По Матфею 13 глава

Евангелие по Матфею
Открытый перевод → Русского Библейского Центра

 
 

В тот же день Иисус вышел к морю и сел у берега.
 
В тот день Иисус вышел из дому и сидел у моря.

Вокруг него собралась большая толпа, и тогда Он перешёл в лодку. Народ стоял на берегу,
 
Собралась большая толпа, и Он пересел в лодку. Люди стояли на берегу.

а Он говорил им о многом, рассказывая притчи:«Вышел сеятель в поле,
 
У Иисуса на все была своя притча. Он говорил: «Вышел сеятель сеять.

и когда он сеял, часть зёрен упала у дороги — прилетели птицы и склевали их.
 
И когда он сеял, часть рассыпалась по тропе. Налетели птицы и поклевали зерна.

Другие зёрна упали на каменистую почву, где земли было мало, и тотчас проросли, ибо слой земли был тонким.
 
Другие упали среди камней, где скудость земли, и в неглубокой почве вскоре проросли.

Но взошло солнце и опалило ростки. А глубоких корней у них не было, и они засохли.
 
Но на солнце ростки поникли и из-за слабости корней засохли совсем.

Другие зёрна упали в колючие кусты — кусты разрослись и заглушили побеги.
 
Некоторые упали в терние. Поднялось терние и заглушило их.

А те зёрна, что упали в хорошую землю, дали урожай — в сто крат, либо в шестьдесят или тридцать.
 
А еще другие упали на хорошую почву и оправдались урожаем: одни во сто крат, другие в шестьдесят, третьи в тридцать.

Пусть имеющий уши услышит!»
 
У кого есть уши — слушай!».

Ученики подошли к Нему и спросили: «Почему Ты учишь их притчами?»
 
Ученики спрашивают Иисуса: «Зачем Ты говоришь с людьми притчами?».

Он ответил: «Вам дано знать тайны Царства Небесного, а им не дано.
 
Он ответил: «Затем, что вам дано знать тайны Царства Небесного, а им не дано.

Кто имеет, тому будет дано, чтобы он имел в избытке. Кто не имеет, у того будет отнято и то, что у него есть.
 
Имущему дастся и будет у него еще больше, а у неимущего отнимется и то, что есть.

Потому Я и учу их притчами, что смотрят они, но не видят, слушают, но не слышат и не могут понять.
 
Я говорю с ними притчами, потому что они видя не видят, слыша не слышат и не понимают.

Так исполняется пророчество Исайи: Будете слушать, но не поймёте, будете смотреть, но не увидите.
 
С ними исполняется пророчество Исайи, как сказано: “Ухом будете слышать и не понимать. Оком будете смотреть и не видеть.

Очерствело сердце этого народа, они еле слышат и закрыли глаза. Не хотят они видеть и слышать, не хотят ничего понимать, а не то вернулись бы ко Мне и Я бы их исцелил42.
 
Закоснели умы в этом народе. Заложило у них уши и заслонились глаза, и не могут они глазами видеть, ушами слышать, сердцем понимать и ко Мне обратиться, чтобы Я исцелил их.”

Счастливы ваши глаза, ибо они видят, и ваши уши, ибо они слышат.
 
Поэтому счастливы ваши очи — они видят, и уши — они слышат.

Говорю вам истину: многие пророки и праведники хотели увидеть то, что вы видите, и услышать то, что вы слышите, но им не довелось.
 
Поверьте Мне, не один пророк и праведник желал видеть, что вы видите — и не увидел; и слышать, что вы слышите — и не услышал.

Вот вы и послушайте, что означает притча о сеятеле.
 
Слушайте, к чему притча о сеятеле.

Если кто слышит слово о Царстве и не понимает, то приходит Враг и выдёргивает всё, что посеяно в его сердце. Это и есть посеянное у дороги.
 
Один слышит Слово о Царстве и остается глух. Приходит Окаянный и подбирает что заронилось. Вот о ком рассыпанное по тропе.

Посеянное на каменистой почве — это тот, кто слышит слово и тут же с радостью его принимает,
 
А упавшее среди камней — о том, кто слышит Слово и тут же с радостью его принимает,

но лишён корня и постоянства, так что во время притеснений и гонений за слово он сразу же отступается.
 
Но корня не пустил и долго не держится. С началом испытаний и гонений за Слово он сникает.

Посеянное в колючих кустах — это тот, кто слышит слово, но мирские заботы и страсть к богатству заглушают это слово, и оно остаётся бесплодным.
 
Упавшее в терние — о том, кто слышит Слово, но мелочи жизни и обольщение богатства заглушают Слово, и оно не дает плода.

А посеянное в хорошую землю — это тот, кто слышит слово и понимает его. Вот он и приносит урожай — в сто крат, либо в шестьдесят или тридцать».
 
А упавшее на хорошую почву — о том, кто слышит Слово и не глух. Он оправдывается плодами: один во сто крат, другой в шестьдесят, третий в тридцать».

Он поведал им ещё одну притчу: «Царство Небесное — это как если бы человек посеял на своём поле пшеницу,
 
Иисус рассказал другую притчу: «Царство Небесное — это вот как такой случай. Хозяин посеял в поле чистое семя.

а когда все спали, пришёл его недруг, посеял поверх пшеницы сорную траву и ушёл.
 
Люди спали. Пришел враг, посеял среди пшеницы сорняки и ушел.

Пшеница взошла и заколосилась, но проросли и сорняки.
 
Когда взошли и стали созревать хлеба, появились и сорняки.

Работники пошли и сказали хозяину: “Господин наш, разве не пшеницу ты посеял на поле? Откуда же там сорняки?”
 
К хозяину пришли рабы и говорят: “Сударь! Ты сеял в поле чистое семя. Откуда же там сорняки?”

Хозяин ответил: “Это сделал мой недруг”. Работники предложили: “Хочешь, мы пойдём и прополем пшеницу?”
 
Хозяин ответил: “Это мог сделать только враг.” Тогда рабы говорят: “Давай мы пойдем выполем ниву.”

Но хозяин сказал: “Не надо. Как бы заодно с сорняками вы не выдернули и пшеницу!
 
Но он сказал: “Нет. А не то вместе с сорняками как бы не повыдергать вам и пшеницу.

Пусть и то и другое растёт до жатвы. А когда придёт время жатвы, я велю жнецам, чтобы они сперва вырвали сорную траву, связали её в снопы и сожгли, а пшеницу собрали в закрома”».
 
Пусть они вместе растут до жатвы. А с началом жатвы я скажу жнецам: первым делом возьмитесь за сорняки, свяжите их в снопы и спалите. А пшеницу снесите в амбары”».

Он поведал им и другую притчу: «Царство Небесное — как горчичное семечко, которое человек посадил на своём поле.
 
Иисус рассказал еще одну притчу: «Царство Небесное — это как горчичное зернышко, которое сажают в огороде.

Это самое маленькое из зёрен, но оно вырастает выше всех огородных кустов и становится деревом, в ветвях которого птицы вьют гнёзда43».
 
Маленькое семя вырастает выше всех кустов и становится деревом. Прилетают птицы и вьют в его ветвях гнезда».

Он рассказал им ещё одну притчу: «Царство Небесное — как дрожжи. Женщина взяла горстку дрожжей на целых три меры муки — и получилось тесто».
 
И рассказал другую притчу: «Царство Небесное — это как закваска. В три меры муки женщина вложила закваску — и заквашенное взошло».

Всему этому Иисус учил людей в притчах, а без притчи не говорил ничего,
 
Иисус обо всем говорил в толпе притчами. И ко всему у Него всегда была своя притча.

чтобы исполнилось сказанное через пророка: Буду говорить притчами, поведаю то, что скрыто от сотворения мира44.
 
Исполнилось сказанное через пророка: «Буду говорить притчами, буду рассказывать что было тайного с сотворения мира».

Отпустив народ, Он вошёл в дом. Тогда ученики попросили Его: «Растолкуй нам притчу о сорняках на поле».
 
Он оставил толпу и зашел в дом. Его окружили ученики и просят: «Растолкуй нам притчу о сорняках в поле».

Он сказал: «Сеющий пшеницу — это Сын Человеческий,
 
Он ответил: «Сеющий чистое семя — это Сын человеческий,

поле — это мир, а пшеница — наследники Царства. Сорняки — это наследники Врага,
 
Поле — это мир, чистое семя — те, кто свой в Царстве, а сорняки — от Окаянного.

тот, кто их посеял, — это Дьявол, жатва — окончание Века, а жнецы — ангелы.
 
Их посеял враг. Это Дьявол. Жатва — это конец света, а жнецы — ангелы.

И как собирают сорную траву и сжигают в огне, так будет и при окончании Века:
 
Как собирают и бросают в огонь сорняки — так будет в конце света.

Сын Человеческий пошлёт своих ангелов и они заберут из его Царства всё, на чём спотыкаются люди, и всех, кто нарушает Закон,
 
Сын человеческий пошлет Своих ангелов, и они уберут из Его Царства всех грешников вместе с их злыми делами

и бросят в печь, в огонь45. Там будут рыдать и скрежетать зубами.
 
И бросят их в горящую печь — там будет плач и зубовный скрежет.

А праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца своего. Пусть имеющий уши услышит!
 
А праведники в Царстве Отца своего будут сиять, как солнце. У кого есть уши — слушай!

Царство Небесное — как закопанный на поле клад. Один человек нашёл его, снова закопал и на радостях пошёл, продал всё, что имел, и купил то поле.
 
Царство Небесное — это драгоценный клад, зарытый в земле. Счастливец нашел его и тут же опять зарыл. На радостях он продает все, что у него было, и покупает эту землю.

И ещё, Царство Небесное — это как если бы купец, что скупает хороший жемчуг,
 
Царство Небесное — это жемчужина. Торговец охотится за дорогим жемчугом

вдруг встретил одну бесценную жемчужину. Тогда он всё распродаст и купит её.
 
И нападает на жемчужину редкой красоты. Он продает все, что у него было. И покупает ее.

И ещё, Царство Небесное — как заброшенный в море невод, куда попадает всякая рыба.
 
Царство Небесное — это невод. Невод забросили в море — и наловили много всякой рыбы.

Как только он наполнится, рыбаки вытаскивают его на берег, отбирают хорошую рыбу и бросают в корзины, а негодную выбрасывают вон.
 
Полный невод вытащили на берег, расселись вокруг и все хорошее собрали в корзины, а плохое выбросили.

Так будет и при окончании Века: придут ангелы, заберут виновных прочь от правых,
 
Так будет и в конце света: придут ангелы, отделят плохих людей от хороших

и бросят в печь, в огонь. Там будут рыдать и скрежетать зубами.
 
И бросят их в горящую печь — там будет плач и зубовный скрежет.

Вы поняли всё это?» Ученики ответили: «Да».
 
Понятно ли вам все это?». Они отвечали: «Да».

И Он сказал им: «Так вот, всякий книжник, что стал учеником Царства Небесного, похож на хозяина, который выносит из дому и новое и старое».
 
Иисус сказал: «А для книжника учение о Царстве Небесном — это как тот случай, когда хозяин дома вытаскивает из кладовой и новые вещи, и старье».

Рассказав эти притчи, Иисус отправился дальше.
 
Этими притчами Иисус завершил там Свое пребывание.

Придя в родной город, Он стал учить в синагоге, а люди поражались и спрашивали: «Откуда у Него эта мудрость и сила?
 
Он вернулся в родной город и учил народ в синагоге. Про Него, недоумевая, говорили: «Откуда у Него эта мудрость и эти чудесные способности?

Разве Он не плотников сын? Его мать зовут Мариам, а Его братья — Иаков, Иосиф, Шимон и Иуда?
 
Мы что, не знаем, что это сын плотника? Что Мария — Его мать? А Иаков, Иосиф, Симон, Иуда — Его братья?

И разве не здесь, не у нас, все Его сёстры? Так откуда же у Него всё это?»
 
Что все эти вот тут у нас сестры — Его сестры? Откуда же у Него все это?».

И Он стал для них камнем преткновения. А Иисус сказал: «Пророка чтят повсюду, но не в его городе и не в его доме».
 
И все у Него было им не так. Иисус сказал: «Нет пророка в своем отечестве! Где угодно, только не у себя дома».

Там Он сотворил мало чудес из-за их неверия.
 
Из-за их неверия Он не совершил там больших чудес.

Примечания:

 
Открытый перевод
[42] Ис 6:9сл греч.
[43] Пс 103:12 греч.
[44] Пс 77:2.
[45] Дан 3:6.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.