вы сами видите, что человек получает оправдание по делам, а не только по вере.

Подобным же образом Рахав, блудница, разве не делами доказала свою праведность, приняв посланных и отправив их другой дорогой?
 
И разве не по делам была оправдана блудница Раав, когда приютила лазутчиков и послала их другим путем?[14]

Ибо как тело мертво без духа, так и вера без дел мертва.
 
Так что, как тело мертво без духа, так и вера без дел мертва.

Примечания:

 
 
Новый русский перевод
2 [6] — Букв.: синагога. Здесь, вероятно, собрание верующих в Иисуса иудеев.
8 [7]Лев 19:18; см. также Мф 22:39; Мк 12:31; Гал 5:14.
11 [8]Исх 20:14; Втор 5:18.
11 [9]Исх 20:13; Втор 5:17.
19 [10] — См. Втор 6:4.
20 [11] — В некот. ранних рукописях: мертва.
23 [12]Быт 15:6.
23 [13] — См. 2Пар 20:7; Ис 41:8.
25 [14] — См. Нав 2:1−24; Нав 6:22-25.
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.