1е Коринфянам 15 глава

1е письмо Коринфянам
Открытый перевод → Новый русский перевод

 
 

Братья, напомню вам Весть, которую я вам передал. Вы приняли ее и пребываете в ней —
 
Братья, хочу ещё раз напомнить вам Радостную Весть, которую я вам возвещал, которую вы приняли и в которой вы утвердились.

она вас и спасёт. Напомню и слова, какими я передал вам Весть, если вы держитесь её, если вы не бездумно поверили.
 
Она спасительна для вас, если только твердо придерживаетесь того, что я вам возвещал, а иначе ваша вера напрасна.

Прежде всего я вам передал, как и принял , что Христос умер за наши грехи, по Писанию,
 
Самое важное, что я получил, я передал вам: Христос умер за наши грехи согласно Писаниям.

и был погребен, и на третий день воскрес, по Писанию,
 
Он был погребен и был воскрешен на третий день согласно Писаниям[67].

и явился Кефе, потом Двенадцати;
 
Он явился Кифе и потом Двенадцати.

а затем явился сразу более чем пятистам братьям, лишь немногие из которых умерли, а большинство живы до сих пор.
 
После этого Он явился ещё более чем пятистам братьям одновременно. Большинство из них ещё живы, а некоторые уже умерли[68].

Потом он явился Иакову, потом всем апостолам,
 
Затем Он явился Иакову[69], потом всем апостолам,

а последнему из всех, словно до срока рожденному , — мне.
 
и последнему из всех явился мне, жалкому недоноску.

Я — малейший из апостолов и даже недостоин называться апостолом, так как преследовал Божью общину.
 
Ведь я самый наименьший[70] из апостолов и даже не заслуживаю чести называться апостолом, потому что я преследовал церковь Божью.

Но по милости Бога я стал тем, чем стал. Его милость ко мне не осталась бес-плодной: я потрудился больше всех — не сам я, но Божья милость, которая со мной.
 
Но по благодати Божьей я есть тот, кто я есть, и Его благодать во мне была не напрасной: я трудился больше, чем все остальные, впрочем, не я, а благодать Божья, которая со мной.

И я, и они — все мы возвещали вам именно так — в эту Весть вы и поверили,
 
Не имеет значения, кто возвещает: я или они. Главное — вы поверили в то, что мы возвещаем.

А если возвещено вам, что Христос воскрес из мертвых, почему некоторые у вас говорят, будто мертвые не воскреснут?
 
Скажите мне, если о Христе возвещается, что Он был воскрешен из мертвых, то как это некоторые из вас могут утверждать, что нет воскресения мертвых?

Если нет воскресения мертвых, то не воскрес и Христос.
 
Если воскресения мертвых нет, то и Христос не был воскрешен.

А если он не воскрес, то наша Весть пуста и ваша вера пуста.
 
А если Христос не воскрес, то и всё, что мы возвещаем, не имеет смысла, равно как и ваша вера.

Мы тогда — лжесвидетели, ибо утверждаем, что Бог воскресил Христа, а на самом деле Он его не воскрешал, поскольку мертвые не воскресают.
 
Мы сами в таком случае оказываемся лжесвидетелями о Боге, так как мы засвидетельствовали о том, что Бог воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если, конечно, мертвых вообще нельзя воскресить.

Ибо если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес.
 
Ведь если мертвых нельзя воскресить, то и Христос не был воскрешен.

А если Христос не воскрес, то ваша вера напрасна: вы все остаетесь в грехах,
 
А если Христос не был воскрешен, то и вера ваша напрасна и ваши грехи по-прежнему на вас.

а усопшие во Христе погибли.
 
Тогда и те, кто умер во Христе, погибли.

Если мы надеемся на Христа только в этой жизни, мы — самые жалкие люди.
 
Если мы надеемся на Христа лишь в этой жизни, то мы находимся в более жалком положении, чем все прочие люди.

Но Христос воскрес из мертвых, он—первый плод от усопших.
 
Но Христос действительно воскрес из мертвых! Он — первый плод среди тех, кто умер.[71]

Через человека — смерть, через человека — и воскресение мертвых.
 
И как смерть пришла в этот мир через одного человека, так через одного Человека пришло и воскресение мертвых.

Ибо как все умерли в Адаме, так всем дана будет жизнь во Христе,
 
Как все умирают в Адаме, так все будут оживлены во Христе.

каждому в свой черед: первый плод — сам Помазанник, а затем, когда Он придет, — те, кого Он избрал.
 
Но каждый в своем порядке: вначале Христос, а затем, когда Он вернется, будем воскрешены и мы, принадлежащие Ему.

А потом — конец, когда Он передаст Царство Богу и Отцу, и упразднит всякое Владычество, всякую Власть и Силу.
 
И потом наступит конец, когда Он, уничтожив всякое начальство, всякую власть и силу, передаст Царство Богу Отцу.

Ибо Он должен царствовать, пока не повергнет всех врагов Себе под ноги.
 
Христу предназначено царствовать до тех пор, пока Бог не повергнет всех врагов к Его ногам.[72]

Будет повержен и последний враг — смерть,
 
Последний враг, который будет уничтожен, — это смерть.

ибо сказано: ему подчинено всё. «Всё» — конечно же, кроме Того, кто всё ему подчинил.
 
Ведь Бог «всё подчинил под ноги Его».[73] Когда говорится, что «всё подчинил», то, конечно же, это «всё» не включает в себя Того, Кто и подчинил Ему всё.

А когда всё ему подчинится, то Сын и сам подчинится подчинившему ему всё — и Бог будет всё и во всём.
 
Когда же всё будет Ему подчинено, тогда и Сам Сын будет подчинен Тому, Кто всё подчинил Ему, чтобы Бог был всё во всем.

А что же те, которые принимают крещение от имени умерших? Если мертвые никогда не воскреснут, зачем от их имени креститься?
 
Что же тогда делают те, кто принимает крещение за мертвых?[74] Если мертвых нельзя воскрешать, зачем люди принимают крещение за них?

Ради чего мы каждый час встречаем опасность?
 
Зачем и нам ежечасно рисковать своей жизнью?

Я умираю каждый день—клянусь в том своей гордостью о вас, братья, в Иисусе Христе, Господине нашем.
 
Я каждый день стою перед лицом смерти. Это верно, братья, как и то, что я хвалюсь вами перед Иисусом Христом, нашим Господом!

Я боролся со зверями в Эфесе — рассуждая по-человечески, какой в этом смысл? Если мертвые не воскреснут, давайте есть и пить, ибо завтра умрем!
 
Если я только из человеческих побуждений боролся с дикими зверями[75] в Эфесе, то что я этим приобрел? Если мертвые не воскресают, тогда что же: «Давайте будем есть и пить, потому что завтра умрем»[76]?

Не обманывайте себя: дурное сообщество растлевает добрые нравы.
 
Смотрите, чтобы вам не оказаться обманутыми: «Плохая компания развращает добрые нравы».[77]

Опомнитесь и не грешите! Постыдно, что не все у вас знают Бога.
 
Отрезвитесь, как вам и должно, и перестаньте грешить, ведь некоторые из вас не знают Бога, — я говорю это к вашему стыду.

Но ты спросишь: «Как воскреснут мертвые? В каком теле они придут?»
 
Может, кто-то спросит: «Как воскреснут мертвые? Какое у них тогда будет тело?»

Неразумный! То, что сеешь, не оживет, если не умрет.
 
Спрашивать об этом неразумно. Ведь каждому семени для того, чтобы прорасти, надо сначала умереть!

Ведь ты сеешь не будущее тело растения, а простое зерно — зерно пшеницы или любое другое.
 
Когда ты сеешь, ты же сеешь не само растение, а лишь семя, пшеничное или какое-либо другое.

Бог дает ему тело, какое захочет, каждому семени — особое тело.
 
А Бог по Своему усмотрению дает ему тело — каждому семени свое.

У разных существ и плоть не одна и та же: у людей одна, у скота другая, у птиц своя и у рыб своя.
 
Не все тела одинаковы: у людей не такое тело, как у зверей, у зверей не такое, как у птиц, а у птиц не такое, как у рыб.

Есть небесные тела, есть земные; сияние небесных — одно, величие земных — другое.
 
Есть тела небесные и тела земные. У небесных тел своя красота, и у земных тел своя.

Свое сияние у солнца, свое у луны и свое у звезд; и звезды сияют по-разному.
 
У солнца тоже свое сияние[78], у луны свое, у звезд свое. Звезды, в свою очередь, тоже отличаются по яркости друг от друга.

Так и при воскресении мертвых. Сеется истлевающее, воскресает нетленное,
 
Так же будет и при воскресении мертвых. Тело сеется в тлении, а воскресает нетленное.

сеется в бесчестии, воскресает в славе, сеется в слабости, воскресает в силе,
 
Сеется бесславно, а воскресает славно. Сеется в слабости, а воскресает в силе,

сеется природное тело, воскресает — духовное. Если есть природное тело, будет и духовное.
 
сеется физическое тело, а воскресает — духовное. Если есть тело физическое, то есть и тело духовное.

В Писании сказано: «первый человек, Адам, стал живою душой». А последний Адам есть животворный дух.
 
Писание говорит, что первый человек, Адам, стал живым существом[79], но последний Адам — духом животворящим.

Но не духовное предшествует природному, а природное духовному.
 
Сначала приходит не духовное, а физическое, и лишь потом — духовное.

Первый человек был из пыли земной, второй человек — с неба.
 
Первый человек был сотворен из праха земного[80], а второй Человек — это Человек с небес.

Каков первый земной человек, таковы и все земные, каков небесный, таковы и все небесные.
 
Земные люди подобны первому земному человеку, а небесные будут такими же, как Человек, пришедший с небес.

И как имели мы образ земного, так обретем и образ небесного.
 
И как сейчас мы носим образ земного человека, точно так же мы будем похожи на Человека небесного.

Говорю вам, братья: плоть и кровь не унаследует Божьего Царства, и истлевающее не унаследует нетления.
 
Я говорю вам, братья, что плоть и кровь не могут стать наследниками Божьего Царства; ничто тленное не может стать наследником нетленного.

Открою вам тайну: не все мы умрем, но изменимся все,
 
Послушайте, я открою вам тайну: мы не все умрем, но все будем изменены,

быстро, в мгновение ока, при звуке последней трубы. Когда она протрубит, мертвые встанут неистлевшими, а мы изменимся,
 
внезапно, во мгновение ока, когда прозвучит последняя труба. По сигналу трубы мертвые воскреснут нетленными, а мы будем изменены.

ибо это тленное тело должно одеться в нетление, это смертное — в бессмертие.
 
Всё тленное должно облачиться в нетленное, и всё смертное — в бессмертное.

А когда это тленное оденется в нетление и это смертное оденется в бессмертие, тогда исполнятся слова Писания: Побеждена, погублена смерть!
 
Когда тленное облечется в нетленное и смертное — в бессмертное, тогда исполнятся слова: «Смерть поглощена победой!»[81]

О смерть, где твоя победа? О смерть, где твое жало?
 
«О смерть, где твоя победа? О смерть, где твое жало?»[82]

Жало смерти — грех, а сила греха — в Законе.
 
Жало смерти — грех, а сила греха — Закон.

Благодарение Богу, даровавшему нам победу через Господина нашего, Иисуса Христа!
 
Но благодарение Богу! Он дает нам победу через нашего Господа Иисуса Христа!

Итак, любимые мои братья, будьте тверды, неколебимы, всегда неутомимо трудитесь ради Господа и знайте, что ваш труд не останется у Господа тщетным.
 
Поэтому, мои любимые братья, стойте твердо. Ничто не должно вас поколебать. Всегда отдавайте себя полностью на служение Господу и знайте, что ваш труд для Господа не напрасен.

Примечания:

 
 
Новый русский перевод
4 [67] — См. Мф 12:40; Иона 2:1; ср. также Ос 6:2.
6 [68] — Букв.: уснули.
7 [69] — Скорее всего, это был единоутробный брат Иисуса Христа (см. Мф 13:55), важнейший лидер церкви в Иерусалиме.
9 [70]Наименьший. Вероятно, здесь игра слов, так как имя Павел (лат. Paulus) переводится как «маленький», «низкий».
20 [71] — О первых плодах см. Лев 23:9-14; Втор 26:1-11.
25 [72]Пс 109:1.
27 [73]Пс 8:7.
29 [74] — Здесь Павел не поддерживает тех, кто принимал этот обряд за мертвых, а просто приводит их в пример как один из аргументов, подтверждающих воскресение.
32 [75] — Многие толкователи видят здесь метафору: Павел сравнивает с дикими зверями людей, противников пути Бога.
32 [76]Ис 22:13; см. также Ис 56:12.
33 [77] — Цитата из комедии ТАИС древнегреч. поэта Менандра (342-292 гг. до н. э.).
41 [78] — Букв.: слава.
45 [79]Быт 2:7.
47 [80] — См. Быт 2:7.
54 [81]Ис 25:8.
55 [82]Ос 13:14.
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.